Какое государство не смогло осуществить мягкую посадку на луну

Обновлено: 17.09.2024

РОСКОСМОС-СПОРТ


Есть мягкая посадка на Луну!


Проводя политику последовательного и быстрого усложнения космических проектов, С.П.Королев уже в конце 1959 года предложил проект выполнения мягкой посадки на Луну. Поддержанный руководством СССР, дерзкий план был реализован в программе создания автоматических лунных станций типа Е-6.

При реализации проекта были решены также такие задачи, как запуск космических аппаратов в дальний космос с промежуточной околоземной орбиты, использование автономной астроориентации, коррекция траектории полета на большом удалении от Земли, осуществление прецизионного прицеливания и мягкая посадка на небесное тело, лишенное атмосферы.

Основным научным прибором, который планировалось доставить на Луну, была панорамная телевизионная камера. Кроме того, на борту станции находились приборы для регистрации космического излучения.

Однако в связи с тем, что ракетно-космическая техника на тот момент только набирала статистику полетов и не обладала высокой надежностью, лётные испытания станций Е-6 сопровождались трудностями.

В 1965 году С.П.Королев передал межпланетную тематики из ОКБ-1 на Московский машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина, где под руководством Г.Н.Бабакина было освоено производство обновленной станции Е-6М, которая в результате и достигла успеха.

2 июня 1966 года Surveyor 1 совершил мягкую посадку на Луну


Алгоритм подготовки к высадке человека на Луну был очевиден с самого начала космической эры. Он состоял из трех этапов. Во-первых, надо было долететь до Луны, во-вторых, удержать на лунной орбите космический аппарат с людьми, в-третьих, совершить мягкую посадку на Луне и стартовать оттуда обратно.

За два с половиной года с начала 1967 года американцы запустили к Луне 9 космических аппаратов, четыре из которых совершили мягкие посадки в автоматическом режиме, а два с экипажами на борту выходили на лунную орбиту и покидали ее для возвращения на Землю. Десятый по счету американский запуск закончился выходом на поверхность Луны первых людей.


Нил Армстронг и Эдвин Олдрин (архив НАСА)

http://galspace.spb.ru/index103.html

КСМ совершал разворот и пристыковывался к ЛЭМ с обратной стороны. Вся эта система выходила на окололунную орбиту, двое астронавтов перемещались в ЛЭМ, который затем отсоединялся и брал на себя роль спускаемого аппарата, совершая посадку на лунную поверхность. В это время КСМ продолжал свой полет по лунной орбите с третьим астронавтом на борту.


Схема лунного экспедиционного модуля

Бросается в глаза то, что ЛЭМ, хотя и является, по идее, самостоятельным летательным аппаратом, имеет нехарактерную для последних обтекаемую форму, а скорее смахивает на какое-то насекомое. Впрочем, на Луне атмосферы нет, и поэтому вопрос о ее сопротивлении вроде как снимается сам собой. Возможно, форма ЛЭМ и впрямь принципиального значения не имеет.

Но ведь, в любом случае, он должен быть способен преодолевать лунное притяжение: оно хоть и меньше земного, но все-таки существует. Соответственно, для этого модуль должен быть оснащен системой двигателей, которые мы видим на схеме. Есть они и на снимке НАСА, где такой же лунный модуль гордо красуется на поверхности Луны.


Обычный листодув производит давление порядка 0,035 атмосферы, но и это слабое дуновение образует в земле маленькие воронки и вместе с листьями сдувает пыль и песок. А тяжелый ЛЭМ умудрился прилуниться, не только не образовав сколько-нибудь заметной вмятины, но даже и не сдув пыль.

Если принять во внимание отсутствие на Луне атмосферы, задерживающей пылинки, нетрудно представить себе, какой колоссальный выброс пыли и близлежащих камней устроил бы мощный ракетный двигатель в космическом вакууме! Те же луномобили, разъезжая по Луне (якобы), выбрасывали из-под колес буквально каскады пыли и камней. А уж во время посадки лунного модуля пыль и камни из-под сопла должны были бы разлетаться по всему Морю Спокойствия. А тут даже пылинки не потревожили!

Скорее представляется вероятным, что макет модуля просто притащили и поставили на пол съемочного павильона, слегка припорошенного белой пылью и песком (или чем там еще ребята из НАСА имитируют лунный грунт).

Еще раз взглянем на новенькое чистенькое сопло главного двигателя. На схеме оно расположено в самом центре спускаемой платформы модуля, что, кстати, вполне логично и соответствует законам физики. Но на ЛЭМ, якобы стоящем на поверхности Луны, сопло (а, следовательно, и сам центральный двигатель) смещено к передней его части. А ведь по мере снижения ЛЭМ смещенное расположение сопла должно было нарушить равновесие неуклюжего аппарата и заставить его кувыркаться до самой поверхности Луны, сколько бы стабилизирующих движков ни пытались сохранить вертикальное положение модуля.

Далее. Правая опора ЛЭМ на самом краю снимка исчезает за кадром. Возьмите карандаш и набросайте продолжение этой опоры. Почему на снимке нет тени от нее? Ведь передняя опора ее отбрасывает – толщиной в половину диаметра самой опоры. А у флага, стоящего слева от ЛЭМ, тени нет вообще. Еще один интересный момент. Левая часть фотографии ярко освещена, правая же – более тусклая. Что это – еще одно недокументированное геологическое чудо, когда яркая белая пыль резко переходит в тусклую темную?


Это произошло 7 сентября, когда Индийская организация космических исследований (ISRO) потеряла связь со своим лунным кораблем Викрам во время попытки совершить посадку на южный полюс Луны.

Индия была готова стать четвертой страной, которая когда-либо успешно и мягко садилась на лунный реголит, сделав это в том месте, которого ранее ни одна страна не достигла. Хотя космическое агентство все еще пытается восстановить связь с Викрамом, который был замечен с лунной орбиты, несчастливая последовательность посадки выглядела болезненным отголоском ситуации в начале этого года, когда частный израильский корабль Берешит врезался в наш естественный спутник.

Но почему именно так трудно совершить посадку на поверхность Луны?


Находясь на орбите, космический корабль поддерживает связь с Землей, используя сеть Deep Space Network НАСА, которая состоит из трех объектов в разных частях земного шара, с параболическими тарелками, которые находятся в контакте с роботизированными зондами в космосе. Сбой связи мог быть одной из причин проблем Викрама, поскольку агентство потеряло связь с посадочным аппаратом, когда он находился всего в 2 километрах над поверхностью Луны .

НАСА в настоящее время работает с коммерческими компаниями, которые планируют доставить роботов на Луну в ближайшие годы. Этим будущим лунным навигаторам нужно будет доверять своим датчикам, сказала Дуайер Чанчоло.

Китайский зонд Чанъэ-4, который совершил посадку на лунном склоне и спустил на поверхность ровер Yutu-2, дает некоторое утешение тем, кто обеспокоен трудностями при посадке на Луну. Индийские инженеры не сильно расстроились – их орбитальный аппарат Chandrayaan-2 все еще функционирует и занимается изучением Луны. Возможно их следующая попытка посадки будет более успешной.

Читайте также: