Какой способ размножения характерен для растения изображенного на рисунке делением куста спорами

Обновлено: 12.09.2024

Известно, что лишайники — группа симбиотических организмов. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка два утверждения, относящиеся к описанию данных признаков лишайников. Запишите в ответе цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Лишайники разнообразны по внешнему виду. Среди них выделяют накипные, листоватые и кустистые.

2) Тело лишайника — слоевище — состоит из нитей грибницы, в которых находятся одноклеточные водоросли.

3) Нити гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках водорослей образуются органические вещества. Как правило, гриб отдельно от входящих в его состав водорослей жить не может.

4) Растут лишайники медленно. Например, ягель за год вырастает всего на 1−3 мм. При этом продолжительность жизни лишайников до 50−100 лет.

5) В связи с очень медленным ростом лишайники могут выжить только в местах, где есть свободные площади для фотосинтеза. Нередко лишайники растут на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев).

Пояснение . Лишайники — группа симбиотических организмов:

2) Тело лишайника — слоевище — состоит из нитей грибницы, в которых находятся одноклеточные водоросли.

3) Нити гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а в клетках водорослей образуются органические вещества. Как правило, гриб отдельно от входящих в его состав водорослей жить не может.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1.Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

hello_html_1c40b053.jpg

2.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) оплодотворение 2) деление 3) эмбриональный период 4) спора

3.Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развитие вороны из яйца 2) почкование гидры 3) деление амёбы 4) размножение тюльпана луковицами 5) размножение сосны семенами 6) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки

4. Установите соответствие между характеристиками и типами деления клетки: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

Б.расхождение к полюсам клетки сестринских хроматид

В. Распределение хромосом по экватору клетки

Г.расхождение к полюсам клетки двухроматидных хромосом

Д.коньюгация гомологичных хромосом

Е. редукция числа хромосом

5.Какой способ размножения характерен для растения, изображенного на рисунке?

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а личинка – в ___________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1.почва 2.вода 3.лес 4.неполное превращение 5.полное превращение 6.куколка 7.гусеница 8.яйцо 9.личинка

7. Верны ли суждения об эмбриональном развитии организмов?

А. После оплодотворения и дробления формируется однослойный зародыш – бластула

Б. Из мезодермы развиваются мышечные ткани, кровь, головной мозг и почки.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения не верны

8.Характеристикой мутационной изменчивости является:

1. носит групповой характер 2.не наследуется 3.обусловлена нормой реакции 4.наследуется

9.Примером изменчивости с узкой нормой реакции является:

1.размеры листовых пластин у лавровишни 2. рост человека 3. Количество жировых отложений человека 4.жирность молока

1. С чем связано возникновение синдрома Дауна у ребёнка?

2. Что влияет на вероятность рождения ребёнка с синдромом Дауна?

3. Возможно ли преодолеть отставание в умственном развитии ребёнка с синдромом Дауна?

Синдром Дауна

Синдром Дауна − одна из форм геномной патологии, при которой хромосомы 21-й пары вместо нормальных двух представлены тремя копиями. Синдром получил название в честь английского врача Джона Дауна, впервые описавшего его в 1866 году. Связь между происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена только в 1959 году французским генетиком Жеромом Леженом.

Синдром Дауна не является редкой патологией − в среднем наблюдается один случай на 700 родов; в данный момент благодаря диагностике во время беременности частота рождения детей с синдромом Дауна уменьшилась до 1 к 1100. У обоих полов аномалия встречается с одинаковой частотой. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических классов. Синдром Дауна обусловлен случайными событиями в процессе формирования половых клеток и/или беременности. Поведение родителей и факторы окружающей среды на это никак не влияют.

Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24 лет, вероятность этого 1 к 1562, до 30 лет − 1 к 1000, от 35 до 39 лет − 1 к 214, а в возрасте старше 45 вероятность 1 к 19. По последним данным, отцовский возраст, особенно если он больше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

Существует ряд дородовых признаков синдрома Дауна, например характерные УЗИ-признаки. Кроме того, имеются различные неинвазивные и инвазивные способы диагностики. Самый точный результат дают инвазивные методики, однако они могут провоцировать выкидыш.

Степень проявления задержки умственного и речевого развития зависит как от врождённых факторов, так и от занятий с ребёнком. Дети с синдромом Дауна обучаемы. Занятия с ними по специальным методикам, учитывающим особенности их развития и восприятия, обычно приводят к неплохим результатам. Так как степень обучаемости детей сильно варьируется, их успех в обучении по стандартной школьной программе может быть различен.. Проблемы в обучении, имеющиеся у детей с синдромом Дауна, встречаются и у здоровых детей, поэтому родители первых могут попробовать использовать общую программу обучения, преподаваемую в школах.

Известен случай получения человеком с синдромом Дауна университетского образования.

hello_html_m25fd889.jpg

Если наблюдать за культурой дрожжей в микроскоп, можно увидеть, как на одном конце клетки дрожжей появляется бугорок, который разрастается и отделяется от материнской клетки. Иногда дочерняя клетка часто не теряет связи с материнской, а сама начинает образовыватьбугорки.
В результате образуются короткие цепочки клеток (как это видно на рисунке).

Как называется данный процесс у дрожжей?

2.В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

С полным превращением

С неполным превращением

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1.стрекоза 2.саранча 3.муравей 4.таракан

3. Выберите три верных ответа из шести. Мутациями являются:

а) позеленение клубней картофеля на свету б) альбинизм

в) синдром Дауна г) искревление ствола сосны, растущей в трещине скалы

д) превращение головастика в лягушку е) возникновение белых глаз у дрозофилы

4.Установите соответствие между примерами и формами размножения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

Б. размножение усами клубники

В. Выметывание икры рыбами

Д.деление надвое бактерий

5.Как называют способ вегетативного размножения растений, изображённый на рисунке?

1) размножение с помощью листового черенка

2) размножение прививкой

3) размножение с помощью видоизменённого побега

4) размножение отводками

Наследственность- это свойство организмов передавать признаки потомству из поколения в поколение. Элементарная единица наследственности –это ______(А). Совокупность внешних и внутренних признаков организма –это ______(Б). Передача признаков происходит в процессе _______(В). Науку, изучающую закономерности наследственности и изменчивости организмов, называют _______(Г).

Перечень терминов: 1)хромосома 2)ген 3)генетика 4)фенотип 5)экология 6)генотип 7)размножение 8)сближение

7.Верны ли суждения о мейозе?

А.Перед профазой I мейоза репликация ДНК не происходит

Б.В результате мейоза набор хромосом уменьшается в два раза

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4) оба суждения не верны

8.Признаком ненаследственной изменчивости является:

1.изменяется генотип 2.может проявляться у всех особей вида одновременно 3.носит случайный характер 4.является индивидуальной

9.Из энтодермы развивается

1)головной мозг 2)тонкая кишка 3)мышцы 4)хрящи

1) О каких двух способах размножения организмов идёт речь в тексте?

2) Что происходит в процессе полового размножения?

3) Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.

Размножение

Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.

В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.

При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

10.Пояснение. К тексту синдром Дауна

1. Синдром Дауна возникает у детей с лишней 21-й хромосомой.

Синдром Дауна возникает у детей с трисомией по 21-й хромосоме.

2. Возраст родителей, в особенности матери.

3. Да, возможно, при использовании определённых методик ребёнок может учиться по обычной школьной программе.

10.Пояснение. К тексту размножение

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) бесполое и половое

2) объединение генетической информации от двух особей

3) Половое размножения характерно только для эукариотических клеток.

Примечание - аргументы "недостатка полового размножения"

Необходима энергия на поиски партнера, происходит потеря гамет. Так же требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия для скрещивания.

vegetativnoye razmnozheniye

Вегетативное размножение осуществляется за счет деления клеток вегетативных органов растений.

Известны следующие способы вегетативного размножения растений:
1) с помощью видоизмененных побегов (клубни, луковицы, корневища, усы-столоны);
2) частями вегетативных органов (стебли, листья, корни);
3) прививкой (почки).

Размножение видоизмененными побегами

Размножение растений корневищами широко используется при озеленении площадей, скверов, школьных дворов. Корневища таких растений, как ирис, ландыш, делят на части таким образом, чтобы на каждом отрезке оставалось по 2 -3 почки, и сажают в почву. Из каждой части корневища развивается растение. На следующий год оно уже может цвести. Первоначально корневищные растения дают 1—2 побега, затем их число ежегодно увеличивается (рис.1).

корневище ландыша

Рис.1 Корневище ландыша

Клубнями чаще всего размножают картофель. Если клубень большой, его делят пополам или на несколько частей, оставляя на каждой из них 1-2 глазка (рис.2).

размножение клубнями

Рис.2 Размножение клубнями

Лук, чеснок, лилии, тюльпаны, гиацинты и многие другие растения размножаются луковицами. Этот способ размножения позволяет вызывать цветение даже зимой (рис.3).

размножение-луковицами

Рис.3 Размножение тюльпана луковицами

Усами-столонами чаще всего размножают землянику. В месте соприкосновения длинных усов с землей появляются придаточные корни. Затем развивается укороченный побег. Отделив от усов молодые розетки, их рассаживают (рис.4).

размножение-столонами

Рис.4 Размножение земляники усами-столонами

Размножение частями вегетативных органов

Молодые побеги можно получить из стебля, листа, корня. Часть стебля с почками, используемую для размножения, называют черенком. Для размножения ивы, тополя, клена, винограда и других растений используют зимние (без листьев) и летние (с листьями) побеги (рис.5).

размножение-черенками

Рис.5 Размножение черенками

В приусадебном садоводстве широко применяется размножение отводками. Для этого ветку, например смородины,пригибают к земле, закрепляют и присыпают, оставляя верхушку над почвой. Укоренившийся отводок отделяют от материнского растения и высаживают в отведенном месте (рис.6)

размножение-отводками

Рис.6 Размножение отводками

Стеблевыми зелеными побегами размножают многолетние декоративные цветы (гвоздику, пеларгонию, колеус, традесканцию, фикус и т. д.). Для этого у комнатного растения отделяют молодой побег длиной 10-15 см, высаживают его в цветочный горшок с заранее подготовленной почвой (дно горшка заполняют песком на 1-2 см) и поливают (рис.7).

Вегетативное размножение растений

Рис.7 Размножение стеблевыми побегами

Бегонию и фиалки можно размножить листьями или даже их частями. А у бриофиллюма маленькие побеги-розетки уже с корнями развиваются прямо на краю листовой пластинки материнского растения (рис.8).

Размножение листьями

Рис.8 Размножение листьями

Делением куста размножают маргаритки, крыжовник, малину, смородину и др. В качестве зеленой изгороди часто высаживают шиповник, который размножают делением корня, корневыми черенками.


Формирование придаточных почек на корнях дает начало корнеотпрысковым побегам. От этих побегов отрастают придаточные корни. Со временем они обособляются и становятся самостоятельными. Даже небольшие кусочки корня (1-4 см), имеющие придаточные почки, дают начало новым надземным побегам.

Размножение прививкой

Прививка — это приживление части одного растения (привой) на укорененный сеянец другого растения (подвой). Этот способ вегетативного размножения чаще всех используют садоводы для создания новых, устойчивых к холоду и вредителям растений.с желаемыми вкусовыми качествами. Например, для создания холодостойких сортов фруктовых деревьев черенок культурного растения прививают к дичку (побегу, выращенному из семени). Холодостойкость подвоя (дичка) передается побегам, развившимся из привитой части культурного растения. Существует более 150 способов прививок. Из них наиболее часто используют прививку черенком и прививку глазком (почкой).

Прививка черенком (копулировка) производится путем пересадки черенка с почками от одного растения на косой срез такой же по толщине ветки подвоя. Плотно соединяемые части должны срастись (рис.9).

Для прививки глазком (окулировка) с культурного растения срезают почку, захватывая небольшую часть стебля (кору и древесину). На коре подвоя делают Т-образный разрез. Затем тупым концом окулировочного ножа отворачивают уголки коры и вставляют кусочек коры привоя с почкой такой же длины, как и разрез. После этого прививку обвязывают узкой полоской особой пленки, оставив почку открытой (рис.10).

размножение окулировкой

В специально оборудованных лабораториях новые растения выращивают из клеток образовательной ткани.


Вегетативное размножение — это размножение вегетативными органами (корень, стебель, лист) их частями или видоизменениями (корневище, клубень, луковица, усы-столоны). Корневищем размножаются ландыш, ирис; клубнями — картофель; луковицами — лук, чеснок, лилия; усами-столонами — клубника, земляника. Частями стебля — черенками — размножают иву, тополь, виноград; листьями размножают фиалку, бегонию, частями корня с придаточными почками — малину, шиповник. Прививка — способ приживления части одного растения с почкой на другое растение.

В Задании №5 сделан упор на принадлежность растения к таксономической единице, а также на признаки, по которым растение можно отнести к выбранному таксону. Тематика заданий: растения Бал: 1 Сложность задания: ♦ ◊◊ Примерное время выполнения: 1,5 мин.

Разбор типовых вариантов заданий №5 ОГЭ по биологии

Характеристика отдела

Вариант 5ОБ1

Самыми типичными представителями отдела голосеменные являются хвойные растения, семена у которых располагаются открыто, на поверхности чешуй шишек. У этих растений нет плодов. Ответ: 2.

Вариант 5ОБ2

  1. папоротниковидных
  2. голосеменных
  3. плауновидных
  4. покрытосеменных

Характеристика класса

Вариант 5ОБ3

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file.jpg

На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?

C:\Users\Ксенья\Desktop\признаки двудольных и однодольных.jpg

Двудольные и однодольные растения отличается по ряду признаков, которые необходимо выучить. Это легко запомнить, если проанализировать одно хорошо знакомое однодольное растение и одно хорошо знакомое двудольное растение. Как видно из схемы, число лепестков, кратное пяти, – признак двудольных растений. Ответ: 2.

Вариант 5ОБ4

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (1).jpg

На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?

Вариант 5ОБ5

  1. число семядолей в семени
  2. дуговое или параллельное жилкование
  3. тип корневой системы
  4. формула цветка

Главный признак, по которому растение относят к тому или иному семейству – строение цветка и плода . Ответ: 4.

Вариант 5ОБ6

  1. деревья
  2. кустарнички
  3. кустарники
  4. травы

При упоминании про однодольные сразу вспоминаются злаки. Они составляют подавляющее большинство однодольных растений. По жизненной форме они являются травами. Ответ: 4.

Вариант 5ОБ7

  1. класс Двудольные
  2. отдел Моховидные
  3. отдел Голосеменные
  4. класс Однодольные

Характеристика семейства

Вариант 5ОБ8

  1. листьев
  2. семени
  3. цветка
  4. корней

Признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства – строение цветка и плода. Ответ: 3.

Вариант 5ОБ9

  1. Розоцветные
  2. Лилейные
  3. Злаковые
  4. Сложноцветные

C:\Users\Ксенья\Desktop\вставочный рост.jpg

Вставочный рост характерен для представителей семейства злаковые: Ответ: 3.

Вариант 5ОБ10

  1. коробочка
  2. стручок
  3. зерновка
  4. семянка

Вариант 5ОБ11

  1. орех
  2. семянка
  3. боб
  4. стручок

Вариант 5ОБ12

  1. зерновка
  2. семянка
  3. ягода
  4. орех

Растения различных биотопов

Вариант 5ОБ13

  1. бодяк полевой
  2. подорожник большой
  3. пырей ползучий
  4. рогоз широколистный

C:\Users\Ксенья\Desktop\jIhgPRpbICI.jpg

По берегам пресных водоемов обитают такие растения как камыш, рогоз и тростник. Ответ: 4.

Задания про мох

Вариант 5ОБ14

  1. имеют листья , стебель и ризоиды
  2. способны к фотосинтезу
  3. размножаются спорами
  4. в процессе их развития происходит чередование поколений

C:\Users\Ксенья\Desktop\527efb8458be2f55447cd9c115c5891b.jpg

Мох можно отличить по наличию таких составных частей как стебель, лист и ризоиды (аналог корней). Ответ: 1.

Вариант 5ОБ15

  1. заросток в виде зелёной пластины
  2. предросток в виде зелёных нитей
  3. растения с листьями
  4. семена будущего растения

C:\Users\Ксенья\Desktop\жц кукшкиного льна.jpg

Жизненный цикл мха кукушкин лен: Из споры развивается предросток. Ответ: 2.

Вариант 5ОБ16

  1. Покрытосеменные
  2. Моховидные
  3. Голосеменные
  4. Папоротниковидные

C:\Users\Ксенья\Desktop\get_file (4).jpg

На картинке изображен мох. Ответ: 2.

Задания про папоротники

Вариант 5ОБ17

  1. слоевищных мхов
  2. нитчатых зелёных водорослей
  3. листостебельных мхов
  4. папоротникообразных

Корневая система отсутствует у водорослей и мхов. В первые она появляется у папоротникообразных. Ответ: 4.

Вариант 5ОБ18

  1. заростки
  2. половые клетки
  3. споры
  4. предростки

C:\Users\Ксенья\Desktop\огэ материалы\slide-3.jpg

На листостебельном растении образуются споры. Ответ: 3.

Задания про водоросли

Вариант 5ОБ19

  1. ядре
  2. хроматофоре
  3. светочувствительном глазке
  4. пульсирующей вакуоли

Способы размножения растений

Вариант 5ОБ20

На рисунке представлено размножение листовым черенком. Очень популярный способ для размножения фиалок. Ответ: 4.

Вариант 5ОБ21

  1. тюльпан
  2. картофель
  3. морковь
  4. земляника

Единственным луковичным растениям из вышеперечисленных является тюльпан. Он и размножается луковицами. Ответ: 1.

Вариант 5ОБ22

На изображении представлено размножение прививкой. Так размножают плодовые деревья. Берется молодая ветка желаемого дерева, а на другом дереве делается надрез в коре. Ветку помещают в свежий разрез и прочно приматывают. Ответ: 3.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что такое размножение?

  • это способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани или потерянные органы.
  • это свойство живого организма, заключающееся в увеличении числа особей.
  • это образование пыльцы.
  • это совсем не нужная способность живых организмов.
Вопрос 2

Что такое оплодотворение?

  • это образование дочернего организма.
  • это процесс слияния мужской и женской половых клеток.
  • это процесс увеличения количества особей данного вида.
  • это процесс, при котором образуются дочерние особи из материнского.
Вопрос 3

. – это способ размножения, при котором новый организм развивается из соматических клеток, а не гамет.

  • Половое размножение
  • Спорообразование
  • Простое деление
  • Бесполое размножение
Вопрос 4

К вегетативному размножению способны:

  • Споровые растения
  • Цветковые растения
  • Семенные растения
  • Все отделы царства растений
Вопрос 5

Верны ли следующие суждения?

А. Половое размножение может осуществляться с помощью гамет и спор.

Б. Бесполое размножение может осуществляться вегетативно и с помощью спор.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба суждения верны
  • Оба суждения неверны
Вопрос 6

Установите соответствие между способами размножения растений и их характеристиками.

  • Происходит с помощью черенков
  • осуществляется без участия гамет
  • происходит слияние гамет
  • в результате образуется зигота
  • потомство обладает теми же свойствами, что и материнский организм
Вопрос 7

Верны ли следующие суждения?

А. В результате бесполого размножения дочерний организм имеет отличные от радительских признаки.

Б. В результате полового размножения дочерний организм имеет сходные с родительскими признаки.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Оба суждения верны
  • Оба суждения неверны
Вопрос 8

Какие слова пропущены в тексте? Выпишите на месте пропусков соответствующие цифры (форма слов изменена).

. (А) растений может осуществляться такими способами, как: половым и . (Б). При . (В) размножении дочерние организмы появляются в результате слияния половых клеток. При слиянии мужской и женской гамет образуется . (Г). Бесполое размножение подразделяют на . (Д) и вегетативное.

Читайте также: