Клод моне сирень на солнце описание

Обновлено: 04.10.2024



Работу над этой картиной Моне начал весной 1872 года в саду своего первого дома в Аржантей, близ Парижа. Под кустом цветущей сирени разместились две женские фигуры, одна из которых жена художника Камилла. Солнечный свет разливается в розовые, жёлтые, оранжевые тона, играет яркими бликами на листьях и одежде. Куст сирени склонился над людьми, будто предлагая им свою защиту от яркого солнца. Интересно, что именно "Сирень на солнце" стала первой картиной импрессионистов, которую привез в Россию русский коллекционер Сергей Щукин. Свои впечатления от созерцания этой картины поэт Осип Мандельштам выразил в стихотворении "Импрессионизм".

Сирень на солнце 1872-1873 г

История картины

Описание картины

Этим контрастом Клод Моне заставляет все, что остается позади, прятаться в тени.

Контекст

Место написания картины

  • Бледно-голубой.
  • Изумрудно-зеленый.
  • Розовато-сиреневый..
  • Фиолетовый.
  • Светло-бежевый.

Коллекция Клод Моне Сирень на солнце


Клод Моне
Сирень на солнце
1872-1873
Холст, масло
50×65 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена Иваном Щукиным в парижской галерее Дюран-Рюэля для Сергея Щукина 25 апреля 1899 за 8000 франков. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.

Инв.: Ж-3311

Инв. ГМНЗИ: 137

Сирень на солнце
Сирень на солнце

Сирень на солнце
Сирень на солнце


Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни

Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.

Сирень на солнце
Сирень на солнце


Щукин Сергей Иванович
27 июня (10 июля) 1854, Москва — 10 января 1936, Париж

Потомственный купец-фабрикант, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

© Музей нового западного искусства. Все права защищены.
Использование материалов регламентируется соглашением.

cvetet_siren1

Клод Моне. Сирень на солнце. 1872

Когда цветет сирень, то понятно: так природа встречает лето. Провожает его - рябина со своими ярко-красными горькими плодами. Как два верстовых столба по краям лета, сирень и рябина, обрамляют его: одна - в начале, другая - в конце. И в сирене, и в рябине поэты и художники находят образы человеческой жизни и судьбы.

Рябина - ее результат, ее горечь, а сирень - жизнь, пьянящая и манящая, душистая и обещающая, молодость, любовь, свежесть и ожидание счастья. Она пленяет девственной красотой и таинственностью, но только на миг, ее волшебство тает так же быстро, как первый снег. Есть древнегреческий миф о сирени.

Жила в давние времена прекрасная нимфа Сиринга, в которую влюбился бог Пан, друг бога Диониса. Но Пан был настолько страшным, что даже повитухи при его рождении испугались: он родился с рогами, ногами и бородой козла. Мать от страха бросила младенца на произвол судьбы и убежала. Его отец, Гермес, пожалел сына и принес его к богам на Олимп. Там его полюбили.

cvetet_siren

Но Пан захотел вернуться на землю и стал жить в лесу, ублажая лесных жителей своей игрой на свирели. И все бы хорошо, но однажды он встретил прекрасную нимфу Сирингу, в которую без ума влюбился. Увидев нимфу на охоте в своем лесу, он был покорен ее красотой и пошел за ней, чтобы сказать, какая она красивая.

Но гордая и капризная нимфа, давшая клятву оставаться целомудренной, потому что считала, что никто не достоин ее красоты, увидев козлобородого Пана, бросилась от него бежать. Когда Пан был совсем близко, она увидела речку и взмолилась речным богам, чтобы те ее спрятали. Боги превратили девушку в тростник, который получил название сирени.

cvetet_siren2

Пан обучает Дафниса игре на сиринге (римская копия греческой скульптуры, найденная в Помпеях)

Несчастный влюбленный Пан от горя и желания не расставаться с возлюбленной, сделал из нескольких тростиночек куста сирени свирель, которая напоминала ему о прекрасной нимфе.

По форме она была похожа на трубочки цветков сирени. Трубочку он так и назвал - Сиринга, которая в народе получила название флейты Пана (syrinx по-гречески - «трубка). Сиринга стала символом безмятежной радости, чистоты и идиллии.

В этом мифе – вся правда о сирени-Сиринге, таинственном образе романтической веры в воздушную мечту, фантом, выдуманный мир, который никогда не сбывается и рассеивается, как мираж, как только к нему приближаешься.

Не случайно цветет сирень белым, синим, лиловым и фиолетовым – цветами мечты, тайны и загадочности.

Михаил Врубель именно таким увидел куст сирени, передав ее мистический образ и таинственную душу в образе девушки, которая рождается из живописного куста в ночных сумерках, превращаясь из драгоценных каменных росписей сирени в прекрасную нимфу.

Куст Врубель писал с натуры, но сказочная идея рождения живого из неживого, воплощения души природы в осмысленный образ, была подсказана ему его фантазией. Картина – воплощение древнегреческого мифа о Сиринге, только наоборот.

cvetet_siren3

Михаил Врубель Сирень 1900

Здесь он увидел заросли сирени во всей ее цветущей красоте. Так возникла идея, которую он воплотил в самой сложной своей картине. Михаил Врубель пытался высказать в ней свою философию и свое творческое кредо: художник должен каждый раз стремиться преодолеть видимость формы, прорваться сквозь нее к смыслу.

Главное - стремление, процесс преодоления. Поэтому на картине процесс воплощения души в человеческий образ-смысл еще не завершен. Завершение будет означать смерть, т.к. дальше завершения движения нет. Но в мире процесс воплощения никогда не заканчивается. Возникают бесконечные острова смыслов, порождаемые каждым человеком из хаоса Бытия снова и снова.

cvetet_siren4

Захаров Евгений, Сирень

Сирень завораживает и очаровывает не только художников, но и поэтов. Она вызывает у них самые разные ассоциации, но в основном жизнеутверждающие, восторженные, любовные. Привожу в заключение только самые-самые понравившиеся любимых поэтов.

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы - и на тёмный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
(Александр Блок)

***

Клонясь под волнами ветров,
Сирень глядит в мое окно,
Она моих не слышит слов,
Ей все равно, ей все равно.
Ни снов и радостей и бед,
Она, смеясь, стучит в стекло,
В ней вовсе состраданья нет,
Ей все равно, ей все равно.
Она беспечна и нежна,
В ней есть и солнце и тепло,
Но не поймет меня она,
Ей все равно, ей все равно.
Опять настанет новый день,
И все, что было, то прошло,
Тебе ведь нравится сирень,
И все равно, и все равно
(Николай Гумилёв)

cvetet_siren6

Козлов Дмитрий, Сирень

Положим,- гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!
Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.
И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод, -
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.
(Сирень, Б.Пастернак )

***

Валентин Серов. Открытое Окно. Сирень. 1886

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.

Он понял масла густоту -
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.

А тень-то, тень всё лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, -
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.

Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
(Импрессионизм, О.Мандельштам)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Related posts

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.

Читайте также: