От скрещивания белозерного сорта ржи с желтозерным получились зеленозерные гибриды

Обновлено: 05.10.2024

89 семян зеленых, 28 желтых и 39 белых. Каковы генотипы родителей? Приведите соответствующие доказательства. Как наследуется данный признак? Приведите соответствующие статистические доказательства.

Ответ или решение 1

Поскольку скрещивание растений с двумя различными окрасками семян дало появление потомства с семенами третьей окраски, следует сделать вывод о промежуточном характере наследования данного признака. Так как зелеными семенами обладают все растения F1, следует сделать вывод о гомозиготности родительских растений, то есть, о чистоте их линий.

Обозначим ген, обуславливающий желтую окраску зерен ржи как С, а ген, обусловливающий белое окрашивание зерен этого растения как с.

Рожь с желтыми семенами будет записываться как СС, продуцируемые ею половые клетки — как С. Рожь с семенами белого цвета — сс, ее половые клетки — с.

Зерна зеленого цвета будут наблюдаться у гибридов F1, обладающих гетерозиготным генотипом Сс. Эти гибриды способны продуцировать половые клетки уже двух типов — С и с.

Теоретически возможное потомство от скрещивания гибридной ржи между собой будет представлено следующими вариантами:

рожь с зернами желтого цвета (СС) — 25%;

рожь с зернами зеленого цвета (Сс) — 50%;

рожь с зернами белого цвета (сс) — 25%.

Полученное процентное соотношение соответствует пропорции 1: 2:1.

Численные значения фактически полученных в F2 различных по окраске семян растения ржи также соответствуют найденной теоретически пропорции (28: 89: 39), что подтверждает предположение о промежуточном характере наследования окраски семян у ржи.

От скрещивания белозерного сорта ржи с желтозерным получились зеленозерные гибриды F1, а в F2 оказалось 1800 зеленых семян, 600 желтых, 800 белых.

Сколько разных генотипов среди зеленых семян F2?

Сколько разных генотипов среди белых семян F2?

Сколько полностью гомозиготных белых семян F2?

Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с желтозерной родительской формой?

Сколько разных генотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с белозерной родительской формой?

Решение задачи № 1:

1800 : 600 : 800 = 9 : 3 : 4. Такое расщепление характерно для комплементарного взаимодействия генов

АВ – зеленая окраска зерен

Ответы: 1) 4 (ААВВ, ААВв, АаВВ, АаВв)

2) 3 (ааВВ, ааВв, аавв)

4) 2 (зеленые и желтые)

5) 4 (ААВВ, ААВв, АаВВ, АаВв)

Схема скрещивания к 4-ому вопросу:

Г АВ, Ав, аВ, ав Ав, ав

F’ ААВв, Аавв, АаВв, Аавв

зеленые желтые зеленые желтые

Схема скрещивания к 5-ому вопросу:

Г АВ, Ав, аВ, ав аВ

F” АаВВ, АаВв, ааВВ, ааВв

Задачи для самостоятельного решения

Скрещивались белоплодный сорт тыквы с зеленоплодным. Гибриды F1 оказались белоплодные, а в F2 получилось 240 белоплодных, 60 желтоплодных, 20 зеленоплодных.

Сколько разных генотипов среди белоплодных растений в F2?

Сколько белоплодных растений F2 полностью гомозиготны?

Сколько растений F2 имеют такой же генотип, как F1?

Сколько разных генотипов среди желтоплодных растений в F2?

Сколько разных генотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с зеленоплодным сортом?

От скрещивания краснозерного сорта пшеницы с белозерным получились розовые семена F1, а среди F2 оказалось примерно:

100 красных зерен,

Сколько разных генотипов среди розовых семян F2?

Сколько розовых семян F2 гомозиготны по генотипу?

Сколько типов гамет образует растение, выросшее из гетерозиготного темно-розового зерна?

Сколько разных генотипов среди светло-розовых зерен F2?

Сколько разных фенотипов получится от возвратного скрещивания гибрида F1 с краснозерным сортом?

От брака негров и белых рождаются мулаты. Анализ потомства большого числа браков между мулатами показал, что среди потомков были черные, белые, мулаты, а также темные и светлые мулаты. Объясните результаты анализа, приведите схему браков, назовите характер взаимодействия генов.

Могут ли два светлокожих негра иметь детей более темных, чем они сами? А более светлых? Объясните.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Задачи по генетике

Выполнила ученица IX класса

МОБУ СОШ № 1 г. Белорецка

Проверила: учитель биологии

Моногибридное скрещивание.

Учитывается одна пара альтернативных (взаимоисключающих) признаков, следовательно, одна пара аллельных генов.

У томатов ген, обеспечивающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений, полученных от скрещивания гетерозиготных красноплодных растений с желтоплодными? Каковы их генотипы?

Решение задачи № 1

Ген, отвечающий за красный цвет плодов доминантный, обозначим А, ген желтой окраски плодов рецессивный, обозначим – а. Задача на моногибридное скрещивание, т.к. в условии растения отличаются 1 парой взаимоисключающих признаков (цвет плодов). Одна из родительских особей гетерозиготна, следовательно, эта особь несет гены одной аллельной пары в разном состоянии, один ген является доминантным, другой – рецессивным (Аа). Такая особь дает два типа гамет (А, а). Вторая особь желтоплодная, у нее оба гена находятся в одинаковом состоянии (аа), значит, особь гомозиготна и дает один тип гамет (а).

Зная генотипы родителей, запишем решение задачи и ответим на поставленный вопрос.

А – красные плоды

а – желтые плоды

F 1 – первое поколение

х – знак скрещивания

Ответ: гибриды F 1 демонстрируют расщепление по фенотипу в соотношении 1:1 – 50% красноплодных, 50% желтоплодных томатов. По генотипу расщепление в соотношении 1:1 – 50% гетерозиготных особей (Аа), 50% гомозиготных особей (аа).

Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя

определять, к какому разделу она относится : моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом, или наследование признаков при взаимодействии генов. Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки.

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 2. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена . Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А , В , 0 . Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0 , тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Ответ: __________________________________

Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:
– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведем пример задачи расчетного типа.

Задача 1. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

Р : _ _ х _ _
гаметы: (_) (_) (_)
F 1 : _ _ _ _
где: _ – ген полидактилии, _ – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно ___%

В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
– о характере наследования признака;
– о фенотипах родителей;
– о генотипах потомства (прямо или косвенно).
Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.

Задача 2. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- ( АА ), так и гетерозиготной ( Аа ). Неопределенность генотипа обозначаем А_ . Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа . Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Р : _ _ х _ _
гаметы: (_) (_) (_)
F 1 : ______________ ,
Где: А – ген _________окраски меха, а – генг_________окраски меха.

Ответ: генотип самки – ___, то есть она ________________.

В условиях задач на установление характера наследования признака:
– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
– содержится количественная характеристика потомства.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 3. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Р : _ + _ х _ +_
______ ________
гаметы: ( __ ) (__) (__) (__)
F 1 : _________________

черные пестрые белые

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Использование на уроках иллюстрированных задач

Задачи по генетике можно подразделить на текстовые и иллюстрированные. Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует _______ окраска шерсти.
2. Р :____ х ___ ; F 1 : ____ .
3. Мы наблюдаем проявления правил ___________________________________________________-

Рисунки могут быть схематичными.

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует _____________ форма плода.
2. Р : ___ х ___; F 1 : __ ; F 2 : __% АА , __% Аа , __% аа .
3. Законы ______________________________________________________________-____

1. Каковы генотипы родителей и гибридов F 1 , если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?
2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

1. Р : _______ х _________ ; F 1 : __ __________________________
2. Наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется:
(37% + 14%) : (37% + 12%) = __:__,
а круглой формы к грушевидным:
(37% + 37%) : (14% + 12%) = __:__.

Решение типовых задач с использованием законов Г.Менделя

Моногибридное скрещивание

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании обычно трудностей не вызывает.
Поэтому остановимся лишь на примере решения задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании.

Задача 8. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

При скрещивании между собой растений с розовыми ягодами получается 25% красноплодных, 50% с розовыми ягодами и 25% белоплодных.
Растения с розовыми ягодами ( КБ ) – гибриды F 1 . При скрещивании КБ х КБ образуются гаметы двух сортов: К несут признак красноплодности и Б признак белоплодности. Пользуясь решеткой Пеннета, внося обозначения гамет, определяем генотип и фенотип получившихся растений.

А – ген .
а – ген .

Но в условии задачи не сказано, какой признак доминирующий, и учащиеся испытывают определенные трудности при записи условия задачи.
В своей практике при решении задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании я использую символы:

А + – ген .
А – ген .
Дигибридное скрещивание.

Учитываются две пары альтернативных (взаимоисключающих) признаков, следовательно, две пары аллельных генов.

Отец – глухонемой (рецессивный признак), с белым локоном надо лбом (доминантный признак). Мать здорова и не имеет белой пряди. Родился ребенок глухонемой и без локона надо лбом. Определите генотипы родителей и их детей.

При скрещивании зеленозерного сорта ржи с белозерным в потомстве были получены только зеленые семена. Во втором поколении наблюдалось расщепление в соотношении: 90 семян зеленых, 3 желтых и 40 белых. Как наследуется окраска семян? Определить генотипы скрещиваемых особей и их потомства.

Напишите решение задачи и ответ.

Решение:
А - ген жёлтой окраски семени;
а - ген отсутствия пигмента жёлтой окраски семени;
В - ген белой окраски семени;
b - ген отсутствия пигмента;
А_В_ - зелёная окраска семени;
А_bb - жёлтая окраска семени;
ааВ_ - белая окраска семени;
ААВВ - зелёная окраска семени;
aabb - белая окраска семени.
Так как для скрещивания были взяты растения ржи с зелёными и белыми семенам, которые дали в F1 только растения с зелёными семенами, то для скрещивания были взяты сорта ржи с доминантными и рецессивными дигомозиготами: ААВВ и aabb
Схама скрещивания (1)
Р: ААВВ х aabb
Г: АВ ab
F1: АaВb - 100%.
Фенотип:
АaВb - зелёная окраска семени - 100%.
Наблюдается единообразие первого поколения.
Схама скрещивания (2)
Р: АaВb х АaВb
Г: AB; Ab AB; Ab
aB; ab aB; ab
F2: ААВВ - 6,25%; AABb - 12,5%; AaBB - 12,5%; AaBb - 25%; Aabb - 12,5%; aaBb - 12,5%; aaВВ - 6,25%; AAbb - 6,25%; aabb - 6,25%.
Наблюдается 9 типов генотипа. Расщепление по генотипу - 1:2:2:4:2:2:1:1:1.
Фенотип:
ААВВ - зелёная окраска семени - 6,25%;
AABb - зелёная окраска семени - 12,5%;
AaBB - зелёная окраска семени - 12,5%;
AaBb - зелёная окраска семени - 25%;
Aabb - жёлтая окраска семени - 12,5%;
aaBb - белая окраска семени - 12,5%;
aaВВ- белая окраска семени - 6,25%;
AAbb - жёлтая окраска семени - 6,25%;
aabb - белая окраска семени - 6,25%.
Наблюдаемый фенотип:
зелёная окраска семени - 56,25% или 9;
жёлтая окраска семени - 18,75% или 3;
белая окраска семени - 25% или 4.
Наблюдается 3 типа фенотипа. Расщепление по фенотипу - 9:3:4.

У ржи наследование окраски зерна осуществляется по промежуточному типу (комплементарное наследование). Гомозиготные организмы имеют зеленоватый или белый цвет зерна, а у гетерозигот оно жёлтое.
Сочетание в генотипе доминантных аллелей обоих генов А (жёлтая окраска семени) и В (белая окраска семени) обуславливает появление нового признака - зеленой окраски семени у ржи.
Таким образом, комплементарными являются гены А и В, которые при совместном действии в генотипе в гомо- и гетерозиготном состоянии (А–В–) обусловливают развитие нового признака.
Комплементарность – тип неаллельного взаимодействия генов, при котором сочетание в генотипе доминантных аллелей обоих генов обуславливает появление нового признака.

Зеленозерный сорт ржи при скрещивании с белозерным дает в первом гибридном поколении зеленозерные растения, а во втором было получено 89 зеленозерных, 28 желтозерных и 39 белозерных растений.

Как наследуется окраска семян?


Ответ комплементарное взаимодействие генов расщепление по фенотипу

9 зеленозерных 3 желтых 4белых

очень похож на комплементарность у луковицы.


У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над желтой?

У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над желтой.

Каким будет потомство первого и второго поколений от скрещивания гомозиготной белой и желтой тыкв?

Каковы результаты скрещивания одного из растений первого поколения с желтой формой?


Задача 1?

Составьте принципиальную схему моногибридного скрещивания, определив генотипы и фенотипы потомства от скрещивания гороха с желтой окраской семян (АА) с растениями, имеющими зеленую окраску семян(аа), в первом и втором поколении.

Сделайте пожалуйста очень надо.


74. При скрещивании двух сортов ржи, один из которых имел нормальные, а второй – гофрированные листья, все растения F1 оказались с нормальными листьями?

74. При скрещивании двух сортов ржи, один из которых имел нормальные, а второй – гофрированные листья, все растения F1 оказались с нормальными листьями.

В F2 были обнаружены 434 растения с нормальными и 148 растений с гофрированными листьями.

Как наследуется признак?

Определите генотипы родителей, а также гибридов первого и второго поколения.


При скрещивание двух видов сорта гороха, желтого и зеленого цвета семян, в первом поколении все потомки имели желтую окраску семян, определить генотипы и фенотипы родителей и потомков?

При скрещивание двух видов сорта гороха, желтого и зеленого цвета семян, в первом поколении все потомки имели желтую окраску семян, определить генотипы и фенотипы родителей и потомков.

При скрещивание гороха с желтыми семенами и гладкой формы с горохом имеющим зеленые, морщинистые семена, потомки в первом поколении имеют желтую окраску и гладкую форму семян.

Определить генотипы потомков F1 и родителей, составить схему скрещивания потомков первого поколения F1 и определить генотипы и фенотипы во втором поколение F2 ПОМОГИТЕ РЕШИТЬ ЗАДАЧИ.


Было проведено скрещивание растений душистого горошка с красными и белыми цветами?

Было проведено скрещивание растений душистого горошка с красными и белыми цветами.

Результат первого поколения : все растения имеют розовые цветы.

Во втором поколении уже наблюдали растения с белыми, розовыми и красными цветами.

Какие растения будут получены в третьем поколении при проведении скрещивания растений с красными и розовыми цветами?


При скрещивании зеленостебельной клещевины с красностебельной гибриды первого поколения все с розовыми стеблями?

При скрещивании зеленостебельной клещевины с красностебельной гибриды первого поколения все с розовыми стеблями.

Во втором поколении происходит расщепление на растения с розовыми, красными, зелеными и ярко - красными стеблями в соотношении 9 : 3 : 3 : 1.

Как наследуется окраска у клещевины?


При скрещивании красно - цветкового растения гороха с бело = цветковым получено поколение растений с розовыми цветками?

При скрещивании красно - цветкового растения гороха с бело = цветковым получено поколение растений с розовыми цветками.

Какого расщепления можно ждать во втором поколении при самоопылении?


У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой?

У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой.

Гибридное растение имеет розовую окраску.

Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической .

Какое потомство получится от скрещивания двух дигетерозиготных растений.


1. У дурмана пурпурная окраска цветка доминантна по отношению к белой?

1. У дурмана пурпурная окраска цветка доминантна по отношению к белой.

Скрещивали растение дурмана с белыми цветками и гомозиготное растение, имеющее пурпурные цветки.

Какие гибриды можно получить в первом и во втором поколении.

2. У флоксов белая окраска и плоская форма венчика доминирует над кремовой окраской и воронковидной формой.

Скрещивали растения сорта, имеющего кремовый венчик воронковидной формы.

Укажите фенотип и генотип полученных от данного скрещивания гибридов.


Растения гороха с красным венчиком получены от скрещивания растений имеющих красную и белую окраску венчика определите : 1) какой признак доминмрует 2)фенотипы потомства от возвратного скрещивания гиб?

Растения гороха с красным венчиком получены от скрещивания растений имеющих красную и белую окраску венчика определите : 1) какой признак доминмрует 2)фенотипы потомства от возвратного скрещивания гибридного растения с белоцветковой родительской особью.

Читайте также: