Когда умирают кони дышат когда умирают травы сохнут средство выразительности

Обновлено: 05.10.2024

К художественным средствам относятся особые способы использования языка для передачи информации, которые делают речь более выразительной и усиливают ее эмоциональное воздействие на адресата.

Чаще всего их используют для создания литературных произведений или же для написания статей.

Понимание средств художественной выразительности, в первую очередь это связано с тем, что, зная, в каких ситуациях используются те или иные приемы, легче понимать мотивы автора, его отношение к персонажам и сюжетным поворотам. Помимо этого, умение распознавать литературный прием поможет прояснить для читателя общий смысл и цель произведения.

Те, кто считает, что жизнь – это лучший драматург, не понимают, сколько сотен банальных сюжетов ей нужно, чтобы создать сценарий, который даже самый талантливый писатель средней руки сочинит с закрытыми глазами, используя лишь некоторые тропы, даже не касаясь фигур речи. Хорошие книги – это очень сложный мир литературы, где каждая мелочь может стать ключом к пониманию истинного смысла и красоты текста; так что если вы будете читать роман без знания литературных приемов, то скорей всего пропустите многослойный уровень смысла сюжетной линии, заложенный в историю.

Виды художественных средств выразительности

В зависимости от уровня языка, средства выразительности подразделяются на следующие группы:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

В фонетических средствах выразительности языка используются специальные приемы для создания выразительных и запоминающихся образов, которые помогают точно передать смысл.

Использование фоники в речи или художественном произведении – это благозвучие речи или литературного произведения. В фонетических средствах используются повторяемость звука (фонетический символизм), интонационное акцентирование (звуковой символизм), звуковой символизм (звуковой символизм) и т.д.

Лексические – это выразительные средства, которые придают языку как в устной, так же и в письменной форме эмоциональность (красочность) и красочность для яркого воздействия с целью воздействия на слушателя или читателя. Использование в речи лексических средств – это использование фразеологизмов, синонимии, устаревших слов, иноязычных лексики и т.д.

Синтаксические – это средства выражения связи между словами и словосочетаниями, указующие на цельность и законченность предложения (его интонации) и его композиционные особенности. С помощью синтаксических средств можно описать лексические единицы (стилистически-речевые), синонимичные стилистические единицы (однородные члены), вводные слова и т.д.

Разновидности средств выразительности

Тропы и стилистические фигуры – это средства выразительности в русском языке.

Тропы – это словесная конструкция с использованием слов и фраз в переносном значении; она придает им новое значение.

Данный приём способствует усилению эмоционально-образной выразительности и художественной образности речи, а также оживляет речь. Чаще всего они используются в публичном выступлении и в разговорной речи.
По мнению авторов, тропы – это самый главный инструмент в работе писателя, который помогает ему передавать многозначность и уникальность своего произведения. Обычно тропинки делятся на простые и сложные. Первая группа тропов – это эпитет и сравнение.

В данном случае эпитет – это слово-образ, указывающее на свойства или признаки объекта и вещи, описываемой в произведении.

Средства выразительности текста

Сравнивание – это троп, в котором представление об одном предмете передается через его сопоставление с другим аналогичным предметом или явлением.

С помощью слов автор описывает различные признаки и дает свое отношение к ним. Для того чтобы сравнить два текста, используются сравнения с союзами "как", "словно", "вроде" и т.д.
Наиболее распространенными видами сложных тропов являются следующие.

  • метонимия;
  • синекдоха;
  • метафора;
  • аллегория;
  • алогизм.

Синекдоха – это разновидность метонимии, при которой общее понятие переносится на частное и заменяется одним или несколькими предметами их совокупного обозначения. "Человек –разумный", когда имеется в виду все люди, а не только один человек.

Условно аллегория – это конкретная метафора или образ, который раскрывает суть абстрактных художественных идей и заставляет человека искать скрытый смысл и разгадку. Аллегории часто используют в баснях, притчах и юмористических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу — это аллегория медицины, аллегория веры и религии — крест и т. д.

Стилистические фигуры

Один из наиболее распространенных способов художественной выразительности – повтор. Есть множество различных форм повтора, но самыми популярными считаются анафора и эпифора.

Анафора – это повторение слов, звуков и фраз из начала стихотворных строк или строф. При использовании ее в поэтическом синтаксисе она усиливает образность и выразительность произведения за счет того, что передает основную мысль.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25 - определение средств художественной выразительности) и литературе можно использовать как для проверочной работы, так и в качестве справочных материалов.

ВложениеРазмер
sredstva_yaz.vyraz_.docx 15.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ТРЕНИНГ.

СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Вариант 1. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. В сто сорок солнц закат пылал.

2. Был столь малого роста, что не мог вмещать законов.

3. Голубой экран заменил людям общение.

4. Вся комната янтарным блеском озарена…

5. Я сам, как зверь, был чужд людей / И полз и прятался, как змей.

6. Он говорил со мной жестко.

7. Спит земля в сиянье голубом.

8. Я выпил целый стакан.

9. Москва договорилась с Пекином.

10. Черный вечер. Белый снег.

11. Я царь – я раб, я Бог – я червь.

12. Когда умирают кони – дышат, / Когда умирают травы – сохнут.

13. На Земле безжалостно маленькой / Жил да был человек маленький.

14. От других мне хвала – что зола, / От тебя и хула – похвала.

15. В окошки, в двери, в щель войдя, / Ввалилась солнца масса.

16. Она считала дядюшку очень глупым и простым. Но хорошим.

17. Мой друг, Отчизне посвятим /Души прекрасные порывы!

18. Доколе власти будут злоупотреблять нашим терпением?

19. Не бесследно проходят по земле поколения.

20. Швед, русский – колет, рубит, режет.

21. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Вариант 2. Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

2. И звезда с звездою говорит.

3. Глухие тайны мне поручены…

4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

5. Мы читали Пушкина.

6. В крови горит огонь желаний.

7. Люди в белых халатах помогли ему.

8. Он мой заклятый друг.

9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.

11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…

12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.

13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…

14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…

15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.

16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…

17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.

18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.

19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

В
данных текстах назовите типы стилистических фигур; укажите, в чём заключается
их выразительность.

1. Когда умирают кони –
дышат,

Когда умирают травы -
сохнут,

Когда умирают солнца –
они гаснут,

Когда умирают люди –
поют песни.

(В. Хлебников).- Параллелизм. Выразительность заключается в «зеркальном
строении синтаксических конструкций.

2. О Русь моя. Огонь
и дым.

Законы вкривь и вкось.

О, сколько имением
твоим

(В.
Фёдоров). – Риторическое обращение (апостроф). Способствует
усилению выразительности речи.

3. Ах ты, матушка –
Россия,

Что ты делаешь со мной?

То ли все вокруг
смурные?

То ли я один смурной!

(Е.
Евтушенко). – Риторический вопрос. Способствует
усилению выразительности речи.

АЗ-БУКИ-ВЕДИ

Блог учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №9 г. Иркутска Дырды Натальи Владимировны, адресованный её ученикам, их родителям и всем, кому интересны проблемы современной школы и, в частности, проблемы преподавания словесности Мой блог -- дополнительный информационный источник. Здесь можно найти материалы к урокам, к ГИА и ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам, занимательные лингвистические задания, викторины, головоломки, а также интересные статьи и многое другое…

Читайте также: