Коллекция плодов и семян по биологии

Обновлено: 05.10.2024

Коллекция предназначена для использования в качестве раздаточного материала.

Габаритные размеры в упаковке (дл.*шир.*выс.), см: 22*30*3,5. Вес, кг, не более 0,18.

Комплектность: планшет "Сочные плоды" – 1 шт., планшет "Сухие плоды" – 1 шт., вкладыш для учащихся – 1 шт., руководство по эксплуатации – 1 шт.

В коллекции представлены образцы сухих и сочных плодов, сопровождаемые натурными фотографиями растений и схематичными рисунками строения плодов. Планшеты формата А4 изготовлены из картона, ламинированы матовой (антибликовой) пленкой.

На планшете "Сухие плоды" представлены: боб, стручок, семянка, коробочка, орех, зерновка. На планшете "Сочные плоды" представлены: ягода, однокостянка, многокостянка, яблоко, многоорешек.

Коллекция сопровождается вкладышем для учащихся с информацией о видах плодов и семян, особенностях их строения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 6 класс.ppt

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Строение цветка Проверка домашнего задания Плоды: сухие и сочные Сухие: однос.


Побегом называют стебель с расположенными на нем… листьями и почками На верх.

Побегом называют стебель с расположенными на нем… листьями и почками На верхушке побега обычно имеется… верхушечная почка Почки бывают… листовые и цветочные Видоизмененный побег… цветок Расстояние между двумя соседними узлами – это… междоузлие

Выберите слово, которое не означает вегетативной части побега: а) вецкто б) с.

Выберите слово, которое не означает вегетативной части побега: а) вецкто б) слит в) бсьлете г) чокап а) цветок б) лист в) стебель г) почка


Односемянные Многосемянные Желудь Семянка (одуванчик) Орех (лещина) пшеница Б.

Односемянные Многосемянные Желудь Семянка (одуванчик) Орех (лещина) пшеница Боб(горох) Боб(арахис) Коробка(мак) Коробочка (дурман)

Односемянные Многосемянные Костянка (вишня) Костянка (персик) Костянка(слива).

Односемянные Многосемянные Костянка (вишня) Костянка (персик) Костянка(слива) Костянка(абрикос) Яблоко Груша Помераец (апельсин) Тыквина (огурец)



Зародыш Зародыш Кожура Кожура Семядоля (1) Семядоли (2) Корешок Корешок Почеч.

Зародыш Зародыш Кожура Кожура Семядоля (1) Семядоли (2) Корешок Корешок Почечка Почечка Стебелек Стебелек Эндосперм

встречается только на двух островах Сейшельского архипелага. места произраста.




Одно самых интересных растений Израиля – Рожковое дерево высотой до 10 м с ши.

Одно самых интересных растений Израиля – Рожковое дерево высотой до 10 м с широкой кроной, вечнозелеными, плотными листьями и мелкими цветками, собранными в кисти. После шести лет молодые деревья расцветают в первый раз по осени и к весне плодоносят плоскими стручками. Косточки из этих стручков весят ровно 0,2 г. video.wmv

Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений на натуральных.

Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений на натуральных объектах. Определить различные функции семян. Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы, проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы.

Ход работы: Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину.

Ход работы: Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину и ширину семян. Какое семя больше? Чем вы можете это объяснить? С помощью иглы снимите с набухшего семени кожуру. Каково значение кожуры в жизни семени? Под кожурой находится зародыш. Разделите его, и вы увидите, что он состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. Пользуясь лупой. Рассмотрите эти части зародыша. Рассмотрите семя пшеницы. Рассмотрите проростки фасоли и пшеницы. Чем они отличаются? 6. Сделайте вывод.

На зеленых ветках Детки лысые в беретках. Без боязни спрыгнут с веток – Очутя.

На зеленых ветках Детки лысые в беретках. Без боязни спрыгнут с веток – Очутятся без береток. У кудрявого их папы Ни беретки нет ни шляпы. Он совсем не хрупкий, А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину – Увидишь сердцевину Из плодов он тверже всех, Называется… Выкинем – не обеднеем, Соберем – разбогатеем. Солнце жжет его макушку, Хочет сделать погремушку. Плод душистый и пушистый, А середка плода, Словно камень, тверда. Алый цвет, медовый вкус, Съел до корки весь… Весь в пупырышках малец- Изумрудный … В старой сказке овощ этот, Стал для Золушки каретой.

Плоды и семена, их распространение. Вариант 1. 1. Плод – ягода у: а) вишни в).

Плоды и семена, их распространение. Вариант 1. 1. Плод – ягода у: а) вишни в) крыжовника б) сливы г) черемухи 2. Плод – костянка у: а) дуба б) томата в) смородины г) персика 3. На перегородке плода семена расположены у: а) фасоли в) репы б) гороха г) акации 4. После созревания свои семена разбрасывает: а) томат в) бузина б) акация г) череда 5. Распространяются ветром плоды: а) клена в) дуба б) бузины г) кокоса

Вариант 2 1. Плод – коробочка у: а) мака в) подсолнечника б) лещины г) капус.

Вариант 2 1. Плод – коробочка у: а) мака в) подсолнечника б) лещины г) капусты 2. Плод – семянка: а) ячменя в) редиса б) подсолнечника г) дуба 3. Сочный плод с большим количеством семян называется: а) ягода в) костянка б) коробочка г) семянка 4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у: а) зерновки в) ореха б) семянки г) боба 5. Околоплодник – это видоизменение: а) цветоложа в) чашечки б) стенок завязи г) семени

Вариант 3 1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия п.

Вариант 3 1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов. 2. Подчеркните лишнее: А) ягода; Б) костянка; В) семянка; Г) пыльца; Д) зерновка. ЧтсрокуАнстякок ДельужЯадог ХреоШкорее ЯмкнесаОрказвен боркачоококоляб

Типы плодов http://clubs.ya.ru/4611686018427423244/replies.xml?item_no=361 Од.

Самарская обл., Ставропольский р-он, ГБОУ СОШ с. Русская Борковка Учитель био.

Самарская обл., Ставропольский р-он, ГБОУ СОШ с. Русская Борковка Учитель биологии Варламова Евгения Анатольевна 2012 – 2013 учебный год

Выбранный для просмотра документ Урок Плоды 6.doc

Открытый урок по биологии в 6 классе

Цель: изучить строение плодов и семян.

Задачи: Образовательные - познакомить с разнообразием плодов и семян.

Воспитательные – продолжить формировать умение работать с натуральными объектами.

Развивающие – научить сравнивать, анализировать и делать выводы.

Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.

Методы изучения: частично-поисковый, проблемный.

1. Актуализация знаний.

2. Особенности плодов и семян двудольных растений.

3. Особенности строения плодов и семян однодольных растений.

4. Выделение двух групп растений на основе признаков строения семян.

5. Закрепление. Обобщение. Итоги урока.

1. Организационный момент.

А) Побегом называют стебель с расположенными на нем…

предполагаемый ответ учащихся указан в скобках (листьями и почками).

Б) На верхушке побега обычно имеется….. (верхушечная почка).

В) Почки бывают листовые и (цветочные).

Г) Видоизмененный побег….(цветок)

Д) Расстояние между двумя соседними узлами….(междоузлие)

Е) подчеркните слово, которое не означает вегетативной части побега

А)вецкто б)слит в)бсьлете г) чокап (а)- это цветок

Учитель: Ребята если вы выполнили задание, поменяйтесь листочками друг с другом, проверьте и поставьте соседу по парте оценку. Пять (все вопросы написаны правильно) 4- одна ошибка 3- 2 ошибки ( проверка 2минуты)

Оценки, которые вы заработали будут выставлены в классный журнал..

Объяснение нового материала (8минут)

Сегодня наша задача состоит познакомиться с плодами, которые как указывалось в вашей работе развиваются из цветка после оплодотворения.

Конечным этапом развития цветка, как генеративного органа, является образование плода.

1. Семянка, зерновка, коробочка, желудь, орех, боб, стручок, крылатка.

2. Костянка, ягода, тыквина, яблоко, померанец. ( учитель демонстрирует таблицу на доске, спроецированную с помощью компьютера)

Плоды могут быть простые, сложные, сборные. Функция плодов - это защита семян и их распространение.

(Как мы усвоили знания о плодах?) Учитель предлагает ребятам встать со своего места и при названии сухих плодов руки поднять вверх, а когда учитель называет сочные, то ученики разводят руки в стороны. Побеждает ученик, который правильно ответил на все вопросы

Учитель продолжает рассказ:

Зрелые семена различаются по форме, величине, окраске, внутреннему строению (ученики рассматривают предложенные учителем коллекции плодов и семян), работа с дидактическими картинками на доске. К доске вызывается ученик, который на картинках показывает типы плодов и называет их.

Самые мелкие семена у паразитирующих растений. А самые крупные семена у сейшельской пальмы, они достигают 50 см в диаметре и весят 15-20 кг.

Масса драгоценных камней измеряется в каратах. Название происходит от названия дерева Caratina silikva , растущего в аравийской пустыне, косточка которого весит ровно 0,2 г. Ювелиры древности пользовались точным весом этих косточек и использовали их в качестве гирек для весов. Спасибо за внимание.

Основными структурными частями зрелого семени являются: семенная кожура, питательная запасающая ткань и зародыш.

Зародыш состоит из:

А) зародышевый корешок;

В) Зародышевый стебелек;

Зерновка пшеницы является не семенем, а плодом. Но ткани в зерновке представлены лишь пленчатым наружным слоем и очень плотно срослись с семенной кожурой, все остальное от зерновки – это семя. (демонстрируется схема на доске). Сейчас мы проведем лабораторную работу и запишем результат в тетрадь. ( 10 минут)

Цель: изучить строение семян двудольных и однодольных растений на натуральных объектах. Определить различные функции семян.

Оборудование: на каждом столе ванночки с набором семян фасоли и пшеницы (по два сухих и два набухших семени фасоли, целые и разрезанные зерновки пшеницы), проростки фасоли, проростки пшеницы, препаровальные иглы, ручные лупы. Инструкционная карта раздается каждому ученику

Задание для работы:

1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли и пшеницы.

2. Снимите семенную кожуру фасоли. Какова ее роль для семени? (ответ учеников защитная)

3. Попробуйте снять покров с зерновки пшеницы. Что вы снимаете? Почему это не удается? (семенная кожура срастается с околоплодником)

4. Рассмотрите строение зародыша фасоли и пшеницы на разрезе.

5. Сравните проростки фасоли и пшеницы. (у фасоли две семядоли у пшеницы – одна)

6. Сделайте вывод и запишите в тетради с печатной основой. ( Семя -зачаточное растение, содержит стебелек, корешок и почечку)

Закрепление. (3 минуты)

Ученики задают вопросы друг другу, работая в парах

1. Что называют семенем? (зачаточное растение)

2. Что входит в состав семян? ( Семенная кожура, почечка, стебелек, корешок)

3. Какие сочные плоды вы знаете? (костянка, ягода, померанец, яблоко, сборная сочная ложная семянка, тыквина)

4. Назовите сухие плоды. ( коробочка, крылатка, летучка, боб, стручок, струночек, желудь, зерновка, орех)

5. Чем семена однодольных отличаются от семян двудольных?

(у однодольных одна семядоля, у двудольных – две)

6. Какие условия необходимы для прорастания семян? ( вода, тепло, воздух)

Загадки загадывают ученики, которые специально их приготовили для открытого урока (5 минут)

1 ученик На зеленых ветках

Детки лысые в беретках.

Без боязни спрыгнут с веток –

Очутятся без береток.

У кудрявого их папы

Ни беретки нет ни шляпы. (желуди)

2. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке, Заглянешь в середину –

Из плодов он тверже всех,

3. Выкинем – не обеднеем,

Соберем – разбогатеем. (Зерно).

4. Солнце жжет его макушку,

Хочет сделать погремушку. (мак)

5. Плод душистый и пушистый,

А середка плода, словно камень,

6. Алый цвет, медовый вкус,

Съел до корки весь….(арбуз).

7. Весь в пупырышках малец-

8. В старой сказке овощ этот,

Стал для Золушки каретой. (тыква).

Назовите, к каким типам плодов относятся эти растения

Учитель: Сегодня мы проделали большую работу, за которую я поставлю, заработанные на уроке оценки в классный журнал.

Итог урока. (2 минуты)

Несколько дифференцированных заданий различной степени сложности, предлагаются учителем для работы дома. Желаю успеха!

Плоды и семена, их распространение.

1. Плод – ягода у:

а) вишни в) крыжовника

б) сливы г) черемухи

2. Плод – костянка у:

а) дуба б) томата

в) смородины г) персика

3. На перегородке плода семена расположены у:

а) фасоли в) репы

б) гороха г) акации

4. После созревания свои семена разбрасывает:

а) томат в) бузина

б) акация г) череда

5. Распространяются ветром плоды:

б) бузины г) кокоса

1. Плод – коробочка у:

а) мака в) подсолнечника

б) лещины г) капусты

2. Плод – семянка:

а) ячменя в) редиса

б) подсолнечника г) дуба

3. Сочный плод с большим количеством семян называется:

а) ягода в) костянка

б) коробочка г) семянка

4. Околоплодник срастается с семенной кожурой у:

а) зерновки в) ореха

б) семянки г) боба

5. Околоплодник – это видоизменение:

а) цветоложа в) чашечки

б) стенок завязи г) семени

1* Переставьте правильно буквы в словах и впишите рядом названия плодов.

plody rasteniy

Плод с расположенными внутри него семенами участвует в генеративном размножении цветковых растений. Плоды очень разнообразны по форме, размерам и окраске. Все плоды состоят из семян и околоплодника (мякоть, кожура).

По количеству семян плоды всех растений делятся на 2 группы: односемянные (пшеница, подсолнечник и др.) и многосемянные (томат, тыква и др.).

По строению околоплодника плоды делятся тоже на 2 группы: сочные и сухие.

Сочные плоды богаты соком, мягкие. Их подразделяют на ягоды, яблоки, тыквины, померанцы, костянки.

Ягода — сочный, мягкий плод, снаружи покрыт тонкой кожицей, внутри имеет много семян. Плод таких растений, как томат, крыжовник, паслен, виноград, смородина, — ягода.

У костянки наружный слой — тонкая кожица, средний — сочная мякоть, внутренняя часть деревянистая, образует косточку. Костянка — односемянный плод (урюк, вишня, слива, персик) (рис.1).

Существуют растения, плод которых образован множеством мелких костянок, — многокостянка (малина, ежевика и др.).

Плоды

Яблоко — это сочный многосемянный плод с тонкой кожицей. Внутренний слой околоплодника, окружающий семена, кожистый или хрящеватый (яблоня, груша, рябина, айва, боярышник).

плод-яблоко

Рис.2 Яблоко яблони и груши

Померанец — многосемянный сочный плод с толстой оболочкой, которая содержит эфирные масла. К ним относятся мандарины, апельсины, лимоны (рис.3).

Многосемянный плод граната с сочными семенами и кожистым околоплодником называют гранатом, или гранатиной.

померанец-гранатина

Рис.3 Померанец и гранат (гранатина)

Плоды тыквенных растений обычно называют тыквинами (арбуз, дыня, огурец, кабачок, патиссон, тыква). Наружная часть околоплодника толстая, твердая, внутренняя — мягкая. Семян очень много (рис.4).

плод тыквина

Рис.4 Тыквина огурца и тыквы

У сухих плодов околоплодник плотный, одревесневший и сухой. В них нет сочной мякоти (рис.5).

сухие-плоды

Рис.5 Разнообразие сухих плодов

Боб — сухой плод, состоящий из двух створок, с несколькими семенами, прикрепленными по краям створок. Во время созревания створки раскрываются, и семена высыпаются наружу (бобы, фасоль, горох, клевер, донник, акация).


Стручок — сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу. Такие плоды имеют капуста, редька, сурепка, репа. Более мелкий вид таких плодов называется стручочек.

Коробочка — многосемянный плод, иногда разделенный внутри на камеры. Способы раскрытия таких плодов различаются в зависимости от вида. Например, у белены имеется открывающаяся крышечка. У дурмана и молочая семена высыпаются из коробочки, когда она продольно растрескивается.

Зерновка — односемянный плод, семенная кожура которого плотно прирастает к стенке плода, например плоды пшеницы, кукурузы, ячменя, проса и риса.

Семянка отличается от зерновки тем, что ее околоплодник не срастается с семенной кожурой. Такие плоды часто имеют хохолок (одуванчик, подсолнечник, осот, таусагыз).

Орех — сухой односемянный плод с одревесневшим и отвердевшим околоплодником (орешник, липа).

Желудь — сухой односемянный плод с кожистым околоплодником (дуб, бук).

Поскольку околоплодник грецкого ореха до созревания бывает сочным, такой плод не относится к ореху. Его называют ложной костянкой.

Плод земляники — земляничина — это разросшееся цветоложе с сухими плодиками-орешками (рис.6).

плоды с разросшимся цветоложем

Рис.6 Плоды с разросшимся цветоложем

Крылатка — большая часть околоплодника превратилась в тонкие крылья. Такие плоды распространяются с помощью ветра (клен, вяз, ясень) (рис.7).

крылатка

Рис.7 Крылатка клена

У некоторых растений (ананас, шелковица) — не плоды, а соплодия. Они образуются не из одного цветка, а из целого соцветия (рис.8).

соплодие-ананас

Рис.8 Соплодие ананаса

Плоды бывают сочные и сухие (без мякоти); односемянные и многосемянные. Сочные многосемянные это: ягода (томат, смородина), померанец (мандарин, лимон), яблоко (яблоня, рябина), тыквина (арбуз, огурец). Сочные односемянные: костянка (урюк, вишня) и многокостянка (малина, ежевика).
Сухие многосемянные плоды: боб (фасоль, акация), стручок (капуста, редька), коробочка (белена, дурман). Сухие односемянные плоды: зерновка (пшеница, кукуруза), семянка (подсолнечник, одуванчик, тау-сагыз), орех (липа, орешник). Есть несколько необычные плоды, как вариант ореха — желудь (дуб, бук), вариант семянки — крылатка (клен, ясень). Целые соплодия (соцветия) образуют своеобразные плоды у ананаса и шелковицы.


Основа всей жизни на Земле – растения, их зеленые стебли, листья, корни, плоды и семена. Жизнь любого растения начинается с семян, которые созревают в плодах. После того как цветок отцвёл, наступает новый этап в его развития – образование плода. Данный урок знакомит учащихся со строением и многообразием плодов, способами распространения плодов по земному шару. Урок содержит множество ярких и интересных иллюстраций, которые помогут учащимся лучше понять и освоить материал.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Плоды. Их классификация и распространение"

После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития — образование плода. Плоды развиваются из частей оплодотворённых цветков, прежде всего из завязи пестика.

Науку, изучающую форму, строение и классификацию плодов, называют карпологией.

Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Основные части плода – это наружная оболочка, называемая околоплодником и расположенные внутри неё семена. Околоплодник — это разросшиеся и видоизменив­шиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодни­ка участвуют и другие части цветка, основания тычи­нок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Околоплодник обеспечивает сохранность семян во время созревания, и после – их распространение.

Из семязачатков, которые расположены в полости завязи, образуются семена.

Способы развития, функции и строение плодов настолько разнообразны, что среди учёных до сих пор нет единого мнения по их классификации.

Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (у пшеницы, го­роха, вишни). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (у малины, ежевики). Соплодие образуется из целого соцве­тия в результате срастания нескольких плодов и превра­щения их в единое целое (у ананаса, инжира).

По количеству семян плоды разделяют на односе­мянные и многосемянные.

В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сухие и сочные.

Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют. У сухих плодов околоплодник кожистый или деревянистый. Они могут быть односемянными и многосемянными, вскрывающимися или невскрывающимися. Невскрывающиеся плоды, как правило, содержат только одно семя. Оно освобождается из околоплодника только после того, как плод попадает в почву и околоплодник разрушается. Вскрывающиеся плоды — многосемянные. Такие плоды, как правило, имеют различные приспособления для вскрывания: дырочки, створки, крышечки.

Сочные плоды имеют хорошо развитую мякоть, в крупных паренхимных клетках которой накапливается много воды, углеводов, витаминов, органических кислот. Сочные плоды могут содержать одно или несколько семян.

Сухие плоды подразделяют на ореховидные и коробочковидные. К ореховидным относятся такие плоды как – орех, жёлудь, семянка, зерновка. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.

К коробочковидным плодам относятся боб, стручок и коробочку. Это многосемянные, обыч­но раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником.

Сочные плоды подразделяют на ягодовидные и костянковидные. Ягода, яблоко, тыквина, померанец – это ягодовидные плоды. Так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. А костянка и многокостянка – костянковидные плоды. Это пло­ды с сочной мякотью и твердой косточкой.

Познакомимся более подробно со строением данных плодов.

Сухие плоды

Орех — это сухой плод, который имеет жёсткий, деревянистый околоплодник. Семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук.

Орешек отличается от ореха меньшим размером (у гречихи).

Жёлудь имеет менее жёсткий околоплодник, чем у оре­ха, у основания плод окружён чашевидным защитным покровом. Плод жёлудь имеет дуб.

Семянка имеет околоплодник, который при­легает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника, одуванчика.

Зерновка — плод, у которого плёнчатый око­лоплодник срастается с семенной кожурой единственно­го семени, как у пшеницы и кукурузы.

Крылатка имеет на околоплоднике кожистый или перепончатый крыловидный вырост различной формы (клён, вяз).

Боб — плод, который вскрывается двумя створ­ками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасо­ли, гороха, бобов.

Стручок, как и боб, вскрывается двумя створками, но от основания к верхушке. Семена в стручке прикрепляются к перегородке, которая разделяет плод на две части. Стручки характерны для капусты, редьки, редиса.

Коробочка может иметь различные приспособления для вскрывания. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки. Так, коробочки мака вскрываются дырочками, гвоздики — зубчиками, тюльпана — створками.

Сочные плоды

Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, крыжовника, черники, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барба­риса.

Тыквина, в отличие от ягоды, при созревании имеет довольно плотный, твёрдый наружный слой околоплодника (дыня, арбуз, огурец).

Померанец – плод, характерный для цитрусовых. Имеет толстый, снаружи железистый, внутри волокнистый околоплодник, гнёзда разделены плёнчатым слоем и заполнены мешочками с соком (лимон, апельсин, мандарин).

Яблоко — это тип плода, в образовании которого кроме завязи, принима­ют участие нижние части тычинок, лепестков, чашелис­тиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих ка­мерах. Такие плоды имеют яблоня и груша.

Многокостянка — на белом коническом сухом цветоложе рас­положены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, костяники.

Плоды и семена различных растений имеют большое биологическое значение. Важнейшие функции плода — защита и распростра­нение семян.

Благодаря их распространению увеличиваются площади, занимаемые различными видами растений. Плоды и семена являются основным кормом для животных. Плоды и семена многих растений используются человеком как пищевое, кормовое, лекарственное и техническое сырье.

Плоды некоторых растений распространяются водой (ольха, кувшинка, кокосовая пальма). Так распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых назем­ных растений. Ольха часто растёт по берегам рек; её пло­ды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от материнских растений. Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносят морские течения.

Сочные плоды с яркой окраской и ароматным запахом охотно поедаются многими видами животных. Это плоды, например, рябины, черники, арбуза. Семена этих плодов не перевариваются и вместе с экскрементами попадают в почву.

Распространение саморазбрасыванием можно наблюдать у многих растений. Напри­мер, если задеть плод растения недотрога, то его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают се­мена. На сухих склонах и морских побережьях можно встретить растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из пло­дов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувше­муся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.

У сухих плодов развиваются различные прицепки, крючочки, которые цепляются за шерсть животных, одежду человека и переносятся ими (лопух, липучка, череда). При перевозке грузов к мешкам могут прилипнуть плоды некоторых растений. При разгрузке они падают на землю и прорастают. Так из Европы в Америку был завезен подорожник.

Читайте также: