Конспект цветение и опыление растений

Обновлено: 05.10.2024

Опыление — это процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика у цветковых растений и на микрополе семязачатка голосеменных. Опылeние предшествует оплодотворению. Различают самоопыление и перекрестное опыление.

Самоопыление — это опылeние в пределах одной и той же особи или одного и того же цветка; при этом цветок может не раскрываться, и опыление осуществляется в бутоне. Самоопыление является особой жизненной стратегией цветковых растений, позволяющей им выжить и распространиться в условиях, когда перекрестное опыление затруднено или невозможно.

Перекрестное опыление — перенос пыльцы с пыльника одного растения на рыльце пестика другого. С генетической и эволюционной точек зрения оно более предпочтительно. Перекрестное опылeние может быть биотическое и абиотическое.

Биотическим называется опыление, при котором перенос пыльцы осуществляют живые opганизмы: насекомые (жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые), птицы (колибри), летучие мыши. При таком типе опыления цветки и растения в целом имеют ряд приспособлений для привлечения и использования тех или иных агентов-опылителей. Дли насекомоопыляемых растений характерны яркая окраска и душистые цветки, наличие в цветках нежной пыльцы и сладкого нектара, объединение мелких цветков в соцветия.

Абиотическим называется опыление, при котором перенос пыльцы осуществляется без участия живых существ, при помощи ветра и воды. Ветроопыляемые растения, как правило, растут группами, имеют невзрачные цветки с плохо развитым околоцветником, зацветают раннем весной до распускания листьев, образуют много мелкой и сухой пыльцы. Пыльники, в которых образуется много мелкой, сухой и легкой пыльцы, расположены на длинных тычиночных нитях. Рыльца пестиков таких растений широкие, длинные или перистые — приспособленные к улавливанию пыльцы.

Опыление. Типы

Оплодотворение

Оплодотворение происходит после опыления. У некоторых растений оплодотворение происходит через несколько дней или недель, у сосны — даже через год.

Оплодотворению предшествует образование мужского и женского гаметофитов. Женский гаметофит формируется внутри завязи пестика. В одной из диплоидных клеток семязачатка (мегаспорантия) в результате мейоза образуются четыре гаплоидные мегаспоры. Три из них отмирают, а одна проходит три митотических деления, в результате чего эта клетка содержит восемь гаплоидных ядер. Это и есть женский гаметофит, или зародышевый мешок. В зрелом женском гаметофите образуются яйцеклетка, диплоидная центральная клетка и ряд дополнительных клеток. Мужской гаметофит образуется в пыльниках тычинок. В пыльцевых мешках (микроспорантиях) материнские клетки спор делятся мейозом, в результате чего из каждой образуются четыре гаплоидные микроспоры. Сформировавшаяся микроспора имеет оболочку и ядро. Ядро затем делится митозом с образованием генеративной и вегетативной клеток. Это и есть мужской гаметофит. Генеративная клетка вскоре еще раз делится митозом и формирует два спермия. Таким образом, пыльцевое зерно содержит вегетативную клетку и два спермия.

оплодотворение растений

После попадания пыльцевого зерна на рыльце пестика оно прорастает. Из вегетативной клетки образуется пыльцевая трубка, которая прорастает до зародышевого мешка. По этой трубке в зародышевый мешок проникают два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидный зародыш, другой соединяется с диплоидной клеткой, образуй триплоидную клетку, из которой развивается эндосперм. Такой процесс называется двойным оплодотворением. Он был открыт в 1898 году.

Прочие клетки зародышевого мешка разрушаются. Зародыш (зачаточный побег) вместе с эндоспермом образуют семя, покрытое кожурой. Из стенок завязи или цветоложа формируется плод.

двойное оплодотворение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Цветение и опыление растений" предусмотрен для учащихся 6 классов Республики Казахстан. Данный урок разработан по Кембриджской Программе. Целью данного урока является следующее: Дать понятие о цветении и опылении растений. Результаты обучения учеников:

1.Знать особенности цветения, значение цветка в жизни растения, процесс опыления, приспособления цветка к опылению различными способами, процесс оплодотворения.

2.Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика), работать в группах

3.Воспитывать интерес к предмету.

Основные идеи, отработанные на занятии:

Знакомство с понятиями цветение, опыление, самоопыление, перекрестное опыление, оплодотворение, пыльца, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, гаметы, зародышевый мешок, яйцеклетка, спермий, центральная клетка, зародыш, эндосперм, двойное оплодотворение

Знакомство с новой темой

6 А, 6Б, 6 В

Тема занятия

Цветение и опыление растений.

Дать понятие о цветении и опылении растений

Результаты обучения учеников

1.Знать особенности цветения, значение цветка в жизни растения, процесс опыления, приспособления цветка к опылению различными способами, процесс оплодотворения.

2.Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика), работать в группах

3.Воспитывать интерес к предмету

Основные идеи, отработанные на занятии

Знакомство с понятиями цветение, опыление, самоопыление, перекрестное опыление, оплодотворение, пыльца, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, гаметы, зародышевый мешок, яйцеклетка, спермий, центральная клетка, зародыш, эндосперм, двойное оплодотворение

Знакомство с новой темой

Источники, оснащение и оборудование:

Модули, методы, приемы и стратегии

ИКТ, критическое мышление, возрастные особенности, лидерство, оценивание;

Деятельность учителя

Деятельность

Организационный момент – 1 мин.

Приветствуют. Называют отсутствующих. Делятся на группы

Определение

темы, цели и

задач урока – 2 мин.

Объявляет тему урока. Тема урока вынесена на доску – презентация. (Слайд 1) Настраивает на изучение новой темы. Деление на группы с помощью картинок (цветы: тюльпаны, ромашки, розы, лилии). Постановка цели урока.

Проблемный вопрос урока: Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений.

Внимательно слушают учителя, записывают в тетрадь дату, тему урока. Участвуют в постановке цели урока

Актуализация знаний учащихся – 6 минут

Проверка знаний учащихся.

Типы околоцветников, цветков, разнообразие растений с раздельнополыми цветками.

Письменная работа по карточкам.

Рассмотрите рисунок.

5 1 1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните

2 4

6 7 3


8

Чем отличается простой околоцветник от двойного?

Зарисуйте цветки с простым и двойным околоцветником и укажите части.

Фронтальный опрос

Почему цветок является побегом? Почему цветок называют видоизмененным побегом?

Почему пестики и тычинки называют главными частями растения?

Выполняют письменно задание (записывают в тетрадь только ответ)- 4мин

Взаимопроверка – 2 мин. Ответы вынесены на доску через проектор

Изучение нового материала – 16 минуты

Закрепление – 15 минут

Цветение это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (Слайд 2)

Группам предлагается задания каждой группе:

Вопрос: Все ли растения цветут?

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

Зачем растение цветет?

Слайд №3 – ОПЫЛЕНИЕ – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Защита спикеров у доски, а остальные учащиеся делают записи в тетрадях при ответе у доски. Затем каждая команда задает по 1 вопросу отвечающему, помогает его команда при затруднении отвечающего

Процесс оплодотворения с помощью презентации. (Слайды 22-25)

Лабораторная работа № 15.

Цель: Сравнить признаки цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Рассмотреть гербарии цветов ветроопыляемых и насекомоопыляемых

Сравнить и сделать выводы

Принимают участие в беседе

Работают индивидуально, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)

Записывают понятие в тетрадь

Работают в группах, составляют постер, защита у доски

7 минут – работают в группах с учебником, тетрадями.

3 минуты – составляют кластер

Выполняют л/р - индивидуально

Крупный цветок или соцветие

Примеры (роза, ромашка, пион)

Невзрачный цветок или соцветие

Растут большими группами

Липкое или мохнатое рыльце пестика

Примеры растений (Кукуруза, пшеница, рис)

Подведем итоги урока – 2 мин.

Итак, у нас что внечале урока стоял проблемный вопрос: Почему процессы цветения и опыления имеют важное значение в жизни растений?

К какому выводу мы пришли?

Отвечают на вопрос: Без данных процессов не произойдет процесс оплодотворения, а соответственно и не будет плодов

Рефлексия – 2 мин.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
1. Сегодня на уроке я научился…
2. Мне было интересно..

3. Мне было трудно…
4. Я понял, что…

Высказывают свое мнение

Параграф 26, составить кроссворд по данной теме


1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

7

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

7

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

7

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

7


1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

7


1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

7


1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

7


1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.


Ответ поясните


1


5

2 6


4

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать,

систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.

Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные

Оборудование и ресурсы:

Компьютер, проектор, презентация, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений, схемы механизма опыления.

Работа учителя на уроке:

- объяснение определения цветения, основных типов опыления

- организация самостоятельной работы учащихся с использованием учебника, раздаточного материала. Работа включает просмотр слайдов.

Описание деятельности учащихся:

Изучение процессов цветения и опыления с помощью подготовленных учителем материалов.

Изучение выбранных учителем материалов слайдов.

Лабораторная работа с использованием гербарий.

Участие в обсуждении пройденной темы.

Вид классной доски:

Названия новых слов.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

- типы опыления, краткая характеристика каждого типа опыления

- признаки ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений.

- 2-3 примера названий растений из каждой группы.

Межпредметные связи на уроке:

География – распространение растений на разных материках

Экология – охрана цветущих растений

Музыка – прослушивание музыки

Литература – стихотворения о цветах

Повторение пройденного

1. Строение цветка.

1. Под какой цифрой изображена часть цветка, в которой созревает пыльца?

2. Часть цветка, из которой образуется плод.

4. Часть цветка, привлекающая насекомых.

5. Главные части цветка.

6. Часть цветка, имеющая завязь.

7. Часть цветка, в которой имеются семязачатки.

2. Типы околоцветников, цветков, разнообразие растений с раздельнополыми цветками.

3. Письменная работа

Правильное суждение отмечайте “+”, неправильное “ - ”.

Цветоножку имеют цветки всех растений.

Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.

Цветок – орган семенного размножения.

Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка.

Соцветие колос – это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки.

Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарики, с целью привлечения опылителей.

Семя формируется в результате двойного оплодотворения из семенного зачатка.

Если цветок имеет только тычинки, его называют однодомным.

Роль чашечки- привлечение опылителей.

Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок.

Актуализация знаний:

Какие растения называют цветковыми?

Почему цветок является побегом? Почему цветок называют видоизмененным побегом?

Почему пестики и тычинки называют главными частями растения?

Изучение нового материала

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы - сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы, как люди, на любовь щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
(Слайд 2)

1. Цветение

О свет, возникший в первый день творенья!

С небес на это дерево слети.

Тебе подвластно таинство цветенья,

Назначь же срок, когда ему цвести.

Вспыхнут нежным пламенем бутоны,

И, славя солнце, затрепещут кроны.

Цветение это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (Запись определения в словарь)

Вопрос: Все ли растения цветут? (Слайды 3-5)

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

Вопрос: Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)

2. Опыление (Слайды 6-7)

Слово “ опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке .

Вопрос: А что же такое опыление'?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в словарь)

Вопрос: Зачем растению опыление?

После опыления происходит оплодотворение.

Вопрос: Как вы считаете, ребята, что дает оплодотворение?

(После этого у растения появляются плоды)

4. Виды опылений:

hello_html_m47cb9cc1.jpg

Вопрос: Что такое самоопыление? Для каких растений оно характерно? (Слайды 10-11)

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник ( Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в словарь.)

Самоопыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

(Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.)

Вопрос: Для чего растениям необходимо самоопыление?

(Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено)

Вопрос: Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений?

Приспособления к самоопылению: (Запись в тетрадях) (Слайд 12)

Тычинки должны быть длиннее пестика.

Происходит в закрытом бутоне.

Перекрестное опыление это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. (Запись определения в словарь) (Слайд 13-14)

Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка?

(При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.)

Перекрестное опыление животными (Слайд 15-17)

Вопрос: Ребята, какие животные чаще и больше других опыляют цветки?

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми.

Приспособления к опылению насекомыми: (Запись в тетрадях)

Вот гудит шмель- труженик мохнатый

Над цветами полевыми в окружении,

Собирает нектар- сладкий, ароматный,

Сам не знает- производит опыление.

Нынче удались цветы повсюду.

Вволю им дано покрасоваться.

И смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик, милый-милый.

А на холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке.

Приятный аромат

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист,

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист.

Так поэт описал царицу всех цветов Розу.

Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

На острове Суматра растет удивительное растение-паразит, у которого нет ни стебля, ни листьев. Называется это растение раффлезия Арнольди (впервые обнаружил европейский натуралист Арнольди в 1918 г.). Оно состоит из одного гигантского цветка, диаметр которого более 1 м., и корней, которыми цветок присасывается к корням растения-хозяина. Цветок имеет пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более светлых тонов. Цветет он только одну ночь. Когда он раскрывается, раздается удушающий запах гниющего мяса, который чувствуется на расстоянии 1 км. На этот запах слетаются сотни тысяч ночных мух. К утру от прекрасного цветка остается только комок слизи, в котором созревают семена.

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром.

Приспособления к опылению ветром: (Запись в тетрадях)

Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй

Мелкие невзрачные цветки собраны в длинные соцветия

Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

Пыльца легкая, летучая

Растения растут группами, зарослями

В цветках нектар отсутствует

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.

Физкультминутка

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветы закрывают лепестки.

Вечер наступает – тихо засыпают.

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. Внимательно слушайте и дайте ответы на следующие вопросы:

- Почему поэт так назвал свое стихотворение?

- Обратите внимание, какое значение поэт придает ветру в жизни ольхи.

- Почему ольха цветет пустоцветом?

Я обманул ольху

Я обманул ольху. В один из зимних дней

На берегу застывшей нашей речки

Я наломал заснеженных ветвей

И внес в тепло, которое от печки.

Смеялись люди - экие цветы!

Уж лучше б веник ты поставил воду.

Но от печной, домашней теплоты

Включился некий механизм природы.

Жизнь пробудил случайный обогрев,

Сработали реле сторожевые.

На третий день, взглянув и обомлев,

Мы поняли, что прутья - то живые!

В них происходят тайные дела –

Приказ, аврал, сигналы по цепочке,

Броженье соков, набухание почек

И дрогнула ольха и зацвела.

Висят сережки длинные подряд,

Разнежились на десять сантиметров.

Пыльцой набухли, жаждут, ждут,

Хотят программой предусмотренного ветра.

Он облегчит, он лаской обовьет,

А без него и тягостно, и плохо.

Ольха цветет, надеется, зовет,

Еще не зная страшного подвоха.

Но нет корней, и почвы нет и нету

В глухих стенах земного ветерка.

Цветет в кувшине пустоцветом

Обманутое дерево ольха.

Не пить воды, на солнышке не греться,

В июньский дождь листвою не шуметь.

И в воды те в апреле не глядеться,

И продолжения в мире не иметь.

Что из того, что радостно и грустно

Раздастся песня раннего скворца.

Летит, пылит на мертвую клеенку

Досадный мусор – мертвая пыльца.

Перекрестное опыление водой (Слайд 22)

Вопрос: Как вы считаете, у каких растений может происходить такое опыление.

(Происходит у водных растений.)

У некоторых водных растений пыльца переносится по воде. Мужские бутоны открываются на поверхности воды. Одновременно над водой показываются женские цветки. После того как один из плавающих тычиночных цветков столкнется с пестичным и опылит его, цветоножка женского цветка скручивается спиралью, цветок погружается под воду, и там созревают семена.

Примеры: роголистник, элодея.

Другие способы опыления (Слайды 23-26)

Искусственное опыление- опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в словарь). Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Вопрос : Каким образом осуществляется искусственное опыление?

Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений.

Обычно искусственное опыление производят мягкой кисточкой. При помощи кисточки снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльце пестика других. У некоторых растений, чтобы избежать самоопыления, ученым приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки. При выведении новых сортов, чтобы избежать заноса на опыляемые цветки надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления выведено множество ценных сортов сельскохозяйственных и декоративных растений.

Вопрос : Растениям, растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление. Почему?

(Так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.)

Закрепление изученного материала:

Выполнение лабораторной работы в тетради

Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению. (Вывод формулируют учащиеся)

Найти в стихах биологические ошибки.

1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой
Зацвел на Солнечной поляне -
Давайте мы туда заглянем !

( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру.

(У одуванчика соцветие корзинка)

3. Во поле береза стояла,
И ее пчела опыляла.

(Берёза опыляется ветром)

4. Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле, за рекою.

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

5.Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий.
Мушки, пчелки налетят,
Будем урожая ждать.

(Горох - самоопыляемое растение)

Домашнее задание: Прочитать параграф 24, поработать со словарем, ответить на вопросы в конце параграфа

г) дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.

ВложениеРазмер
biolog58.docx 22.42 КБ

Предварительный просмотр:

биология – 6 класс

урок на тему Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм

задачи урока : а) раскрыть значение опыления;

б) познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений;

в) познакомить учащихся с разнообразием плодов растений;

г) дать представление о плоде как органе размножения и расселения цветковых растений.

оборудование урока: модель цветка вишни, пшеницы, таблица "Типы опыления", таблица "Плоды сухие и сочные", коллекция плодов.

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Проверка знаний. 1) Строение цветка ( учащиеся на доске выполняют рисунок цветка )

2) Строение тычинки и пестика (учащиеся на доске выполняют рисунок), значение тычинки и пестика.

3) Зарисовать простые соцветия, привести примеры растений, имеющих такие соцветия, объяснить биологическое значение соцветий (Ученик рисует на доске и готовится отвечать.)

4) Работа с классом. Разгадывание кроссворда ( подготовлен заранее).

5) Опрос учащихся у доски

  1. определение цветка;
  2. отличия цветков у однодольных и двудольных растений.

*Строение тычинки и пестика, их значение.

  1. какие цветки называют обоеполыми?
  2. почему тополь, осина двудольные растения?

*Соцветия простые, биологическое значение соцветий.

  1. отличие простого околоцветника от сложного?
  2. из чего развиваются плод, семя?

– Переход к новой теме.

3. Изучение новой темы

Часть 1. "Цветение и опыление растений".

1) Цветение. ( В ходе беседы формулируется определение цветения, рассматриваются сроки цветения у разных растений.)

– Зачём цветёт растение?

– Почему в этот период на растениях много самых различных насекомых: мух, пчёл, ос, шмелей и т.д.?

Значит, растение цветёт для того, чтобы образовался плод, а насекомые помогают этому, так как они опыляют растение, перенося пыльцу с одного цветка на другой, с пыльников одного цветка пыльца попадает на рыльце пестика другого цветка, при этом происходит ещё один важный процесс, характерный для растений, - оплодотворение , то есть слияние спермия ( образующегося в пыльниках ) с яйцеклеткой ( находящейся в завязи пестика ). Таким образом, в период цветения у растений происходит опыление, оплодотворение и развитие плода. Нет опыления – нет плодов.

2) Типы опыления. (Объяснение учителя) Схема в тетради и на доске

ветроопыляемые растения насекомоопыляемые растения

3) Признаки ветроопыляемых растений ( беседа с демонстрацией моделей цветков ветроопыляемых растений, а так же гербарных экземпляров растений с ветроопыляемыми цветками, запись признаков в тетрадь).

  • Цветут до распускания листьев либо одновременно с распусканием;
  • Околоцветник развит слабо либо отсутствует;
  • Цветки мелкие, невзрачные, без запаха, часто собраны в соцветия;
  • Образуют много пыльцы, пылинки мелкие, сухие;
  • Растут большими скоплениями.

4) Признаки насекомоопыляемых растений ( аналогично):

  • Цветки крупные, яркие;
  • Имеют нектар и пыльцу липкую;
  • Мелкие собраны в соцветия;
  • Имеют запах (аромат)

5) Коэволюция – совместная эволюция цветков и животных- опылителей. ( Объяснение учителя ).

Есть цветки, у которых нектар и пыльца расположены совершенно открыто и доступны всем насекомым (ромашка, мак). Другие, например, львиный зев, опыляются только шмелями. Венчик у цветка сростнолепестный, несколько похожий на звериную пасть. Он двугубый – два верхних лепестка образуют как будто верхнюю губу пасти, а три нижних – нижнюю. Обе губы плотно прилегают друг к другу спереди, а на некотором расстоянии срастаются в трубочку. Когда шмель садится на такой цветок, то под его тяжестью нижняя губа опускается, открывая узкую щель, куда вползает насекомое.

Ещё один пример. Нектар душистого табака находится в глубине длинной трубочки венчика и доступен лишь для ночных бабочек – бражников с длинным хоботком. В тропических странах крошечные птички колибри опыляют цветки.

6) Формулирование вывода о значении опыления, типах опыления.

Вопрос классу: - каково биологическое значение перекрёстного опыления и самоопыления у растений?

7) лабораторная работа 12 " Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений".

Часть 2. "Плод и его значение и многообразие форм".

Во второй части урока мы познакомимся с многообразием и значением плодов по плану:

Читайте также: