Конспект на тему уход за комнатными растениями уголка природы

Обновлено: 08.07.2024

Обмен опытом. Данное занятие поможет подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.

Оценить 1842 0

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.

Программное содержание: Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.

Материал и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

Воспитатель: Ну что, ребята, докажем фее Цветов, что мы с вами умеем ухаживать за комнатными растениями. Но для начала я хочу вам загадать загадку:

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Воспитатель: Скажите, а какие растения есть в нашей группе? Какие условия нужны растениям для жизни и роста?

Ответы детей: (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).

Воспитатель: Как надо ухаживать за комнатными растениями?

Ответы детей: (Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

Дети подходят к комнатным растениям.

Воспитатель: Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе? (Ответы детей)

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет заниматься (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, очищение растений от пыли). Рассмотрите и выберите те растения, которые нуждаются в помощи, определите, какой именно уход нужен для каждого растения, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

- Есть главное условие в работе:

РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ, И АККУРАТНОСТЬЮ.

Воспитатель: (подходит к первому ребёнку) расскажи, как ты будешь выполнять задание? (Поливать растения). Перечисли правила поливки комнатных растений?

• поливать нужно отстоянной водой комнатной температуры.

• носик лейки надо класть на край горшочка.

• поливать нужно тогда, когда верхний слой земли подсох.

Почему ты решила, что эти растение нужно поливать? (ответ ребёнка.) Продолжай работу. Молодец. (Полив растений, мытье горшка, мытье поддонов.

Воспитатель: (подходит ко второму ребёнку) что ты делаешь, расскажи мне? (протирание растений) С чего ты начала работу. (Постелила клеенку, затем принесла растение, приготовила необходимые материалы. Так как растения дышат и листьями, и стеблями, и корнями. Пыль на их листочках мешает дышать, поэтому крупные листья необходимо очищать от пыли влажной тряпочкой. А как надо обтирать листочки? (ответ ребёнка)

Воспитатель: (подходит к третьему ребёнку) чем ты занимаешься? Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Сначала: горшочек с растением ставим в таз. Землю в горшке закрываем клеёнкой, чтоб вода не размыла землю, опрыскивать растение нужно аккуратно. Молодец, ты хорошо знаешь свою работу. (протирание горшка, мытье поддонов). Во время труда играет тихо спокойная музыка.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Воспитатель: Вам понравилось трудиться? Ребята, зачем нам цветы в группе? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить. А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Ответы детей: Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

Воспитатель: Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили о том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, растениям нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. За ваши старания, добрые дела хочу вручить вам медали. И я думаю, что фее Цветов очень понравится результаты вашего труда.

Воспитатель: А сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на ковер, закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Открываем глаза, тихо встаем.

Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас от этого настроение? (ответы детей).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект трудовой деятельности в уголке природы в старшей группе (уход за комнатными растениями)

Цель : организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи: Воспитывать у детей желание трудиться;
Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;
Развивать у детей наблюдательность и любознательность;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: труд в природе.

Словарь : рыхлить, опрыскивать, алоэ, герань

Материал и оборудование : клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель начинает беседу:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут . (Комнатные растения)

Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .

Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.

- Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .

- Как надо ухаживать за комнатными растениями? Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

- А теперь отгадав загадку, вы узнаете, за какими комнатным растениями мы будем ухаживать.

Очищает воздух

Создают уют

На окнах зеленеют

Круглый год цветут (Герань)

Дети подходят к комнатным растениям.

- Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

-Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью) .

- Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Есть такой цветок - алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок

И заживет в кратчайший срок.

Вот цветок замысловатый,

Листья вниз свисают,

Хлорофитум пучковатый

Всем полезен, знаю!

На окне в такую рань

Распустилась герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши-

Так решили малыши.

- Вам понравилось трудиться?

-Ребята, зачем нам цветы в группе?

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.

-А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

-Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

- Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на свои стульчики , закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье .

Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас настроение? (хорошее!).

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - Конспект занятия по дисциплине "Мир экологии". Тема: "Комнатные растения и уход за ними".

План – конспект занятия: "Комнатные растения и уход за ними"

Составила: педагог дополнительного образования Трушина Татьяна Павловна.

Объединение: Мир экологии Дата проведения: 26. 10. 2020

Цель: систематизировать представления детей о комнатных растениях, правилах ухода и способах размножения
Задачи:
Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей о месте обитания и способах ухода за ними;
Развивающие:
- развивать представление детей о разнообразии растений;
- развивать память, внимание, кругозор;
- развивать логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать любовь к растениям
- способствовать развитию коммуникативных способностей
Ход занятия:

I. Организационный момент.
1. Приветствие обучающихся.
2. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие.

II. Теоретическая часть. Изучение нового материала.
1. Переход к теме занятия. Чтение стихотворения педагогом.
- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, вы внимательно слушайте, а потом подумайте о чём идёт речь.
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,

В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку.
Я и все мои друзья. (автор Нищева Наталия)
– Молодцы, мы поговорим с вами о комнатных растениях.
2. Рассказ педагога.
Как называются растения, которые растут и цветут в комнате?

– Самый первый вопрос, который у нас возникает, почему растения называются комнатными? (Предположения детей)

Какие комнатные растения есть в классе?

Назови растения: Это - бегония. Это - фиалка.

Опиши листья:

Какой лист фиалки по величине?

Какой лист бегонии по величине?

Какой лист больше - фиалки или бегонии?

Какого цвета листья бегонии и фиалки?

Для чего люди держат комнатные цветы? (для уюта и красоты)

– Комнатными растениями называются такие растения, которые пригодны для выращивания в жилище.
– В суровом климате России, когда зима длятся 4-5 месяцев, весна часто неприветлива, а осень надоедает слякотью, человек особенно ценит комнатные растения и по возможности украшает ими свое жилище. Они не только радуют своей красотой, но и очищают воздух от грязи и пыли, обогащают его кислородом, насыщают приятными ароматическими веществами, так необходимыми человеку.

Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит, комнатные растения – источник красоты.

-А для чего еще нам нужны комнатные растения?

-У кого дома есть комнатные растения?

Все ли вы знаете, как они называются?

С какой целью их выращивают?

( Они очищают воздух, украшают наше жилище, школу, влияют на наше здоровье).

Как же растения попали в жилище?

А раньше люди путешественники привозили растения из экспедиций. Селекционеры выводили новые сорта растений, устойчивых в нужных условиях.

Какие растения вы знаете?
– Какие названия растений вы знаете?
– Роза, ромашка, алоэ…
– Что нужно растениям для того чтобы они хорошо росли?
– Вода, земля…
– Правильно, ребята. Растениям необходим свет, вода, грунт.
Все растения нуждаются в уходе.

Одним растениям нужно много света, они называются светолюбивыми, соответственно те растения, которые лучше переносят тень, называются тенелюбивые. Также и с водой: существуют влаголюбивые и засухоустойчивые растения

Уход за комнатными растениями.

Чтобы комнатные растения были красивыми, за ними надо ухаживать. Как нужно ухаживать за цветами?

Цветы нужно поливать.

Как узнать, что растение нужно полить?

Земля сухая на ощупь, листочки вялые.

Какой водой нужно поливать цветы?

Комнатной водой, которая стоит со вчерашнего дня.

Что ещё нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и были красивыми?

Вытирать пыль с листочков.

Крупные листья протирают тряпочками, растения с мелкими листьями ставят в таз, закрывают землю клеёнкой, чтобы не размыть её, и поливают из лейки или пульверизатора. С листочков с шероховатой поверхностью пыль смахивают кисточкой.

А ещё нужно цветы рыхлить. Рыхлить землю нужно, для того чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы к корням поступал воздух.

Чем вы рыхлите землю?

А почему палочками?

Чтобы не ранить корни.

Правила ухода за комнатными растениями:

Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

-А теперь давайте внимательно посмотрим презентацию, внимательно рассмотрим растения. Может, кому-то они будут знакомы.

-Кому знакомо это растение?

Что Вы о нем знаете? (Вопросы задаются по каждому из растений с показом растения).

Беседа - рассказ педагога о цветах (хлорофитуме, кротоне, диффенбахии, спатифиллуме, монстере).

Фиалка – невысокое растение, ей необходимо много света, тепло. Поэтому фиалки прекрасно себя чувствуют на подоконниках. Родина – горы Африки. Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. Фиалка душистая поможет при ангине. Горло полощут теплым раствором, приготовленным из расчета: 2 чайн. ложки настойки на 1 стакан воды.

Диффенбахия. Родина растения – Южная Америка. Выращивают из-за пестрых листьев, которые прекрасно очищают воздух от химических отходов. В комнатных условиях цветёт редко. Сок этого растения ядовит.

Хлорофитум родом из Северной Америки. Растет очень быстро при различных режимах температуры и освещенности, хорошо размножается. Зимой требует умеренный полив и хорошая освещенность. Размножают дочерними розетками. Известно, что хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли и гари. За 24 часа убивает 80% вредных микроорганизмов.

Кротон (кодиеумом). Очень красивое, но капризное растение. Родина - тропические леса.

А значит, нам нужны условия с повышенной влажностью и достаточным теплом. Необходимо ежедневно опрыскивать растение, протирать листья. 1 раз в неделю - банный день. Теплой водой полив. Не переносит сквозняков. Место - светлое, но не солнечное.

Сок растения - ядовит!

Спатифиллум. Любят повышенную влажность (из тропических лесов). Мера: кончики листьев вытянуты в острую капельницу и поникают вниз: так листья избавляются от чрезмерных потоков ливней. Корни всегда должны быть влажными.

Монстера. Это мощная лиана из тропических лесов Америки. Это растение улучшает микроклимат помещения и обогащает его кислородом. Она хорошо увлажняет воздух. Ей нужна полутень.

На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.

5. Продолжение рассказа педагога с элементами беседы.
Существуют два основных способа размножения растений: семенное размножение и вегетативное размножение.
При семенном размножении вся информация о будущем растении заключена в семени - небольшой коробочке с твердым покрытием, которое защищает информацию и содержит в себе запас питательных веществ. Семя может долгое время ожидать благоприятных условий для развития, а затем быстро начинает развиваться.
Второй способ размножения растений - вегетативное размножение. Здесь новое растение образуется от части старого. Бывает достаточно срезать побег или ветку, чтобы получить новое растение. К вегетативному размножению относится размножение клубнями, луковицами, черенками (частями стебля, листа, корня).

Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения?

Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (Свет, тепло, вода, почва)

что цветы чувствуют атмосферу;

к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;

у цветов характер как у маленьких детей;

обижать цветы нельзя!

2. Практическая работа. Инструктаж.
Составим алгоритм посадки комнатного растения (раздаются карточки, дети составляют в нужном порядке).
Инструктаж: правила работы садовыми инструментами и инвентарём.
– перед началом работ нужно проверить исправность инструментов (режущие части должны быть остро заточены, рукоятки – надежно закреплены);
– использовать инструменты можно только по их прямому назначению;
– при обработке почвы и обрезке кустарников следует беречь руки и ноги, чтобы не поранить их острыми краями инструментов;
– нельзя бросать инструменты, лучше передавать их из рук в руки;
– после окончания работы следует убрать инвентарь в отведенное для него место.
IV. Подведение итогов занятия.
1. Беседа с детьми.
Сегодня Вы получили много полезных знаний. Мы с вами узнали о мире растений.
– Что вы запомнили? (Названия комнатных растений, способы ухода за растениями)
Детям раздаются раскраски.

трудового пр оцесса, карточк и - символы, изображающ ие строени е растения.

Предварительная работа: наблюде ние за развитием и ростом р астений в

уголке природы ; выращиван ие черенко в, рассматриван ие корней;

рассматрива ние стеблей и листьев у разных растений; обучение у ходу за

растениями с у четом стру ктуры тру дового процесса.

Дети сидят за стола ми. В это время раздается сту к в дверь.

- Ребята, я иду к бабу шке и, вот решила подарить е й комнатный цвет ок, но

совсем не знаю, к ак этот цвет ок называе тся и как нужно за ним у хаживать.

Помогите мне п ожалу йста? Расскажите мне о комнат ных растен иях.

Воспитатель пре длагает детям п омочь Крас ной Шапочке.

Выставляются симв олы и расп олагаются детьми в опре деленной

- Чтобы корни х орошо росли, что для этого необходимо? Какие у словия?

- Когда корни п олучают и влагу , и воздух, какое н астроение бывает у

- Что будет с растение, если ег о поставить в темное место?

- Как узнать, что рас тение нужно полить? (Земля су хая на ощу пь, светлая,

- Какой водой в ы поливаете ? (Комнатной, которая стоит с о вчерашнег о дня.)

- Для чего нужн о рыхлить землю ? (Чтобы хор ошо впитывалась вода, чтоб

- Почему палочкам и? (Чтобы не ранить корни, так ка к у некоторых растений

Воспитатель: Чт о еще нужно делать для тог о, чтобы растен ия чувствовали

- Как нужно мыть р астения? (К рупные листья п ротираются тряпочками,

растения с мелк ими листьями ст авим в таз, з акрываем земл ю клеенкой,

чтобы не размыть ее, и поливаем из большой ле йки или пульверизато ра, с

листочков с шер оховатой повер хностью пыль сма хиваем кисточ ками. )

- Чтобы растен ия были красив ыми, хорошо цвел и и росли, ну жно не только

ухаживать за ним и, но и п одкармливать их, удобрять. Дл я этого есть

специальные у добрения. Н о сыпать пор ошок прямо на з емлю нельзя, его

прежде надо разве сти в вод е. Таким раст вором подкармлив ают расте ние раз в

неделю после п оливки, чтоб ы раствор л учше впитывался в землю. П осле

того как вы п ольете растение, раз рыхлите земл ю, вымоете листочк и,

возьмите у меня ста канчик с у добрением (для б ольшого рас тения полный

стакан, для мале нького - половин а стакана) и поко рмите цветы. (Для

закрепления т рудового п роцесса на фланелег рафе (ковр олине) выставляются

Читайте также: