Коррекционная технология в детском саду фонетическая ритмика

Обновлено: 05.10.2024

Фонетическая (речедвигательная ритмика) — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Автор технологии речедвигательной ритмики — Мухина Алла Яковлевна - доцент дефектологического факультета Московского Государственного Гуманитарного Университета им. Шолохова. Автор книги "Речедвигательная ритмика".

В своей работе автор опиралась на труды П. Губерина, М.М. Кольцовой, В.Л. Фанталовой, О.Г. Шейнкман, Т.Ф. Филиной и др.

Я выбрала для своей работы эту технологию, потому что:

  • она является здоровьесберегающей, на сегодняшний день это актуально. Наш детский сад занимается укреплением здоровья детей и формированием физической культуры, и логопед может внести свой вклад.
  • позволяет решить логопедические задачи:
    вызывание и автоматизация звуков речи;
    развитие навыков дифференциации близких по звучанию и артикуляции звуков речи;
    совершенствование речевого дыхания: темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
    формирование мелодико-интонационной стороны речи;
    формирование способности выделять заданный звук в речевом потоке (на материале слогов, слов, словосочетаний и текста);
  • развиваются неречевые процессы: слуховое внимание и память, произвольное внимание, пространственные представления, общая и мелкая моторика, координация движений, мимическая мускулатура;
  • речедвигательные упражнения могут проводиться в помещении или на улице, индивидуально или с подгруппой детей;
  • методика подходит для детей разных возрастов с ФН, ФФН, ОНР и другими особенностями развития;
  • особых условий для проведения занятий не требуется (например, музыкального сопровождения, специального оборудования);
  • фонетическая ритмика может проводиться в виде системы упражнений, а при желании могут использоваться её элементы — на занятиях, в организационных моментах, динамических паузах, играх.

Данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому фонетическая ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие, а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.

Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются.

Изолированный звук сопровождается наиболее интенсивными движениями. При автоматизации звука в слогах движение немного редуцируется, в словах и предложениях - еще больше изменяется. При проговаривании текстов выполняются совсем небольшие движения. Таким образом не возникает стереотипа. Постепенно ребенок переходит к самостоятельному проговариванию речевого материала без двигательного сопровождения.

Речедвигательные упражнения выполняются стоя, за исключением детей с ДЦП.

Педагогу рекомендуется надевать удобную одежду, которая не сковывает движения.

Дополнительная информация

иНФОРМАЦИЯ

о использовании технологии

в практической профессиональной деятельности

Название
образовательной технологии

Цель использования
образовательной технологии

Описание порядка использования
(алгоритм применения) технологии в
практической профессиональной деятельности

Результат использования
образовательной технологии

Технология фонетической ритмики.

(Власова Т.М., Пфафенродт А.Н., Мухина А.Я.)

Развивать неречевые процессы: слуховое внимание, память; пространственные представления и навыки зрительной ориентировки на говорящего; тонкую и общую моторику, координацию движений; мимическую мускулатуру; произвольное внимание.

Развивать речь и корректировать речевые нарушения: темп и ритм дыхания, продолжительность выдоха; оральный праксис, просодику речи; фонематический слух; звукопроизношение.

Укреплять межанализаторные взаимодействия за счет опоры на зрительный и двигательный образы звука речи.

Конечной целью использования фонетической ритмики является самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.

Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедических занятий предусматривает ее применение, в зависимости от этапа логопедической работы, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.

Принципы проведения коррекционно-логопедических мероприятий с применением данной технологии:

- включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков;

-использование технологии наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике;

Качественно улучшилось звукопроизношение, был достигнут более быстрый результат при постановке звуков у детей со свистящим, шипящим сигматизмами, ламбдацизмом, ротацизмом, у детей с дизартрией.

Достигнут оздоровительный эффект речедвигательной ритмики при становлении правильного диафрагмально-реберного типа дыхания у дошкольников.

Улучшились просодические компоненты речи детей, ее мелодико-интонационные характеристики.

Конспект подгруппового занятия

по формированию правильного звукопроизношения

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Звуки [ а ], [ у ].

Цель: закрепление навыков произнесения звуков [ а ], [ у ] с помощь технологии фонетической ритмики.

Задачи : 1. Развивать подвижность органов артикуляции.

2. Тренировать речевое дыхание.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: зеркало, куклы (мама и малыш), магнитная доска, картинки с изображением деревьев.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика в сопровождении движений речедвигательной ритмики на произносимые звуки.

Сказка о Веселом Язычке.

3. Мы отправимся в гости к малышке Ане и ее маме. (Демонстрируются куклы). Аня с утра плачет, капризничает, давайте сходим к ним в гости, поиграем с Анечкой.

Произнесение чистоговорки в сопровождении движений речедвигательной ритмики:

4. Наша дорога проходит через лес. Произнесение чистоговоркив сопровождении движений речедвигательной ритмики:

Заблудились мы в лесу,

Мы фонарики возьмем

И дорогу мы найдем.

Анечка обрадовалась гостям и перестала капризничать.

- У кого мы были в гостях?

- Как плакала Аня?

-Какой дорогой мы шли к Ане?

-Как мы кричали в лесу, когда заблудились?

-Почему фонарики помогли нам найти дорогу?

Конспект фронтального занятия

по формированию навыков звукового анализа и синтеза

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Звуки [ а ], [ у ], [ о ].

Цель: закрепление навыков произнесения звуков [ а ], [ у ], [ о ] с помощью технологии фонетической ритмики.

Задачи: 1. Закрепить знания детей о гласных звуках [ а ], [ у ], [ о ] .

2. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать силу голоса.

6. Развивать общую и мелкую моторику.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Закрепление пройденного.

Чтение стихотворения в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.

Язычок шалун и гномик,

Он построил дивный домик.

Откройте рот, скажите [ а____ ] –

Это домик язычка.

Он сделал в домике окно.

Тяните губки звуком [ и____ ],

Над домом он зажег огни.

- Какие звуки мы встретили в сказке?

- Как называются эти звуки? (Гласные)

- Гласные звуки очень любит Петушок, который пришел к нам в гости.

3. Характеристика звуков.

- Пока я шла на занятие, все карточки перепутались. Помогите мне навести порядок, давайте вспомним, почему эти звуки называются гласными. (Детям предъявляются карточки с изображением символов, изображающих способ образования гласных звуков (наличие-отсутствие преграды, участие голоса) и их схематическое изображение).

4. Развитие фонематического восприятия.

- Скажите столько раз звук [ а ], сколько раз я хлопну в ладоши.

5. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Анализ и синтез ( с использованием схематического изображения) звукосочетаний из 2-х гласных звуков; произнесение их в сопровождении движений фонетической ритмики.

- Звук [ а ] подбежал к звуку [ о ]. Что получилось?

- Звук [ у ] подбежал к звуку [ а ]. Что получилось?

- Сколько звуков произнесли?

- Какой первый звук? Какой второй?

Произнесение стихотворения в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

- Как поет Петушок?

7. Автоматизация звуков в словах.

– Звук [ а ] подружился с девочкой Аней. Как вы думаете, почему?

- Однажды Аня пошла в лес и заблудилась.

- Как кричит Аня? (АУ!)

Произнесение звуковой цепочки [ а____у____ ] громко и тихо в сопровождении движений фонетической ритмики.

- Летом Аня поехала на автобусе на озеро. Угадайте, что она взяла с собой.

Что это у Анечки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке. (Удочка)

- Отпустим рыбок и поиграем еще.

8. Автоматизация звуков в предложениях.

– У вас на столах карточки, положите их перед собой. Выберите тольк те карточки, на которых названия предметов начинаются на гласный звук. Составьте с этими словами короткие предложения. Например: У меня о____слик. Ослик что делает? Идет. (Дети составляют предложения из двух слов)

- Петушку очень понравилось, как вы занимались.

- С какими звуками мы сегодня играли? (Произнесение звуковых цепочек с движениями фонетической ритмики).

Конспект фронтального занятия

по формированию навыков звукового анализа и синтеза

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Звуки [ п ].

Цель: закрепление правильного произношения звука [ п ] с использованием технологии фонетической ритмики.

Задачи: 1. Формировать умение выделять заданный звук в слове .

2. Формировать навыки звуко-слогового анализа.

3. Развивать слуховое внимание.

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Формировать целостное представление о предмете.

6. Развивать ритмические способности.

7. Закреплять правильное употребление в речи формы Род. пад. имени существительного без предлога.

8. Развивать общую и мелкую моторику.

9. Развивать логическое мышление.

10. Развивать зрительное восприятие.

Оборудование: разрезные картинки и предметные картинки на звук [ п ], синий, коричневый и оранжевый конверты, магнитная доска, слоговые схемы, опорная схема для характеристики звуков.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Слушай, думай, не ленись, красиво говорить учись. (Хоровое произнесение)

- Чтобы красиво говорить на нашем занятии, давайте потренируем свой голосок. (Выполнение упражнений фонетической ритмики на закрепление гласных звуков).

2. Развитие логического мышления и пространственных представлений.

- Сегодня мы совершим путешествие в один из наших замков., чтобы узнать, в какой именно, нам надо выполнить задание.

· Оранжевая остановка. Достаньте из оранжевого конверта части и соберите разрезную картинку. Назовите получившийся предмет.

· Отгадайте загадки. Отгадку называет тот, у кого картинка-отгадка.

Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

Новый дом несу в руке,

Двери дома на замке.

А живут в доме том

Книжка, ручка и альбом. (Портфель)

От зеленого причала

Он назад шагнул сначала,

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

И пускал трубой колечки

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем. (Подсолнух)

Вместо разрезной картинки ребенок получает целую и прикрепляет ее к магнитной доске.

Речедвигательная ритмика. Проговаривание названий картинок в линейной последовательности с движениями фонетической ритмики на звук [ п ].

3.Развитие зрительной памяти и внимания.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – Я!

Вот и вся моя семья.

5. Развитие умения находить заданный звук в слове.

Коричневая остановка. Выбрать из 4-х картинок лишнюю, т.е. ту, в названии которой нет звука [ п ]. (Картинки достать из коричневого конверта).

6. Развитие ритмической способности и звуко-слогового анализа.

Синяя остановка. Достать из синего конверта картинки и слоговые схемы слов. Положить под каждой картинкой соответствующую схему. Определить звук, с которого начинаются названия всех картинок.

- С каким звуком мы сегодня путешествовали? Дать характеристику звука [ п ].

- Где прятался звук [ п ]? В начале слова.

Конспект индивидуального занятия

по формированию правильного звукопроизношения

у ребенка группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: Автоматизация и дифференциация звуков [ с ] - [ з ].

Цель: закрепление правильного произношения звуков [ с ] и [ з ] с использованием технологии фонетической ритмики.

Задачи: 1. Дифференцировать звуки [ с ] и [ з ] в слогах, словах, предложениях, тексте .

2. Совершенствовать навык пересказа текста с опорой на сюжетную картину.

3. Совершенствовать фонематическое восприятие.

4. Развивать зрительное и слуховое внимание и память.

5. Развивать общую и мелкую моторику.

6. Развивать словесно-логическое мышление.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Логопедический массаж, направленный на расслабление органов артикуляции.

3. Артикуляционная гимнастика с применением речедвигательных упражнений на звуки [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ м ].

4. Слоговая разминка с применением речедвигательных упражнений.

· Произнесение слоговых рядов в сопровождении движений речедвигательной ритмики (далее РР) (см. Таблица 1: автоматизация звуков [ с ] и [ з ] в слогах.)

5. Автоматизация и дифференциация звуков [ с ] и [ з ] в словах.

· Расположить картинки на доске в два ряда (по наличию звуков [ с ] или [ з ]).

· Назвать картинки с движениями РР.

· Перевернуть карточки, вспомнить и назвать картинки со звуком [ с ], затем со звуком [ з ].

6. Автоматизация и дифференциация звуков [ с ] и [ з ] в предложениях.

· Составить и прочитать предложения из слов, написанных на обороте разрезанных сюжетных картинок (У Зои коза. У Сони сок).

· Проверить правильность составления, перевернув части картинки.

· Вспомнить и произнести предложения с движениями РР.

7. Автоматизация и дифференциация звуков [ с ] и [ з ] в тексте.

Странная ваза.

Cлайд 1.

Слайд 2.

Фонетическая ритмика – здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, поскольку я работаю с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, у которых наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

Слайд 3.

В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор), т.е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.

Слайд 4.

Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом.

Слайд 5.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух – трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные.

Движенияи речевой материал, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогомнесколько раз (2—5 раз каждое). Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детейк правильному естественному подражанию.Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь! После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

Слайд 6.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение (двигательная активность - это потребность детского организма, поэтому приносит радость), носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук.

Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 минут в качестве речевой зарядки.

Слайд 7.

Есть дети, для которых начальный этап - пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнет подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать и включится в совместную работу.

Слайд 8.

На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.

Слайд 9.

Предлагаю вашему вниманию видео, где вы увидите работу над речевым дыханием на примере гласных звуков с детьми группы компенсирующей направленности. У данных детей в разной степени выраженности наблюдается не только тяжёлое речевое недоразвитие, но и нарушения внимания, восприятия, моторики.

Слайд 10.

На следующем видео вы увидите чередование ритмических движений и ритмичное проговаривание с плавными фразами на отработку плавности речи в ходе плавных движений.

Слайд 11

Слайд 12.

Применяется фонетическая ритмика:

- в процессе постановки правильного звукопроизношения (на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков). В итоге происходит постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.
- в структуре логопедических занятий как орг.момент или динамические паузы.
- на речевых практикумах по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
- во время экспериментариумов по формированию лексико – грамматического строя речи и развитию связной речи.

- упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям и могут применяться воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности или режимных моментов.

Слайд 13.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

-у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

-улучшается фонематический слух;

-нормализуется речевое дыхание и слитность речи;

-формируется умение изменять силу и высоту голоса;

-улучшается ритмико- интонационная сторона речи и эмоциональная сфера;

-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

-повышается речевая активность детей.

Таким образом, упражнения на основе фонетической ритмики в условиях введения ФГОС могут быть введены в практику ДОУ, как коррекционная здоровьесберегающая технология.

Слайд 14.

В настоящее время назрела необходимость использования воспитателями коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. На слайде вы видите звенья фонетической ритмики. Именно фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Фонетическая ритмика

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Фонетическая ритмика

Определение понятияФонетическая ритмика – это система двигательных упражнений.

Определение понятия
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Цель и задачиЦель: способствовать формированию у детей естественной речи с вы.

Цель и задачи
Цель: способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной
Задачи:
формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, без грубых отклонений от нормы, воспроизводить речевой материал в заданном темпе;
развитие навыка восприятия, различения и воспроизведения различных ритмов, нормализация речевого дыхания и слитности речи;
формирование навыка воспроизведения слов, наиболее часто употребляемых в речи детей.

ПринципыОбщедидактические принципы: Принцип систематичности. Непрерывность, р.

Принципы
Общедидактические принципы:
Принцип систематичности. Непрерывность, регулярность и планомерность коррекционного процесса
Принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения
Принцип доступности предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с нарушениями слуха
Принцип индивидуализации. Уточнение реабилитационного потенциала занимающегося.

ПринципыПринцип постепенного повышения требований. Более трудные новые задани.

Принципы
Принцип постепенного повышения требований. Более трудные новые задания: двигательные, словесные.
Принцип сознательности и активности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения.

Принцип развития. Развитие личности ребенка, его речевого развития, сохранных функциональных систем. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.
Принцип всестороннего воздействия. Ритмика повышает общую тренированность организма, совершенствует нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.

Влияние фонематической ритмикиПри совокупности движений тела и речевых орган.

Влияние фонематической ритмики
При совокупности движений тела и речевых органов происходит снятие напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.

Раскованность и непринужденность оказывает положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Фонетическая ритмика помогает в работе по формированию произношения и играет существенную роль в коррекции речи детей с нарушением слуха.

Формирует положительный настрой, учит детей общению со сверстниками.

Умение расслабляться помогает одним детям
снять напряжение, другим –
сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Схема воздействия фонетической ритмики на речьФонетическая ритмика вызывает и.

Схема воздействия фонетической ритмики на речь
Фонетическая ритмика вызывает и автоматизирует звуки.

Вызванные звуки закрепляются на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.

Отрабатываются слова и фразы, их звуковой состав.

Слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются
с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков
детей.

Для самых маленькихУ маленьких детей без специального обучения движения не мо.

Для самых маленьких
У маленьких детей без специального обучения движения не могут сочетаться с произношением: малыши или двигаются, или говорят.
Поэтому занятия фонетической ритмикой начинают с обучения ребенка подражанию крупным движениям туловища, рук, ног, головы.
Со временем двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям становится более точным.
Далее движения ведут за собой произношение.

Влияние групповых занятийКоллективность в проведении фонетической ритмики обе.

Влияние групповых занятий
Коллективность в проведении фонетической ритмики обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение движений по образцу и моделирование действий по аналогии.
Способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений.


В заключенииФонетическая ритмика формирует лучшее произношение и играет сущес.

В заключении
Фонетическая ритмика формирует лучшее произношение и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха, так и в развитии у них естественности движений.

Список рекомендуемой литературы:Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.: Гума.

Список рекомендуемой литературы:
Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996., ил.
Власова Т.М., А Н Пфафенродт. Фонетическая ритмика.– М.: Учебная литература, 1997., ил.
Волкова КЛ. Методика обучения глухих произношению. - М.,1980.
Галишникова Т.И. Использование игр и игровых упражне­ний в работе над произношением глухих учащихся во внеклассное время // Содержание и организация воспитательного процесса в школе-интернате для детей с нарушениями слуха. - М., 1992.
Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М., 1991.
Кузьмичева, Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. – М.: Педагогика, 1983.

Леонгард, Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. – М., 1991.
Новикова,О.О., Использование речевой ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушенным слухом / О.О.Новикова, И.П. Новицкая , Н.Д. Шматко . Дефектология, 1995, № 1. – 79-87 с.
Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе для глухих детей. - М., 1981.
Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих. – М.: Педагогика, 1972.
Шматко, Н.Д. Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях / Дефектология, 1999, № 5. – 45-51 с.
Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. - М., 1997

В последнее время мы всё чаще и чаще слышим, что появляются всё новые технологии в воспитании детей. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья.

Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - образовательных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, педагога и родителей, ребенка и доктора. Эта система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья дошкольников на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии особенно актуальны для детей уже однажды, в силу жизненных обстоятельств, утратили здоровье.

Помимо нарушений связанных с недостатком слуха, имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы. Это приводит к речевому недоразвитию. Полноценное развитие детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности слабослышащего ребенка. Одним из видов двигательной активности является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (головы, корпуса, ног и рук, сочетаются с произнесением определенного материала(звуков, слогов, слов, фраз).В научной литературе давно доказана связь между развитием движений и формированием произношения, где движения являются стимулятором, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, особенно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, коррекционная работа выстраивается в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой.

Цель занятий по фонетической ритмике заключается в том, чтобы:
- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на речевых занятиях характеризуются тремя основными элементами:
- напряженность;
- интенсивность;
- время.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их произведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений – напряженность. Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или иного звука. Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости.

С самого начала выполнения упражнений с использованием фонетической ритмики следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Музыка и слово помогают или активно реализовывать движение, или затормозить моторную реакцию музыка оказывает влияние на качество исполнения – улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

При проведении игровых упражнений на основе фонетической ритмики необходимо:
- Выполнять упражнения регулярно 3–5 раз в неделю.
- Во время выполнения упражнений дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.
- Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
- Каждое упражнение выполняется 3–5 раз. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!
- Положительная оценка каждого выполненного упражнения.
- Игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, могут использоваться в качестве динамических пауз.

Регулярное проведение речевых упражнений с использованием фонетической ритмики показало, что:
- у детей активнее развивается общая и мелкая моторика, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создается база для постановки отсутствующих звуков, более быстрый процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.

Каждый человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и прочее. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается.

Читайте также: