Коррекционно развивающие технологии в детском саду

Обновлено: 04.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

с приоритетным осуществлением деятельности

города Чебоксары Чувашской Республики.

Консультация на тему:

Важенина Татьяна Валерьевна.

Основная задача коррекционных технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка:

Игротерапия .

Основная цель игровой терапии:

- Помочь ребёнку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуации.

-Развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимая его таким, какой он есть.

-Осознавать чувства, выражаемые ребёнком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал своё поведение.

-Сохранять глубокое уважение к способности ребёнка решать свои собственные проблемы.

-Не пытаться направлять действия ребёнка или его речь, а следовать за ним.

-Устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни.

-Не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей:

Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры (лото ), игры – драматизации, образно-ролевые игры (раскрепощающие игры в преодолении конформного поведения детей),

коллективные дидактические игры (коррекция протестного поведения детей), сюжетно-ролевые игры (коррекция демонстратив-ного поведения детей) , режиссерские и психотехнические освобождающие игры ( коррекция агрессивного поведения детей) , народные игры ( коррекция недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей)

Наиболее часто выделяют следующие виды и формы игротерапии.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.

недирективная – ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверии.

2. По структуре материалов для игры:

структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии ( игрушечное оружие) , выражение непосредственного желания (с фигурами людей), развивают коммуникативные навыки ( забавы с поездами, машинами, в телефон);

неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

групповая

индивидуальная

Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

воспитание ответственности за поступки;

развитие навыков самоконтроля;

закрепление способности принятия самостоятельных решений;

Сказкотерапия.

Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. (М.В. Киселёва)

Сказкотерапия - это :

лечение сказками ( совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими ).

процесс поиска смысла , расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

процесс экологического воспитания детей.

процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

Сказки для гиперактивных детей .

Сказки для агрессивных детей.

Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениям и : проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.

Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений ( развод родителей, появление нового члена семьи и др.)

Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Функции детских сказок.

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации :

о жизненно важных явлениях;

о жизненных ценностях;

о постановке целей;

о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

как устроен этот мир, кто его создал;

что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

как приобретать и ценить дружбу и любовь;

какими ценностями руководствоваться в жизни;

как строить отношения с родителями и детьми;

Куклотерапия.

Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра).

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.

Задачи куклотерапии.

-Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;

-Развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

-Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Процесс куклотерапии

1. Изготовление кукол . Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с ней. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.

Виды куклотерапии.

Марионетки,пальчиковые,теневые, веревочные, плоскостные,перчаточные,объемные.

Анималотерапия.

Это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Основные формы и методы.

Упражнения, направленные на релаксацию;

Сказки, рассказы о животных,их взаимоотношениях, повадках;

Занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;

Наблюдения за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.

Виды направлений анималотерапии.

Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного

аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите,

желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Общение с лошадью дает устойчивый положительныэмоциональный фон.

Дельфинотерапию целесообразно применять с детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.

Канистерапию целесообразно применять с детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.

Кошки, успокаивают, снижают артериальное давление. Их биополе стабилизирует работу сердца, снимает суставные и головные боли, стимулирует быстрое заживление травм, лечит внутренние воспалительные заболевания.

С помощью анималотерапии ребенок может легко преодолеть свои страхи, чувство возникающего одиночества, агрессивность к окружающему миру и себе, чувство беспомощности и замкнутости; дети становятся спокойнее и уравновешеннее, они обретают уверенность в своих силах, у них концентрируется внимание, снижаются негативные проявления во время адаптации. У них выше познавательная мотивация,

лучше развиты пространственные представления, ониуспешнее справляются сзаданиями на установление причинно-следственных связей.

Это методика, основанная на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.

Арттерапия-"лечение" искусством..

Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, лепка, моделирование с бумагой, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т.д.

Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей.

СИНИЙ - оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение

ЗЕЛЁНЫЙ – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением

РОЗОВЫЙ – тонизирует при подавленном состоянии

ЖЁЛТЫЙ – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия

Красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение

Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение

Коричневый – вызывает чувство вины

ЧЁРНЫЙ – оказывает угнетающее действие, вызывает страх

Цвет передает эмоциональное состояние ребенка, если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.

Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, то во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.

Мама- терапия.

Метод мама-терапии по методу Б.З. Драпкина заключается в том, что мама поле засыпания ребенка разговаривает с ним набором определенных фраз которые дают установку детскому организму на физическое и психологическое здоровье.

Используется методика следующим образом. Через 20-30 минут после засыпания малыша, четко, медленно, ласково читайте фразу за фразой каждого блока. Не стоит менять слова, чем-то дополнять, блок-каждое слово проверено, имеет свое значение.

Пользоваться методикой надо ежедневно. Удержаться от чтения рекомендуется только в тех случаях, когда мама сильно волнуется или плохо себя чувствует.

Первый блок.
Витамин маминой любви

С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.

«Я тебя очень-очень люблю.

Ты самое дорогое и родное,что у меня есть.

Ты моя родная частичка, родная кровинушка.

Я без тебя не могу жить.

Второй блок.
Установка на физическое здоровье

При легких недомоганиях помогает избежать применения медикаментов.

«Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка).

Ты хорошо кушаешь и потому быстро растешь и развиваешься (эта фраза замечательно работает: у тех, кто мало ест, появляется хороший аппетит).

У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик ( идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов).

Ты легко и красиво двигаешься (отсекаются все двигательные нарушения).

Третий блок.
Установка на нервно-психическое здоровье.

«Ты спокойный мальчик(девочка).

У тебя хорошие, крепкие нервы.

Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный.

Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.

У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться (ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений).

Ты хорошо спишь (эта установка очень быстро начинает действовать). Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.

Четвертый блок.
Очищение от болезней.

Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности (далее мама называет проблемы ребенка конкретно).

И заключительная фраза на эмоциональном подъеме:

«Я тебя очень-очень сильно люблю.

Вот эти 4 блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие.

Говорите эти слова вашим детишкам, и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми!

Дети на занятии в группе

В современных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) работа с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является неотъемлемой частью педагогической практики. Это обусловлено принятием в 2012 году закона о равных возможностях получения образования детьми, несмотря на их разные физические возможности. При этом в рамках инклюзивного образования перед педагогами детских садов особую актуальность приобрёл вопрос о методическом сопровождении такого взаимодействия с особыми ребятами. В частности, как подготовить и провести коррекционно-развивающее занятие.

Деятельность, направленная на эффективное развитие ребёнка, имеющего ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития малыша, называется коррекционно-развивающим занятием.

Слабовидящие дети выполняют упражнение за столиками

Коррекционные занятия призваны обеспечить равные образовательные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ

Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ

Миссия коррекционно-развивающих уроков в ДОУ состоит в:

  • стимуляции восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
  • развитии, а также исправлении недостатков в эмоционально-волевой сфере ребят (например, преодоление агрессивности, плаксивости и пр.);
  • приобщении к здоровьесберегающим технологиям;
  • обеспечении условий для развития навыков коммуникации и социальной адаптации.

Практическое воплощение этих целей представляет собой целенаправленный процесс, который конкретизируется систематическим решением образовательных задач в трёх направлениях, по-разному реализуемыми в работе с малышами разного возраста.

Таблица: основные образовательные задачи коррекционно-развивающих занятий

  • развивать речь, память, внимание;
  • тренировать общую и мелкую моторику, координацию движений.
  • пополнять запас слов (к примеру, короткими фразами-указаниями);
  • развивать умение выполнять совместные с другими детьми действия из 3–4 операций;
  • продолжить начатую ранее работу по развитию мелкой моторики.
  • обогащать двигательный опыт (малыши играют в мячи, прыгают через скакалку);
  • тренировать память, речь т. д.
  • исправлять негативные тенденции развития (к примеру, брать вещи, не спрося разрешения);
  • развивать речь (её эмоционально-выразительные формы).
  • воспитывать навык следования указаниям взрослого (к примеру, убрать игрушки, поделиться куклой и пр.);
  • продолжать работу по формированию умения адекватно выражать свои эмоции и чувства;
  • развивать навык корпоративной деятельности (не только в игре, но и во всех других видах активности).
  • продолжать работу над тренировкой выдержки;
  • воспитывать умение работать в коллективе.
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе;
  • практиковать навык подбирать мимику и эмоциональную реакцию под сюжет текста (например, сочувствие Колобку, осуждение Лисы и пр.).
  • учить ориентироваться на величину и форму предмета при сравнении;
  • пополнять словарный запас;
  • расширять сенсорные представления (например, для развития зрительного канала восприятия важно определять искомый цвет, называть цвета и некоторые оттенки (голубой).
  • систематизировать полученные ранее знания о цвете и форме (в 4–5 лет малыши могут назвать основные форму, выбрать самый большой предмет и пр.);
  • отрабатывать навык строительства из 3–4 кубиков;
  • тренировать умение показа действий;
  • активно использовать речь для коммуникации со сверстниками и взрослым;
  • отрабатывать навык приклеивания заготовок на основу для выполнения аппликации, а также навыка создания рисунка (пока чаще в виде раскрашивания готовой картинки).
  • учить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числу, падеже;
  • практиковать использование в речи существительных с уменьшительными суффиксами;
  • практиковать счёт до 10 и в обратном порядке;
  • расширять навык ровно вырезать крупные детали по контуру.
  • отрабатывать навык составления устных текстов из коротких предложений;
  • практиковать в неподготовленной речи использование речевых клише (спасибо, извини и пр.);
  • тренировать устный счёт в пределах 10 со сложением и вычитанием;
  • осваивать нетрадиционные техники рисования.

Видео: развитие тактильных ощущений на занятии со слабовидящими детьми

Классификация коррекционно-развивающих занятий

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Это интересно. Классификация коррекционных занятий по типам совпадает с видами ОВЗ.

Педагог помогает детям выполнять упражнения лёжа

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Приёмы работы с детьми на коррекционных занятиях

Работа с особенными детьми требует от педагога тщательного выбора методов и приёмов организации занятий, основой которых является игра.

Игровые приёмы

Умения, навыки и знания дети черпают из игровых действий. Но специфика работы с ребятами с ОВЗ предполагает использование видов игровых приёмов (дидактических, подвижных, театрализованных, пальчиковых) не в чистом виде, а в комбинированном, направленном на тот или иной вектор коррекции. Рассмотрим варианты этих комбинаций.

Игры на устранение эмоциональных блоков

Игры на коррекцию восприятия через зрительный канал

Девочка выкладывает рисунок ниткой

Игры на развитие зрительной памяти занимают ведущую позицию в работе со слабовидящими малышами

Игры на отработку координации движений

Игры на развитие моторного внимания

Игры на развитие слухового внимания

Игры слух полезны не только слабослышащим ребятам, но и здоровым

Игры на развитие терпимого отношения к окружающим

Игровые приёмы на релаксацию

Классификация игр по вилам ОВЗ

Ознакомиться с примерами по каждому виду можно по ссылкам:

Видео: интересные задания на коррекцию заикания у детей

Речевые приёмы на коррекционных занятиях

Слово играет существенную роль в коррекционной работе, так как является одним из способов наладить контакт с воспитанниками и мотивировать их на ту или иную деятельность.

Таблица: виды речевых приёмов на коррекционных занятиях

Наглядность на коррекционных занятиях

Наглядные образы имеют огромный учебно-воспитательный потенциал в работе с детьми, несмотря на ОВЗ. На коррекционных занятиях педагогу необходимо подобрать приёмы, подходящие под ту или иную группу малышей с конкретными отклонениями.

Интерактивный светильник и бумажные бабочки на стене

В контексте коррекционной работы большое внимание уделяется наглядным материалам, способствующим расслаблению малышей

Таблица: наглядные приёмы и виды коррекционных занятий

Это интересно. Для релаксации в группе можно установить интерактивную колонну, в которой плавают, лопаются и снова появляются пузыри, или фиброоптический светильник — конструкцию для сенсорного развития малышей.

Двое детей смотрят на фиброоптический светильник

Фиброоптический светильник споосбтсвует развитию мелкой моторики

Практические приёмы на коррекционных занятиях

Эти способы взаимодействия призваны, прежде всего, пополнять тактильный опыт малышей, а также способствовать налаживанию социально-коммуникативных контактов детей между собой и со взрослыми:

  • рисование на бумаге (традиционное — карандашами, красками — и нетрадиционное — пальчиками, штампами, ниткой и пр.), аппликации, поделки — средства развития воображения, фантазии малышей;
  • создание рисунков на световом столе песком с помощью пальцев, расширяющее сенсорные представления малышей с ОВЗ;
  • творчество на led-доске, то есть создание изображения при помощи маркеров, которое меняется в зависимости от произвольно меняющейся подсветки, что, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном фоне ребёнка;
  • работа с кинетическим песком, развивающая цветовосприятие малышей.

Кроме того, в арсенале дефектолога и психолога есть достаточное количество приёмов арт-терапии (лечения творчеством), с примерами видов работ можно ознакомиться здесь.

Детские ладошки в краске

Арт-терапия ещё называется лечением творчеством

Как индивидуализировать работу на коррекционном занятии

Чтобы определиться с сутью индивидуального подхода на коррекционных занятиях, нужно учесть, что такие уроки могут проходить в двух форматах: один на один педагога с ребёнком, а также групповом. Что касается первого, то вопросов по поиску способов индивидуализировать работу не возникает: занятие строится на этих приёмах. А вот на групповых уроках задача поиска оптимального подхода к каждому (!) воспитаннику очень актуальна. Тем более малыши в группе мало того, что имеют разную степень проявления ОВЗ, так ещё и разнообразие темпераментов, характеров никуда не девается. В процессе работы в условиях инклюзивного образования я пришла к выводу, что для осуществления всестороннего подхода к проблеме педагогу необходимо руководствоваться четырьмя принципами индивидуализации.

Педагог подносит мальчику мешок плохих эмоций

Вопросы актуализации занятий с детьми с ОВЗ стоят так же актуально, как и для работы со здоровыми малышами

Выполнять задание удобным способом

При подготовке урока в процессе выбора заданий педагог должен чётко представлять, как с этой задачей справится каждый малыш. Это поможет составить правильную инструкцию для ребёнка, у которого могут возникнуть трудности с выполнением. Так, например, на занятии по изодеятельности в группе умственно отсталых детей при выполнении задания на изображение листьев на деревьях осенью в технике рисования пальчиками, ребёнок, у которого развитие мелкой моторики не позволяет сделать эти мазки более или менее точно, может выполнить задачу приёмом тычка, набирая краску ватной палочкой.

Объяснять на понятном языке

Педагог с тыквой на голове раздаёт детям карточки

Говорить с малышами нужно на доступном для них языке, воспитывая при этом интерес к разным ам деятельности

Давать возможность проявить инициативность

Поощрение самостоятельности — одна из важнейших задач на занятии. Причём малыш с ОВЗ обязательно должен почувствовать, что он справился с ней на отлично. Поэтому педагог должен чёток представлять, какое задание создаст такую ситуацию успеха. К примеру, если в старшей группе ребёнку с ЗПР сложно даётся освоение счёта и вообще любой вид учебной деятельности, создать для него ситуацию успеха можно дав задание подготовить материалы для занятия (достать из соответствующей коробки счётные палочки, выбрать картинки с подходящим временем года или актуальными погодными условиями и пр.).

Взывать к прошлому опыту

Это интересно. Безусловно, очень важно подбирать задания, исходя из вида ОВЗ ребёнка. Некоторые приёмы работы с детьми с разными нарушениями можно найти здесь.

Педагог наблюдает, как девочка выкладывает мозаику

Даже в новых видах работы следует опираться на имеющийся у ребёнка опыт в той или иной деятельности

Программа коррекционного обучения в детском саду

Порядок реализации целей и задач коррекции развития малышей устанавливается программой коррекционного обучения, отражающей особенности взаимодействия с малышами с конкретными ОВЗ на протяжении всех лет обучения в детском саду. Например, для слабовидящих малышей.

Рабочая программа коррекционного обучения в детском саду

  • пояснительная записка;
  • обоснование актуальности составления программы коррекции именно по этому направлению (обязательно с указанием общеобразовательных программ, на которые опирались авторы при составлении коррекционной);
  • цели, задачи и принципы работы по данному направлению;
  • разъяснение особенностей детей с этими ОВЗ;
  • рассмотрение векторов направления работы с детьми;
  • прогнозирование результатов работы;
  • календарно-тематический план по учебным дисциплинам, которые соответствуют возрасту и возможностям малышей;
  • рекомендации по проведению работы с родителями;
  • приложения (рекомендации по оформлению предметно-развивающей среды, перечень игр и пр.).

Ниже приведены примеры разработки рабочих программ коррекционного развития по направлениям ОВЗ для разного возраста:

  • для слепых или слабовидящих ребят;
  • для детей с проблемами слуха;
  • для малышей с ЗПР;
  • для ребят с повышенной тревожностью;
  • для детей, страдающих от заикания;
  • для работы с гиперактивными воспитанниками;
  • для взаимодействия с агрессивными малышами;
  • для детей, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере;
  • для малышей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (иногда эту программу называют «Программа лечебной физкультуры);
  • для ребят с отклонениями в речевом развитии.

Мальчик сидит за столом и смотрит на круглые элементы пирамидки

Рабочая программа составляется для работы с детьми с конкретными ОВЗ

Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):

  • информация о себе (дети называть возраст, адрес);
  • сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
  • дикие и домашние животные;
  • игрушки;
  • мультфильмы.

Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР

Дети занимаются за столом

На отработку темы обычно отводится неделя

План распределения времени на коррекционном занятии

Одним из примеров того, что малышам с ОВЗ предоставляются равные возможности со здоровыми детьми, является установленный хронометраж занятий: их длительность будет одинаковой.

Таблица: временной план коррекционных занятий в детском саду

Педагог показывает упражнение детям, сидящим на коврике

Во время занятия следует отводить время на проверку концентрации внимания малышей в игровой форме

В настоящее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, которые испытывают особые трудности в освоении некоторых учебных программ, а также в адаптации к окружающему миру.

Абсолютно понятной в последнее время становится ограниченность традиционного воспитания и обучения детей дошкольного возраста, чем и объясняется актуальность задач поиска наиболее эффективного использования современных образовательных технологий.

Значительные отклонения в развитии речи у дошкольников сказываются на формировании эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов. У таких детей заметен низкий уровень слуховой памяти, основных свойств внимания, отмечаются трудности в воспроизведении и сохранении информации, значительное отставание в развитии мыслительных процессов.

Дети с явными нарушениями в речи чаще всего не способны к длительной игровой деятельности, как правило, они быстро утомляются, обидчивы, рассеяны. У таких детей не сформированы коммуникативные навыки, а также занижена самооценка.

Необходимость оказания помощи детям привела к разработке и внедрению системы коррекционно-развивающего обучения, основанной на результатах конечной диагностики, тесного взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения - воспитателя, психолога и логопеда. Каждый из специалистов ответственно осуществляет свой раздел работы, используя при этом материал для закрепления деятельности, рекомендованный другими специалистами.

Правильный выбор и использование психолого-педагогических технологий позволяет ребенку догнать и не отставать в развитии от своих сверстников. В своей работе специалисты используют интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Такие занятия способствуют снижению тревожности, развитию коммуникативных навыков, формированию положительной самооценки, познавательных процессов, творческих способностей.

Осуществление познавательной деятельности возможно лишь в том случае, если созданы все условия для ее развития. Значительную роль в этом играет интеграция воспитательного процесса. В интегрированное занятие входят блоки знаний двух или более различных предметов.

В проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание изобразительного искусства и музыкотерапии. В этом случае у детей появляется возможность осуществить все свои творческие способности, так как он думает и фантазирует. В игровой, вызывающей у детей интерес форме происходит обогащение словаря ребенка, развивается познавательная активность, коммуникативные умения, умения свободно, без малейших затруднений выражать свои мысли, делиться впечатлениями.

Все занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображении. Детям предлагается переместиться вглубь изображения: представить себя бабочками, ощущающими аромат цветов, птицами, легко парящими в воздухе. На каждом занятии обязательно должна создаваться ситуация успешности каждого ребенка. Именно такой подход позволяет детям свободно выражать свои чувства и мысли. Одно из главных средств самовыражения - рисование. Составной частью всего занятия является содействие личностному развитию и росту ребенка. Вне зависимости от приемов, методов и техник, которые используются на занятиях, главная цель - помочь ребенку в начинании осознавать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать и передавать свои чувства на бумаге, дети начинают лучше понимать других, учатся преодолевать страх и робость перед тем, что получается не сразу.

Основные задачи таких занятий заключаются в снятии эмоционального и мышечного напряжения у детей дошкольного возраста, снижении тревоги, агрессии, развитии познавательных процессов, совершенствовании творческих способностей и коммуникативных навыков, обучении новым приемам рисования и развитии умений экспериментировать.

Каждое занятие включает в себя несколько частей. Основная цель первой части, вводной, заключается в настраивании детей на совместную работу в группе, в создании положительного и эмоционального настроя у каждого из ребенка.

На вторую часть занятия, рабочую, приходится основная смысловая нагрузка всего занятия в целом.

Основная цель третьей, завершающей части состоит в вызывании у детей чувства принадлежности к группе, а также в закреплении положительных эмоций от работы на занятии.

Самым эффективным способом коррекционно-развивающего обучения детей является сказкотерапия. Данный метод способен доступными для понимания ребенка словами и в увлекательной форме описать окружающий мир, жизнь людей, их судьбы и поступки, а также дает возможность ощутить чувства радости и грусти героев.

Увлекательное и захватывающее содержание сказки вводит детей в сложный мир взаимоотношений между людьми, раскрывает перед ними нравственный смысл их мотивов и поступков. Дети постепенно начинают задумываться о последствиях различных действий, сравнивать свои оценки и предпочтения с мнениями окружающих их людей, учиться осознавать собственные побуждения.

Методика работы со сказкой включает в себя такие особенности, как нравственный урок, воспитание добрых чувств, развитие мышления и воображения, речевую зарядку, связь с ручным трудом и экологией.

Эффективность использования той или иной психолого-педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие поставлены задачи и цели, какой подход избран.

Смысл применения данных технологий заключается, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий в сравнении с другими средствами: возможностями индивидуализации коррекционного обучения, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

В работе специалистов целесообразно применение технологии обследования познавательной деятельности и речи, технологии проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, игровой технологии и т. д. Цель данных технологий заключается в развитии мотивации общения, формировании социально-активной личности, повышении интереса детей к изучаемому материалу, а также в усвоении способов самостоятельной деятельности.

Эффект использования психолого-педагогических технологий позволяет разумно сочетать современные и традиционные средства и методы обучения, вызывает интерес и потребность общения у детей, снимает коммуникативные барьеры, а также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

Цели и задачи коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития

Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа. Необходимо учитывать дифференцированные показания к интегрированному обучению. В рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а нормально развивающиеся сверстники, попадая в полиморфную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, как единое сообщество, включающее и людей с проблемами.

К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

Целью коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР является создание условий в общеобразовательном учреждении, способствующих освоению ими образовательного стандарта, сохранению их здоровья, коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, успешной социализации с учетом индивидуальных способностей, потребностей обучающихся.

Задачи коррекционно-развивающего обучения:

обеспечить своевременное выявление детей с образовательными затруднениями;

осуществить комплексный (психолого-медико-педагогический) подход в коррекционно-развивающей деятельности, проводить индивидуальную коррекцию развития детей с ЗПР,

оказывать помощь семье в коррекционно-развивающем процессе;

осуществлять сотрудничество с учреждениями социокультурной среды микрорайона и города для повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности.

Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития

К сожалению, лишь в последнее время, с увеличением числа детей с проблемами в развитии, стало уделяться больше внимания коррекционной педагогике и психологии. При обучении детей с ЗПР одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В настоящее время в педагогике акцентируется внимание на системно-деятельностном (формирование полноценных устойчивых навыков) и личностно-ориентированном подходах (учёт и восполнение дефицита функций различных анализаторов: слухоречевого, зрительного, рукодвигательного и др.). Прежняя методика указывала педагогу способы обучения детей, давала обобщённые рекомендации по их применению, но не раскрывала алгоритм действия в рамках того или иного метода. Методика прежде всего говорит ЧТО надо делать, но не раскрывает КАК. Иная вещь – технология, которая всегда понимается как процесс планирования деятельности педагога в виде последовательных операций, приводящих к достижению конкретных результатов. Педагог занимается преобразованием исходного материала в конечный продукт определённый стандартом образования. Имея перед собой технологический план, легко определить на каком этапе у ученика произошёл сбой и установить причину неудачи в усвоении учебного материала. Особенности индивидуального развития могут быть лишь предпосылками для возникновения трудности, а причинами неуспешности становятся неадекватные условия обучения, когда материал подаётся таким образом ученику, что он не может его осмыслить.

Именно поэтому технологизация особенно продуктивна для коррекционно-развивающей работы, так как позволяет отслеживать каждый шаг ученика к намеченной цели, более гибко и адресно реагировать на появляющиеся промахи, вовремя их корректировать.

Коррекционно-развивающая технология предполагает прежде всего:

определить объект деятельности;

исходное состояние развития ученика;

психологические механизмы обучения

Коррекционно-развивающие технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ОВЗ.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

совершенствование движений и сенсомоторного развития;

коррекция отдельных сторон психической деятельности;

развитие основных мыслительных операций;

развитие различных видов мышления;

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

Коррекционно-развивающие технологии способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Педагог выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на занятиях.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся (воспитанников). Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи. Технологии делятся на два вида:

- коррекционно-образовательные. Коррекционные технологии предполагают следующие формы работы:

Предполагается, что в современной педагогике нетрадиционные технологии вполне применимы к детям с ЗПР.
Среди множества коррекционно-развивающих технологий, используемых в работе с обучающимися, воспитанниками с ЗПР, особое внимание заслуживает направление арт-терапия. Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем. Арт-терапия соединяет в себе различные области знания — медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика, язык искусства красок, линий, форм и образов говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу. Мы представим некоторые технологии, наиболее часто встречающиеся в коррекционно-развивающей работе.

3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т.д.).

4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.

5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).

6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).

Читайте также: