Крушение при посадке на авианосец

Обновлено: 07.07.2024

Инцидент во время посадки американского истребителя на палубу авианосца привел к травмированию как минимум семи человек. Троим из пострадавших потребовалась госпитализация.

Истребитель американских ВВС F-35 совершил аварию при посадке на авианосец Carl Vinson. Летчику пришлось катапультироваться, семь моряков в результате происшествия получили травмы, сообщает ТАСС.

Неудачная посадка произошла при проведении планового вылета в Южно-Китайском море 24 января. Детали происшествия не уточняются. Известно, что летчик находится в стабильном состоянии, трое из семи пострадавших моряков доставлены в филиппинскую больницу.

О судьбе воздушной техники и возможных повреждениях морского военного транспорта не сообщается.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye стоял в ангаре, где произошло возгорание из-за короткого замыкания. Огонь был быстро потушен и никто не пострадал. Пожар на борту новейшего американского авианосца почти совпал со временем визита на авианосец премьер-министра Японии Синдзо Абэ и командующего третьей флотилией вице-адмирала Норы Тайсон. Однако, пожар успели потушить до того момента, когда они ступили на палубу.

Резонансные аварии и пожары на американских авианосцах стали недоброй традицией ВМС США.

авианосцы

авианосцы

А вот более свежие примеры.

авианосцы

В некоторых случаях причиной аварий является непрофессионализм или нарушение дисциплины. Но в основном это следствие того, что авианосцы – самые сложные инженерные конструкции, созданные человеком. Как я уже писал в одной из своих статей, несчастья, преследующие авианосцы, вызваны избыточно сложной конструкцией корабля и его гигантскими размерами. Это приводит к системной потере надежности. Тысячи механизмов, миллионы деталей – каждую секунду на корабле обязательно ломается один из элементов конструкции. Периодически выходит из строя один из критически важных объектов – и тогда начинается лавинообразное нарастание технических проблем, приводящих к полной потере боеспособности корабля.

В отличие от обычных ракетных и артиллерийских боевых кораблей, авианосцу приходится работать с 20-тонными объектами (авиатехникой), которые постоянно перемещаются по верхней палубе и внутренним помещениям корабля, периодически разгоняясь до 250 км/ч. Отсюда – 260 метровая палуба, катапульты, аэрофинишеры, оптическая система посадки, могучие подъёмники и силовое оборудование.

авианосцы

Самолеты служат повышенным источником опасности: для нейтрализации раскаленных выхлопов реактивных моторов приходится прокладывать десятки километров труб системы охлаждения под полетной палубой – вкупе с мощными насосами. Постоянная работа с пожароопасными и взрывчатыми веществами, которые, в отличие от ракетного крейсера или подлодки, обычно рассредоточены буквально на каждом шагу – все это откладывает свой отпечаток на конструкцию авианосца (особые меры хранения топлива, противопожарная безопасность, элеваторы боеприпасов). Отдельным пунктом стоит энергетическая установка колоссальной мощности с системой отбора энергии для питания катапульт.

Автор: Владимир Прохватилов, Президент Фонда реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.



Спавнительный анализ.
5 декабря после выполнения боевой задачи в Сирии палубный истребитель Су-33 при посадке выкатился за пределы палубы тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) "Адмирал Кузнецов" и упал в море. Летчик катапультировался.

14 ноября при заходе на посадку, в нескольких километрах от авианесущего крейсера, потерпел аварию истребитель МиГ-29. Летчика спасли.

Самый первый авиаинцидент с "Адмиралом Кузнецовым" произошел в 2005 году, когда в Северной Атлантике при посадке на палубу рухнул в море истребитель Су-33.

За минувшие 25 лет в российском ВМФ произошли четыре подобные аварии. Кроме того, в 1991 году на палубу "Адмирала Горшкова" упал истребитель Як-141.

Два свежих инцидента за месяц боевой службы в Средиземном море вызвали широкий резонанс, волну отечественной и зарубежной критики в адрес российских военных летчиков, моряков и крейсера в целом. При этом экспертам не удалось избежать крайностей в оценках.

Так ли плох ТАКР "Адмирал Кузнецов", как его пытаются изобразить некоторые комментаторы?
***
На войне как на войне
Рассмотрим несколько примеров информационной агрессии Запада последних дней, не касаясь давнего "дыма над Ла-Маншем"

5 декабря финансируемая Конгрессом США радиовещательная компания "Радио Свобода" обратила внимание на бессмысленность миссии "Адмирала Кузнецова" у берегов Сирии.

1 декабря американская газета The Washington Post написала: "Спутниковые снимки указывают на возможные проблемы у единственного российского авианосца… Это скромная попытка перебросить оперативное соединение кораблей, способное как минимум отчасти сымитировать действия американских суперавианосцев".


  • Неудовлетворительные оценки сыплются как из рога изобилия. Однако, по мнению еженедельного немецкого журнала Stern, коптящий "Кузнецов" всё же утёр нос "гордости флота США" — новейшему эсминцу-невидимке Zumwalt, который полностью потерял боеспособность и подвижность в результате поломки во время прохода по Панамскому каналу.

Американская статистика
В 2016 году ВМС США столкнулись с нехваткой авианосцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, и всё же американцы имеют в разной степени боеготовности более десяти кораблей такого класса и впечатляющую статистику аварийности.

В октябре 2015 года на борту американского авианосца "Рональд Рейган" на базе ВМС США Йокосука в Токийском заливе в одном из ангаров загорелся самолет дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye.

В 2011 году истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца "Джон С. Стеннис".

В 1998 году на авианосце "Энтерпрайз" самолет EA-6B "Праулер" сел на другой самолет — S-3 "Викинг". Больше они не летали.

В 1994 году во время посадки на авианосец "Авраам Линкольн" упал в море самолет F-14 "Томкэт", погибла первая женщина-пилот палубной авиации Кара Халтгрин.


Особую историю имеет авианосец "Нимиц".
В 1991 году при посадке на его палубу разбился F/A-18C "Хорнет".
В 1988 году в Аравийском море на борту "Нимица" заклинило электрический спуск шестиствольной пушки "Вулкан" штурмовика A-7E, и 4000 выстрелов в минуту изрешетили самолет-заправщик KA-6D, который сгорел вместе с топливом и семью другими самолетами.
В 1981 году при посадке на "Нимиц" самолет радиоэлектронной борьбы EA-6B "Праулер" врезался в вертолет "Си Кинг". От столкновения и пожара взорвались пять ракет "Сперроу". Кроме самолета EA-6B "Праулер" и вертолета "Си Кинг", сгорели девять штурмовиков "Корсар", три тяжелых перехватчика "Томкэт", три самолета противолодночной обороны S-3 "Викинг", A-6 "Интрудур" (при этом погибли 14 военных моряков). Таким образом, один только "Нимиц" потерял более 25 самолетов и вертолетов .

В 1972 году истребитель "Фантом" при посадке на палубу авианосца "Мидуэй" врезался в стоящие самолеты, восемь из которых были уничтожены.

Пожар на атомном авианосце "Энтерпрайз" в 1969 году возник от реактивной струи самолета, которая ударила в стеллаж с ракетами "Зуни". После пожара и взрывов на верхней палубе "Энтерпрайз" потерял 15 самолетов и 27 военных моряков.

Самая большая катастрофа произошла в 1967 году на авианосце "Форрестол" в Тонкинском заливе. После самопроизвольного запуска ракета "Зуни" сорвалась с пилона штурмовика "Скайхок" и врезалась в полностью готовые к вылету самолеты. Пожар охватил шесть палуб корабля, сдетонировали девять авиабомб, сгорел 21 самолет, погибли 134 военных моряка. "Форрестол" и его авиакрыло полностью утратили боеспособность.

На авианосцах ВМС США за минувшие полвека произошло более 100 крупных аварий. Обладая столь трагическим опытом эксплуатации, американцы вряд ли имеют право давать России советы относительно ТАКР "Адмирал Кузнецов". Этот корабль за 11 лет потерял три самолета, и все летчики живы.

Степень надежности
Профессионализм экипажа не коррелируется с количеством происшествий на авианосце. Чаще причиной аварий становятся сложные инженерные конструкции, системы надежности и эксплуатация авиатехники в ограниченном пространстве (чего стоит посадка 20-тонной машины на 300-метровую палубу на скорости около 250 км в час). И случай.

Авианосец — сложнейшее инженерное сооружение. На огромном корабле с определенной периодичностью выходят из строя узлы и механизмы, которые можно восстановить в море. Более сложные проблемы могут привести к аварийной ситуации даже новый корабль.

Так, авианосец ВМС США "Джеральд Форд" провалил проверку министерства обороны, оказался непригоден к боевым действиям из-за технологических просчетов и неполадок. Еще один подобный пример — современный атомный французский авианосец "Шарль де Голль".

С 15 ноября удары палубной авиации по позициям террористов в Сирии не прекращаются ни на один день, ТАКР "Адмирал Кузнецов" с группой кораблей Северного флота продолжает боевую службу в Средиземное море.

В составе этой полностью автономной группы: флагман — тяжелый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий", большие противолодочные корабли "Североморск", "Вице-адмирал Кулаков", суда обеспечения ВМФ.

Разумеется, сирийские уроки "Адмирала Кузнецова" оставят свой след в дальнейшем развитии российского ВМФ, в системе подготовки летчиков и моряков.

Военно-технические проблемы будут решены, надежность аэрофинишной системы — повышена, и это актуально не только для России. Потери же не критичны.

Читайте также: