Лабораторная работа по биологии 5 класс покрытосеменные

Обновлено: 19.09.2024

Цель. Продолжить формирование представления об органах растения: вегетативных и генеративных; значении их для растения.

Задачи.

УУД

  • ЛичностныеУУД: проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала, демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека; умение использовать имеющиеся знания;
  • Регулятивные УУД: принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы; адекватно воспринимать информацию учителя; выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока, адекватно оценивать собственные знания.
  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение активно слушать учителя, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • Познавательные УУД: демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

Планируемые результаты
Предметные:

  • Знать: вегетативные и генеративные органы, их значение для растения, правила оформления лабораторной работы.
  • Уметь: показывать и называть органы растения, находить их на иллюстрациях, таблицах, гербариях и живых объектах, называть их значение для растения, называть процессы жизнедеятельности, которые обеспечивают лист и побег, определять к какой группе органов относится орган, аргументировать ответ, формулировать определение вегетативных и генеративных органов, выполнять лабораторную работу, работать по инструкции.
  • Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы.
    Метапредметные: формирование умения анализировать, сравнивать, логически рассуждать, обобщать и делать выводы; формирование и развитие научного мировоззрения, аргументировать свою точку зрения.

Основные понятия. Вегетативные органы: корень, побег; генеративные органы: цветок, плод, семя; низшие растения, высшие растения. Голосеменные и покрытосеменные растения.
Межпредметные связи. Литература. Фотоснимки. Работа с компьютером.
Ресурсы:

  • основные
  • Дополнительные Учебник, презентация, видеоуроки, интернет

Формы урока. фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

Технология, метод. Проблемного обучения

Дидактическая структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Метапредметные: умение организовывать рабочее место, самоорганизовываться.

Личностные: ответственное отношение к учению, самодисциплина.

Регулятивные УУД:
принимать учебную задачу; отвечать на поставленные вопросы;
адекватно воспринимать информацию учителя;
выполнять задания в соответствии с поставленной целью и планом урока.

Коммуникативные УУД:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
умение активно слушать учителя,
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Личностные УУД:
проявлять любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук,
осуществлять нравственно-этическую оценку изучаемого материала,
демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека;
умение использовать имеющиеся знания.

Познавательные УУД:
демонстрировать приемы работы с учебником и наглядным материалом: осуществлять поиск и отбор необходимой информации, сравнивать, обобщать и делать вывод по результатам наблюдений, систематизировать информацию, подводить итоги работы, формулировать вывод.

В тетрадях запишите тему, цель и оборудование работы.

Перед вами два растения: одно цветковое, другое хвойное (показываю черенки сосны и березы) (Слайд8). Они совершенно разные. Что вам сразу бросилось в глаза? У сосны нет листьев, но есть хвоинки. Сейчас осень, поэтому листьев нет и на цветковом растении, но мы знаем, что они были. А куда они делись? Растение сбросило их, готовясь к зиме, и это явление называется листопад. Но мы можем посчитать сколько листьев было на этом побеге. А сделаем мы это по листовым следам (показываю). Кроме того, хвойное растение отличается от лиственного наличием шишки. Посмотрите где она расположена. Это орган размножения растения, в нем содержатся семена. А у лиственного растения органом размножения является цветок. Именно поэтому лиственные растения еще называют цветковыми. Теперь самостоятельно рассмотрите оба растения, зарисуйте в тетради, сделайте соответствующие обозначения (Слайд 9).
Теперь вы точно знаете чем отличается хвойное растение от лиственного и должны сформулировать это в выводе (помогаю наводящими вопросами сформулировать правильный вывод).

Вы хорошо поработали, а теперь время немного отдохнуть! (физкультпауза)(Слайд 10)
Координирует, корректирует работу учащихся.
Время закончилось.

Изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы
Знакомятся с заданиями Л/р № 3.



Предметные: комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:
планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Проводит фронтальный опрос.

  • Что такое орган?
  • Назовите органы растений.
  • Какое значение имеют эти органы?
  • Что позволяет разделить органы растений на группы?
  • Какие органы относятся к вегетативным? Почему?
  • Какие органы относятся к генеративным? Почему?
  • У всех растений имеются органы?

Корректирует выводы учащихся.
Интересуется результатами учебной деятельности

Подведем итоги по уроку.
Сформулируйте вывод по лабораторной работе.

Отвечают на вопросы Формулируют вывод. Записывают вывод.

Уметь сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: подводить итоги работы, формулировать вывод.

Метапредметные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию.

Личностные: демонстрировать доброжелательное отношение к мнению другого человека.

Вставьте пропущенные слова.

Часть растения, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции – это … . У растений различают … и … органы.
Органы, обеспечивающие основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, защиту и вегетативное размножение) называют … Это — корни, стебли, …., почки.Органы, обеспечивающие половое размножение называют …. Органами. К ним относятся цветки, … и семена).Растения, у которых выделяют органы называют … . Растения, тело которых не расчленено на органы – … к ним относятся … .

Данная лабораторная работа может быть использована при изучении темы "Органы растенй покрытосеменных". К лабораторной прилагается тест на закрепление.

ВложениеРазмер
znakomstvo_s_vneshnim_stroeniem_pokrytosemennyh.docx 250.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа “Знакомство с внешним строением растения”

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование: гербарий цветкового растения, рисунки растений

1. Рассмотрите гербарный экземпляр (рисунок) цветкового растения. Найдите части цветкового растения: корень, стебель, листья, цветки (рис. 1).

Рис 1. Строение цветкового растения

2. Зарисуйте схему строения цветкового растения. Подпишите органы растения.

3. Ответьте на вопрос: Какое значение для растения имеет корень?

1. Рассмотрите изображения папоротника и подсолнечника (рис. 2).

2. Запишите, какие органы есть у этих растений?

3. Дайте ответ на вопрос: Почему папоротник относят к споровым растениям, а подсолнечник – к семенным?

Рис. 2. Представители разных групп растений

1 . Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

1) Голосеменные; 2) Покрытосеменные; 3) Плауновидные; 4) Моховидные

1)дерево; 2)кустарник; 3)кустарничек; 4)трава

3. Плоды отсутствуют у

1)томата; 2)мака; 3)пшеницы; 4)сосны

4 . Из высших растений только придаточные корни есть у

1)Цветковых; 2)Хвойных; 3)Мхов; 4)Папоротников

5. К отделу Покрытосеменные относится

1)мох кукушкин лён; 2)сосна сибирская; 3)папоротник щитовник; 4)ромашка непахучая

6. К высшим растениям относятся

1)водоросли и папоротники; 2)голосеменные и водоросли; 3)цветковые и мхи;

4)водоросли и мхи

7. Растения отдела голосеменных НЕ имеют

1)семян; 2)листьев; 3)плодов; 4)шишек

8. К какому отделу высших растений относится изображенное на рисунке растение?

1)Покрытосеменные; 2)Голосеменные; 3)Папоротникообразные; 4)Мохообразные

1. Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это

1)кожура; 2)шишка; 3)плод; 4)семяпочка

2. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

1)Голосеменные; 2)Моховидные; 3)Покрытосеменные; 4)Хвощевидные

3. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от отдела голосеменных, имеют

1)семена; 2)листья; 3)плоды; 4) шишки

4 . Семенами размножаются

1)хвощи и плауны; 2)мхи и бактерии; 3)папоротники и водоросли; 4)хвойные и цветковые

5. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?

1)Голосеменные; 2)Покрытосеменные; 3)Папоротниковидные; 4)Моховидные

6. К голосеменным растениям относятся

1)ель и берёза; 2)орешник и верба; 3)пихта и сосна; 4)лютик и клевер

7. К высшим растениям относятся те, которые

1) живут на суше; 2) размножаются семенами;

3) имеют листья и стебли; 4) высокие деревья

8. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?

1)Покрытосеменные; 2)Голосеменные; 3)Папоротникообразные; 4)Мохообразные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. 6 (7) класс

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в общеобразовательных школах и классах (школах) коррекционной направленности.


Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср.

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па.


Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к.


Лабораторная работа: изучение внешнего строения споровых растений на примере моховидных и папоротниковидных растений. 6 класс. Биология.

Лаборатоная работа составлена в соответствии с УМК И.Н. Пономаревой.

Лабораторная работа №3. Знакомство с внешним строением растений. Биология, 5 класс

Данный материал используется для проведения лабораторной работы №3 в 5 классе по учебнику Пономаревой.

75. Заполните схему "Жизненные формы покрытосеменных растений"

76. Рассмотрите рисунки 81 учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений

1) Однолетнее растение, или однолетник - растение, онтогенез которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегетационный период (горох, цветная капуста, укроп)

2) Двулетнее растение - травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев (морковь, капуста, сельдерей)

3) Многолетнее растение - растение, живущее более двух лет (алоэ, мята, агава)

77. Охарактеризуйте несколько известных вам растений по предложенным в таблице характеристикам. Заполните таблицу

1) Объясните, почему покрытосеменные растения получили такое название.

Их семена надежно защищены плодом.

Представитель Особенности строения и размножения Среда обитания
Элодия Размножаются семенами, имеют приспособления к жизни и воде Вода
Саксаул Семенами, имеют приспособления для жизни в засушлевых местах Безводные пустыни
Дуб Семенами, древесная форма Лес
Степь Семенами, травы Луга, степи

3) Охарактеризуйте среды жизни покрытосеменных растений.

Покрытосеменные могут обитать в различных средах: на воде, в безводных пустынях, в лесах и лугах.

4) Рассмотрите рисунок «Строение высших семенных растений. Сделайте на нём соответствующие подписи.


* В чем сходство и различие между голосеменными и покрытосеменными растениями?

Голосеменные - это преимущественно древесные формы, тогда как покрытосеменные распростарненны одинаково во всех жизненых формах.Семена цветковых защищены цветком, а у голосеменных лежат на чешуйках шишек

5) Запишите названия видов растений:

1) произрастающих в вашей местности и нуждающихся в охране: венерин башмачок, ветреница алтайская;
2) произрастающих в вашей местности, занесённых в Красную книга России: гиацинт, ландыш, хохлатка;
3) которые удалось спасти от исчезновения: гинкго.


7) Выясните, какие покрытосеменные растения растут в районе вашей школы. Охарактеризуйте несколько из них, заполнив таблицу.

Название растения Жизненая форма Продолжительность жизни Сколько раз в жизни плодоноист Где растет
Одуванчик Трава Многолетние Каждый год В городе
Береза Дерево Многолетние Каждый год В городе
Чистотел Трава Многолетние Каждый год В городе
Шиповник Кустарник Многолетние Каждый год В городе

Читайте также: