Лабораторная работа по биологии 6 класс типы соцветий покрытосеменных растений

Обновлено: 25.08.2024

Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 4 частях. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Цель урока: научиться определять и различать типы соцветий.

Планируемые образовательные результаты

2. Метапредметные результаты

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов;
  • уметь применять теоретические познания на практике;
  • осознавать возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе личного опыта;
  • сформированность экологического мышления.

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основное содержание учебного материала:

Соцветия. Виды соцветий: кисть, метелка, колос, колос, початок, зонтик, корзинка. Особенности их строения. Биологическое значение соцветий. Приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

Линейка, ручка, тетрадь для записей, лупа для рассматривания маленьких цветков, фотоаппарат или фотокамера мобильного устройства, определитель растений, компьютеры, проектор, экран.

Используется проект ГлобалЛаб: “Раз цветочек, два цветочек”

Форма включения проекта в урок: В ходе урока происходит краткое обращение к материалам проекта ГлобалЛаб, предлагается заполнить анкету в качестве домашней работы.

Цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений. Его строение.

Главные части цветка и их функции.

Спайнолепестной и раздельнолепестной венчик.

Для чего служат нектарники. Особенности строения цветка ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Проверьте свое внимание. Расставьте названия процессов в правильной последовательности.

Повторите основные термины.

Сколько групп у Вас получилось? Почему?

По каким признакам Вы их разделили на группы?

Учитель демонстрирует цветки одуванчика, ромашки и предлагает ответить на вопрос: “ Сколько цветков вы видите?”

Кто из вас знает, что означает приставка “со”? Назовите слова с этой приставкой.

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Какую цель поставим?

Что мы должны сделать, чтобы достигнуть цели?

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Формулируют, что приставка “со” - имеет объединительное значение. Приводят примеры слов с данной приставкой: содружество, соавторы, соученики, соцветия.

1. Тему урока: “ Соцветия”.

2. Цель урока: научиться определять и различать типы соцветий.

Внимательно меня послушайте и подумайте, что может означать термин соцветие?

В основу классификации соцветий положен порядок и способ расположения цветков.

В соцветии различают главную ось и боковые оси.

Главная ось бывает удлиненная, укороченная, утолщенная и блюдцевидная.

Цветок присоединяется к оси цветоножкой или без нее.

Выполните задания №4-9, используя ЭОР

Исследуйте рисунок. Чем простое соцветие отличается от сложного?

Просмотрите слайд-фильм. Запомните названия простых соцветий. Проверьте, какие из этих соцветий упоминаются в учебнике.

Заполните таблицу и запомните особенности строения соцветий.

Рассмотрите схемы и фотографии сложных соцветий, и подберите к ним названия. Найдите, что у них общего и что различного с простыми.

Рассмотрите рисунки соцветий кисть и метелка. Докажите друг другу, что одно из них простое, а другое сложное.

Учитель предлагает каждой паре учащихся по простому и сложному соцветию, предлагает их назвать и найти сходство и различие.

Предлагают свои варианты определения “соцветие”.

Делают вывод, что соцветие – это группа цветков расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Исследуют рисунок простого и сложного соцветия.

Делают вывод, что сложные соцветия состоят из простых, расположенных вместо цветков на главной оси. Просматривают слайд-фильм, рассматривают и запоминают типы и названия соцветий. Проверяют, какие соцветия встречаются в учебнике. Заполняют таблицу “ Характеристика соцветий”.

Анализируют типы соцветий по внешнему строению.

Рассматривают схемы и фотографии сложных соцветий и подбирают к ним названия. Находят общее и различия сложных соцветий с простыми.

Доказывают друг другу, что одно соцветие простое, а другое сложное.

Составляют схему: “Типы соцветий”.

Выполните задания №11-12, используя ЭОР.

Учись использовать биологические термины.

Откуда произошли термины?

Перенеси изображение под схему.

Перенесите фотографии под схему соответствующего соцветия.

Разделитесь на группы.

Игра: требуется по очереди приводить примеры растений с данным соцветием. Выигрывает та группа, которая привела больше примеров. Можно использовать

тетрадь и учебник.

Откройте информацию проекта “Раз цветочек, два цветочек”

Выберите одно любое соцветие, дайте его характеристику и приведите примеры.

Работают с анимационным Интернет-ресурсом

Взаимодействуют в группе при заполнении схемы.

Помогают друг другу выполнять задания. Распределяют обязанности в выполнении заданий.

Взаимодействуют с учителем.

Выбирают соцветие, дают его характеристику и приводят примеры растений, имеющих такое же соцветие.

Какие задания удалось сделать хорошо?

Какие задания не выполнены?

Вспомните задачи урока. Удалось ли их выполнить?

Сделайте общий вывод урока.

Выдвигают версии решения проблемы, осознают конечный результат.

Делают общий вывод урока:

Крупные одиночные цветки встречаются гораздо реже, чем их группы – соцветия. Соцветием называют группу цветков, которые расположены в определенном порядке недалеко друг от друга. Различают простые и сложные соцветия. Биологический смысл соцветия заключается в том, чтобы, собрав, свои цветки “ в букет” сделаться привлекательнее для насекомых. Того же эффекта добиваются и ветроопыляемые растения. В результате, по сравнению с одиночными цветками, в соцветиях образуется больше семян: жизнь растений становится эффективней.

1)Что я знаю, чего не знал раньше?

2)Что я умею делать, чего не умел ранее?

Внимательно прочитайте цель работы, гипотезу и протокол. Выполните исследование. Заполните анкету.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель работы: изучить строение цветка, типы соцветий.

Ход работы:

1. Строение цветка

Выпишите в тетрадь определение цветка: цветок – генеративный орган (полового размножения), видоизмененный побег.

Главные части цветка – пестик (женский половой орган) и тычинка (мужской половой орган)

2.Зарисуй схему строения цветка и подпиши обозначения:

hello_html_me1f39ea.jpg

3. Сформулируйте вывод. Вывод: если цветок имеет только тычинки, то его называют________, если цветок имеет только пестики, то его называют ____________ . Большинство растений в цветках имеют и _________ и _________, такие цветки называют _______________ . Главными частями цветка являются _______ и _______.

4. Типы соцветий. Зарисуйте схемы соцветий и подпишите их названия (используйте рисунки учебника)

5.Используя текст учебника, заполните таблицу по данным соцветиям

6. Вывод: биологическое значение соцветий – (используйте параграф учебника)

Выполните лабораторную работу "Соцветия" (см. с. 66 учебника).
Вывод: Биологическое значение соцветий _ .

Решение

1 . Рассмотрим соцветия ландыша, гладиолуса, одуванчика и гортензии.

2 . У ландыша отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках − это соцветие кисть.
У одуванчика многочисленные мелкие сидячие цветки, расположенные на утолщенном и расширенном ложе − это соцветие корзинка.
У гладиолуса сидячие цветки (без цветоножек), расположенные на общей оси соцветия − это соцветие простой колос.
У гортензии несколько кистей отходят от общего стебелька − это соцветие метёлка.
Растения, имеющие соцветие кисть: капуста, ландыш, колокольчик.
Растения, имеющие соцветие корзинка: подсолнечник, астра, осот, бодяк.
Растения, имеющие соцветие простой колос: подорожник, ятрышник.
Растения, имеющие соцветие метёлка: сирень, виноград.
3 .

Вывод: биологическое значение соцветий
Собранные в соцветия мелкие и невзрачные цветки становятся заметными для насекомых, которые опыляют их, перелетая с цветка на цветок и переносят на своих лапках пыльцу.
Растения, у которых цветы собраны в соцветия, имеют намного больше шансов быть хорошо опыленными. чем растения с одиночными цветками. Благодаря этому выживаемость и распространение растений с соцветиями выше, чем у других растений. А значит они шире распространены в природе.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

Рассматриваем соцветия на живом и гербарном материале.

Определяем, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясняем, как называют эти соцветия. У подорожника – простой колос, а у груши и сливы – щиток. У ландыша – кисть, так как отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках. У моркови и петрушки соцветие – сложный зонтик, у кукурузы – початок, у медуницы – завиток.

Зарисовываем схемы рассмотренных соцветий, записываем их названия и указываем, у каких растений бывают такие соцветия.

Diagram Description automatically generated

Стр. 66

№ 1. Что называют соцветием?

Соцветие – это часть системы побегов покрытосеменного растения, которая несет цветки, из-за чего разнообразно видоизменённая.

№ 2. Какие виды соцветий вы знаете?

Я знаю много видов соцветий: простой и сложный колос, зонтик, початок, головка, щиток, кисть и сложная кисть, простой и сложный зонтик.

№ 3. Каково биологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы для того, чтобы повышать вероятность опыления растений насекомыми.

Стр. 66

Почему растения с соцветиями широко распространены в природе?

Потому что соцветия, как и их разные типы, повышают шансы на опыление растений. Соответственно, растение размножается и разрастается на новых территориях.

Читайте также: