Лес это самый верный помощник в борьбе за урожай

Обновлено: 05.10.2024

УРОК № 10

Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение*

Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение выделять главное; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают основное содержание текста, умеют пересказать его сжато, составляют план; определяют тему, основную мысль текста, дают ему заголовок, выражают свое отношение к прочитанному, прослушанному.

Оборудование: учебник; репродукции картин, изображающих пейзаж; текст для изложения, толковый словарь.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Беседа с учащимися.

— Какие типы речи вы знаете?

— Сколько стилей речи существует в русском языке?

— Охарактеризуйте публицистический стиль.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Почему вопрос охраны окружающей среды сегодня стоит остро не только в нашей стране, но и во всем мире?

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Чтение текста учителем.

Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.

Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение.

Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки.

Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.

(По К. Паустовскому)

[1] — Пользуясь толковым словарем учебника, дайте толкование слова эликсир.

[2] — Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, гарь, полог, конденсатор.

- Беседа с учащимися.

— Какова основная мысль текста? Тема?

— Какой заголовок вы могли бы предложить?

— Можно ли слова В. Маяковского, завершающие текст, поставить в качестве эпиграфа?

— Как вы понимаете смысл словосочетания эликсир смерти?

— К какому типу речи относится текст?

— Найдите в тексте тезис и аргументы.

— Что в данном тексте самое важное?

— Какая, по-вашему, информация основная, а какая — второстепенная?

— Назовите ключевые слова и словосочетания данного текста.

— Как вы относитесь к экономии воды? Необходимо ли это?

— С какой целью автор вводит прямое обращение к читателю?

— К какому типу и стилю речи относится текст?

— Что отражает заглавие текста: тему или основную мысль?

— Какова идея текста?

— Найдите тезис и аргументы.

— Зачем вводится прямое обращение к читателю?

— Подумайте, какую информацию можно опустить, а какую — передать обобщенно?

— Выделите префиксы в словах размывы, безотрадный, преграждает, бесплодный.

— Объясните правописание не в словах невежество, нерадивость, не знаю, не поднялась.

— Расставьте знаки препинания в предложении: Лес является конденсатором влаги росы тумана инея.

- Составление простого плана изложения.

1. Эликсир смерти.

2. Страшные картины будущего.

3. Бездумное отношение к воде.

4. Берегите воду!

1. Леса — исполинские лаборатории.

2. Лесной воздух — источник силы и бодрости.

3. Лес — наш помощник в борьбе за урожай.

4. Уничтожать лес — лишать землю плодородия.

5. Истреблять лес — вызывать заболевания земли.

- Устный пересказ текста.

- Повторное чтение текста учителем.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

— Как вы думаете, что уже сегодня вы можете делать для охраны окружающей среды?

1)Речевая культура человека - это зеркало его духовной жизни.
2)Мое занятие этнография - изучение жизни русских людей.
3)Двадцать лет - совершенно ничтожный срок в жизни народов.
4)Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай.

По-моему, так:
1) культура - это зеркало;
2) занятие - изучение;
3) двадцать лет - срок;
4) лес - помощник.

подлежащее - сказуемое:
культура - зеркало
этнография - изучение
двадцать - срок
лес - помощник

Константин Паустовский - Повесть о лесах

Константин Паустовский - Повесть о лесах краткое содержание

Известная повесть К. Паустовского не только о любви к природе, но и о том, как ее, природу, надо сохранить. Главные герои повести - лесники.

Книгу предваряет краткая автобиография.

Повесть о лесах - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Но главное не в этом. Лес - это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. У меня мало времени, чтобы рассказать со всей полнотой о том, в какой огромной мере лес способствует повышению урожаев. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам - лазутчикам пустыни. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях.

Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. Довольно тонкий, как вы, конечно, знаете, слой плодородной земли зачастую смывается начисто, и реки уносят его в море. А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят ее за тысячи километров. Это так называемые пыльные, или черные, бури.

Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека - теми его отталкивающими качествами, привитыми старым обществом, с которыми мы жестоко боремся и успешно их преодолеваем.

Напомню вам пророческие слова о роли лесов, сказанные Энгельсом:

"Людям, которые в Месопотамии, Греции, в Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы добыть таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров скопления и сохранения влаги".

. Сегодня я был в Кремле, - сказал, помолчав, Петр Максимович. - Там обсуждались работы по восстановлению лесов после войны. Во время войны у нас погибли леса на площади почти в двадцать миллионов гектаров. В одной только Белоруссии гитлеровцы сожгли, вырубили и обратили в пустыри пятьсот тысяч гектаров леса. В первую очередь фашисты уничтожили превосходные леса, созданные трудами человека, посадки лиственницы на Смоленщине и дубравы Украины. В Орловской области они вырубили все рощи, воспетые нашим Тургеневым.

Нам нужно сажать леса не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства. Нам нужно много древесины. В нашем народном хозяйстве существует не менее пяти тысяч способов ее применения.

Поэтому мы и работаем сейчас над разведением быстрорастущих лесов и над тем, чтобы ускорить рост и улучшить качество наших привычных деревьев: сосны, осины, тополя. Я уверен, что знаменитая проблема "преодоления времени", иначе говоря - ускорения роста деревьев, в самом недалеком будущем будет решена нашими учеными.

Мы можем гордиться именами Докучаева, Тимирязева, Вильямса, именами талантливых лесничих - таких, как покойный Высоцкий, как женщина-лесовод Колосова, прошедшая тысячи километров по лесам, гарям и ветровалу, обследуя северные лесные массивы.

Это всё подвижники лесного дела, великие труженики во имя будущего, во имя идущих нам на смену поколений. Сознание, что вся твоя работа является подарком будущему, что ты сам не всегда увидишь ее плоды, не ослабляет их силы. Эти люди лишены тщеславия и потому могут быть названы истинными творцами.

Таков был доктор Астров. Таков был и сам Чехов. Когда он говорил, что мы увидим небо в алмазах, то, может быть, он думал о необыкновенном блеске звезд в чистейшем воздухе лесной страны. Кто знает!

Мы идем через времена стройки и напряженного труда к совершенной жизни. Думая об этом, я представляю себе человека, который, совершив путь через пески и гари, после изнурительного зноя, обветренный, сожженный солнцем, входит наконец в глубину торжественных и тихих лесов, и все его тело охватывает прохладой листвы. От бальзамических запахов лесных цветов, трав, хвои и коры исчезает усталость.

Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе.

При взгляде на них человек начинает понимать все величие мироздания, начинает понимать, что значит заслуженный отдых и душевный покой. Ночь поднимается над миром, полная свежих запахов, смутного света, росы, крика ночных птиц. А впереди сотни таких ночей, и рассветов, и дней, и вечеров, когда над Россией расстилается не то туман, не то дымок костров. Может быть, об этом и думал Чехов. Не знаю.

Аплодисменты не затихали очень долго, и долго еще раскрасневшиеся юноши и девушки не отпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал еще что-нибудь о лесах. Если бы не Анфиса, то ему не скоро удалось бы уйти. Она взяла его под руку и увела в кабинет.

Режиссер долго благодарил Петра Максимовича, жал ему руку, а Анфиса шепнула:

- Как я за Колю рада, Петр Максимович, если бы вы только знали! Какое удивительное дело он выбрал!

Когда Петр Максимович вышел во двор, шофер на тяжелой лакированной машине уже вернулся и ждал его.

Петр Максимович усадил в машину Анфису, Тату и Женю Горбачова, сел сам и приказал шоферу везти всех на речной вокзал, в Химки.

Шофер тотчас сдвинул кепку на затылок, повеселел и, рисуясь своей сноровкой и небрежностью, помчал машину по узким улицам, пока не вырвался на Ленинградское шоссе. Там он "показал марку". Машина понеслась, как торпеда, лишь изредка приседая на рессорах.

На речном вокзале было просторно, пусто. Прошел небольшой дождь. Блестел мокрый асфальт. Из сада пахло туей, от воды - нефтью, а на открытой веранде ресторана горели матовые фонари.

Туча, пролившаяся коротким дождем, уходила на юг, а на западе уже открылось сияние летней зари. Цепь речных огней горела на этой заре. Издалека долетали звуки оркестра: должно быть, в Москву возвращался прогулочный пароход.

- Что играют? - спросила Тата.

Все прислушались. Оркестр играл так далеко, что незаметные воздушные токи перепутывали его звучание, и можно было только догадаться, что оркестр играет вальс. Он кружился над подмосковными рощами, постепенно приближался, словно выплывая из этой широкой зари.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Технологическая карта урока развития речи по русскому языку Сжатое изложение по тексту К. Паустовского.docx

Выбранный для просмотра документ сжатое изложение.pptx

Двенадцатое мая. Классная работа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двенадцатое мая. Классная работа.

Двенадцатое мая. Классная работа.

 Иван Шишкин. "Дождь в дубовом лесу".

Иван Шишкин. "Дождь в дубовом лесу".

 Шишкин Лес

 Иван Шишкин. Лучшие работы - Корабельная роща, 1898

Иван Шишкин. Лучшие работы - Корабельная роща, 1898

 Иван Шишкин. Дубовая роща,

Иван Шишкин. Дубовая роща,

 Лес близ села Костино, Рязанская область

Лес близ села Костино, Рязанская область

Сжатое изложение.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

ЗАЩИЩАЙТЕ ЛЕСА Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Не знаю, слышали ли вы, что в больших городах в кубическом метре воздуха находится около сорока тысяч разных бактерий, а в лесах в каждом кубическом метре их всего двести — триста, а то и меньше. Там вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает процесс дыхания в наслаждение. Лес — это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухой и жаркие ветры, преграждает своими зелеными плотинами путь сыпучим пескам. Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. Из лесных болот берут начало реки. Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас, должно быть, не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека. Великая сила жизни видна во всем: в колебании вершин, в пересвисте птиц, в мягком освещении. А к вечеру где-нибудь около лесных вод человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Звезды, во сто крат более яркие, чем над пыльным пологом городов, загораются в небе. (По К. Паустовскому)

Приблизительный план изложения: Лес-исполинская лаборатория Лесной воздух-ист.

Приблизительный план изложения: Лес-исполинская лаборатория Лесной воздух-источник силы и бодрости. Лес –наш помощник в борьбе за урожай Уничтожать лес-лишать землю плодородия Истреблять лес – вызвать заболевание земли В лесу видна великая сила жизни

Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, эликсир, гарь.

Пользуясь толковым словарем, дайте толкование слов исполинский, эликсир, гарь, полог, конденсатор. Выделите приставки в словах безлесный, бесплодный, размывать, развеваться Объясните правописание НЕ в словах невежество, нерадивость, невидимый неслышный, невозможно Запишите и расставьте знаки препинания в предложении. Лес является конденсатором влаги росы тумана инея. Приведите примеры предложений с вводным словом; объясните расстановку в нем знаков препинания

Читайте также: