Мальцев ю бунин посев 1994

Обновлено: 05.10.2024

Глебов сомневался: стоит ли уезжать из Москвы, где жизнь его изобиловала любовными встречами. Однако в невыносимо долгом ожидании Елены он близок к выводу, что бессмысленной, испорченной оказалась не только их поездка, но и вся его жизнь.

Если беседы с другими женщинами характеризовали Глебова лишь как удачливого любовника, то своей первой настоящей возлюбленной он говорит

Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 511.

Любовь всегда преодолевает некий запрет, героини преступают невидимую черту, преграду; но торжество любви кратковременно, катастрофа настигает Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870-1953. Посев, 1994. С. 337.

Трубина Л.А. Русская литература XX века: Учебное пособие для поступающих в вуз. 2-е изд., испр. М.:

Флинта: Наука, 1999. С. 95.

Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый // Розанов В.В. Уединенное. М, 1990. С. 140.

героев. Эта коллизия воссоздана Буниным в различных эмоциональноэстетических тональностях: трагедийной, возвышенно-поэтической, иронической, трагической, даже гротескной.

Любовь разрушила спокойствие жителей дачной усадьбы, но она создала необыкновенно прекрасные мгновения счастья для двоих.

Жизнь подразумевает смерть, а смерть свидетельствует о том, что была жизнь. Без смерти нет жизни, а для Бунина жизнь есть любовь.

Степун Ф. Ив. Бунин. Избранные стихи. 1900-1925 // Современные записки. Париж, 1929. № 39. С. 530.

Это можно сказать и о Бунине.

Твардовский А.Т. Собр. соч. в 6 т. М.: Художественная литература. 1976-1983. Т. 5. С. 75.

Горелов. А. Е. Три судьбы. Ф. Тютчев. А. Сухово-Кобылин. И. Бунин. Изд-во: Советский писатель, 1976.

Разрушение любовных отношений становится крахом всей жизни героя.

Йошкар-Ола: Марево, 2003. С. 93.

Мальцев Ю. Бунин: 1870-1953. Посев, 1994. С. 332.

любовную связь под воздействием плотского влечения, но в ее сердце, вспыхивает истинная, чистая любовь.

Со времен античности тема любви всегда была в центре литературы и философии. Так, античные философы выделяли такие разновидности любви, как филия, сторге, агапэ, эрос. Филия понималась как дружеская любовь, основанная на потребности общения и взаимной поддержки. Сторге рассматривалась как родственная любовь-привязанность, любовная забота, в первую очередь – забота родителей о детях219. Агапэ – это любовь к Богу, т.е.

любовь-благоговение; и любовь к ближнему, т.е. любовь – забота, самоотречение, самопожертвование220. Агапэ отличается от Эроса как любви страстной, любви-влечении. Эрос обозначает также и любовь-вожделение, сладострастную любовь221.

Эрос // Хамитов Н., Крылова С., Розова Т., Минева С., Лютый Т. Философская антропология. Словарь.

Киев: КНТ, 2011. С. 438.

Цит. по: Эрос // Хамитов Н., Крылова С., Розова Т., Минева С., Лютый Т. Философская антропология.

Словарь. Киев: КНТ, 2011. С. 438.

литературоведов и культурологов, конец всей прошлой истории с ее ценностными ориентирами224.

рассматривалась как пограничная, переломная, когда не только безвозвратно ушли в прошлое прежние формы быта, труда, политической организации общества, но и потребовала коренного обновления система духовных ценностей225.

Русские философы Серебряного века усматривали в Эросе соединение рационального, эмпирического и мистического знаний, один из путей постижения Божественного. В реализации такого синтеза выдающийся русский религиозный философ Серебряного века Вл. Соловьев усматривал высшую умственную задачу наступающей эпохи226.

И.В. Шестаков отметил, что, «в отличие от западных философов, русские мыслители начала века развивали гуманистическую традицию в понимании природы любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, связывали сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с пониманием духовной культуры человека – с религией, художественным творчеством, с поиском нравственных ценностей. Философия любви Подробнее о термине fin de siecle см. работы: Пайман Аврил. История русского символизма. М., 1998;

История русской литература, ХХ века: Серебряный век. Под редакцией Ж. Нива, В. Страда и др. М., 1995.

Хван А.А. Метафизика любви в произведениях А.И. Куприна и И.А. Бунин. М., 2003. С. 8.

Соловьев В.С. Собрание сочинений и писем: в 15-ти томах. М., 1992. Т.1. С. 246.

Выдающийся философ Серебряного века Н. Бердяев считал Эрос творческим слиянием мужского и женского, рождающим богочеловеческое бытие. З. Фрейд отождествлял Эрос то с энергией либидо, то с влечением к жизни, противостоящим влечению к смерти.

В метаантропологии Эрос понимается как духовно-душевное слияние мужчины и женщины, как духовно-душевное единство любящих. С другой стороны, секс рассматривается как телесно-инстинктивное слияние.

Современные философы метаантропологи (например, Н.В. Хамитов) говорят о необходимости слияния эротического и сексуального начал.

Метафизика любви Серебряного века была основана на достижениях философии предшествующих эпох. В частности, в философии любви конца XIX – начала ХХ веков можно обнаружить традиции античности, христианской этики, определенный уровень реконструкции идей святого Шестаков В.П. Вступительная статья // Русский Эрос или Философия любви в России. М., 1991. С. 7.

Августина. Философы Серебряного века сформировали метафизическую концепцию любви.

Более того, если в философии Платона, неоплатоников, в немецком классическом идеализме, в антропологии, в философских концепциях славянофилов любовь рассматривалась как часть мировоззренческой системы, то в русской философии Серебряного века любви было отведено несколько иное место. Концепция любви стала основным содержанием философских построений Вл. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева, П.

Флоренского, Л. Карсавина, Б. Вышеславцева, Н. Лосского, С. Франка, С.

Розанов В.В. Т. 2. Уединенное. М.: Правда, 1990. С. 253.

Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа Т.1. М., 1997. С. 213.

Соловьеву, ищет оправдания и утверждения только во всеединстве. Мало познать истину, нужно ее осуществить, т.е. способствовать достижению идеала. Между тем, основным началом индивидуальной жизни являются, по Вл. Соловьеву, противопоставление себя Универсуму и эгоизм.

В древнегреческой мифологии андрогин – это существо, гармоническим образом соединяющее в себе мужское и женское начало.

Идея андрогинного соединения мужского и женского присутствовала в античном и средневековом гностицизме, в философских трудах алхимиков.

Соловьев В. Жизненная драма Платона // Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991. С. 90.

Андрогин // Хамитов Н., Крылова С., Розова Т., Минева С., Лютый Т. Философская антропология.

Словарь. Киев: КНТ, 2011. С. 12.

Вл. Соловьев выделял два начала любви: природное и идеальное. По мнению философа, плотская, половая любовь немыслима без просветления и одухотворения плоти. Идеальное начало любви, соответственно, связано с образом вечной Женственности. Смысл любви философ находил в уничтожении эгоизма и возрождении личности в новом качестве. Предмет любви, по Соловьеву, всегда двойственен: это идеальная оболочка и ее реальное воплощение.

Подробнее об этом см.: Платон. Пир. Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви. М., 1991. С.

Мочульский К. В. Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1951. С. 142.

Титова Л.Н. Национальный Эрос и культура: в двух томах: Исследования. Ладомир, 2002. Т.1. С. 12.

Любовь, по мнению Вл. Соловьева, имеет три разновидности:

«духовное должно царить и осуществлять себя в единстве с телесным, подчиняя, объединяя и направляя его. Тело выполняет закон своей природы и во всей изменчивости своей осуществляет свое единство… будет и самим собою, и всем. Но только дух может возвысить это единство над состоянием потенциальности, преобразить материю, свершить, а вернее – усовершить ее.

Философское учение Вл. Соловьева связано с переосмыслением античной и основанной на ней неоплатонической концепции любви – Эроса.

В соответствии с различным видением Эроса, русская религиозная философия Серебряного века была разделена на два основных течения.

Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. Соловьева. М., 1913. С. 356.

Шестаков В.П. Вступительная статья // Русский Эрос или Философия любви в России. М., 1991. С. 12.

Карсавин Л. Федор Павлович Карамазоа как идеолог любви // Русский Эрос или Философия любви в России. М., 1991. С. 358.

Первое, идущее от Вл. Соловьева, основывалось на платоновском понимании Эроса.

Соловьев восстанавливал в своей философии платоновские образы Афродиты Небесной и Афродиты Земной. Соответственно, Афродита Земная способна подарить чувственное наслаждение, но ее любовь лишена идеального начала. Более того, подчинение Афродите Земной может затянуть человека в бездну страсти. Второе течение, основателем которого является отец П. Флоренский, основывалось на христианском понимании любви как сострадания и милосердия.

Эрос, согласно философии Флоренского, понимался всего лишь как один из аспектов категории любви. В христианском толковании Эрос - это любовь к Богу, захватывающая всего человека.

Н. Бердяев считал любовь величайшей тайной, пронизывающей мироздание. В любви таинственным образом соединены тайны индивидуальности, привязанности, страстного влечения людей друг к другу и смерти. В то же время любовь – это величайшая трагедия бытия. Он также полагал, что любовь принадлежат иному миру, поэтому в реальной жизни «любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая.

Трагизм любви, по мнению Бердяева, лежит на экзистенциальном уровне – в принципиальной невозможности реализовать это чувство в Бердяев Н.А. Размышление об Эросе // Русский Эрос или философия любви в России. М., 1991. С. 268.

Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Международное отношение, 1990.

С. 96 Шестаков В.П. Вступительная статья // Русский Эрос или Философия любви в России. М., 1991. С. 8.

Рыцарское поклонение женщине, отношение к ней как к Прекрасной Даме можно назвать характерным явлением русской литературы начала ХХ века. Культ Прекрасной Дамы присутствует в произведениях А. Блока, А.

Белого, Вл. Соловьева. Во многом это явление было обусловлено желанием художников воплотить в своих творениях глубинный смысл Вечной Женственности251.

Любовь – это столь же тяжелый опыт, испытываемый человеком, что смерть. Для Бунина эта само по себе является эстетическим испытанием252. И.

В бунинских рассказах любовные коллизии можно условно разделить на три части: стремление мужчины к женщине – близость с женщиной – трагический финал (смерть героя и смерть героини, невозможность мужчины

Пустовойтова О.В. Феномен повседневности в прозе И.А. Бунина: Автореф. дисс. канд. филол. наук:

Чой Чжин Хи. Проблематичность темы любви в творчестве И.А. Бунина // Русский язык и литература.

Корейская Ассоциация русистов, 2003. кн. 14. С. 252.

Карпов И.П. Автор и герой на rendez-vous // А.П. Чехов. Дама с собачкой. И.А. Бунин. Чистый понедельник. А.И. Куприн. Суламифь.: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков. Научно-методическое пособие для вуза и школы. М.:

Владос, 2000. С. 152.

Бунин И.А. Собр. соч. в 8 т. Т.8. М., 2000. С. 30.

и женщины быть вместе). В структуре любовных отношений основное место занимает стремление мужчины к женщине255.

Изображение женщины, обрисовка женских образов у Бунина во многом связана с пушкинской традицией. Эта традиция определяется прежде всего той высотой, на которую поэт поставил женщину256.

Карпов И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов): Монография.

Йошкар-Ола: Марево, 2003. С. 92 Казьмина М.А. Типология женских образов в прозе И.А. Бунина // Царственная свобода. О творчестве

И.А. Бунина. Межвузовкий сборник научных трудов к 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж:

Квадрат, 1995. С. 155-156.

Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. М.:

Флинта. Наука, 1999. С. 117.

Однако мужские образы, несмотря на свою эскизность, очень важны.

Михайлов О.Н. И.А. Бунин: очерк творчества. М., 1967. С. 117.

Саакянц А.А. И.А. Бунин и его проза // Бунин И.А. Рассказы. М.: Правда, 1983. С. 17.

Спивак Р.С. Русская литература конца XIX – начала ХХ века. Художник и литературный процесс: Учеб.

пособие. Пермь: Перм. гос. ун-та, 2011. С. 7, 9.

Устами Буниных. Дневник Ивана Алексеевича и Веры Николаевны Буниных и другие архивные материалы. В трех томах.Frankfurt. М.: Посев, 1977-1982. Т. 3. С. 81.

Сухих И. Н. Русский канон: Книги ХХ века. Время, 2013. С. 497.

Иногда Бунин изображает женское тело в сочетаний с одеждой:

Азиатская тема многозначна в сознании И.А. Бунина, в ней он ощущал причудливое, исторически сложившееся переплетение застоя, смиренной

Карпов И.П. Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. М.:

Флинта: Наука. 1999. С. 125.

нищеты с притаившейся, в любую минуту готовой выплеснуться темной яростью буйства, всеразрушения, лютой жестокости.

Тонкое, смугло-темное лицо, озаряемое блеском зубов, было древне-дико.

Сухих И. Н. Русский канон: Книги ХХ века. Время, 2013. С. 490- 491.

Как видим, в указанных рассказах описывается одни тип женского тела.

В мягкой картонной обложке, с изображением портрета И.Бунина. Бумага тонкая, белая. Печать черная.

Период создания: 1994

Источник: от Юшковой И.А.

Авторы: Мальцев Юрий Владимирович

Дата регистрация объекта в музее: 1994-09-23






Всего в базе: 3606326 фотографий На сайте используется информация Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации

Из всех заново открытых русских писателей недавнего прошлого, в течение нескольких десятилетий насильственно предававшихся забвению, Бунин, пожалуй, самый интересный и загадочный, а его второе открытие — самое ошеломляющее. Начавший свой литературный путь, когда еще жили и творили Гончаров и Григорович, Салтыков-Щедрин и Лесков, Успенский и Жемчужников, личный друг Чехова, современник Льва Толстого, с которым он не раз встречался, Бунин проделал чрезвычайно интересную творческую эволюцию и пережил Бабеля, Пильняка, Замятина, Платонова и Михаила Булгакова. Он внес в русскую литературу неслыханные дотоле темы и звучания, создал свой ни с чем не сравнимый стиль и до сих пор поражает нас своей яркой необычностью и неожиданной современностью, так и оставаясь одинокой и до сих пор до конца не разгаданной фигурой в нашей литературе.

Большая слава пришла к Бунину поздно, уже на пятом десятке лет, перед самой революцией. Но по-настоящему он был оценен даже в этот период своего наивысшего успеха лишь немногими, прозорливо увидевшими в Бунине самую крупную фигуру начала века, гораздо более значительную, нежели гремевшие тогда и его затмевавшие Леонид Андреев, Куприн и Горький (этот последний, кстати говоря, был как раз одним из тех, кто сразу оценил талант Бунина и считал его лучшим русским писателем и поэтом эпохи).

После революции, вынудившей писателя к эмиграции, Бунина почти перестали издавать в России (в 20-е годы вышло лишь четыре его небольших книжечки маленькими тиражами).

После 1928 года не только книги его были запрещены, изъяты из библиотек и уничтожены, но даже на само имя был наложен запрет. Например, в 1943 году замечательный писатель Варлам Шаламов, прославившийся впоследствии своими ”Колымскими рассказами”, был приговорен к 10 годам лагеря за то, что посмел назвать Бунина великим писателем.

Когда, после смерти Сталина, начали одного за другим извлекать из забытья русских писателей, среди ”воскресших” оказался и Бунин. Одна за другой стали выходить и раскупаться с поразительной быстротой его книги.

Тем не менее Бунин до сих пор остается еще почти неисследованным писателем, а многие из его произведений по-прежнему труднодоступны. До сих пор не существует полного собрания сочинений Бунина. Вышедшее в 30-ых годах в Берлине собрание сочинений, редактировавшееся самим писателем, естественно, не охватывает позднего периода, а также и самого раннего (многие ранние произведения исключены из издания самим Буниным). В самое полное из советских изданий (девятитомник, изданный в 1965—1967 годах, благодаря личным усилиям А. Т. Твардовского) не вошли многие произведения Бунина, запрещенные советской цензурой, а вошедшие — подверглись многочисленным цензурным искажениям (причем не только послереволюционные, но и созданные до революции). Так что это издание не может служить надежной основой не только научного исследования, но и полноценного прочтения наследия Бунина.

Насколько велик интерес русского читателя к Бунину видно хотя бы из такого факта: посвященный Бунину 84-й том ”Литературного наследства” — издания сугубо академического, читаемого обычно лишь специалистами, — разошелся мгновенно. Более того, предварительная запись на это издание в магазинах академкниги была прекращена задолго до того, как книга пошла в печать, и если бы издатели руководствовались элементарными соображениями спроса, а не директивой властей, это академическое издание своим тиражом побило бы многие из бестселлеров.

Под давлением столь бурного читательского интереса к Бунину советские издательства выпустили одну за другой несколько монографий о нем (отчасти, разумеется, и для того, чтобы предостеречь от ”неправильного” понимания писателя). Но достаточно прочесть любую из этих монографий, чтобы освободиться от необходимости читать остальные, ибо все они написаны по одному шаблону, в строгом соответствии с общеобязательной идеологией, и дают совершенно превратное представление о Бунине.

В советских научных журналах появилось много интересных и серьезных статей, исследующих те или иные частные аспекты (главным образом, стилистические) творчества Бунина, но они, разумеется, не в состоянии восполнить отсутствие настоящих и всеобъемлющих исследований.

В последнее время в советской критике можно отметить некоторое недовольство растущей популярностью Бунина. Бунина начинают рассматривать как некую ”опасность” 1 или даже соблазн, уводящий от проторенной классиками дороги, как некую излишнюю роскошь, не служащую дидактическим целям (”не служит уроком”, ”не несет в себе нравоучения”) 2 .

На Западе Бунин пережил короткий период шумной славы, связанной с присуждением ему Нобелевской премии в 1933 году, но очень скоро Запад его забыл. Иностранная критика по-настоящему открыла Бунина лишь недавно. Но те немногие работы, которые имеются на сегодняшний день, ограничиваются главным образом лишь структурным анализом произведений писателя.

Эта книга представляет собой попытку дать по возможности полное и неискаженное представление о Бунине и осветить те важные аспекты его творчества, которые до сих пор оставались в тени.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: