Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами огэ

Обновлено: 05.10.2024

Вы здесь: Главная Контроль знаний -9 класс КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

Программа: И.Н.Пономарёва (линейный курс)

Часть 1. В приведённых заданиях выберите ОДИН верный вариант ответа

1) схему строения скелета человека

2) описание работы сердца человека

3) статистику человеческих заболеваний

4) расшифровку генетического кода человека.

1) список исчезающих растений

2) описания и изображения растений

3) способы ухода и размножения растений

4) схемы пищевых цепей и сетей естественных экосистем

3.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

2) клеточного сока

4) тканевой жидкости

4.Доказательством родства всех живых организмов является наличие в их клетках:

1) аппарата Гольджи

2) генетического аппарата

5.Какое из перечисленных культурных растений семейства Злаки имеет соцветие кисть?

6.Какой орган НЕ входит в состав побега растения?

7.Цветок ветроопыляемого растения, по сравнению с цветком растения, опыляемого животными, обычно имеет:

1) более крупный размер

2) не яркий околоцветник

3) выраженный аромат

8.Какой из приведённых признаков НЕ относится к описанию ланцетника?

1) рот окружён щупальцами

2) орган дыхания – жабры

3) осевой скелет – хорда

4) два круга кровообращения

9.К какому классу типа Членистоногие относят скорпиона?

10.Какая из особенностей строения черепа человека связана с наличием речи?

2) развитые надглазничные валики

4) выступающий вперёд подбородок

11.Мышца крепится к кости с помощью

12.Для формирования какого иммунитета детям вводят вакцину против кори?

1) естественного приобретённого

2) естественного врождённого

3) искусственного активного

4) искусственного пассивного

13.Какой тканью образован наружный слой кожи человека, состоящий из живых и мёртвых клеток?

14.Что из перечисленного может служить профилактикой плоскостопия?

1) длительное пребывание на ногах

2) ношение узкой обуви

3) регулярное поднятие тяжёлых предметов

4) хождение босиком по неровной поверхности

15.Нормальный пульс человека в возрасте 10-15 лет в покое составляет в среднем

1) 45-60 ударов в минуту

2) 65-75 ударов в минуту

3) 80-95 ударов в минуту

4) 100-120 ударов в минуту

16.ВИЧ-инфекцией НЕЛЬЗЯ заразиться

1) при половом контакте

2) при переливании крови

3) через одежду больного человека

4) от матери к ребёнку

17.Какую роль выполняют в биосфере Земли живущие в почве бактерии гниения?

1) образуют органические вещества из неорганических

2) питаются органическими веществами живых организмов

3) способствуют нейтрализации ядов в почве

4) разлагают мёртвые остатки растений и животных до перегноя

18.Тип взаимоотношений, при котором организмы одного вида живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида, не приводя к его гибели, называют

19.Расцвет насекомых в ходе эволюции совпал с расцветом

20.Какая из перечисленных групп растений в ходе эволюции первой перестала зависеть от воды при оплодотворении?

Часть 2. Выберите в представленных заданиях 3 верных ответа и запишите их в правильной последовательности.

21.Какие из приведённых тканей относят к соединительным?

22.Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания?

5) дождевой червь

23.Чем млекопитающие ОТЛИЧАЮТСЯ от пресмыкающихся?

1) покрыты волосяным покровом

2) обладают лёгочным дыханием

3) имеют внутренний костный скелет

4) сохраняют постоянную температуру тела

5) занимают наземно-воздушную и водную среду обитания

6) у большинства есть матка

24.Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

1) В течение жизни малина цветёт.

2) Для образования плодов растению необходимо опыление.

3) Малина может встречаться в лесах.

4) Опыление малины перекрёстное насекомыми.

5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях.

6) У листьев малины сетчатое жилкование.

25.Песчанки – это млекопитающие отряда Грызуны, размером с домовую мышь, питающиеся растительной пищей и обитающие в норах колониями. Выберите 3 утверждения, относящиеся к приведённому описанию.

На рисунке изображены связи клетки с окружающей средой.

Отличие клеток растений от клеток животных связано с

1) наличием пластид и клеточной стенки

2) присутствием углеводов

3) специфической формой растительных клеток

4) неспособностью растительных клеток отвечать на раздражение

Бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

1) спор 3) симбиоза с грибами

2) вегетативных клеток 4) множественных колоний

Хвойные — более высокоорганизованные растения, чем современные папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

3) Придаточные корни

4) листья в форме иголок

Какая из нижеприведённых характеристик относится к животному, изображённому на рисунке?

1) развитие со сменой промежуточных хозяев

2) развитие без превращения (прямое)

3) развитие с неполным превращением

4) развитие с полным превращением

Какой орган пищеварительной системы человека расположен в грудной полости?

Выберите правильную последовательность прохождения по рефлекторной дуге соматического рефлекса.

1) двигательный нейрон — вставочный нейрон — чувствительный нейрон 2) вставочный нейрон — чувствительный нейрон — двигательный нейрон 3) чувствительный нейрон — двигательный нейрон — вставочный нейрон 4) чувствительный нейрон — вставочный нейрон — двигательный нейрон

G Какое из приведённых ниже описаний соответствует структуре тела человека, обозначенной на рисунке буквой А?

1) длинная кость человека, образующая пояс нижней конечности

2) длинная кость человека, входящая в состав скелета свободной нижней конечности

3) плоская кость человека, образующая пояс нижней конечности

4) плоская кость человека, входящая в состав скелета свободной нижней конечности

9 Сердечным циклом человека называют цикл, за который

1) осуществляется однократное последовательное сокращение камер сердца и их расслабление

2) определённый объём крови выталкивается из сердца, проходит по сосудам и возвращается в сердце

3) восстанавливается пульс после физической нагрузки

4) сердце сокращается 60 раз

Lθ Какую функцию выполняет орган человека, обозначенный на рисунке буквой А?

1) перемещение пищи

2) перемещение воздуха

3) формирование звука

4) формирование пищевого комка

Что расположено у человека в полости среднего уха?

1) слуховые косточки 3) полукружные каналы

2) улитка 4) слуховой проход

12Как называется глубокое охранительное торможение, предотвращающее переутомление и истощение нервных клеток (по И. П. Павлову)?

При оказании первой помощи утопающему человеку, находящемуся без сознания, после того, как он извлечён из воды, необходимо

1) придать ему наклонное положение тела лицом вниз, при котором голова будет находиться ниже таза

2) положить на лоб и на грудь компресс со льдом

3) временно пережать сонные артерии

4) наложить тугую повязку на нижнюю часть грудной клетки

Осеннее опадение листьев У листопадных растений главным образом нацелено на

1) снижение интенсивности процесса фотосинтеза

2) снижение испарения воды

3) улучшение условий для распространения семян

4) избавление от накопленных в листьях вредных веществ

Роль консументов в экосистемах в основном выполняют

1) растения 3) грибы

2) животные 4) бактерии

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

Размер крыльев у самцов дрозофилы

1) растёт на протяжении всей жизни

2) минимален при 18 oC

3) наиболее быстро растёт после 29,5 oC

4) максимален при температуре 30 oC

5) практически не меняется

Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4) молекулярная биология

6) эволюционное учение

Малина обыкновенная Выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию ДанныхПризнаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) В течение жизни малина цветёт.

2) Для образования плодов растению необходимо опыление.

3) Малина может встречаться в лесах.

4) Опыление малины перекрёстное насекомыми.

5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях.

6) У листьев малины сетчатое жилкование.

Установите соответствие между признаками и видами изменчивости: к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

А) возникает под прямым влиянием внешней среды

Б) изменяется генотип

В) возникает у отдельной особи

Г) изменяется только фенотип

Д) имеет случайный характер

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите последовательность звеньев цепи питания. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

2) растительный планктон

5) животный планктон

Половое размножение в природе происходит при участии половых клеток — (А), имеющих (Б) набор хромосом. В результате слияния сперматозоида и яйцеклетки образуется (В), имеющая (Г) набор хромосом.

24 Рассмотрите фотографию кошки. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению кошки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма головы, форма глаз.

3) прилегающие / загнутые вперёд

Согласно стандарту, шотландские прямоухие должны иметь округлый череп. Глаза большие и круглые, расставлены широко. Взгляд распахнутый, пытливо­сосредоточенный. Цвет глаз зависит от окраса шерсти животного. Уши прямостоячие, небольшие, треугольные, с широким основанием. Кончики ушей закруглены и смотрят вперёд. Шерсть короткая или полудлинная, плюшевого типа, с хорошо развитым подшёрстком. Стандартом допускаются все типы окрасов. Наиболее типичные варианты окрасов шотландских прямоухих кошек — однотонный, биколор, пойнт, табби.

2) не соответствует

25 Рассмотрите рисунки 1-3, на которых изображены зрелый членик, головка и общий план строения паразитического червя. Как называют данного червя? Какую меру предосторожности необходимо соблюдать человеку, чтобы не заразиться этим паразитом?

Учёные исследовали популяции высших обезьян в двух лесах Танзании: охраняемом заповеднике и неохраняемом лесу. Учёные статистически корректно собирали данные о том, сколько семей высших обезьян определённого вида встречается им при проходе через лес. Оказалось, что в лесу на территории заповедника количество встречаемых обезьян постоянно, а в неохраняемом лесу снижается при каждом походе в лес, притом что сам лес остаётся без изменений (не вырубается).

Какой вывод можно сделать из этого исследования? Из-за чего могут наблюдаться такие эффекты в неохраняемом лесу? Ответ поясните.

Прочитайте текст и выполните задание 27.

ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ

Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира — растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических.

Бактериям и синезелёным водорослям присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток имеются существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи.

В растительных клетках, помимо этого, есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана. В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы. Остальных органоидов у них нет.

Есть и ещё одно различие между этими типами клеток — это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы.

1) Какие структуры входят в состав эукариотической клетки и отсутствуют в составе прокариотической?

3) Для чего перед делением клетки происходит удвоение ДНК?

Таблица 1

Сравнительная прочность некоторых тканей живых организмов и строительных материалов на растяжение и сжатие (в кг на 1 мм2)

1458. Известно, что Малина обыкновенная - ценное пищевое и лекарственное растение, которое встречается как в дикой природе, так и в культуре. Прочитайте текст. Выберите из текста три предложения, относящиеся к данному описанию этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Малина - кустарник, имеющий сложные непарноперистые листья. 2) Малина растет в лесах, на вырубках, в садах. 3) Плод малины - многокостянка. 4) Плоды содержат салициловую кислоту, что обуславливает потогонное и жаропонижающее действие малины при простудных заболеваниях. 5) Плоды малины используют для производства варенья, соков, кондитерских изделий. 6) К роду Малина относится ежевика, плоды которой более плотные и имеют сине-черную и черную окраску.

Добавить в избранное

Верный ответ: 245

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1458.

1626. Известно, что шиповник майский является листопадным кустарником, не требовательным к почве. Прочитайте текст. Выберите из текста три предложения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Шиповник имеет несколько стволиков, отходящих от общего основания. Все они покрыты острыми шипами, которые защищают растение от поедания травоядными животными. 2) Может произрастать на скалистых и глинистых обрывах. 3) Дикорастущие шиповники морозоустойчивы и засухоустойчивы. 4) Листья шиповника непарноперистые, с 5-7 листовыми пластинками, осенью желтеют и опадают. 5) Корневая система проникает на глубину до 5 м. 6) Шиповник является предком всех культурных сортов роз, его масло используется в медицине и парфюмерии, плоды шиповника являются источником витамина C.

Добавить в избранное

Верный ответ: 124

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1626.

1746. Назовите класс и семейство цветкового растения, изображенного на рисунке. Что обозначено на рисунке под цифрами 1, 2, 3, 5? Обоснуйте ваши ответ.

Задание ЕГЭ по биологии

Добавить в избранное

1) Класс Двудольные
2) Семейство Розоцветные (Розовые). Формула цветка - Ч5Л5ТП: 5 чашелистиков, 5 лепестков, множество тычинок и множество пестиков
3) Цифрами обозначены: 1 - пыльники тычинок, 2 - пестики, 3 - лепестки, 5 - чашелистики (4 - завязь)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1746.

2014. Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого мелкого таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Цветковые
2) Двудольные
3) Шиповник французский
4) Растения
5) Розоцветные
6) Шиповник

Добавить в избранное

Верный ответ: 365214

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2014.

2433. Установите соответствие между видами растений и семействами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) клубника
Б) ястребинка
В) подсолнечник
Г) слива
Д) бодяк
Е) персик

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Экспресс-подготовка к ОГЭ-2019 по биологии. Презентация на заданную тему содержит 48 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Автор Скворцов Павел Михайлович кандидат педагогических наук, доцент Почётный работник общего образования РФ Председатель предметной комиссии ГИА-9 по биологии в г. Москве Автор пособий по подготовке к итоговой аттестации по биологии

Структура варианта КИМ Напомним, что вариант КИМ ОГЭ по биологии включает в себя 32 задания 22 задания (№№1-22) с кратким ответом в виде цифры 6 заданий (№№23-28) с кратким ответом в виде последовательности цифр 4 задания (№№ 29-32) с развёрнутым ответом, проверка которых осуществляется экспертами по специальным критериям.

Пример работы с заданием №9 Определите название железы по её описанию. Небольшая железа массой около 1 г, по форме напоминающая боб, находится в костном углублении основания черепа. 1) вилочковая железа 2) щитовидная железа 3) слёзная железа 4) гипофиз Ответ: 1 Как Вы считаете, верен ли номер правильного ответа? Обоснуйте своё мнение письменно

Пример работы с заданием №11 2. Как называют препарат, приготовленный из ослабленных микробов, вводимый в организм в целях выработки иммунитета? 1) инъекция 2) вакцина 3) сыворотка 4) плазма //Ответ: 3 Как Вы считаете, верен ли номер правильного ответа? Обоснуйте своё мнение письменно

Пример работы с заданием №14 3. Испарение пота и расширение кровеносных сосудов, расположенных близко к поверхности кожи, 1) не влияет на температуру тела 2) вызывает повышение температуры тела 3) увеличивает скорость движения крови по сосудам 4) защищает организм от перегревания Выберите верный ответ и обоснуйте свой выбор

Задания №№20-22 №№20-22 – задания, проверяющие умения интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме, определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, оценивать правильность биологических суждений Важно! Задания №№21 и 22 требуют глубоких знаний по биологии и являются заданиями повышенной сложности

Пример работы с заданием №20 20. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.), а по оси х – концентрация углекислого газа(в %)). Определите концентрацию углекислого газа, при которой относительная скорость фотосинтеза составляет 25 усл. ед. 1) 0,08% 2) 0,05% 3) 0,03% 4) 0,01% //Ответ: 1 Как Вы считаете, верен ли номер правильного ответа? Обоснуйте своё мнение письменно

Пример работы с заданием №21 //Ответ: 1 Как Вы считаете, верен ли номер правильного ответа? Обоснуйте своё мнение письменно

Пример работы с заданием №22 //Ответ: 4 Как Вы считаете, верен ли номер правильного ответа? Обоснуйте своё мнение письменно

Как работать с заданиями 23-27? Задания № 23 можно использовать к качестве дополнения к заданиям №№1-19 Задания № 24 следует отработать отдельно Задания № 25-27 отрабатываются с теми учащимися, что хорошо знают биологический материал Задания № 28 отрабатываются отдельно по линиям

Пример выполнения задания 23 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны Какие группы растительных клеток считаются основной тканью? 1) запасающая ткань 2) клетки мякоти листа 3) лубяные волокна 4) ризодерма 5) сердцевина 6) ситовидные трубки Ответ: 125

Пример выполнения задания 24 Малина обыкновенная выращивается в садах как ягодный кустарник с вкусными и целебными плодами. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к приведённому выше описанию признаков растения 1) В течение жизни малина цветёт 2) Для образования плодов растению необходимо опыление 3) Малина может встречаться в лесах 4) Опыление малины перекрёстное насекомыми 5) Плоды малины можно использовать в медицинских целях 6) У листьев малины сетчатое жилкование Ответ: 235

Объяснение правильности выбранного ответа 24 Цитата из текста, подтверждающая выбор 2 Плод у цветковых растений образуется только в результате опыления 3 Ягодный кустарник – типичный представитель нижних ярусов леса Правильный ответ: 1В течение жизни малина цветёт – ягодный кустарник с плодами 5 Целебные плоды – отсыл к использованию в медицинских целях Ответ: 125

Пример выполнения задания 26 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба 2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет 3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик 4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения 5) зажмите препарат лапками-держателями 6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте Ответ: 623514

Подходы к выполнению задания №28 Задание №28 предлагает дать описание (характеристику) биологического объекта по предложенной схеме из 5 пунктов В вариантах КИМ ОГЭ используются три линии задания № 28: В качестве биологического объекта используется орган растения – лист Объектом характеристики являются собака домашняя или лошадь Подробно разобрано на занятии №4

Выполнение задания №28 из 1 линии Пп. А и Б выполняются, исходя из имеющихся у выпускника знаний: у подорожника большого лист черешковый (А1), а жилкование дуговидное (Б2). Для тренировки удобно использовать схему ВПР-5

Выполнение задания №28 из 1 линии Для контура листа монстеры форма листа будет соответствовать перисто-рассечённой (В6), а тип листа – яйцевидному (Г1), если исходить из представленного рисунка

Выполнение задания №28 из 2 линии Для п.Б позиций 1 и 2 нужны дополнительные сведения, например, профиль головы собаки

Выполнение пункта Д Нужно напомнить, что у лошади путовым называют сустав, соединяющий кости плюсны и фаланги пальцев задней конечности, а также показать, где у лошади расположена пятка

Выполнение заданий №№29-32 Задания с развёрнутым ответом в варианте КИМ представлены 4 заданиями: Работа с текстом (ответы на три вопроса, связанные с содержанием текста) Работа с таблицей (ответы на два-три вопроса по содержащейся в таблице информации) Решение расчётной задачи (расчёт питания) Решение биологической задачи Общее число баллов за задания - 11 баллов.

Задание 31 представляет собой ситуационную биологическую задачу, проверяющую умение обучающего вести учёт энергозатрат организма и энергетической ценности пищи. Контекст задания базируется на проверке умений работать не только со статистическими данными, приведёнными в таблицах, но и на способности учитывать конкретные условия задачи, где подросток или молодой человек оказывается в ситуации приближенной к реальной. Задание 31 представляет собой ситуационную биологическую задачу, проверяющую умение обучающего вести учёт энергозатрат организма и энергетической ценности пищи. Контекст задания базируется на проверке умений работать не только со статистическими данными, приведёнными в таблицах, но и на способности учитывать конкретные условия задачи, где подросток или молодой человек оказывается в ситуации приближенной к реальной. Отбор статистических данных для задания 31 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся.

Задача 2 типа Студенка института физкультуры Марина занимается конным спортом. Каждый день после института она занимается верховой ездой по 95 минут. После тренировки девушка заходит перекусить в ресторан быстрого питания. Используя данные таблицы 1 и 2, предложите студентке оптимальное по калорийности, с максимальным содержанием белков меню из перечня предложенных блюд и напитков для того, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки. При выборе учтите, что Марина всегда заказывает омлет с ветчиной. В ответе укажите: энергозатраты спортсменки, рекомендуемые блюда, которые не должны повторяться; количество белков; калорийность обеда, которая не должна превышать энергозатраты во время тренировки.

Читайте также: