Матушка рожь кормит всех сплошь землю вскачь не пашут

Обновлено: 07.07.2024

1) Матушка-рожь кормит всех сплошь- 2) Землю вскачь не пашут. 3) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Сплеча да сгоряча ничего не делай. 5) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. (В. Катаев.) 6) Через открытое настежь окно на только что вымытый пол падает солнечный луч. 7) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. (А. Сурков.) 8) Рысь стремительно и бесшумно метнулась прочь. 9) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

именительный падеж: чернила, чернильница

родительный падеж: чернил, чернильницы

дательный падеж: чернилам, чернильнице

винительный падеж: чернил, чернильницу

творительный падеж: чернилами, чернильницей

предложный падеж: о чернилах, о чернильнице

наступило рождество. утром, когда я проснулась, под ёлкой я обнаружила коробку с подарками. моей радости не было приделов. когда я открыла коробку, я увидела там замечательную настольную игру о которой я так долго мечтала. я побежала скорее будить своих родителей, что бы их за столь чудесный подарок. когда я зашла к ним в комнату, я тихонечко подкралась к маме и шепнула ей на ушко "". когда мои родители проснулись, мы стали всей семьёй дружно играть в настольную игру. мы решили, что каждое рождество мы будем проводить вместе. с тех пор на каждое рождество мы играем в настольную игру. это стало нашей хоть и не столь важной, но семейной традицией.

глаголы образованные от одного слова: приставить, надставить, наставить, расставить - корень -став-

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Употребление Ь после шипящих в конце наречий (продолжение).

КАРТОЧКИ СО СТИКЕРОМ ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ.

Организационный момент (повторить орфографический минимум).

Проверка домашнего задания. Орфографический минимум.

Постановка цели и задач урока.

Работа по теме урока.

Индивидуальная работа у доски.

Карточка № 1.

Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные?

Трескуч(?), неуклюж(?), шипуч(?), могуч(?), жгуч(?), пахуч(?), вездесущ(?), свеж(?), скрипуч(?), погож(?), колюч(?). дремуч(?), зловещ(?), блестящ(?).

Для справок: Гермес – бог торговли у древних греков, посланник богов .

Медуза Горгона – в греческой мифологии крылатое чудовище со змеями вместо волос, превращающее все живое в камень.

- Пока ребята работают по карточкам у доски, проведем лексическую разминку.

- Замените данные словосочетания существительными на шипящий.

мелкие деньги ( мело ч ь );

неискренность, лицемерие ( фаль ш ь );

изображение природы ( пейза ж );

человек, играющий на скрипке ( скрипа ч );

конец суток ( но ч ь );

композиция из цветного стекла ( витра ж );

торжественное открытие художественной выставки ( верниса ж ).

Взаимопроверка лексической разминки .

- Ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу.

Выставление оценок ( 2-3 ученика).

Проверка д/з, таблица. Написание Ь в разных частях речи.

Комментированное письмо . (У каждого учащегося карточка) Образец

рассуждения прочитать в учебнике на стр. 112.

-Списать предложения, объяснить правописание. (По цепочке).

Матушка – ро ж ь кормит всех спло ш ь . 2) Землю вска ч ь не пашут. 3) Для дорогого гостя и ворота насте ж ь . 4) Вся пристань была спло ш ь уставлена подводами (повозка, телега). 5)Через открытое насте ж ь окно на только что вымытый пол падает солнечный лу ч . 6)По дорогам гремят тачанки, эскадроны( подразделение, соответствующее роте в пехоте) проходят вска ч ь . 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались про ч ь . 8) Как долга эта зимняя но ч ь , ждать урочного часа невмо ч ь .

Работа с сигнальными карточками.

- Если в слове пишется - хлопок; если не пишется ь, то поднимите, то встать .

Одна дверь на замок, другая насте ж ь . Будь другом, отойди про ч ь ! Теленок еще не родился, а они у ж с обухом стоят. Заму ж выходи – в оба гляди. Пшеничка по выбору кормит, а матушка – ро ж ь всех спло ш ь . Хоть на час, да вска ч ь . Сын да до ч ь , да и тех кормить невмо ч ь . Ты от горя за реку, а оно у ж стоит на берегу. Врет спло ш ь , а переврать не умеет. Про ч ь поди, в грех не вводи.

Закончите пословицы

Люби шь кататься - … (люби и саночки возить). 2) Тише еде шь - …

(дальше буде шь ). 3) Семь раз отмерь - … (один раз отре жь ). 4) Друга на

деньги не …(купи шь ). 5) Крепкую дружбу и топором не… (разруби шь ).

сущ. во мн.ч. нар. глаг.

6) Игра не стоит … (све ч ). 7) День да ночь – сутки … (про чь ). 8) Поспеши шь

– людей … (насмеши шь ).

- Объясните правописание слов, заканчивающихся на шипящий.

- Закройте тетрадь, проверьте себя: сколько пословиц вы сможете вспомнить?

-Письменно объясните значение любой из этих пословиц.

Ремикс-момент.

Выборочно-распределительный диктант.

- Из диктуемых пословиц выписать слова в два столбика: 1) с ь на конце после шипящих, 2) без ь на конце после шипящих.

Печь нам мать родная. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Отойди, ёж, на тебе тулуп нехорош. Не шути с огнём, обожжёшься. Что прочно, то и беречь можно. Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет. Ешь до света, а делай до поту. Сплошь да рядом. Дочку замуж выдать – не пирог испечь. На богатого ворота настежь, на убогого запор. Неуклюж, да дюж.

Карточка № 1.

Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные?

Трескуч(?), неуклюж(?), шипуч(?), могуч(?), жгуч(?), пахуч(?), вездесущ(?), свеж(?), скрипуч(?), погож(?), колюч(?). дремуч(?), зловещ(?), блестящ(?).

Для справок: Гермес – бог торговли у древних греков, посланник богов .

Медуза Горгона – в греческой мифологии крылатое чудовище со змеями вместо волос, превращающее все живое в камень.

Карточка № 1.

Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные?

Трескуч(?), неуклюж(?), шипуч(?), могуч(?), жгуч(?), пахуч(?), вездесущ(?), свеж(?), скрипуч(?), погож(?), колюч(?). дремуч(?), зловещ(?), блестящ(?).

Для справок: Гермес – бог торговли у древних греков, посланник богов .

Медуза Горгона – в греческой мифологии крылатое чудовище со змеями вместо волос, превращающее все живое в камень.

I. Оргмомент. (Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).

Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.

II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.

Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение):

Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”
(см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)

Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.

  • фонетический разбор слов горяч, дрожь;
  • пунктуационный разбор последнего предложения.

Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?

Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.

Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?

Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.

Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.

На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами. В тетрадь записываем слова в четыре столбика.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие
Из-за туч (р.п., 1 скл.)

III. Изучение нового материала.

Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж?

Учитель: Из замка нам прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.

Телеграмма

“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”

Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.

Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить три её задания.

Задание 1.

  1. Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно. (В.Брюсов)
  2. И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)
  3. Матушка рожь кормит всех сплошь. (Посл.)
  4. Землю вскачь не пашут. (Посл.)
  5. Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)
  6. Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков)
  7. Последний поход напрочь отбил у всех желание экспериментировать.(Газ.)
  8. От удара человек упал навзничь и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление. (Газ.)
  9. За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий)

Задание 2.

Синтаксический разбор предложения:

Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский)

Задание 3.

IV. Закрепление.

Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?

Ученики: Знания. Оценки.

Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, покажем, каковы ваши знания.

Перфокарты.

  • строительство овощехранилищ_;
  • нужно береч_;
  • установившаяся тиш_;
  • взять реванш_;
  • воздух свеж_;
  • радость встреч_;
  • проголодаеш_ся;
  • открыть настеж_;
  • голос чарующ_;
  • ждать невтерпёж_.
  • овлеч_ внимание;
  • множество неудач_;
  • военная мощ_;
  • удачный розыгрыш_;
  • кактус колюч_;
  • зарево пожарищ_;
  • мчался вскач_;
  • выйти замуж_;
  • ничего не помниш_;
  • зелёная гуаш_.

Итог урока.

Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны.


Красная карточка 1.Молодёжь, речь- сущ.,ж.р., 3 скл 2.Кирпич, плащ- сущ.,м.р, 2 скл 3.Много задач, жду встреч- сущ.,1скл, мн. ч.,Р.п. 4.Хорош, колюч- кр. форма прил 5.Беречь, поешь- глаголы 6.Настеж(?), вскач(?)- не изучали


Алгоритм написания слов, оканчивающихся на шипящий. определить часть речи: глагол – всегда Ь пишется (в неопределённой форме, во 2-ом л ,ед.ч.(беречь, рисуешь и т.д.) краткое прилагательное – НЕТ Ь (чай горяч) имя существительное – 1) 3 скл.- Ь пишется (ночь, тишь и т.д.) 2) муж. род - НЕТ Ь (врач, овощ и т.д) 3) Р.п. мн. ч - НЕТ Ь (из-за туч, много дач)


Самооценка. + самостоятельно и без ошибок выполнял работу. ? работал самостоятельно, но были ошибки. - самостоятельно работать не мог.


Мягкий знак после шипящих на конце наречий Задачи урока. У – О чем должны узнать на уроке? - Чему будем учиться? Р – Что будем развивать? О – Что будем объяснять? К – Что будем контролировать?


Мягкий знак после шипящих на конце наречий План работы И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)


Соберите пословицы Матушка рожь – кормит всех сплошь. Землю вскачь не пашут. Для дорогого гостя и ворота настежь. Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.


Сплошь, вскачь, настежь, прочь


кобра, уж, гадюка


на улицу, замуж, на дорогу


невтерпёж, сплошь, вскачь


уж, замуж, невтерпёж Это исключения!



Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий определить часть речи наречие- всегда пишется Ь Искл: уж замуж невтерпёж


Уж! Замуж! Невтерпёж!


А- * , Б- * , В- *, Г- * , Д- * , Е- * , Ж- * , З- *


А- 8 , Б- 5 , В- 7, Г- 6 , Д- 1 , Е- 4 , Ж- 3 , З- 2


Испытание № 2 стр.75, упражнение 1


Взаимопроверка ( +, - ) 1. Поле было сплошь покрыто одуванчиками. 2.Ему ничего не оставалось, как скорее уйти прочь отсюда. 3.Он уж давно пришёл. 4.Лошади мчались вскачь.


Навзничь, сплошь, вскачь, настежь, уж, не прочь


пишется Ь пишется Ь беречь сплошь испечь настежь прочь не пишется Ь богач с плеч душ замуж уж



Мягкий знак после шипящих на конце наречий План работы И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)


Мягкий знак после шипящих на конце наречий Задачи урока. У – узнать правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих; - учиться писать правильно мягкий знак на конце наречий после шипящих. Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь. О – объяснять правописание и значение слов. К – контролировать свою работу и работу одноклассников.


Красная карточка 1.Молодёжь, речь- сущ.,ж.р., 3 скл 2.Кирпич, плащ- сущ.,м.р, 2 скл 3.Много задач, жду встреч- сущ.,1скл, мн. ч.,Р.п. 4.Хорош, колюч- кр. форма прил 5.Беречь, поешь- глаголы 6.Настеж(?), вскач(?)- не изучали


Алгоритм написания слов, оканчивающихся на шипящий. определить часть речи: глагол – всегда Ь пишется (в неопределённой форме, во 2-ом л ,ед.ч.(беречь, рисуешь и т.д.) краткое прилагательное – НЕТ Ь (чай горяч) имя существительное – 1) 3 скл.- Ь пишется (ночь, тишь и т.д.) 2) муж. род - НЕТ Ь (врач, овощ и т.д) 3) Р.п. мн. ч - НЕТ Ь (из-за туч, много дач)


Самооценка. + самостоятельно и без ошибок выполнял работу. ? работал самостоятельно, но были ошибки. - самостоятельно работать не мог.


Мягкий знак после шипящих на конце наречий Задачи урока. У – О чем должны узнать на уроке? - Чему будем учиться? Р – Что будем развивать? О – Что будем объяснять? К – Что будем контролировать?


Мягкий знак после шипящих на конце наречий План работы И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)


Соберите пословицы Матушка рожь – кормит всех сплошь. Землю вскачь не пашут. Для дорогого гостя и ворота настежь. Если лень тебе не дочь, прогони её ты прочь.


Сплошь, вскачь, настежь, прочь


кобра, уж, гадюка


на улицу, замуж, на дорогу


невтерпёж, сплошь, вскачь


уж, замуж, невтерпёж Это исключения!



Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий определить часть речи наречие- всегда пишется Ь Искл: уж замуж невтерпёж


Уж! Замуж! Невтерпёж!


А- * , Б- * , В- *, Г- * , Д- * , Е- * , Ж- * , З- *


А- 8 , Б- 5 , В- 7, Г- 6 , Д- 1 , Е- 4 , Ж- 3 , З- 2


Испытание № 2 стр.75, упражнение 1


Взаимопроверка ( +, - ) 1. Поле было сплошь покрыто одуванчиками. 2.Ему ничего не оставалось, как скорее уйти прочь отсюда. 3.Он уж давно пришёл. 4.Лошади мчались вскачь.


Навзничь, сплошь, вскачь, настежь, уж, не прочь


пишется Ь пишется Ь беречь сплошь испечь настежь прочь не пишется Ь богач с плеч душ замуж уж



Мягкий знак после шипящих на конце наречий План работы И + Н (исследуем и наблюдаем) ОНЗ (открываем новые знания) ВП (выводим правило) ПЗ (применяем знания) К + О – Р (контролируем и оцениваем результат работы)


Мягкий знак после шипящих на конце наречий Задачи урока. У – узнать правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих; - учиться писать правильно мягкий знак на конце наречий после шипящих. Р – развивать орфографическую зоркость, внимание, речь. О – объяснять правописание и значение слов. К – контролировать свою работу и работу одноклассников.

Читайте также: