Мелькают мимо будки бабы мальчишки лавки фонари дворцы сады монастыри описание какого города

Обновлено: 04.10.2024

. Вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах ,
И стаи галок на крестах.

2. Выпишите из текста производные существительные, то есть слова, которые образованы от других слов.

3. Установите, каким членом предложения являются однородные члены, выраженные именами существительными.

4. Какие морфологические признаки являются в данном примере общими для всех однородных членов предложения?

5. Как нужно правильно поставить ударение в слове (на) воротах в данном отрывке? Почему? А как правильно нужно говорить в наше время?

Образ Москвы в романе "Евгений Онегин", характеристика, описание в цитатах

Как известно, во времена Пушкина столицей России был город Санкт-Петербург. Однако Москва являлась крупнейшим культурным и торговым городом страны.

Москва в "Евгении Онегине" - это город, в котором сливается все, что важно и дорого для русского человека:

Пушкин с любовью и теплотой описывает красоту Москвы и ее достоинства. Он называет ее "моя Москва".

Как известно, Татьяна Ларина приезжает в Москву из провинции на "ярмарку невест". Мать хочет найти Тане достойного жениха из высшего общества:

Прибыв в Москву, Татьяна видит всю красоту и величие этого города. О Москве, ее красоте и силе автор широко размышляет в лирических отступлениях в 7-ой главе романа.

Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

Светская жизнь кипит в Москве. Но для провинциальной Татьяны Лариной этот шум балов кажется утомительным:

Шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс [. ]
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь.

Автор называет Москву "надменным городом". Жизнь в Москве протекает по другим правилам, нежели жизнь в провинции:

Татьяна видит в Москве множество прекрасных церквей. В этом эпизоде автор также выражает свой восторг московскими церквями и храмами:

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

В лирическом отступлении о Москве автор описывает знаменитый Петровский замок. В этом замке находился Наполеон, когда в Кремле там начался пожар (во время войны 1812 года):

Petrovskij-dvorec-Neizvestnyj-hudozhnik
Петровский дворец.
Неизвестный художник
Пушкин гордится тем, что Москва не сдалась Наполеону:

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Образ Москвы в романе "Евгений Онегин" - это образ великого города, красивого и многоликого. Москва - это город-герой, который не сдался Наполеону и, несмотря на пожары и бедствия, сохранил свою красоту и величие.

Это был цитатный образ Москвы в романе "Евгений Онегин" Пушкина: характеристика в цитатах.

Описание Москвы нам приводится во время приезда Татьяны с матерью в Москву, на ярмарку невест. Подобные мероприятия проводились в Благородном собрании на Большой Дмитровке. На нем собирались сотни людей, проводились балы и решались судьбы многих молодых людей. Решилась и судьба Татьяны, она выходит замуж. Жених — генерал войны 1812 года – очень выгодная партия. Судьба Александра Сергеевича, кстати, решилась на одном из подобных балов – его женитьба на Гончаровой, одно из поворотных событий в его жизни. Любовь Александра Сергеевича к городу относится к Москве его детства и юности, грибоедовской Москве.

В 7 главе романа читателю представляется описание Москвы. К главе приведены 3 эпиграфа: Грибоедова, Баратынского и Дмитриева. Проезд Лариных по Москве автор растягивает на 4 строфы, более того, проставляет одну пустую строфу, чтобы подчеркнуть утомительность и длительность прогулки. Приведены подробные зарисовки домов, улиц, людей, что очень отличает краткие наброски, описавшие Петербург. Однообразная красота Петербурга противопоставлена яркой и многогранной Москве. Широкая, купеческая и домашняя для Пушкина Москва, не закрытая от аристократизма и просвещения, намного ближе автору, чем Санкт-Петербург. Тверскую улицу Пушкин обрисовал точно и живо, в городе есть мозаика светских привычек, лиц, исторических примет.

Пушкин рисует Москву живой и естественной благодаря своей любви и теплоте, которые он испытывает к городу. Перед нами разворачивается детальный пейзаж Москвы. Держа путь мимо Петровского замка, в котором Наполеон спасался от пожара в 1812 г., Пушкин напоминает о героических событиях, происходивших в Москве, взвывая к патриотическим чувствам читателя. Автор особенно подчеркивает тот факт, что Москва выстояла, не покорилась французской оккупации, а вместо сдачи, поклона ответила пепелищем.

Перед глазами Татьяны Лариной возникают купола церквей, монастырей, кресты, императорские дворцы. Впечатление от города усиливается описанием разговоров кумушек, встреч со знакомыми и удивления родственников. Но город для Татьяны, приехавшей из тиши деревни , кажется высокомерным и надменным. Приводится описание жизни Татьяны в Москве, поутру ее будит колокольный перезвон, но, проснувшись, она видит не привычную сердцу природу, а московские дома, соборы, незнакомый двор.

Сочинение Москва в Евгении Онегине

Мы видим Москву глазами Татьяны Лариной. Вот она въезжает в столицу. Что она видит? Петровский замок. В нём Наполеон прятался от пожара. В глаза бросаются златоглавые луковки церквей. А их в Москве было более двух сот. Да ещё и два десятка монастырей.

Затем он описывает, как Татьяна едет по Тверской улице. Через Тверскую заставу. Теперь на этом месте находится Белорусский вокзал. Что она видит? Какие-то будки, идут по улице бабы, снуют мальчишки между лавок и фонарей. Её глаза расширяются от обилия садов, дворцов, монастырей. Повезло девушке – столицу увидела.

Торопятся по своим делам купцы. Чем-то озабочены мужики. На конях проезжают рослые, чубатые казаки. Есть и аптеки и магазины моды. Прямо, как в Европе. Шикарные дома с балконами и львами на воротах. И куча любопытных галок на церковных крестах, с высоты высматривающих что блестит и плохо лежит.

На Тверской всё смешалось: богатые дворцы соседствуют с бедными лачугами. Прямо как сейчас. Так ничего и не изменилось. А рядом с монастырями модные магазины. Стрекочут галки в высоте и помпезные львы на воротах.

По утрам над Москвой плывёт колокольный звон. Вот Пушкин описывает место, где остановились Ларины. Из окна открывается не очень живописный вид – двор, конюшня, кухня, забор. Представляю, какой здесь летом аромат витает в воздухе. И сколько здесь летает мух.

Татьяна приехала в Москву на ярмарку невест, в Благородное собрание. Оно располагалось в районе Большой Дмитровки. Здесь она познакомилась со своим мужем – бравым генералом. Но Татьяна устала от такой разномастной столицы. Ей больше нравится спокойная и размеренная жизнь в деревне.

У Пушкина к Москве трепетное отношение. Здесь его помиловал царь. Разрешил вернуться из ссылки. Здесь он познакомился со своей женой Натальей Гончаровой. Жил и творил свои произведения.

Москва в сравнении с северной столицей описывается как город купеческий, склонный жить старой домашней жизнью. Тут переплетаются русское и европейское, старое и новое. И всё и все спокойно уживаются под одной крышей. Если Петербург – голова России, то Москва – сердце России.

Здесь живут модные по тем временам, мужчины. Франты и красавцы. Они красуются на балах в поисках богатых невест. Ведь в Москве много красавиц. Светская жизнь бьёт ключом. Одни балы сменяются другими. Мелькают платья дам, шум, гам, бряцанье шпор, эполеты. Все самые модные по тем временам танцы – вальс, мазурка, галоп.

Москва! Как много значит этот звук и это слово для любого русского человека и сейчас тоже.

Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва.. . как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Пушкин подчеркивает, что гордая Москва не склонилась перед врагом, даже когда ее захватил враг, она не сдалась, не пошла на поклон, но ответила пожаром. При описании въезда героини романа Татьяны Лариной в Москву он перечисляет достопримечательные московские места, в том числе и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью пишет

Но не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие этого города. Пушкин подробно описывал въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей:

Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.

Далее Пушкин описал, как возок Татьяны едет по Тверской Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала:

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин состоит из 8 глав, каждая из которых является практически самостоятельным уникальным произведением. Тем не менее, они связаны между собой единым сюжетом и формой повествования. 7 глава начинается с авторского лирического отступления, подобным закончилась и 6 глава, в которой произошла трагическая смерть юного поэта Ленского.

В предпоследней главе А.С. Пушкин не спешит возвращаться к повествованию, а уделяет внимание описанию весенней русской природы. Как и ранее, разделение истории лирическими отступлениями свидетельствует о прошествии между событиями определенного временного промежутка.

Трогательное описание природных красот в первых строфах далее сменяется свежими новостями, которые Александр Сергеевич сообщает читателю: прошло два месяца, закончилась зима, и Онегин покинул деревню, доставшуюся ему от покойного дяди. Что же послужило окончательной причиной, заставившей Евгения покинуть это место? Во-первых, не стоит забывать о секунданте Ленского — о Зарецком, который славился своим склочным характером. Возможно, он все-таки распустил слухи о настоящей причине смерти поэта, открывая всем вину Онегина. Во-вторых, еще одну причину приводит сам автор в 8 главе своего романа:

Не забывает Александр Сергеевич и о сестрах Лариных. Ольга довольно быстро пришла в себя и вскоре вышла замуж за улана, а после уехала с мужем-офицером в его полк. Образ Ольги в данном романе является портретом достаточно типичной для своего времени ветреной молоденькой девушки, каких было довольно много как по внешним, так и по духовным признакам.

Татьяна же еще больше замкнулась в себе и испытывала абсолютно противоречивые эмоции. Она должна была ненавидеть Евгения за свое разбитое сердце и убийство Ленского, но продолжала испытывать к нему необъяснимую симпатию. В своих духовных и физических скитаниях вскоре Татьяна забрела в деревню Онегина, к его дому, где задержалась в хозяйском кабинете. Ларина изучала книги, что читал ее возлюбленный, стараясь лучше понять характер молодого человека. Сцена в библиотеке раскрывает читателю горькую правду — Татьяна все еще не оправилась после отказа и отъезда Онегина, в сердце девушки по-прежнему живут сильные чувства.

В Москве Татьяне приходиться мириться с ежедневными смотринами и обедами у многочисленных родственников, она не в силах найти общий язык с ровесницами и остается одинока в свих переживаниях. Но, как и все юные и еще неокрепшие личности, Татьяна вскоре начинает приспосабливаться к новом окружению, меняется, растет, становится не только краше внешне, но и обретает духовное богатство и жизненный опыт. Она, не сумев влиться в общество поверхностных и милых дам, становится не огранённым алмазом среди них. Вскоре ее замечает генерал, который является наиболее выгодным вариантом для всей семьи Лариных. Девушке остается лишь принять его предложение. Заканчивается глава очередным авторским отступлением, которое словно подводит итог эпохи взросления Татьяны в Москве.

Итак, данная глава всецело посвящена жизни Татьяны Лариной, ее терзаниям, изменениям и маленьким победам над собой и окружением. Перед читателем вырисовывается портрет почти взрослой женщины, которая сумела сохранить внутреннюю силу и свою особую уникальность, которая не желает мириться с идеалами высшего света. Да, девушка в итоге подстроилась под них, но не приняла за истину всей жизни. Образ светской дамы для нее – лишь роль, которой выгодно придерживаться для душевного спокойствия, как личного, так и окружающих.

Спектакль в Москве Евгений Онегин


Задания Д7 № 603

Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы.

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы!как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.

Прощай, свидетель падшей славы,

Петровский замок. Ну! не стой,

Пошел! Уже столпы заставы

Белеют; вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот


Задание 1 № 597

Такое литературное направление называется реализмом. Дадим определение.

Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.


Задание 2 № 599

Такой прием называется сравнение. Дадим определение.

Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.


Задания Д5 C2 № 609

Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!


Задание 4 № 5857

Ответ: реализмэнциклопедии русской жизни.


Задание 6 № 8092

— Москва! — Какой огромный

Всяк на Руси — бездомный.

Мы все к тебе придем.

Для Марины Ивановны Москва — сердце России. Она олицетворяет невероятную красоту нашего народа и славу его истории.


Задание 5 № 8275

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

5.2. Безусловно, через творение чувствуется личность творца. А. С. Пушкин — патриот своей страны, страстно любящий Родину, знающий её народ, традиции, историю. В приведённом фрагменте текста находим подтверждение этому. С восторгом и нескрываемым трепетом пишет поэт о Москве.

Москва. как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Сколько искренности в этих строках. Прав был В. Г. Белинский, утверждая, что на страницах романа отразилась личность Пушкина.

Петровской путевой дворец открылся после 10-летней реконструкции

Здания и улицы Москвы не раз описывались в литературных произведениях, причем часто город становился едва ли не отдельным героем со своей душой и характером. В годовщину публикации первой главы знаменитого романа в стихах Александра Пушкина "Евгений Онегин", случившейся 27 февраля 1825 года, сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить самые интересные места "онегинской Москвы".

Здания и улицы Москвы не раз описывались в литературных произведениях, причем часто город становился едва ли не отдельным героем со своей душой и характером. В годовщину публикации первой главы знаменитого романа в стихах Александра Пушкина "Евгений Онегин", случившейся 27 февраля 1825 года, сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить самые интересные места "онегинской Москвы".

Другие литературные прогулки по Москве:

Петровский путевой дворец

В седьмой главе романа "Евгений Онегин" родители увозят героиню романа Татьяну Ларину из милой ее сердцу деревни в город, чтобы решить ее личную судьбу. Белокаменная, сверкающая золотыми куполами, пестрая, шумная и суетная – такой предстает Москва перед Татьяной:

…Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

При подъезде к Москве Ларины минуют легендарный Петровский путевой (подъездной) дворец, построенный архитектором Матвеем Казаковым по указу Екатерины II в 1776 - 1780 годах в качестве роскошной резиденции для отдыха знатных особ, прибывающих из Петербурга в Москву. Именно из этого здания Наполеон в напрасном ожидании "Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля" наблюдал за грозным пожаром 1812 года.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой…

Путевой дворец


Тверская застава

В сам же город Ларины въезжают через Тверскую заставу, которая раньше находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала:

…Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.

Площадь Белорусского вокзала


Харитоньевский переулок


В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился…

Совершенно не случайно Ларины останавливаются именно в Харитоньевском переулке. Ведь здесь в свое время жила семья самого поэта. Например, с 1802 по 1803 год Пушкины проживали в деревянном флигеле знаменитого дворца Волковых-Юсуповых. Это потрясающее здание XVII века является ярчайшим образчиком московского барокко.

Дворец Волковых-Юсуповых

Дом Благородного собрания

В Москву Ларины привозят дочь на ярмарку невест, чтобы найти ей выгодную партию. Ну а самые главные "смотрины" в пушкинские годы организовывались в доме Дворянского Благородного собрания, являвшегося сердцем общественной жизни в те годы.

Ее привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар…

Дом Благородного собрания

Это прекрасное здание в стиле классицизма было изначально построено для князя Василия Долгорукова-Крымского. Однако после его смерти во второй половине XVIII века усадьба была куплена московским дворянским собранием для проведения балов и торжественных приемов и перестроена Матвеем Казаковым. Именно в доме Благородного собрания Татьяна встречает своего будущего мужа.

Читайте также: