Меняется ли кабачок после ухода сашки на фронт

Обновлено: 05.10.2024

В этом году мы отмечаем 195-летие Петра Семёнова -Тян - Шанского. Выдающийся исследователь, путешественник и государственный деятель был ещё и хорошим отцом и дедом. А его потомки сделали немало для своей страны в самые тяжёлые годы ХХ века. Судьбы этих людей, во многом поучительные, достойны, чтобы о них знать и помнить.

По мере увеличения семьи самого Петра Петровича, а тем более с появлением внуков тесть отдал ему весь второй этаж. Дом Заблоцкого-Десятовского теперь считается вторым родовым гнездом Семёновых - Тян - Шанских (после усадьбы Рязанка, где вырос Пётр Петрович). В этом большом и некогда счастливом доме в течение января — марта 1942 года несколько потомков Петра Петровича скончались от истощения.

Первым в этой скорбной цепочке стал младший (если не считать Ростислава, умершего от туберкулеза в 14-летнем возрасте) сын Петра Петровича Измаил Петрович. К тому времени он был известным учёным, одним из основоположников российской военной метеорологии. По свидетельству его внука Александра Семёнова - Тян - Шанского, Измаил Петрович имел даже звание полковника Русской императорской армии, хотя был абсолютно мирным человеком. Всё дело в том, что с развитием военной авиации, а особенно в годы Первой мировой войны, метеорология стала чрезвычайно востребованной дисциплиной.

Измаил Петрович умер 3 января 1942 года. Уже довольно пожилой человек, он, как свидетельствуют родственники, делился своим блокадным пайком с горячо любимой женой Надеждой Владимировной, которая перенесла инсульт. Супругу Измаил Петрович спас, а вот себя нет…

Спустя две недели умер его племянник Михаил Дмитриевич, сын единственного сына Петра Петровича от первого брака — с Верой Александровной (в девичестве Чулковой). Незадолго до этого, в октябре 1941-го, уже во время блокады, Михаил Дмитриевич защитил докторскую диссертацию по географии. Он немного не дожил до своего 60-летия.

Его сестра Вера Дмитриевна писала, что еще 10 января Михаил приходил к ней в гости. "Усталый, слабый, и несмотря на полную мою окаменелость, моё сердце переворачивалось, замирало, глядя на брата, у него с моим мужем завязался разговор. Они даже оживились, говорили о будущем, лучшем и скором… Потом перешли на поэзию. Михаил прочёл свои новые стихи. Я в это время заварила кофе, ещё оставшийся, дала какие-то лепёшки из картофельной шелухи, кусочек сахара и несколько "пьяных" вишен. Бедный мой брат растрогался до слёз от такого угощения. Они чокнулись вишнями за будущее".

В начале февраля, спустя месяц после смерти отца, умер Святослав Измайлович. Ему было всего 34 года. Он работал инженером на машиностроительном заводе им. Карла Маркса. До войны предприятие выпускало ткацкие станки, а во время Великой Отечественной перешло на производство минометов "Катюша" и боеприпасов к ним. До работы и обратно приходилось идти не менее 10 км. И так каждый день, а зима 1942 года выдалась мало того что голодной, но и аномально холодной…

Через несколько дней, 10 февраля, — новая трагедия. Не стало Вениамина Петровича Тян-Шанского, жившему неподалеку, в доме на 3-й линии Васильевского острова. В каком-то смысле он был ближе всех к своему отцу. Блистательный географ, доктор наук, профессор, почётный член ещё Императорского РГО. Именно Вениамин Петрович основал первый в стране географический музей. Он просуществовал в Петрограде-Ленинграде с 1919 по 1936 год, а потом был фактически разгромлен. Сын Петра Петровича какое-то время даже не имел работы. Но в войну его знания очень пригодились.

— Вениамин Петрович был замечательным картографом, — говорит Александр Богданов, научный сотрудник Музея - усадьбы П.П. Семёнова - Тян - Шанского. — Пока чувствовал в себе силы, работал в географическом обществе, в картографической службе, и экстренно готовил карты театров военных действий. Вся его семья находилась в блокадном Ленинграде. Работал до последнего момента. Возраст и полное истощение сыграли свою печальную роль…

Вениамин Петрович на протяжении всей своей жизни вёл дневники. Не менял он своей привычки и в дни блокады. Записи обрываются буквально на полуслове…

В апреле умер ещё один сын Петра Петровича — известный зоолог Андрей Петрович Семёнов - Тян - Шанский. Формально — от воспаления лёгких, но по сути — от того же истощения. Организм не в силах был противиться простуде, которая и дала осложнение.

"Постепенно умирали все нам дорогие и близкие люди. И мне иногда казалось, что и мы погибнем, не переживём это страшное время. В то время все человеческие чувства в людях притуплялись. Мы не испытывали ужасного горя, узнавая, что тот или другой наш родственник или знакомый слёг в могилу. В то время мы ощущали только одно ужасное чувство — голод! И утром, и днём, и вечером, и ночью — всегда испытывали томительное желание съесть что-нибудь. Никакие обстрелы и бомбежки, которые бывали, не действовали на нас. И никто, кажется, кто голодал в то время, не обращал на это внимания. Днём, когда нам надо было идти за хлебом, я с ужасом и страхом думала, что, наверное, увидим мертвеца. И почти каждый раз мы его видели. Этого я боялась больше всего!"

Андрей Петрович жил в так называемой мемориальной квартире, той самой, где не только хранились личные вещи его знаменитого отца, но и, казалось, витал сам дух его.

На самом деле пожилой человек не просто привычно его возрасту сокрушался. Как известно, в блокаду, чтобы согреться, люди отправляли в топку всё, что могло гореть и давать хоть немного тепла, — от деревянных заборов до мебели.

Такой переезд племяннику и его семье коммунальное начальство довольно оперативно разрешило. И это действительно спасло вещи Петра Петровича, которыми были заполнены две комнаты. Как утверждают потомки, многие из этих предметов не сдвигались с места с момента кончины их владельца.

Кстати, потомки выдающегося исследователя, теперь уже внуки и правнуки, продолжают жить в этой квартире, мечтая, что в какой-то момент она станет - таки музеем, а вещи и архив — полноценными экспонатами.

Мы уже упоминали, что Михаил Дмитриевич стал доктором наук в блокадные дни. Однако в это тяжёлое время было ещё двое представителей знаменитой фамилии, которые получили учёную степень. В конце 1941 года дочь Михаила Дмитриевича Анастасия Михайловна защитила кандидатскую диссертацию по ботанике.

"Сразу же после окончания защиты я пошла в отдел геоботаники и заплакала, почувствовала, что сил у меня нет. И робко попросила у кого-нибудь кусочек хлеба. Леночка Шингарёва вдруг дала мне хлебную карточку и сказала, чтобы я пошла в столовую и получила по ней завтрашнюю порцию хлеба. Я съела его весь сразу и после этого поплелась домой. Шла пешком с пустым бидоном, чтобы по дороге у Тучкова моста набрать в проруби воды. А когда пришла домой, то, не отвечая ещё на вопросы сестры и отца о том, как прошла защита, сказала только: "Я съела завтрашнюю порцию хлеба. Простите меня. " Но дома был всё - таки праздник — горела печурка, было тепло. На столе стояла горячая еда — та же хряпа и немного каши и оладьи из дуранды".

— Очень интересно сложилась её судьба. В дальнейшем, оказавшись в тылу, была привлечена как один из видных палеоботаников к работе в Генштабе, — говорит Александр Богданов . — Анастасия Михайловна составляла карты военных действий, в том числе для знаменитой наступательной операции советской армии "Багратион", которая проходила в заболоченной местности в белорусских лесах. Чтобы проложить дороги для танков и пехоты, нужно было хорошо знать растительный покров и состояние почв в этом районе. Впоследствии Анастасия Михайловна стала известным ботаником, доктором биологических наук и членом Всесоюзного географического общества.

Но и это ещё не всё. Владимир Вениаминович Семёнов -Тян - Шанский тоже защитил кандидатскую диссертацию во время блокады. Оставшись в осаждённом городе, занимался очень важным делом: изучал боевые повреждения кораблей Балтийского флота. С марта 1942 года он работал старшим научным сотрудником Центрального научно - исследовательского института им. А.Н. Крылова. В его задачи входила разработка конструктивных решений, помогавшим боевым кораблям остаться на плаву при подрыве на минах, а также создание методов правильной эксплуатации повреждённого судна, чтобы не допустить его потопления.

Владимир Вениаминович, будучи представителем мирной профессии, получил воинское звание инженер - майор. На военно - медицинскую службу была призвана и его супруга, Вера Викторовна. В течение всей блокады она служила военным врачом в госпитале 267, лечила последствия контузии и не раз выезжала на линию фронта. В отставку вышла в звании полковника военно - медицинской службы.

"Мама сегодня была страшно мрачная и расстроенная. Неприятность в клинике заключалась в том, что в клинику попала большая бомба, убило шесть раненых и семью одной санитарки; довольно большая часть здания была совершенно разрушена, начальника клиники — Бориса Семёновича Дойникова — отбросило воздушной волной и здорово ушибло". Из дневника Саши Семёновой - Тян - Шанской

Интересно, что вместе с родителями всю блокаду в городе прожили две их дочери: Марина (в 1941 году ей было 13 лет) и Саша (11 лет). Ну и совсем, казалось бы, удивительное: в ноябре 1943 года у них родилась сестрёнка Наташа.

Здесь, наверное, следует объяснить, почему в дни блокады, когда люди в буквальном смысле умирали от голода, происходили такие события, как защита диссертаций или рождение детей. Всё дело в том, что власти осаждённого города всячески старались сохранить нормальные формы бытования людей. Это была своеобразная защита от расчеловечивания, ведь голодный человек очень быстро сваливается в существование на уровне рефлексов. Научные и культурные учреждения, работавшие в блокаду, как бы напоминали Ленинграду о его достоинстве. К тому же нормальная, насколько это возможно в подобных условиях, работа городских институтов — от органов власти до коммунальных служб — способствовала ощущению, что советская власть сильна. Это убеждение передавалось и людям. В частности, многие из переживших блокаду, в том числе и Тян - Шанские, верили, что город выстоит, а блокада — временное явление. Люди жили надеждой. Она помогла им держаться и в конце концов победить.

Говоря о женской части семьи, нельзя не сказать и о внучке Петра Петровича Вере Дмитриевне. Она всю блокаду находилась в Ленинграде, работала по профессии — художником: создавала наглядную агитацию в воинских частях, клубах, на предприятиях. В своих мемуарах она вспоминает, что помимо основной работы существовала обязанность по вязанию маскировочных сеток, была даже норма выработки. В те трагические дни умер от голода её муж.

— Уже после снятия блокады Вера Дмитриевна по поручению Ленинградского Союза художников с группой своих коллег выезжала в разрушенный Павловск, чтобы делать зарисовки разрушений, — рассказывает Александр Богданов. — Это был акт документирования вандализма фашистов.

В начале блокады Вере Дмитриевне было под 60. А всего она прожила 101 год и умерла в родном Ленинграде.

Трое Семёновых - Тян - Шанских воевали на фронте. Это два внука Юрий (по паспорту Георгий) и Олег, сыновья Измаила Петровича, а также правнук — Кирилл.

Кирилл Рафаилович погиб в печально знаменитом месте, у станции Погостье в Ленинградской области , — говорит Александр Семёнов - Тян - Шанский. — Там был удобный переезд, за него и бились. Немцы закрепились на верху железнодорожной насыпи, а перед нейполе. Несколько месяцев наши не могли взять эту насыпь. Убитых было очень много, трупы лежали слоями. Говорят, немецкие солдаты, стрелявшие сверху, сходили с ума от количества убитых ими русских бойцов. Но приказ был суров: взять Погостье любой ценой…

Олега Измайловича, который работал в Лапландском заповеднике на Кольском полуострове, поначалу в армию не взяли из-за сильной близорукости. Но он настоял на отправке на фронт, и его определили опять же стрелком. В окопах он пробыл как раз те самые критические две недели. В письмах матери писал, как однажды граната, разорвавшаяся рядом, расщепила ложе его винтовки и ранила однополчанина.

— Как - то выбравшись после боя из окопа, он обнаружил дырку у себя в рюкзаке. Пуля, видимо, уже на излёте попала ему в спину и застряла в алюминиевой ложке, которая была в рюкзаке. Эту ложку я хорошо помню. И отчётливую вмятину от пули, вспоминает Александр Семёнов - Тян - Шанский. — Я считаю дядю Олега своим вторым отцом. Много раз в детстве просил его рассказать о войне. И всякий раз получал отказ. "Война — это такое свинство…" Именно так — "свинство", его слово.

Узнав, что Олег Измайлович сын известного метеоролога и сам неплохо разбирается в метеорологии, фронтовое начальство перевело его в аэродромную службу делать прогнозы погоды для лётчиков. Будучи учёным-биологом (обе диссертации были посвящены орнитологии), он наблюдал за пролётом птиц над аэродромом на Карельском фронте. Эти наблюдения стали материалом для научной статьи, опубликованной сразу после войны.

— А ещё дядя Олег учил английскому языку офицеров, хотя его никогда не изучал. Он даже в школе не учился, однако впоследствии стал доктором наук, отмечает Александр Семёнов - Тян - Шанский.

Юрий (по паспорту Георгий) Измайлович был мобилизован в начале войны, служил в зенитной артиллерии. Его соединение охраняло железную дорогу Москва — Ленинград в районе станции Бологое. Он был ранен, но уцелел. Юрий Измайлович в мирной жизни был математиком. Интересно, что университетские экзамены на мехмате он сдал экстерном. Так же, как и его брат Олег, только тот отличился на биологическом факультете.

За скобками этого материала остались другие ветви потомков Петра Петровича, которые вынуждены были уехать из России, поскольку при старом режиме служили либо армейскими офицерами, либо чиновниками. Часть из них осела во Франции, часть — в соседней Финляндии. Но про одного из внуков Петра Петровича всё же есть смысл рассказать, чтобы понять: реальная жизнь не вмещается в удобные схемы.

Сын Петра Петровича от второго брака Валерий Петрович окончил юридический факультет, служил в министерстве юстиции и Правительствующем Сенате, получил чин камергера. В 1917 году участвовал в работе Временного правительства. После Октябрьской революции вынужден был эмигрировать в Финляндию.

А его сын Александр стал инженером, потом служил при штабе финской армии (на фронте не был), да не кем - нибудь, а переводчиком у самого Густава Маннергейма, войска которого участвовали в том числе и в блокаде Ленинграда. Как справедливо напоминает сегодня Александр Семёнов - Тян - Шанский, Маннергейм тоже не всегда был нашим врагом, напротив — генерал-лейтенант Русской армии, член Императорского Русского географического общества, он участвовал в Русско - японской войне, а позже, в 1906 – 1908 годах, руководил экспедицией в Азию. Маннергейм преодолел 15 тыс. километров верхом на лошади и дошёл до Пекина. А потом случилось то, что случилось: революция, независимость Финляндии, Советско-финская война и блокада Ленинграда.

После перестройки Александр Валерьевич приезжал в Ленинград. Его двоюродный брат Олег Измайлович шутил: "Вот, Сашка, а теоретически я бы мог в тебя стрелять…"

При создании материала использовались материалы Лектория им. Ю.М. Шокальского РГО и выставки "Война. Блокада. Семёновы - Тян - Шанские", подготовленной сотрудниками Музея - усадьбы П.П. Семёнова - Тян - Шанского .

Ответ

я был на луне, в скорлупе.вдруг скорлупа треснула и я сказал -я родился! и я упал с луны в пруд.когда я упал я удивился,было красиво в приду,я мог разговаривать,и пускать пузырьки. потом меня напугал пескарь иванович он меня напугал и я спрятался в большую ракушку,когда меня спрашивал пескарь иванович как меня зовут я говори что я не знаю.потом в меня кто-то вцепился я испугался и побежал. я вырвался,и покатился в дом тёти моти. пака тётя мотя разговаривала с пескарём ивановичем я залез на кровать,она была мягкая. я уже хотел спать на ней как вдруг на меня села тётя мотя. она испугалась я пулом начал закрывать и открывать ее панцырь. потом меня спросили как меня зовут я ответил не знаю! потом я вышел из пруда и начал искать своё имя !

Ответ

Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта,но ведь автор жил в православной стране. а церковь осуждает

Ответ

Ответ



Другие вопросы по Литературе

Предмет

1. кто из писателей xix века называл своё детство "золотым"? а) чехов б) толстой в) некрасов г) тургенев 2. как долго готовили алёшу арсеньева к экзаменам? 3. как юность алёши пешкова (м. горький "мои университеты"?
)

Предмет

Предложения со словами: лесоруб, нефтепровод, птицефабрика, путеводный, верхолаз, самолёт, красноречие, самоходный и сталевар.

Предмет

Предмет

Предмет

Предмет

ответить на вопросы письменно по рассказу "Гамбринус": 1. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на ф.

Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества.

Цель: проанализировать содержание произведения, выявить авторскую позицию и способы её выражения.

Методический приём: аналитическая беседа с элементами продвинутой лекции.

Оборудование и наглядность: аудиозапись скрипичной музыки (попурри из различных мелодий).

Термины: рассказ, очерк, повесть, рассказ-очерк.

Дома вы прочитали произведение. Задача первого этапа нашей работы – определить жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. Ответьте на вопрос: к какому жанру вы отнесли бы это произведение? Свой ответ аргументируйте, записав его в тетрадь (текст статьи и образец таблицы можно увидеть в приложении к конспекту урока). Учащимся выдаётся текст о жанрах эпических произведений. На работу отводится 5 -6 минут.

На доске записываются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

2.Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа.

На доске выписываем предположения учащихся.

Легко догадаться по эпиграфу урока, что главная тема произведения – тема искусства. Это тема стала оной из главных тем русской литературы после 1825 года, в эпоху, последовавшую сразу после разгрома декабристского восстания. Быстро созревший романтизм буквально приковал внимание к проблеме искусства. Романтики той эпохи ставили искусство выше политики, науки, философии, морали,а иногда и религии, традиционно занимавшей на ценностной шкале человеческого сознания самую верхнюю ступень. Искусство было признано силой, способной открыть человечеству путь к высшей истине, стать главным источником человеческих идеалов и реально преобразить самого человека и весь окружающий мир.

3. Образ Сашки. Аналитическая беседа.

Сначала каждый учащийся записывает в тетрадь 5 слов, которые, по его мнению, характеризуют главного героя.

Вопросы и задания для беседы.

4.Определяем проблему и идею произведения. Как они показаны у Куприна?

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том. Какую роль в жизни человека играет искусство, рисуя взаимоотношения посетителей кабачка и Сашки. Мелодии Сашки позволяют проявить завсегдатаям пивной лучшие качества души. Они любят Сашку за то, что он такой же бедняк, как и они, но является при этом сильной личностью, обладает душой (скрипка-душа), способностью сострадать, чувствовать. Его талант- дар Божий. Искусство бессмертно, как душа народа. Сашка, его музыка воплощают, воспитывают и возрождают светлую сторону народной души. Сашкино искусство бессмертно.

1 Таблица, которую заполняют учащиеся по ходу урока.

Главный герой - скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, - прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.

Музыкант отличается смелостью: он отчаянно спорит с прислужником царской охранки, защищая свои убеждения и достоинство.

Цели:обучающая -обучение эстетическому анализу художественного текста;- формирование теоретико – литературных понятий: традиции неоромантизма, контраст, антитеза;-подготовка к сочинению;развивающая -развитие аналитического мышления;-развитие умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;воспитательная -выявление общечеловеческих ценностей;-воспитание любви ко всем людям независимо от национальной принадлежности;-воспитание гуманистического отношения к миру.

Сашка был евреем по национальности. Он очень любил гримасничать и веселиться. Для мира высокого искусства он был заурядным музыкантом, но для посетителей пивной и для служащих в ней, он был музыкантом с большой буквы. Сашка мог подобрать любую мелодию, спеть любую песню. Это очень нравилось посетителям пивной. В принципе из-за Сашки и любили данное заведение.

Далее в рассказе писатель повествует о том, что людям дают полную свободу: свободу слова, мысли. Но жизнь не становится от этого лучше. Наоборот, все почему-то становится хуже. Происходят гонения евреев. В этот момент читателю стоило бы бояться, что Сашка попадет под удар. Но он ходит по улицам свободно и спокойно. Однако, Белку, собачку Сашки, убивают.

На мой взгляд, Сашка из-за обиды и несправедливости дерется в пивной за что в последствии попадет в тюрьму. Оттуда он выходит с искалеченной рукой. Но все равно, несмотря на все гонения, несправедливость по отношению к нему, он продолжает играть на губной гармошке.

Несколько интересных сочинений

Культура - основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники

Что такое свобода? Для каждого человека свобода это право выбора, ведь когда демонстрируешь свое мнение, ты получаешь от этого удовольствие. Свобода выбора, свобода слова это самое главное в жизни каждого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: вызвать у обучающихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

Ход урока

I. Слово преподавателя

II. Беседа

— Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

I. Слово преподавателя

— Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?

— Чем занимается Сашка на фронте?

— Как изображается война?

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«— Сколько у вас в роте было человек? — спросил Сашку капитан.

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

— Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему?

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

— Почему Сашка не подчиняется приказу?

— Как расценивать этот его поступок?

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым — приказы на войне надо выполнять.

— Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

— Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

IV. Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

— Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

— Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

V. Заключительное слово преподавателя

Домашнее задание

Читайте также: