Место посадки на судно

Обновлено: 05.10.2024

В стоимость Вашей путевки уже входит обязательное государственное страхование жизни и здоровья согласно Кодексу Внутреннего Водного Транспорта РФ. По желанию Вы можете дополнительно застраховать свою жизнь и здоровье.

Есть ли на теплоходе врач?

На борту теплохода имеется судовой врач. Первая медицинская помощь оказывается бесплатно. Мы советуем взять медикаменты, которые лучше всего помогают именно вам: средство от головной боли, противопростудное средство, — а также бинты и лейкопластыри.

Если у вас есть хроническое заболевание, и вам может понадобиться какое-то конкретное лекарство, возьмите его в дорогу.

Какие электрические приборы есть в каюте и что нужно взять с собой?

Вы можете взять с собой все, что посчитаете необходимым. Смартфон позволит оставаться на связи — сигнал во время круиза нестабильный, он может пропадать на широких участках рек, в озерах и водохранилищах. Но около населенных пунктов вы можете позвонить сами или ответить на звонок.

В любом случае проверьте, что положили в чемодан зарядное устройство.

В каюте есть электрическая розетка мощностью 220В.

Какую одежду взять с собой в круиз?

Дресс-кода на теплоходе нет. Но если вы захотите принять участие в утренней зарядке, вам будет комфортнее в чем-то спортивном. А для дискотеки некоторые туристы берут что-то особенно стильное.

Советуем обязательно положить в чемодан удобную обувь с нескользящей подошвой для прогулок по палубам и пешеходных экскурсий, а также свитер или ветровку — вечером на свежем воздухе может быть прохладно, даже если днем было жарко.

Если ваш круиз продолжительностью свыше 4 дней, то вы можете спланировать несколько праздничных нарядов для тематических ужинов.

  • Капитанский ужин – в круизах от 4 дней. Во время ужина к гостям присоединяется капитан и директор круиза, поднимают бокал игристого, а шеф-повар угощает специальным меню. Праздничное настроение и вечерний наряд приветствуется.
  • Разворотный или пиратский ужин – в круизах продолжительностью от 7 дней. Если хотите в этот вечер быть на одной волне с командой, возьмите с собой или приобретите во время круиза тельняшку. .

Во время круиза

Как происходит посадка на теплоход?

Если круиз отправляется из Москвы или Санкт-Петербурга, то посадка и регистрация начинаются за два часа до отправления теплохода. Если круиз начинается из других городов, посадка на теплоход происходит сразу после его пришвартовки. Точное время необходимо уточнять у менеджера при покупке круиза или в графике движения теплохода на странице круиза.

Если Вы отправляетесь в круиз не из своего города, советуем Вам рассчитать время прибытия в этот город с учетом возможных задержек транспорта по пути к речному вокзалу.

Процедура регистрации занимает несколько минут. При этом в Москве, Казани, Нижнем Новгороде на речном вокзале есть Контрольно-пропускной пункт, где могут образовываться очереди в момент большого скопления туристов.

В момент регистрации на борту теплохода предъявите путевку и документы, удостоверяющие личность, на всех туристов, отправляющихся в круиз. По окончании регистрации вы получите ключ от каюты, номер Вашего столика в ресторане и номер экскурсионной группы.

Рекомендуем находиться на борту теплохода за двадцать минут до отправления. Ответственность за своевременное прибытие на судно полностью ложится на туриста. Теплоходы отправляются в круизы строго по расписанию. При опоздании или неявке на посадку по любым причинам круиз аннулируется, и стоимость круиза не возвращается. Если Вы по какой-либо причине все-таки не успели на теплоход, свяжитесь с представителями Вашего туристического агентства. В большинстве случаев существует возможность догнать теплоход и сесть на него позже по пути его следования.

К кому обращаться на борту теплохода если возникнут вопросы?

Капитан – начальник на судне, поэтому все, кто находятся на борту во время круиза. Со всеми вопросами или пожеланиями Вы всегда можете обратиться к дирекции круиза и быть на связи по мобильному телефону, во время стоянки теплохода.

Существуют ли особенные правила поведения на борту теплохода?

На протяжении всего круиза пассажир обязан соблюдать требованиям внутреннего распорядка, правила безопасности и выполнять все распоряжения экипажа судна и дирекции круиза. Соблюдайте чистоту на борту судна и на улицах посещаемых городов, бережно относитесь к памятникам истории и культуры. Проявляйте уважение к другим пассажирам. Настоятельно рекомендуем уделять особое внимание правилам поведения на воде.

Курение на борту разрешено только в специально отведенном месте на корме средней палубы. В других общественных местах или каютах это строго запрещено.

Каюты: какие бывают, как оборудованы, какие услуги предоставляются?

Все каюты оборудованы необходимыми бытовыми мелочами: спутниковое телевидение, фен, холодильник, электрические розетки, а также приветственная бутилированная вода для каждого гостя, полезные в круизе аксессуары, индивидуальные пледы для прогулок по палубам и многое другое.

С собой не нужно брать ни полотенца, ни мыло — все это вы найдете в своей каюте. В ванной, в специальных диспенсерах, есть гель для тела и волос и жидкое мыло.

В каютах повышенной комфортности для путешественников приготовлены халаты, тапочки, маски для сна и косметика для душа, кофе-машина и мини-бар, а также приветственный сюрприз.

В каюте можно пользоваться всеми приборами, которые в ней есть: телевизором, холодильником, феном. К тому же в каютах есть розетки мощностью 220 V, при помощи которых вы сможете подзарядить смартфон, фотоаппарат или любой другой свой гаджет. В ванной есть розетка для бритвы.

В каютах производится ежедневная уборка, смена белья и полотенец происходит согласно установленным правилам.

В каютах и общественных помещениях предусмотрена система отопления и кондиционирования, которая поддерживает комфортную температуру в любую погоду.

В некоторые каюты можно установить дополнительное спальное место или детскую кроватку. Возможность размещения доп. места уточняйте в момент бронирования у менеджера.

Как организовывается питание на теплоходе?

При посадке на теплоход, вам сообщат номер столика в ресторане. За ним вы будете завтракать, обедать и ужинать во время всего круиза. Если у вас есть особые пожелания по размещению в ресторане, их нужно будет озвучить в первый день путешествия, при регистрации.

Для юных путешественников предусмотрено специальное детское меню.

Также вы можете заказать завтрак в каюту или в течение дня — любое блюдо из бара. Если в вашей каюте есть телефон, вы можете позвонить в бар. В остальных случаях вы можете оставить заказ в баре, его приготовят и доставят в каюту (продукция, заказанная в баре оплачивается по меню).

Какие услуги на теплоходе предоставляются бесплатно?

* для детей с оплаченным местом, и тех, кто путешествует по акции "Дети бесплатно" - включено в стоимость. Для детей до 5 лет без места за дополнительную плату.

Какие услуги на теплоходе предоставляются за дополнительную плату??
Проходит ли на борту какая-то развлекательная программа?

При разработке программы круизов мы руководствуемся двумя основными правилами:

  • развлечения должны быть разнообразными;
  • на борту должно быть уютно и тем, кто любит активные мероприятия, и тем, кто хочет посидеть в тишине.

Вы можете начать свой день с зарядки, которую проводит профессиональный инструктор. Самостоятельно позаниматься на тренажерах или просто прогуляться по палубе и подышать свежим воздухом.

На борту проходят поэтические встречи, музыкальные вечера и концерты, в которых вы тоже сможете принять участие.

Каждый вечер завершается дискотекой, или живой музыкой.

Как организовывается экскурсионное обслуживание на борту?

Во всех круизах в городах по маршруту следования будут организованы обзорные автобусные или пешеходные экскурсии.

Помимо стандартных и альтернативных экскурсий, включенных в стоимость, в некоторых городах туристам предлагаются дополнительные, которые оплачиваются отдельно. Дополнительная экскурсия может состояться при наборе минимальной группы. Необходимое количество человек в группе регламентируется каждым музеем отдельно.

Приобрести дополнительную экскурсию можно онлайн на сайте. В этом случае цена будет ниже той, что на борту теплохода. А также появляется гарантия до 95%, что экскурсия состоится не зависимо от набранной группы.

Также приобрести дополнительные экскурсии можно у директора круиза во время путешествия.

Как на теплоходе узнать о программе дня, времени стоянок и приема пищи?

Расписание круиза, маршрут, программа экскурсий, схема и описание помещений на теплоходе и другая полезная информация обычно вывешивается на стенде в главном холле теплохода. Методист теплохода по радиотрансляции регулярно даёт путевую информацию , рассказывает о достопримечательностях, интересных объектах, которые туристы могут увидеть в круизе.

Как организовывается отдых детей на теплоходе?

На теплоходах предусмотрено детское меню. Для ребенка до 14 лет любое блюдо из основного меню можно заменить на равнозначное из детского. Для совсем маленьких детей в ресторанах на всех бортах есть детские стульчики.

Чтобы детям было интересно в круизе, профессиональные аниматоры готовят квесты, танцы, мастер-классы и настольные игры. На четырехпалубных теплоходах самым любимым местом маленьких туристов может стать детский клуб с различными играми. Здесь можно даже оставить ребенка на несколько часов — за ним присмотрит няня-аниматор.

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с пунктом 2 статьи 183 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.1), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616, N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30, N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425, N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253, N 25, ст.3534, N 30 (ч.1), ст.4590, 4596, N 45, ст.6335, N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 31, ст.4321; 2013, N 30 (ч.1), ст.4058; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 48, ст.6659; 2015, N 1 (ч.1), ст.89, N 13, ст.1810) и пунктом 5.2.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612; N 24, ст.2601, N 52 (ч.3), ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11 (ч.1), ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18 (ч.2), ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650; 652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, 3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18 (ч.4), ст.2177, N 30 (ч.2), ст.4311, 4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, 5926; 2015, N 2, ст.491, N 16, ст.2394, N 17 (ч.4), ст.2571, ст.20, ст.2995),

2. Признать не подлежащими применению на территории Российской Федерации Правила перевозки пассажиров, ручной клади и багажа и предоставления услуг на судах и в портах Министерства морского флота СССР, утвержденные Министерством морского флота СССР 28 февраля 1987 года.

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

в Министерстве юстиции

3 сентября 2015 года,

регистрационный N 38782

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 17 июня 2015 года N 190

Правила морской перевозки пассажиров

(с изменениями на 22 июня 2020 года)

I. Общие положения

Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2001, N 22, ст.2125; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 45, ст.4377; 2005, N 52 (ч.1), ст.5581; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 46, ст.5557, N 50, ст.6246; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616, N 49, ст.5748; 2009, N 1, ст.30, N 29, ст.3625; 2010, N 27, ст.3425, N 48, ст.6246; 2011, N 23, ст.3253, N 25, ст.3534, N 30 (ч.1), ст.4590, 4596, N 45, ст.6335, N 48, ст.6728; 2012, N 18, ст.2128, N 25, ст.3268, N 31, ст.4321; 2013, N 30 (ч.1), ст.4058; 2014, N 6, ст.566, N 42, ст.5615, N 48, ст.6659; 2015, N 1 (ч.1), ст.89, N 13, ст.1810).

2. Настоящие Правила применяются при осуществлении международных морских перевозок пассажиров и их багажа, а также при осуществлении морских перевозок пассажиров и их багажа между морскими портами Российской Федерации на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации (далее - перевозки).

3. Для повышения качества обслуживания перевозчики вправе устанавливать правила (стандарты) обслуживания пассажиров, а также выполнения перевозки (далее - правила перевозчика), которые не должны противоречить настоящим Правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52 (ч.1), ст.5140; 2005, N 19, ст.1752; 2007, N 19, ст.2293, N 49, ст.6070; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 29, ст.3626, N 48, ст.5711; 2010, N 1, ст.5, 6, N 40, ст.4969; 2011, N 30 (ч.1), ст.4603, N 49 (ч.1), ст.7025, N 50, ст.7351; 2012, N 31, ст.4322, N 50 (ч.5), ст.6959; 2013, N 27, ст.3477, N 30 (ч.1), ст.4071, N 52 (ч.1), ст.6961; 2014, N 26 (ч.1), ст.3366).

4. Пассажир обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, требования, касающиеся перевозки, а также связанные с пограничным, таможенным и другими видами контроля.

5. При международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

II. Оформление перевозки пассажира и багажа

6. В соответствии со статьей 177 КТМ по договору морской перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения и в случае сдачи пассажиром багажа также доставить в пункт назначения багаж и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, при сдаче багажа и плату за провоз багажа.

7. Заключение договора морской перевозки удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Билет и багажная квитанция являются перевозочными документами и должны храниться у пассажира до окончания поездки.

8. При перевозке применяются настоящие Правила, правила перевозчика и тарифы за перевозку, которые действуют в день приобретения перевозочных документов.

9. Пассажир имеет право приобрести билет на любое пассажирское место при наличии на судне свободных пассажирских мест для проезда до любого пункта назначения по маршруту движения судна.

10. Перевозчиком размещается информация о названии портов, между которыми осуществляется перевозка, времени отправления из порта и прибытия судна в порт по маршруту перевозки, названии судна, а также изменения указанной информации в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов и на судах.

11. На каждого пассажира оформляется отдельный билет, который может быть оформлен в электронной или бумажной форме. Продажа билетов производится по количеству мест, имеющихся на судне.

12. Перевозочные документы проверяются при посадке пассажира на судно.

Если оформление перевозочных документов осуществляется на судне, то их проверка может производиться при размещении пассажира на судне, в пути следования судна или при высадке пассажира с судна.

13. Оформление билета на международную морскую перевозку или перевозку между морскими портами Российской Федерации производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира.

Перевозчик обеспечивает передачу данных о пассажирах в автоматизированные централизованные базы персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оформление перевозочных документов по специальному или льготному тарифам производится на основании документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающих право пассажира на льготу или применение специального тарифа.

14. Несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, как правило, выезжает из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает из Российской Федерации без сопровождения, он должен иметь при себе, кроме паспорта, нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить.

Статья 20 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029; 1998, N 30, ст.3606; 1999, N 26, ст.3175; 2003, N 2, ст.159, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 27, ст.2877, N 31 (ч.1), ст.3420; 2007, N 1 (ч.1), ст.29, N 3, ст.410, N 49, ст.6071, N 50, ст.6240; 2008, N 19, ст.2094, N 20, ст.2250, N 30 (ч.1), ст.3583, N 30 (ч.2), ст.3616, N 49, ст.5735, 5748; 2009, N 1, ст.30, N 7, ст.772, N 26, ст.3123, N 52 (ч.1), ст.6407, 6413, 6450; 2010, N 11, ст.1173, N 15, ст.1740, 1756, N 21, ст.2524, N 30, ст.4011, N 31, ст.4196, N 52 (ч.1), ст.7000; 2011, N 1, ст.16, 28, 29, N 13, ст.1689, N 15, ст.2021, N 17, ст.2321, N 50, ст.7339, 7340, 7342; 2012, N 31, ст.4322, N 47, ст.6398, N 53 (ч.1), ст.7597, 7628, 7646; 2013, N 23, ст.2866, 2868, N 27, ст.3470, 3477, N 30 (ч.1), ст.4036, 4040, 4057, N 48, ст.6165, N 51, ст.6694, N 52 (ч.1), ст.6954, 6955; 2014, N 16, ст.1828, N 19, ст.2311, N 49 (ч.4), ст.6921, N 52 (ч.1), ст.7557; 2015, N 1 (ч.1), ст.36, 57, 75, 77, N 21, ст.2984).

Дети в возрасте до двух лет перевозятся в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Дети в возрасте от двух до четырнадцати лет могут перевозиться в сопровождении совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, если такая перевозка предусмотрена правилами перевозчика.

Несопровождаемые дети в возрасте от двух до четырнадцати лет могут перевозиться под наблюдением перевозчика только после оформления родителями, усыновителями, опекунами в соответствии с правилами перевозчика письменного заявления о перевозке несопровождаемого ребенка. По письменной просьбе родителей, усыновителей, опекунов или попечителей перевозка под наблюдением перевозчика может распространяться на детей в возрасте до шестнадцати лет.

Дети в возрасте старше четырнадцати лет могут перевозиться без сопровождения дееспособного совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации объявлен полностью дееспособным до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

15. Возраст ребенка определяется на дату начала его перевозки от порта отправления, указанную в билете.

16. Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (далее - норма бесплатного провоза каютного багажа).

Норма бесплатного провоза каютного багажа устанавливается перевозчиком в зависимости от типа судна и не может быть менее 10 килограммов на одного пассажира.

17. Каютный багаж, превышающий норму бесплатного провоза каютного багажа, должен быть оплачен по тарифу за провоз багажа.

18. Если пассажиры следуют группой, то по желанию пассажиров перевозчик применяет к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза каютного багажа каждого из пассажиров.

19. При заключении договора морской перевозки пассажира перевозчик обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе:

о названии судна;

о нормах бесплатного провоза каютного багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, условиях перевозки багажа;

о тарифах за перевозку;

о настоящих Правилах;

о правилах перевозчика;

о фактическом перевозчике;

о месте и времени начала и окончания посадки пассажиров на судно;

о требованиях законодательства Российской Федерации, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля по маршруту перевозки;

о договоре страхования ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также информацию о страховщике (его наименование, местонахождение, почтовый адрес, номер телефона);

об условиях обслуживания на судне.

20. Если билет был объявлен пассажиром утраченным либо билет неправильно оформлен или поврежден, то перевозчик обязан незамедлительно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора морской перевозки.

Если факт заключения договора морской перевозки будет установлен, то перевозчик осуществляет перевозку в соответствии с условиями заключенного договора морской перевозки и оформляет дубликат билета.

III. Посадка (высадка) и нахождение на судне пассажиров

21. Пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени и по указанному перевозчиком адресу прибыть для оформления багажа в случае необходимости выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным и другими видами контроля, а также к месту посадки на судно.

22. В порту перевозчик обеспечивает:

посадку (высадку) пассажиров на судно, доставку пассажиров к месту стоянки судна в случае необходимости;

оформление багажа, доставку багажа к месту стоянки судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту судна, а также выгрузку, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.

Перевозчик обязан обеспечить организованное и безопасное осуществление посадки (высадки) пассажиров, а также контроль за выходом пассажиров на берег и возвращением их на судно в портах по маршруту перевозки.

23. Очередность посадки и высадки пассажиров, а также возможность нахождения на судне провожающих/встречающих устанавливается перевозчиком.

24. Начинать посадку и высадку пассажиров у причала разрешатся только после полной ошвартовки судна и установки трапа. При этом посадка пассажиров на судно осуществляется после высадки пассажиров.

25. Доставка пассажиров и багажа на берег с судна, стоящего на рейде, а также с берега на судно, стоящее на рейде, обеспечивается в соответствии с требованиями по безопасности мореплавания, установленными Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. Стоимость такой доставки входит в стоимость перевозки.

Эти элементы жизни моряка не обойти никак, и сколь разнообразны они могут быть! Расскажу, как оно со мной было в первое десятилетие 21 века. Команда нашего буксира формировалась исключительно из севастопольцев и контора была в Севастополе. И менялись всей командой сразу.

Я уже рассказывал, как в Лас-Пальмасе капитан убывавшей команды забыл под подушкой билеты на всех . Потом уже они рассказывали, как были разбиты на группы и добирались домой самыми невообразимыми путями. Наш путь на Канары тоже был тернист. Во-первых, буксир советский и всё на нём советское. Нигде запчастей не раздобудешь. Поэтому нас нагрузили дополнительно разными шестерёнками, фильтрующими элементами маслофильтров и пр., а вишенкой служил всережимный регулятор главного двигателя весом около 80 кг. Его поместили в контейнер из ДСП и оборудовали специальными лямками, в которые были продеты две задние ножки от стула, они заодно со спинкой идут и из прочного дерева.

Таскали эту байду по очереди вчетвером. Сначала в вагон поезда Севастополь-Киев, потом в автобус на ж/д вокзале в Киеве и из автобуса в здание аэропорта Борисполь. Тут его сдали в багаж и вздохнули с облегчением. Потом был перелёт во Франкфурт-на-Майне. После пересадки я сидел у иллюминатора самолёта на Мадрид и смотрел, как загружают наш багаж. Усатые то ли турки, то ли югославы бодро зашвыривали в люк инвалидные коляски и прочее барахло. Дошла очередь и до нашей коробчонки. Какие у них были рожи и как они присели от неожиданности, решив вдвоем метнуть её в грузовой отсек. Кто ж знал, что там такой вес :)

В Мадриде часа через три пересели на самолёт до Канар. Там нас на выходе ждал автобус и тут же помчал в порт. Агенты - специальные люди, которые занимаются обеспечением таких переездов везде сработали чётко. Я потом расскажу о наших агентах.

С того контракта мы менялись в Дубае. Так вышло, что деньги целиком были выданы на руки. В Борисполе нас ждал заказанный автобус до Севастополя и два крепких автоматчика в чёрной униформе. По пути мы выходили только группой, один из них оставался у автобуса, другой с автоматом АКС74У сопровождал группу, поесть в придорожной харчевне, например. Народ был слегка в . ну вы поняли. Но не сдуру же это делалось, значит, были прецеденты. Та поездка запомнилась мне ещё непрерывно, каждые полчаса звучавшей из динамиков автобуса песенкой по радио - "Я шаколядный заяц, я лясковый мерзавец. " Достал меня этот заяц тогда.

А как-то должны были меняться в Алиаге, это под Измиром в Турции. Из Севастополя вышли на челночном теплоходе до Стамбула. Сколько раз я на нём пересекал Чёрное море, когда сам был челноком в 90-е! В Стамбул судно приходило поутру, здесь уже ждал автобус. Мы перетащили вещи и отправились в путь. Впервые я видел Турцию, как она выглядит в глубинке, а не в прибрежных городах. Весь день мчались среди оливковых посадок и возделанных полей. Что меня сильно удивило - вместе с женщинами в цветастых шароварах на полях махали тяпками мужики в таких же количествах. Трудно вообразимая картина в нашем равноправном обществе.

Приехали в темноте, буксир к причалу не подошёл, так что коротали ночь в автобусе. С утра началась процедура перехода границы. На причал приехали пара таможенников в скверном расположении духа. А наш кок Дима, о котором я уже писал, как он ругался через иллюминатор с Нептуном, решил привезти с собой всякие травки. Для приготовления пищи, само собой. Но таможенники крайне возбудились. Кончилось это тем, что у него даже каблуки на туфлях поотрывали. Волчары.

Потом я стал работать на судах "река-море" различных одесских компаний. Замена практически всегда в российских портах. Один только раз, и опять всей командой, мы отправились в Белгород-Днестровский. Туда пригнали купленный в Калининграде "Рэйнбоу". Вот он на снимке вверху в те дни. В европейские порты такой хлам уже не пускают, а турки и арабы пока смотрят сквозь пальцы. А там же винища, в том Белгороде! Короче, в первый день калинингадская команда сдавать дела была не способна. Агент устроил нас в местной гостиничке, вполне пристойной.

Я поселился вместе с дедом. Перед сном он поразил меня тем, что начал делать себе в бедро укол. Оказалось - диабет в той стадии, когда без инъекций инсулина уже не обойтись. Он просил меня не выдавать его, да мне-то зачем? Кстати, уже через несколько месяцев случилось так, что по приходу из рейса в Ростов у него инсулин кончился и случился криз. Вызывали Скорую, как уж он отбоярился, я не знаю.

Приехал я в Одессу с вещичками. Все бумаги оформил, получил полукомбинезон, тёплую куртку, рабочую обувь. Мне кадровичка говорит - с вами поедет ещё матрос, он первый раз отправляется, уж пошефствуйте над ним, встретитесь на автовокзале. Ну, встретились, нормальный парень такой, весёлый, зовут Стас. Вот он, кстати, на фото в Турции:

Приезжаем утром в Ростов, вся ночь в автобусе плюс граница, две таможни, все удовольствия. Дозвонился до агента. Езжайте в Азов, говорит, но судна вашего нет. Там рядом с портом найдёте гостиничку такую-то, снимете номер и надо будет подождать. Я отвечаю, что мы как бэ не планировали оплачивать гостиницы. Денег-то у меня немного было на всякий случай, а Стас пустой, как барабан. Ну, что делать, нудит агент - это по телефону всё - я потом возмещу. Короче, четверо суток мы там прожили, один раз подъехал какой-то мотоциклист, привёз от агента деньги за два дня. Питались скудно, конечно.
Потом он позвонил и сообщил, что судно стало к такому-то причалу, а это неблизко, отправляйтесь туда на такси, на проходной должна быть судовая роль с вашими фамилиями. Короче, в лицо я этого козла так и не увидел.

И вообще, агента в Ростове видел только один раз, когда ехал на замену с капитаном, тут всё было чётко - встретили, привезли, переправили на судно на рейд, приятно вспомнить.

Когда же списываешься, то после сдачи дел сменщику ты уже не нужен никому и все проблемы - твои. Если он приехал во второй половине дня, пока то да сё, все автобусы уже ушли. Каюта уже занята и ночевать приходится в основном на диване в кают-компании. А с утра в путь!

Думаю, и у других моряков есть различные истории, как они на судно попадали или съезжали. Поделитесь, если не жалко :)

Спасение людей с судна

Спасение людей с судна

Выход к местам сбора и посадки в коллективные спасательные средства.

По сигналу тревоги по оставлению судна члены экипажа должны прибыть на места сбора, которые, как правило, находятся вблизи мест установки коллективных спасательных средств и посадки в них или совпадают с ними, при условии, что они легко доступны, по возможности защищены от непогоды и вмещают всех людей,которые должны там собраться.

Места сбора указываются при объявлении тревоги.

Они предусматриваются заранее, однако могут быть изменены из-за большого крена, заливания палубы, наличия огня или задымленности и т. п.

Для указания маршрутов эвакуации по судну размещаются фотолюминесцентные указатели с символами или надписями белого или желтого цвета на зеленом фоне. Указатели обозначают также места расположения спасательных средств,выхода из помещения и т. п.

Фотолюминесцентные указатели на судах

Указатели маршрутов эвакуации

Перед выходом необходимо одеться в соответствии с климатическими условиями и погодой, рассчитывая на самый худший вариант. В условиях умеренных и низких температур нужно надеть теплую, желательно шерстяную одежду (теплое белье, свитеры), теплые носки, куртку с водонепроницаемым верхним слоем, шерстяные перчатки, прочную закрытую обувь и головной убор.
Нельзя надевать обувь на высоких каблуках. Нужно взять с собой личные документы, очки, самые необходимые лекарства. К месту сбора каждый должен выходить с закрепленными за ним индивидуальными спасательными средствами (спасательным жилетом, гидротермокостюмом).

Сбор членов экипажа должен осуществляться:

при численности экипажа до 15 человек - в течение 3 минут;

при численности от 15 до 50 человек - в течение 4 минут;

при численности более 50 человек - в течение 10 минут.

Четкость, быстрота и согласованность действий при выходе к местам сбора по тревоге отрабатывается на учениях по оставлению судна. Члены экипажа должны твердо знать, по каким маршрутам и через какие выходы они должны попадать к местам сбора, уметь ориентироваться на судне в полной темноте.

Выделенные члены группы охраны порядка и безопасности по команде с мостика проверяют пути эвакуации, докладывают на мостик, какие проходы свободны или загромождены, при необходимости освобождают проходы.

Организуется доставка и погрузка в спасательные средства одеял, дополнительных запасов воды, продовольствия, пиротехнических средств. Члены экипажа,за которыми закреплены соответствующие обязанности, доставляют с мостика носимую радиостанцию, автоматический радиобуй, радиолокационный ответчик.

Командиры шлюпок и плотов и их заместители проверяют по спискам наличие людей, расписанных на эти спасательные средства. Списки должны также иметь заместители командиров шлюпок и плотов.

На местах сбора и при посадке в коллективные спасательные средства особенно велика роль соблюдения порядка и дисциплины. Командир шлюпки или плота должен показывать пример собранности и уверенности в своих действиях,пресекать проявления паники и растерянности.

Перед посадкой в надувной спасательный плот командир плота изымает у спасающихся ножи, отвертки и другие колющие и режущие предметы.

Спасательные жилеты и гидротермокостюмы надевают по команде с мостика. Командир плота или шлюпки и его заместитель проверяют правильность надевания.

Старший помощник капитана организует контроль за тем, чтобы никто из людей не остался в жилых или служебных помещениях судна.

Посадка в шлюпки и спуск их на воду

В зависимости от конструкции судна посадка в шлюпки осуществляется либо на местах их установки, либо после их вываливания и приспускания до нижележащей палубы.

отдают откидные части поворотных кильблоков (если они предусмотрены для установки шлюпки по-походному) и найтовы, удерживающие шлюпку;

освобождают стопоры шлюпбалок, предохраняющие от случайного спуска шлюпки;

действуя ручным тормозом шлюпочной лебедки, дают ход шлюпбалкам, выводят шлюпку за борт и опускают ее до уровня посадочной палубы;

закрепляют ходовые концы лопарей шлюпталей, заводят подтягивающее устройство и с его помощью прижимают шлюпку к борту;

выбирают втугую фалини и закрепляют их.

Посадка в спасательную шлюпку или на спасательный плот осуществляется только по приказанию командира спасательного средства или другого ответственного лица командного состава.
Люди садятся в шлюпку, соблюдая установленную командиром шлюпки очередность. В первую очередь в шлюпку переходят члены спусковой команды, назначенные для оказания помощи при посадке в шлюпку и обеспечения спуска. Затем переходят лица, нуждающиеся в помощи при посадке:раненные и больные, дети, женщины, пожилые люди.

Последним занимает место командир спасательного средства.

Для посадки нужно использовать носовые и кормовые люки шлюпки. Командир шлюпки руководит размещением людей, с тем, чтобы их вес был равномерно распределен по всей площади шлюпки. Спасающиеся должны занять места в шлюпке, пристегнуть привязные ремни и выполнять распоряжения командира.

После посадки всех людей нужно:

изнутри закрыть все люки и открыть вентиляционные отверстия;

открыть топливный кран и запустить двигатель.

Шлюпку спускают на воду потравливанием лопарей шлюпталей. Спускать шлюпку следует так, чтобы она садилась во впадину между волнами. Когда шлюпка окажется на гребне волны, нужно разобщить ее от талей, действуя устройством управления подъемными гаками.

Когда есть необходимость принять в спущенную шлюпку оставшихся на борту аварийного судна людей, шлюпка удерживается у борта на фалинях, и люди спускаются в нее с помощью трапов, шкентелей с мусингами, сеток или скатов.

Если спуск части спасательных средств невозможен, командиры шлюпок и плотов организуют перераспределение людей, с тем, чтобы оставшиеся шлюпки и плоты были загружены равномерно.

Конвенция СОЛАС-74 предписывает, чтобы либо на коллективных спасательных средствах, либо на пульте управления их спуском или вблизи них были размещены плакаты с нанесенными на них символами, наглядно изображающими действия при посадке в шлюпки или плоты, спуске их на воду и использовании их оборудования.

Сокращения на морских судах

Морские сокращения

Спуск спасательных плотов и посадка в них

Переворачивание спасательного плота в исходное положение

Надувные спасательные плоты сбрасываются на воду после отдачи креплений контейнеров. Плоты наветренного борта перетаскиваются на подветренный.
Перед сбрасыванием нужно проверить крепление ходового конца пускового линя к судну. Когда плот окажется в воде,нужно выбрать слабину пускового линя и резко дернуть за него; включается система газонаполнения.
После надувания камер плавучести плот подтягивают к борту судна за пусковой линь.

Посадка в плот производится по трапам, спасательным шкентелям или с платформы морской эвакуационной системы.
При высоте борта до двух метров можно прыгнуть на днище плота через вход, а при высоте до четырех метров - на арки плота после их наполнения.
Прыжки на плот допускаются, но не рекомендуются, поскольку при этом можно повредить плот или причинить травму человеку,который уже находится на плоту. Если "сухой" переход невозможен, приходится прыгать в воду и попадать на плот из воды.

Подплыв к плоту, спасающиеся удерживаются за спасательный леер и по очереди забираются на плот, используя посадочную площадку или посадочный трап.

Если обессилевший человек не может самостоятельно взобраться на плот, то его необходимо развернуть в воде спиной вниз и прибуксировать к входу. Два человека, уже находящиеся на плоту, подхватывают обессилевшего под мышки и резко падают на спину внутрь плота, этим рывком затаскивая его на плот.

Не исключено, что после раскрытия контейнера и надувания плот окажется на воде перевернутым вверх дном. При этом он будет накренен на тот край, на котором закреплен газовый баллон. Чтобы привести плот в нормальное положение, нужно развернуть его повышенным краем против ветра и взобраться на днище, став ногами на газовый баллон.

Руками взяться за лямки, пришитые к днищу. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание, резким рывком опрокинуть плот на себя. Из-под плота вынырнуть в сторону газового баллона,чтобы избежать опасности запутаться в линях, свисающих с противоположной стороны. Затем, поднявшись на плот, возможно скорее его осушить.

Отход спасательных средств от борта судна

Для отхода шлюпки от борта нужно незначительно переложить руль от борта судна, отдать фалинь и дать ход. Однако отход спасательной шлюпки или спасательного плота от борта тонущего судна осложняется тем, что шлюпки и плоты спускаются, как правило, с под- ветренного борта и после спуска на воду оказываются в ветровой тени судна.

Шлюпка с гребным винтом фиксированного шага правого вращения может отходить от правого борта судна как в нос, так и в корму. От левого борта судна шлюпка может отходить только на переднем ходу, так как на заднем ходу корма шлюпки будет не отходить от борта судна, а, наоборот, прижиматься к нему.

Чтобы отойти от борта судна на спасательном плоту, нужно подтянуть балластные карманы, находящиеся под днищем плота, за прикрепленные к ним штерты. При раскрытии плота один из двух плавучих якорей, входящих в комплект его снабжения, окажется в воде. Нужно выбрать этот якорь за прикрепленный к нему нирал.

Чтобы отсоединить плот от тонущего судна, надо обрезать пусковой линь (фалинь) ножом с закругленным лезвием и плавучей рукояткой, закрепленным около входа в плот вблизи места крепления коренного конца фалиня.

Командир спасательного плота назначает двух гребцов, которые садятся у входа под тент и работают веслами, отводя плот от гибнущего судна. Когда плот отойдет от судна на достаточное расстояние, отпускают штерты, подтягивающие балластные карманы.

Действия спасающихся в коллективных спасательных средствах после отхода от гибнущего судна

Спасающиеся с морского судна

На внутренней стороне тента спасательного плота напечатана инструкция по первоначальным действиям, которая расположена так,чтобы ее можно было прочитать при свете электрической лампочки, автоматически загорающейся при надувании плота.

Инструкция напоминает, что должен сделать экипаж плота в первую очередь:

организовать поиск и спасание людей, оказавшихся в воде; плавающим в отдалении нужно бросать спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему линю, и подтягивать к входу плота;

после отхода от судна убедиться, что плавучий якорь находится в воде;

закрыть входы плота, отрегулировав их так, чтобы обеспечивалась защита от непогоды и вентиляция в подтентовом помещении;

вскрыть упаковку со снабжением, достать и прочитать инструкцию по сохранению жизни на спасательном средстве.

Инструкция предусматривает, что необходимо установить командира плота.

Если среди спасающихся не оказалось командира или его заместителя, указанных в расписании по тревогам, то обязанности командира принимает на себя старший по должности и наиболее опытный из находящихся на борту коллективного спасательного средства членов экипажа.

Воду с днища плота надо удалить, используя плавучие черпаки, насухо протереть днище губкой, входящей в комплект снабжения. При необходимости создать тепловую изоляцию от забортной воды надувают днище плота воздухом с помощью ручного меха.
Если в подтентовое пространство проник из камер углекислый газ, нужно проветрить помещение. Командир плота обеспечивает оказание первой медицинской помощи спасающимся, получившим травмы, и больным.

Аналогичные действия осуществляются и в спасательной шлюпке. В ней также имеется инструкция или руководство по сохранению жизни. Командир плота или шлюпки распределяет обязанности между членами экипажа коллективного спасательного средства.
Он назначает вахтенных,которые должны осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, поручает наблюдателям докладывать о любых обнаруженных плавающих предметах; те из них, которые могут оказаться полезными, поднимают на борт.

Ведется постоянное наблюдение за состоянием плота. В штормовых условиях необходимо обеспечить постоянное наблюдение за шторками входов в спасательный плот и готовность к заделыванию входов при их разрыве; разрушение входа ударом волны может привести к заполнению водой подтентового помещения и гибели людей.

Выделятся лица, ответственные за сохранность запасов питьевой воды и пищи, за сбор дождевой воды, за ловлю рыбы и т. д. Нужно установить санитарные нормы для сохранения обитаемости спасательного средства.

Командир обязан вести дневник, в который заносится список людей, оказавшихся на борту плота или шлюпки, а также сведения обо всех происходящих событиях.

Необходимо подготовить и использовать имеющиеся на борту плота или шлюпки средства для обнаружения: выставить и закрепить радиолокационный отражатель или задействовать радиолокационный ответчик, включить в работу аварийный радиобуй.
Пиротехнические средства следует использовать для привлечения внимания и подачи сигналов бедствия тогда, когда есть надежда, что они будут замечены.

Экипаж спасательного средства должен подготовиться к действиям при подходе судна-спасателя, взятию на буксир или подъему на борт спасателя и спасанию с помощью вертолета.
Как правило, после оставления гибнущего судна на спасательной шлюпке или спасательном плоту, когда нет реальной надежды добраться до ближайшего берега или района интенсивного судоходства, самое разумное - оставаться на месте аварии, где будут искать потерпевших бедствие.
Шлюпки и плоты нужно собрать в одном месте; дежурные шлюпки или моторные спасательные шлюпки буксируют к этому месту плоты. Для самостоятельного передвижения плота используются гребки (плавучие весла). Можно также забрасывать в нужном направлении как можно дальше плавучий якорь, собранный в комок, а затем подтягиваться за дректов.

Шлюпки и плоты соединяют друг с другом фалинями или буксирными линями, которые наращиваются другими имеющимися прочными концами и вытравливаются на полную длину, чтобы избежать обрыва при волнении.

Для уменьшения дрейфа выпускается плавучий якорь, а на плотах открывают днищевые балластные карманы.

Высадка шлюпки и плота на берег

Высадка людей из спасательного плота на берег

Подход к берегу и высадка на него представляет собой особенно опасную для спасающихся ситуацию, так как в полосе прибоя шлюпка и плот могут быть перевернуты и разрушены ударами о прибрежные скалы и рифы.

Если имеется такая возможность, следует избегать высадки на скалистые участки. При подходе к берегу удерживать шлюпку перпендикулярно фронту волны. Подготовить к отдаче плавучий якорь, нарастив его дректов имеющимися прочными концами.

Когда расстояние до берега будет приблизительно равно длине дректова, опустить плавучий якорь и несколько сместить центр тяжести шлюпки в направлении, противоположном берегу. Постепенно потравливать дректов, а если шлюпка начинает разворачиваться лагом к волне, удерживать его, чтобы не допустить разворота.

При сближении с берегом нужно стремиться удерживать шлюпку на пологом склоне крупной волны.

Следование к берегу на гребне волны особенно опасно, так как оконечность шлюпки при этом резко опускается, что приводит к удару о грунт и опрокидыванию шлюпки.
Приближаясь на волне к береговой черте, нужно максимально увеличить скорость хода с тем, чтобы шлюпка была выброшена на берег как можно дальше.

На спасательном плоту для выброски на берег нужно так же опустить плавучий якорь и потравить дректов на всю длину. Люди на плоту должны разместиться на середине плота и как можно ниже.
Надувной спасательный плот имеет малую осадку, и поэтому он скользит по поверхности воды, что уменьшает опасность ударов о грунт.

Спасание людей вертолетом

Спасание людей вертолетом с морского судна

Для спасания людей вертолетом нужно подготовить на аварийном судне посадочную площадку, освободив это место от антенн, натянутых тросов и других предметов, за которые могут задеть лопасти винта вертолета или зацепиться спущенный с него трос. Вблизи от площадки установить вымпел для указания направления ветра.

Для предотвращения скольжения вертолета после посадки следует застелить площадку грузовой сетью из пенькового троса, которая должна быть прочно закреплена. Место посадки обозначить буквой "Н", выложенной белыми полотнищами.
В темное время суток подсветить место посадки, вымпел, мачты, трубы, рубки, но так, чтобы освещение не ослепляло пилота. До посадки вертолета люди должны быть удалены с площадки.
Судно сохраняет постоянными курс и скорость, если только от командира вертолета не последуют другие указания.

Если посадка вертолета на судно невозможна, то вертолет может принимать людей в режиме зависания. С вертолета спускается на тросе приспособление для подъема людей: спасательная корзина, спасательный пояс или иное.

Во избежание поражения статическим электричеством, заряд которого может достигать 250 000 В, не следует дотрагиваться до спущенного с вертолета металлического троса с подъемным приспособлением, пока он не заземлится, прикоснувшись к металлическим частям судна или к воде.
В подъемное устройство одновременно размещается только такое число людей, какое указано с вертолета. В зависимости от типа устройства человек фиксируется в нем поясным ремнем, лямками с карабином и т.п.

Если на судне нельзя выбрать место, безопасное для зависания над ним вертолета и подъема людей, рекомендуется спустить на воду надувной спасательный плот и спасающимся перейти на него. Плот удерживать на фалине в 40-50 м от судна, подъем людей осуществлять с плота.

Читайте также: