Мини музей русская изба в детском саду описание

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Мельниченко Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д⁄с №8 "Тополёк"
Населённый пункт: г.Кыштым Челябинская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Русская изба"
Раздел: дошкольное образование

1 квалификационной категории

В проекте представлены:

этапы создания и основные направления работы мини-музея;

формы работы с детьми;

Положение о мини-музее

примерные темы экскурсий и занятий для детей

перспективный тематический план работы в мини-музее

Гуманистическая направленность работы мини-музея позволит педагогам, опираясь на

возрастные особенности детей дошкольного возраста, учесть разный темп развития детей

и реализовать личностно-ориентированный подход по их приобщению к традиционной

национальной культуре, воспитать у них уважение и любовь к своей малой Родине.

Введение в проект

Актуальность проекта

В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший

национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой

деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа,

его образ жизни.

У воспитанников нашего ДОУ нет возможности посещать выставки народного

искусства, краеведческие экспозиции в музеях.

Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему –

ребёнок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а

периоде. Музей даёт возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но

и практически освоить его, наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали,

отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт, то есть музей поможет

восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Гипотеза реализации проекта

Создавая атмосферу национального быта в ДОУ,

используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством

русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к

духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной

Вид проекта

Участники проекта:

Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Цель проекта

восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной

культуры через приобщение детей к её истокам

Основные задачи проекта

эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа.

Пробуждать чувство любви к Отечеству

традиционного народного календаря, семейной обрядности и народной памяти с точки

зрения значимости для жизни Отечества

Воспитывать эстетическое, бережное отношение к произведениям изобразительно-

прикладного искусства и устного народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта

обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об

истории, культурной жизни наших предков;

активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре,

пробуждение национального самосознания;

отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке,

конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей

активизация и систематизация краеведческих знаний;

участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой

проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-

У педагогов

пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями

о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и

аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе

Реализация проекта в фотолетописи

Этапы реализации проекта

Создание условий и

комплекс ощущений и

предметной среды ДОУ,

о культуре и традициях

своего народа, о своей

1. Постановка целей и задач перед

воспитанников ДОУ (педсовет,

общее и групповые родительские

собрания, индивидуальные беседы

2. Поисковая деятельность

участников проекта по сбору

3. Организация акций: «Бабушкины

4. Оформление мини-музея

5. Примерные темы экскурсий и

занятий для детей в мини- музее

6. Перспективный тематический

участников проекта о

Расширение сведений у

детей об обычаях,

традициях, жизни по

народных промыслах и

путешествий в историю отдельных

вещей и традиционного быта,

занятий, инсценировок, экскурсий

для детей, родителей и гостей ДОУ

1- устройство русского дома

и традиций русского

гордости и бережного

отношения к истории

1. Описание истории создания

2. Участие детей в фольклорных и

этнографических конкурсах и

3. Участие в краевых, творческих

4.праздники «Проводы русской

1. Общие положения

1.1. Мини-музей - помещение (комната, уголок в группе) для размещения тематической

коллекции экспонатов (предметов быта, игрушек, фотографий, одежды русского народа)

1.2. Работа, проводимая в мини-музее, взаимосвязана с другими видами деятельности

детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с реализуемой в ДОУ

2. Задачи работы с детьми в мини-музее

Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию

Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа

Примерные темы экскурсий и занятий для детей

в мини-музее

Экскурсии и занятия

Рассказ об экспонатах по мере их поступления (кто подарил,

практическое предназначение, описание свойств и т. д.)

Путешествие в прошлое

Лучше нет родного края

Игрушки бабушек и дедушек

Театр самодельных кукол

Моя любимая игрушка

Народный костюм в сравнении с современной одеждой

Откуда рубашка пришла

Наше смотрите – своё покажите

Народные узоры на предметах одежды

Изделия, связанные бабушкой

Волшебная шкатулка (рассматривание украшений к одежде

Женский головной убор

Мужской головной убор

Валенки, валенки – не подшиты стареньки

В красных сапожках пройду я по дорожке

Жилище разных народов

Древняя посуда в сравнении с современной

Золотые руки дедушки

Продукция, выпускаемая предприятиями нашего города

Продукция, выпускаемая предприятиями краевого центра

(мебель, одежда, обувь, ткани и т. д.)

Подвижные народные игры

Мои любимые игры

Потешки, заклички, считалки, дразнилки, сказки, докучные

прибаутки, драматизация сказок и т. д.

Перспективный тематический план работы

Экскурсия в мини-музей.

Быт русского народа

Экскурсия в мини-

Рассказ об устройстве

Без печи изба – не изба.

Мебель в деревенском

колосков, рябины и

Любят в праздники

рядиться наши русские

Щи да каша – пища

головной убор (ж. и м.).

Беседа «Что я знаю о

«Заешь ли ты свой

фотографий «Отдых в

Вот в какой чудной

одежде ходили люди

И стоит покрыт ковром

ларь с хозяйкиным

Первые улицы – сердце

Как застраивался наш

Здания родного города.

Прогулки по зимним

Досуг «Лучший знаток

Женские и мужские

Кто работает в городе?

Русские народные игры

Твоя улица, твой дом,

работ «Вот мой дом

Сады и рощи моего

подготовке блюд из

Места отдыха в городе.

В доме культуры

Родные рощи и луга

Библиотека и читальный

Спектакли по мотивам

р. н. сказки (неделя

Флаг и герб страны.

Флаг и герб края.

Герб детского сада.

Поэзия о родных

«наши дети рисуют

Мои уголок и комната

Мой детский сад.

Реализация проекта.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре

своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,

гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста

необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - “погружение в

культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет

и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере той

культуры, услышать голоса предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру,

примерка ее нарядов и ее “образа мыслей” стало возможным благодаря реализации

На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор старинных предметов,

утвари в наших семьях.

Педагогический коллектив с интересом встретил эту идею. Большинство экспонатов

было собрано благодаря энтузиазму воспитателя Мельниченко Ларисы Александровны. В

сборе старинных экспонатов активно участвовали воспитатели детского сада, так и семьи

наших воспитанников. Старинная люлька, прялка, утюг, ухват, чугунок, сундук,

вышитые картины, лапти и многие другие предметы старинной утвари и быта, сделанные

руками наших прабабушек и прадедов позволят нашим детям узнать о том, как жили в

Для погружения в культуру наших предков были разработаны занятия, связанные с

русским старинным бытом, с народным фольклором, с праздниками старины.

Таким образом, мы видим, что приобщение дошкольников к культуре дает детям

возможность испытать полноту бытия.

Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это -

та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее

гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия

Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.

Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность. Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.

Проблема проекта.

Аннотация.

Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждаем любовь к малой и большой Родине.

Уже в дошкольном возрасте, открывая вместе с ребенком своеобразие мира природы, искусства, культуры родного края, задача взрослых – способствовать становлению основ самосознания ребенка как члена семьи, как гражданина, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

Актуальность проекта.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

В нашем детском саду воспитываются дети, нормально развивающиеся и дети с нарушениями речи. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Знакомство с русской народной культурой , в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Первые годы жизни ребёнка- важный этап его воспитания. В этот период начинаются развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей странной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях то природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

Новизна проекта.

Новизна проекта в том, что он направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Проект обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

  • ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
  • ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
  • ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу, заботиться о младших, уважать старших;
  • ценность слова, как возможность общаться;
  • ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
  • ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
  • ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
  • ценность познания мира;
  • ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

  • Художественно- эстетическое развитие
  • Коммуникативно – личностное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность. Чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.

*Экскурсия в мини музей.

*Беседы с детьми.

*Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

*Чтение художественной литературы.

*Продуктивная деятельность(изготовление оберега)

*Рассматривание быта и посуды.

*Заучивание потешек, прибауток, закличек.

*Использование русских песен и танцев.

*Проведение русских народных игр.

*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

*Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

*Рассказ о народных обычаях и традициях.

Организаторы проекта: Лисавцова Т.Н. Ефименко М.И.

Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители, специалисты.

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Сроки реализации: долгосрочный (2015-2019гг).

Цель проекта:

Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

Задачи проекта:

  • Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.
  • Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.
  • Формировать нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
  • Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.
  • Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  • Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
  • Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

В работе используются различные методы и приемы:

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) Мини - музей детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Реализация проекта:

Подготовительный этап.

Цель: разработать проект.

*Изучение литературы по данной теме;

*Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;

*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;

*Составления графика посещения музея детьми;

*Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

Основной этап.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

Через организацию бесед о музеях, о том зачем они нужны? Что в ни храниться? Кто куда ходит и зачем? мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.

Формы работы с родителями.

Заключительный.

*Создание презентации мини- музея.

Ожидаемый результат:

У детей:

  1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
  2. Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
  3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
  4. Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;
  5. Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
  6. Обогащение словарного запаса детей;
  7. Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях:

доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;

8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к

взрослым, сверстникам, малышам;

9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

У родителей:

  1. Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
  2. Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
  3. Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.

У педагогов:

  1. Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.

Организационно-методическое обеспечение:

Интеграция образовательных областей.

№п/п

Образовательная область

Содержание

Цель

Проведение народных игр на прогулке, занятиях, досугах, праздниках. Подвижные игры: русские народные, игра народов России, и разных стран.

Формирование интереса к народным видам спорта и играм. Укрепление физического здоровья. Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

Беседа про быт русского народа, праздники; составление рассказа о месяцах и временах года и использованием народных примет; Электронные презентации, создание мини-музеев, издание буклетов, сотворчество, проектная деятельность, исследовательская деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, работа в мастерских, ярмарки.

Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними. Знакомство с историческим, географическим, экономическим, культурным и природным наследием родного села, района, города, страны

Беседы, ситуативные разговоры, электронные презентации, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, викторины, составление семейного дерева, герба семьи.

Развитие умения общаться с целью получения знаний, знакомство с народным фольклором. Принадлежности к нации, формирование основ толерантности, уважение к историческому и настоящему своего села, района, области, России. Приобщение к моральным нормам.

Чтение русских народных сказок, заучивание с детьми потешек, поговорок, считалок. Использование современных информационных технологий, беседы, интервью, словотворчество. Театральная деятельность, мастерская по изготовлению атрибутов, литературные викторины.

Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к художественным произведениям.

Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам и для украшения интерьера. Знакомство с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, закличек, считалок при организации совместной и самостоятельной деятельности. Посещение музеев, использование видеозаписей. Оформление выставок.

Побуждать и поддерживать личностные проявления в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности

(самостоятельность, инициативность, индивидуальность). Использование музыкальных произведений, как средства обогащения представлений детей культуре русского народа. Формирование интереса и приобщение к народным видам творчества, развитие детского творчества через применение знаний народного промысла в продуктивной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому мы считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой целью в нашем детском саду создана система работы с детьми по данному направлению.

Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве.

Идеей его создания послужило желание работников дошкольного учреждения познакомить детей с историей, бытом, русского народа с его праздниками, обычаями и традициями; приобщением детей к истокам русской народной культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических чувств и развития духовности.

Педагогические функции музея.

-усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту;

- использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса.

- развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

- развитие зрительно-слухового восприятия.

- формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре.

В статье я коротко рассказала о мини-музеи нашего детского сада, об экспонатах, которые там собраны, о формах работы, используемых воспитателями в своей работе в процессе ознакомления детей с музеем. Будем рады, если наш опыт работы кому-то пригодится в работе.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

Мы считаем необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях.

Идея его создать возникла давно. Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:

1.Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.

2.Развивать воображение детей.

3.Обогощать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4.Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.

Дети не боятся Кузю, хотя у него всклоченные волосы, они знают его как хранителя домашнего очага. Возле тёплого места в избе стоит люлька (деревянная детская кровать). В люльке лежит младенец (кукла), Люльку можно качать, напевая колыбельные песни. Дети, проходя в музей, могут всё трогать руками, рассматривать, им интересно слушать хозяйку избы бабушку Арину и деда. Хозяева избы часто предлагают детям различные игры, слушание русских народных сказок, загадывают загадки, общаются с детьми с помощью потешек, прибауток, пословиц. Интересные рассказы хозяйки избы об игрушках, которые здесь могут увидеть дети: соломенные и деревянные куклы. Много чего есть в русской избе: стиральная доска, керосиновая лампа, коромысло. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Занятия в музее ведут воспитатели. На занятиях воспитатели знакомят детей с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносят в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

Задача любой экспозиции не только показать детям старинный быт, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.

При организации мини-музея учитывались следующие принципы: интеграция, деятельности и интерактивности, научности, природосообразности, культуросообразности, разнообразия, экологичности, безопасности, глобализма и регионализма, креативности. Все эти принципы позволяют музею стать частью образовательного пространства нашего детского сада.

Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), прялка, веретено, самовар, сундук, коллекцию игрушек в народных костюмах, обереги и много всего прочего.

Здесь представлен также обширный материал из декоративных элементов. А для людей, которые глубоко интересуются историей своего народа, имеется методический материал: книги, конспекты, игры, аудио и видео пособия.

Главное – мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство - мини-музей. Он помогает воспитателям вести большую работу по духовному и нравственному воспитанию. Он сплотил коллектив, дал возможность творческой деятельности.

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. Именно музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Ещё известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н.Фёдоров, П.А.Флоренский, Ф.Шмит, А.В.Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Именно музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Мини-музей стал своеобразной лабораторией поиска наиболее эффективных путей приобщения детей к отечественной истории и культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно важная, сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Наш мини-музей как живой организм помогает ребёнку впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Его деятельность строится по следующим направлениям:

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, поэтому в нашем мини-музее ребенок - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Глоссарий

Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др.

Модерниза́ция (от англ. modern — современный, передовой, обновлённый) — это: обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества.

Земледельческий календарь

Аналоговый анализ:

Перечень материалов, аналогичных представляемому продукту:

Сопоставление найденных аналогов с предлагаемым продуктом:

Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения должна способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Таким образом, мини-музей дает возможность: осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей. Он органично включается в единое пространство ДОУ и, будучи специально спроектированной интерактивной средой, обеспечивает детям яркие образные представления и эмоциональные переживания. Даёт возможность попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.

Не случайно, музеи называют информационно-коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Для формирования у детей навыков исследовательской и познавательной деятельности необходимо обогащение развивающей среды группы, а также пополнение экспонатами мини-музея.

  • предметы деревенского обихода: деревянные лавки, посуда, утварь,
  • изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
  • прялка, кружева, вышивки, старинные платки, полотенца;
  • лоскутные одеяла; подузорники, наволочки (вязанные и вышитые гладью),
  • русские народные инструменты: патефон, гармошка, бубен;
  • элементы русского народного костюма: сарафаны, головные уборы (кокошники, кички), мужские сорочки;
  • элементы женских народных украшений;
  • книги русских народных сказок;
  • настольно-печатные игры:
  • этнокарты;
  • картины с изображением русского народного быта.

Технология внедрения инновационного продукта

Для чего и зачем?

Данная технология – это работа на перспективу. В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. И чем раньше ребёнок окунется в атмосферу увлекательного мира музея, тем быстрее будут развиваться у него способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, начнется формирование уважения к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

  • воспитателям младших, средних, старших и подготовительных групп детских садов;
  • родителям воспитанников для использования с детьми дома.

Опыт распространен среди работников дошкольного образования города.

Описание эффектов достигаемых при использовании инновационного продукта

В результате использования данного инновационного продукта достигнуты следующие результаты:

  • обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного города;
  • сформированы представления о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
  • вызван постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности;
  • сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • сформированы представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
  • развиты коммуникативные навыки, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
  • обогащены представления детей о культурном наследии своего народа.
  • сформированы предпосылки интеллигентного человека, с детства приобщенного к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею;
  • сформирована способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, к художественному восприятию действительности;
  • погружение в мир отечественной культуры с помощью музейных экспонатов позволит детям получить представление о традициях, сформировать целостную картину мира, узнать об элементах материальной и духовной культуры, пробудить интерес к поисковой и исследовательской деятельности;
  • заложены основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми;
  • дошкольники научатся высказывать предпочтения, проводить ассоциации, опираясь на собственный опыт восприятия, научатся отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве.

В свою очередь мини-музей, являющийся неотъемлемой частью музейной педагогики, позволит реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, которые станут действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Именно мини-музей поможет наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами детского сада. А также расширит кругозор, откроет возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, сыграет роль психологической разгрузки детей и откроет новые возможности для коррекционной работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.

Возможные сложности при использовании инновационного продукта и пути их преодоления

Читайте также: