Мнемотаблица уход за комнатными растениями

Обновлено: 18.09.2024

Данный конспект содержит материалы по развитию речи на тему "Комнатные растения". В конспекте используются материалы по артикуляционной гимнастике, дидактические игры, загадки, упражнения.

ВложениеРазмер
Конспект занятия по развитию речи "Комнатные растения" 30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 комбинированного вида Колпинского района

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи

для детей старшей группы.

Конспект составлен воспитателем

Цель — развитие связной речи детей, посредством мнемотаблицу.

- закреплять знания детей о комнатных растениях;

- развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме;

- развивать фонематический слух, внимание, мышление, память;

- способствовать воспитанию у детей самостоятельности, активности, умения слушать и слышать друг друга.

экскурсия в кабинет экологии;

работа со схемой, чтение стихов, отгадывание загадок по теме.

В: Присаживайтесь на стульчики,я приготовила для вас несколько интересных загадок

1. Лист с горбочком, желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет,

Зато лечит нас в любой час.( Алоэ)

2. На окне растет,

Круглой шапкой цветёт.

Расцвела в такую рань

На моём окне. (Герань/пеларгония)

3. Круглый шарик

Но без мордочки и ножек.

На моём растёт окне,

Очень нравится он мне. (Кактус)

4. Что за хвост пошёл в рост:

Не в пруду, не в речке —

На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост)

В:Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Д: Да, о комнатных растениях.

Сюрпризный момент (звучит жужжание насекомого)

В: Ребята, что это за звук такой?

Д: Это насекомое!

В: Точно! Насекомое жужжит, но какое, интересно? Куда же оно спряталось?
Воспитатель находит конверт на подоконнике.

В: Ой, ребята, а я что-то нашла!

В: Давайте посмотрим, что же в этом конверте. (В. открывает конверт и читает)

В: Ребята, мы хотим узнать, что это за насекомое? Тогда давайте выполним все задания!

В: Итак, 1 задание:Чтобы, вы сегодня говорили четко, выполните зарядку для язычка (провести артикуляционную гимнастику):

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3–5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3–5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5–7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Описание: Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Описание: Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

Описание: Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро)

В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете первую часть картинки!

В: Теперь выполним следующее задания! Ребята, насекомое хочет проверить как вы знаете названия растений, ведь названия некоторых из них очень трудные. Запомните названия всех комнатных растений.

Задание 2. Образование существительных в родительном падеже

Ребята, какое это растение? (С каждой картинкой)

В: Молодцы. А сейчас, я одну картинку закрою, а вы скажете: нет чего?

В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете вторую часть картинки!

В: поиграйте в игры. 1) п/и Игра с мячом.

Послушайте внимательно правила игры. Я каждому из вас буду передавать мяч и называть растения. Вы должны быть внимательными. Если я называю комнатное растение, вы приседаете, цветочки в горшочках. Если полевые, то нужно потянуться вверх к солнышку (фикус, кактус, василек, герань, традесканция, подснежник, хлорофитум, одуванчик, фиалка, мать-и-мачеха. )

В: Молодцы! Следующая игра!

В: А сейчас проверим, какие вы внимательные. Вы будете определять, что лишнее.

1) герань, колеус, фикус, подснежник . Что лишнее?

Д: Лишнее слово подснежник . Это растение растет в лесу. А все остальные —комнатные растения.

2) кливия, фиалка, ромашка , бегония;

3) хлорофитум, колокольчик , кактус, традесканция;

4) васелек , фикус, алое, щучий хвост.

В: Молодцы! Получаете еще одну часть картинки!

Бегония. Это растение называется бегония. Листья у неё большие и острые, зелёного цвета с белыми пятнышками. У растения есть корень, длинные стебли, большие листья, цветы розовые (собраны в соцветие). Любит свет. Поливают бегонию после высыхания земли, летом часто, а зимой редко. Растение подкармливают удобрениями. У нас дома есть это растение, в группе тоже.

В: Отлично! Вы выполнили все задания и получили все части разрезной картинки!

В: Давайте их соберем! Какого же насекомого задания мы выполняли?

Молодцы! Наше насекомое — пчела! Это её задания мы сегодня выполняли. Какие задания вам понравились и запомнились больше всего? (Мне понравилось. )

Ребята, о каких растениях мы сегодня с вами говорили?

Ребята, вы сегодня молодцы! За то, что вы хорошо потрудились пчелка приготовила вам сюрприз.

Автор: Егорова Людмила Александровна

Организация: МБДОУ №8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Боготол

Задачи:

1. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

2. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);

3. Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;

4. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, картинки растений, карточки-символы, мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.

В: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

В: Дети, какое сейчас время года? Да, в это время все живое пробуждается ото сна. А о чём мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

-Живут рядом с нами в горшочках с поддоном,
Что любят растения комнатные растения? Мнемотаблица (землю, воду, воздух и солнце.

В: Растения относятся к живой природе. Как вы думаете, почему растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. )

Все мы любим цветы и знаем, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь, ухаживать за ними.

У нас в группе есть комнатные растения. Давайте вспомним названия этих цветов (фиалка, папоротник, фикус, хлорофитум, бегония, сансевьера).

В: Подумайте и ответьте, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.) (работа с мнемотаблицей)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду, удерживает растение в почве)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом, по стеблю проходят питательные вещества, листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород ).

Какие условия необходимы растениям для роста и развития? (солнце (свет и тепло), почва, вода, удобрения, забота, воздух).

Ход игры: На столе лежат разные предметы. Дети выходят по одному и выбирают только тот предмет, который необходим для роста и развития растения, объясняют свой выбор.

В: Ребята, расскажите, как правильно надо ухаживать за растениями.

Как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

- Как нужно мыть растения? крупные листья протираются тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой чтобы не размыть её, и поливаем из большой лейки или пульверизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточками ).

Посажу я зёрнышко в маленький горшок…(дети сидят на корточках)

Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк (медленно встают)

А потом листочки, а потом цветочки…(разводят руки в стороны, ладони вверх)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх)

Воспитатель вызывает 3-х детей к столу. Дети надевают фартуки, берут всё необходимое для работы.

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности). Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками). Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

В: А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок (картинку), затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память!

Итог: О чем мы говорили на занятии? Вспомните названия растений. Из каких частей состоит растение? Какие условия необходимы растениям для роста?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по экологии с использованием мнемотаблиц "Мир комнатных растений" для детей средней группы ДОУ.Формировать у детей интерес к растительному миру.Расширять предсталевния детей о целебных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании с использованием схем таблиц.

Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по экологии с использованием схем-таблиц

Воспитатель средней группы

Программное содержание:

Продолжать систематизировать знание детей о комнатных растениях.

расширять представления детей о целебных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании с использованием схем-таблиц.

Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;

Дать детям представления о жизни алое;

Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Предварительная работа:

наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

уход за комнатными растениями уголка природы (полив,рыхление, протирание листьев);

Дидактические игры:

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Без рук, без ног, а двигается. Дышит, но не говорит. Питается, а рта нет. (Ответы детей).

Правильно - это растение. Мы побеседуем сегодня о комнатных растениях. А вы знаете, что все растения живые?

Воспитатель: Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? Правильно, комнатные.

А давайте сравним комнатные растения и те растения, что растут на улице. Что у них общего? (Ответы детей). Правильно. У всех растений есть корень, стебель.

А чем отличаются комнатные растения от уличных? (Ответы детей). Правильно. Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Поэтому растения на улице пока еще не распустили свои зеленые листочки. У комнатных растений не желтеют и не опадает осенью листочки, как у уличных. А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Игра с мячом "Назови ласково"

Воспитатель: Зайчонок, что у тебя случилось? Почему ты плачешь? И что это ты нам принес?

Зайчонок: Я хотел маме подарить красивый цветок, но он почему-то засох.

Воспитатель: Ребята, вы не знаете почему засох цветок? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, я тоже так думаю, ты, наверно, плохо за ним ухаживал, забывал поливать свой цветок, вот он и погиб. Мы знаем, что без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения.

Зайчонок: Нет! Я очень хорошо за ним ухаживал. Я его кормил и поил: супом, компотом, а еще я очень люблю кефир, ведь он такой вкусный и полезный, и чтоб моему цветочку было так же вкусно, я поливал его кефиром.

Воспитатель: Все понятно, ты совсем не умеешь ухаживать за цветами.

Воспитатель: Ребята давайте поможем зайчонку!

Динамическая пауза:

Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

(дети выполняют действия согласно тексту/

А сейчас давайте рассмотрим вот этот рисунок-схему и вспомним, что он обозначает. /ответы детей/

Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений.



Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

Воспитатель: Давайте закрепим какие условия необходимы всем растениям чтобы они хорошо росли? (Вода,свет,тепло,воздух,почва)

Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать? (Чтобы оно не засохло.)

Воспитатель: Правильно, что еще надо делать, чтоб растение хорошо росло? (Рыхлить почву и протирать листочки от пыли, поливать).

Воспитатель: Молодцы. Зайчонк, теперь ты понял, что нужно делать? И что поливать растение компотом и кефиром нельзя. Ребята, дайте подарим зайчонку один из наших цветов?

Зайченок: Спасибо, ребята, я буду хорошо за ним ухаживать.

Воспитатель:А сейчас мы ребята с вами с помощью схемы-таблицы рассмотрим и расскажем о целебном растении и использовании человеком (Алоэ)

Дидактическая игра по экологии с комнатными растениями

(работа по мнемотаблице)


Воспитатель: - Молодцы ребята!! Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.

Рассказывание ребенком стихотворения Е. Благининой.

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Воспитатель: - Вы молодцы

Воспитатель: Мы много сегодня говорили о комнатных растениях. Давайте вспомним какие условия необходимы всем растениям, чтобы они хорошо росли? (Вода, свет, тепло, питательная почва.)

Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать? (Чтобы оно не засохло.)

Воспитатель: Правильно, что еще надо делать, чтоб растение хорошо росло? (Рыхлить почву и протирать листочки от пыли).

Воспитатель: Молодцы. Зайчонок, теперь ты понял, что нужно делать? И что поливать растение компотом и кефиром нельзя. Ребята, давайте подарим зайчонку один наш цветок?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Непосредственно-образовательная деятельность

с детьми средней группы

с задержкой психического развития

Составление описательного рассказа

о комнатном растении по мнемосхеме.

Составила и провела

Учитель-дефектолог

высшей категории

Круглова Ирина

Александровна

Симферополь, 2015

Коррекционно-образовательные цели: упражнять в составлении простого рассказа-описания по мнемосхеме; уточнить и расширить словарь по теме (растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать).

Коррекционно-развивающие цели: развивать зрительную память, внимание, зрительный анализ и синтез, общую моторику, связную речь, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные цели: формировать навыки ответственного отношения к выполнению заданий; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к труду.

Использование современных образовательных технологий: мнемотехника, здоровьесберегающие технологии ( компенсаторно-нейтрализующий приём - динамическая пауза).

( драцена, фиалка, фикус, кактус, щучий хвост, алоэ).

Данная мнемотаблца создана для развития связной речи у детей дошкольного возраста в детском саду, как дополнительный материал к занятию по лексической теме: "Цветы" С помощью нее можно составить небольшой описательный рассказ о любимом цветке, используя вопросы на слайдах презентации. Мнемотаблицы простой и удобный способ составить структуру рассказа и отразить его последовательность, включая наглядность материала. Созданные, таким образом, мнемотаблицы на каждую из лексических тем дополняют и насыщают занятие разнообразностью. А в период карантина и самоизоляции их можно использовать в качестве творческих заданий в дистанционном обучении дошкольников.

Я стараюсь создавать свои мнемотаблицы и включать их в заучивание стихотворений, в составлении рассказов-описаний и рассказов-сравнений.

Дети дошкольного возраста часто затрудняются в составлении рассказов, поэтому данный вид работы считаю наиболее удачным.

Прикреплённые файлы:

Мнемотаблица для заучивания стихотворения

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Заучивание стихотворения С. А. Есенина с использованием мнемотаблицы. Мнемотаблицы -это схема, в которой заложена определенная информация.

Загадки и презентация про ежа 38 загадок про ежа *** Нам нужны иголки для шитья. А кому нужны иголки для житья? (ёж) *** Ползун ползёт, иглы везёт. (ёж) *** Безобидный.

Читайте также: