Многие животные на своей шерсти распространяют плоды растений это пример

Обновлено: 25.08.2024

Методическая разработка темы составлена с использованием педтехнологии Монахова. Урок содержит разнообразные задания и материалы.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_biologii_estestvennyy_otbor.doc 240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тверской области

Преподаватель биологии высшей категории Королёва Татьяна Владимировна

Цель методической разработки представление нового материала, обобщение и углубление знаний, полученных на предыдущих этапах обучения; формирование научного мировоззрения; активизация мыслительной деятельности студентов с использование активного метода обучения моделирования естественного отбора.

Урок разработан с применением педагогической технологии В.М. Монахова.

Методическая разработка включает:

1. ИКУ (информационная карта урока).

2. Биологическое лото.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: комбинированный урок

Место проведения: кабинет № 42

Время 1 час 30 мин.

Освоение знаний о естественном отборе и его видах как, главной движущей силы эволюции

Развить познавательный интерес, память, мышление, интеллектуальные и творческие способности, умение работать самостоятельно (ОК2) и в группе (ОК6).

Воспитать научное мировоззрение, логическое мышление, познавательную активность

2. Актуализация знаний

- Борьба за существование

4. Моделирование естественного отбора (игра Приложение 3).

- Естественный отбор (презентация)

6. Работа с учебными элементами (прочитать, выполнить задания)

- Для игры: фасоль разного цвета по 200 штук, пластиковые ложки, вилки, ножи

Форма : групповая (5 чел. в группе), индивидуальная

–формы естественного отбора; формы борьбы за существование; сущность действия естественного отбора; вклад Дарвина

- Определять борьбу за существование, естественный отбор

- Использовать знания для решения познавательных задач

1. Естественный отбор

Индивидуальное развитие организма

Организмы, в клетках которых содержится ядро

Наука о наследственности и изменчивости

Определённый участок ДНК

Деление половых клеток

Современное эволюционное учение

Длительное и постепенное развитие органического мира

Процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают наиболее приспособленные организмы

  1. Современное эволюционное учение, основанное на знаниях теории эволюции, генетики и экологии.
  2. Наука о постепенном развитии органического мира.
  3. Ученый античности, который первый высказал идею о развитии мира.

Цель. Показать, как действует естественный отбор.

Оборудование. Пластиковые ложки, вилки, ножи, стаканчики, фасоль белого и красного цвета, горох. Заготовленные по числу команд таблицы.

Таблица результатов эксперимента

  1. Какие команды вымерли и почему?
  2. Почему мы удваивали число оставшихся семян?
  3. Какие реальные события в природе отражает этот эксперимент? Приведите примеры.
  4. Фасолины какого цвета оказались наиболее приспособленными в условиях этого эксперимента и почему?
  5. Какой способ охоты оказался самым успешным в этом эксперименте и почему?

Игра составлена по материалам практикума Общая биология, под редакцией В.К Шумного и Г.М. Дамшица. М Просвещение.

Основы учения о естественном отборе были заложены Ч. Дарвиным в его трудах по теории эволюции (дарвинизме). Понятие о естественном отборе существенно расширилось и углубилось благодаря развитию генетики, трудам И.И. Шмальгаузена и С.С. Четверикова

Основная логика эволюционного учения

Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели?

Причины гибели разнообразны:

  • Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида
  • Нападение врагов
  • Действие неблагоприятных факторов среды (засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Когда лев отнимает добычу, подразумевается борьба за пищу. Про растение на окраине пустыни можно сказать, что оно ведет борьбу против засухи.

Дарвин выделил 3 основные формы борьбы за существование.

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.

Между паразитами и хозяином тоже идет межвидовая борьба, т.к. паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентноспособным.

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Например птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей. У многих животных в процессе эволюции выработались приспособления, помогающие им избежать конкуренции с другими особями своего вида. Например, самцы бобров, медведей метят границы своего участка. Наряду с этим в целях сохранения своего вида у многих животных в процессе эволюции выработались приспособления жить стадами (олени, обезьяны и др.), совместно заботиться о молодняке своей популяции (зайцы, пчелы, пингвины и др.).

Борьба с неблагоприятными условиями среды:

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

Задание: Определить форму борьбы за существование.

  • В пустыне растет одинокое деревце саксаула. Наблюдаем ли мы в этом случае борьбу за существование? (с неблагопр. условиями)
  • Возникает ли борьба за существование между коровами и саранчой при массовом ее размножении? (межвидовая)
  • А по двору метелица
    Ковром шелковым стелится,
    Но больно холодна.
    Воробышки игривые, как детки сиротливые
    Прижались у окна.
    Озябли пташки малые, голодные, усталые,
    И жмутся поплотней…. /С. Есенин/
    (борьба с неблагоприятными условиями)
  • Лес кругом, широкая поляна…
    На траве широкой у кургана
    Жаркий бой ведут тетерева…. /П. Усачев/
    (внутривидовая борьба)
  • А знаете, друзья, что еж
    Был с мягкой шерсткою когда-то?
    Но объявилась вдруг лиса,
    Защелкали зубами волки –
    И стали колкими глаза, и выросли иголки. /А. Марков/
    (межвидовая борьба)
  • Не причиняйте зла скворцу.
    Оберегая род людской,
    Помощник наш всегдашний,
    Он бьется с грозной саранчой –
    Врагом колхозной пашни…. /А. Осмолов/
    (межвидовая борьба)

Сопоставив способность всех организмов к неограниченному размножению и разнонаправленной наследственной изменчивости, Дарвин пришел к выводу, что выживают и оставляют потомство особи, отличающиеся более полезными для данного вида свойствами, т. е. в определенных условиях местности происходит естественный отбор .

Таким образом, естественным отбором называют процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают и оставляют потомство в конкретных условиях среды особи с полезными для данного вида признаками и свойствами. Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях). Они могут быть полезными, безразличными и вредными для вида. Полезным для вида будет всякое изменение, повышающее возможность выживания и оставления более многочисленного потомства.

Творческая роль естественного отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида. Естественный отбор является главной движущей силой эволюции органического мира. Различают две формы естественного отбора.

Движущий отбор описал Дарвин, показав, что в изменившихся условиях среды большую возможность выжить и оставить потомство имеют особи, генотипы которых обеспечивают формирование новых, наиболее отвечающих этим условиям признаков. Движущий отбор приводит к образованию новых популяций, а затем видов. Например, в Плимутской бухте (Англия) вследствие постоянного засорения воды органическими остатками на смену прежней популяции краба пришла новая, способная существовать в таких условиях.

Стабилизирующий отбор фиксирует, закрепляет полезные признаки и формы в относительно постоянных условиях среды. Мутации, отклоняющиеся от установившейся оптимальной нормы, в таких условиях, как правило, оказываются менее жизнеспособны и уничтожаются отбором. Эту форму отбора описал советский ученый Иван Иванович Шмальгаузен (1884—1943). Реальность стабилизирующего отбора подтверждается существованием относительно стабильных в определенных условиях возделывания сортов растений и пород животных, а также длительным существованием древних форм (кистеперые рыбы, пресмыкающиеся и др.). Его действие можно наблюдать, например, в замкнутом водоеме (пруд, озеро). В нем при относительно постоянных условиях размножаются особи, признаки которых наиболее соответствуют установившемуся биологическому равновесию. Возникающие отклонения от установившейся нормы нежелательны и отметаются отбором.

Относительная приспособленность (целесообразность). Дарвин считал, что все приспособления организмов к окружающей среде возникли в результате естественного отбора за счет выживания и оставления потомства особями, наиболее приспособленными к данной среде. В процессе эволюции у организмов выработалось множество разнообразных относительных приспособлений к окружающей среде.

Покровительственная окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Многие животные, обитающие в траве (богомолы, кузнечики и др.), окрашены в зеленый цвет, а на снежных равнинах Крайнего Севера — в белый (белые медведи, белые куропатки и др.).

Маскировка — приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан; лохматый морской конек похож на водоросль, в которой прячется; насекомых, живущих на коре деревьев, издали можно принять за лишайники (жуки, усачи, пауки, бабочки).

Предостерегающая (угрожающая) окраска выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами ядовитых, жалящих животных (змеи, осы, шмели).

Мимикрия — сходство в окраске, форме тела безопасных животных с ядовитыми и опасными. Отдельные виды мух, не имеющие жала, похожи на жалящих шмелей и ос; неядовитые змеи — на ядовитых. Это результат гомологичных (одинаковых) мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищенным животным.

У растений также известно много различных приспособлений, позволяющих произрастать во влажных или засушливых местах, обеспечивающих опыление цветков определенными видами насекомых или птиц, способствующих распространению плодов ветром, птицами и животными, препятствующих самоопылению (более длинный пестик и короткие тычинки, разное время созревания тычинок и пестиков) и т.д.

У всех растений и животных в результате естественного отбора сформировались приспособления к жизни в определенной среде, но характер их различен. Например, дельфин плавает при помощи хвостового плавника, а пингвин — видоизмененных крыльев.

Большая плодовитость — приспособленность организмов, подвергающихся значительному уничтожению (тля, черви-паразиты, мелкие рыбы, сорные растения и др.), к сохранению вида. Однако все эти приспособления имеют относительный характер и помогают организму выжить только в тех условиях, в которых они возникли. При изменении условий приспособление перестает быть полезным. Например, зеленые богомолы не видны на зеленой траве, но на побуревшей они хорошо заметны и уничтожаются птицами. Игольчатый покров ежа защищает его от уничтожения многими хищниками, но не спасает от филина, который разрывает жертву на части и заглатывает куски вместе с иглами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учебный элемент

Естественный отбор

Изучив данный учебный элемент, Вы будите знать:

- Основоположника теории эволюции Ч. Дарвина;

- Основные положения теории Дарвина;

- Формы борьбы за существование;

- Формы естественного отбора.

Сопутствующие учебные элементы:

УЭ 1. Основная логика эволюционного учения

hello_html_m10952d2c.jpg

УЭ 2. Основоположник теории эволюции Ч. Дарвина

УЭ 3. Борьба за существование

Дарвин установил способность большинства видов к неограниченному размножению, позволяющему особям одного вида в относительно короткий срок заселить весь земной шар. Однако в природе этого не наблюдается, потому что подавляющее большинство зародышей и молодых особей погибает в борьбе за существование. Под этим термином он подразумевал сложные связи между различными организмами и условиями среды в биогеоценозах. Дарвин выделял различные формы борьбы за существование.

В нутривидовая борьба за существование отражает конкуренцию между особями одного вида.

Она носит сложный, наиболее острый характер, так как особям одного вида и в особенности одной популяции для жизни и оставления потомства требуются одинаковые условия. Поэтому между самцами популяции происходит соперничество из-за самки, между хищниками — состязание за добычу. Чрезмерное увеличение численности популяции обостряет борьбу за пищу, поэтому некоторые рыбы питаются молодью своего вида, а синицы иногда затаптывают в подстилку птенцов.

М ежвидовая борьба за существование — это состязание за выживание между особями разных видов. Она носит сложный характер и проявляется в следующем: а) особи двух видов, живущие в одинаковых экологических условиях, конкурируют за условия существования (в посевах культурных растений сорняки отнимают у них влагу и питательные вещества); б) особи одного вида физически уничтожают особей другого вида (хищники пожирают свою жертву); в) один вид без ущерба и пользы для себя способствует процветанию другого вида (овцы, рогатый скот на своей шерсти распространяют плоды и семена растений); г) два вида взаимно поддерживают друг друга (насекомые и птицы опыляют цветки, злаковые и бобовые растения способствуют произрастанию друг друга в травосмесях).

Борьба с неблагоприятными условиями среды особенно наглядно проявляется в районах с избыточной влажностью, сухостью, жарой, холодом или другими неблагоприятными факторами. В процессе эволюции у организмов выработался ряд приспособлений, позволяющих выжить и оставить потомство наиболее приспособленным к суровым условиям. Например, на обдуваемых ветром островах растения стелются по земле.

УЭ 4. Естественный отбор

Естественным отбором называют процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают и оставляют потомство в конкретных условиях среды особи с полезными для данного вида признаками и свойствами. Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях). Они могут быть полезными, безразличными и вредными для вида. Полезным для вида будет всякое изменение, повышающее возможность выживания и оставления более многочисленного потомства.

Творческая роль естественного отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида. Естественный отбор является главной движущей силой эволюции органического мира. Различают две формы естественного отбора.

Движущий отбор описал Дарвин, показав, что в изменившихся условиях среды большую возможность выжить и оставить потомство имеют особи, генотипы которых обеспечивают формирование новых, наиболее отвечающих этим условиям признаков. Движущий отбор приводит к образованию новых популяций, а затем видов. Например, в Плимутской бухте (Англия) вследствие постоянного засорения воды органическими остатками на смену прежней популяции краба пришла новая, способная существовать в таких условиях.

Стабилизирующий отбор действует там, где условия жизни остаются постоянными в течение длительного периода.

Так окраска водяных ужей, живущих на озерных островах, хорошо маскирует в зарослях травы.

Время от времени в популяции появляются мутантные особи, с нехарактерной окраской, но, не смотря на то, что окраска наследуется, численность особей не растет.

Это объясняется тем, что ужи с уклоняющейся окраской становятся легкой добычей хищников. Таким образом, действие стабилизирующего отбора сводится к уничтожению всех уклоняющихся от нормы особей.

А его результатом является сохранение строго определенных признаков.

Относительная приспособленность (целесообразность). Дарвин считал, что все приспособления организмов к окружающей среде возникли в результате естественного отбора за счет выживания и оставления потомства особями, наиболее приспособленными к данной среде. В процессе эволюции у организмов выработалось множество разнообразных относительных приспособлений к окружающей среде.

Покровительственная окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Многие животные, обитающие в траве (богомолы, кузнечики и др.), окрашены в зеленый цвет, а на снежных равнинах Крайнего Севера — в белый (белые медведи, белые куропатки и др.).

Маскировка — приспособления, при которых форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, в тропических лесах многие змеи неразличимы среди лиан; лохматый морской конек похож на водоросль, в которой прячется; насекомых, живущих на коре деревьев, издали можно принять за лишайники (жуки, усачи, пауки, бабочки).

Предостерегающая (угрожающая) окраска выделяет из окружающей среды яркими пятнами или полосами ядовитых, жалящих животных (змеи, осы, шмели).

Мимикрия — сходство в окраске, форме тела безопасных животных с ядовитыми и опасными. Отдельные виды мух, не имеющие жала, похожи на жалящих шмелей и ос; неядовитые змеи — на ядовитых. Это результат гомологичных (одинаковых) мутаций у разных видов, которые помогают выжить незащищенным животным.

У всех растений и животных в результате естественного отбора сформировались приспособления к жизни в определенной среде, но характер их различен. Например, дельфин плавает при помощи хвостового плавника, а пингвин — видоизмененных крыльев.

Большая плодовитость — приспособленность организмов, подвергающихся значительному уничтожению (тля, черви-паразиты, мелкие рыбы, сорные растения и др.), к сохранению вида. Однако все эти приспособления имеют относительный характер и помогают организму выжить только в тех условиях, в которых они возникли. При изменении условий приспособление перестает быть полезным. Например, зеленые богомолы не видны на зеленой траве, но на побуревшей они хорошо заметны и уничтожаются птицами. Игольчатый покров ежа защищает его от уничтожения многими хищниками, но не спасает от филина, который разрывает жертву на части и заглатывает куски вместе с иглами.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по биологии 6 класс. ФГОС Богданов Вако

Необходимым условием для существования и процветания всех растений является распространение их семян. В результате эволюции каждое растение приспособилось к особым способам распространения своего семени. Для этого у них существуют специальные особенности плода, приспособления, например, выросты, и т.д.

Различают несколько способов распространения плодов и семян растений в природе:

При помощи воды распространяются семена как водных, так и некоторых видов наземных растений, например, ольхи или кокосовой пальмы;

Способом саморазбрасывания размножаются многие виды растений, например, горох, фасоль, мак, акация, виола;

При помощи животных и человека размножается немало растений. Например, плоды у череды или лопуха прикрепляются к одежде, шерсти благодаря острым зубчикам и крючкам, распложенным на своей поверхности. У некоторых растений клейкая поверхность, которой они также могут клеиться ко всему, что к ним прикасается. Плоды рябины, черники или бузины поедают птицы. Сами семена окружены плотной оболочкой, за счет чего не перевариваются пищеварительной системой животных и вместе с пометом через время попадают в почву. Много шишек, желудей, орехов закапывают белки, бурундуки, что также способствует расселению растений.

№ 2. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?

№ 3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?

Плоды и семена некоторых растений невольно распространяются животными и людьми. Все это благодаря тому, что семена их содержатся в твердой оболочке, которая не растворяется в кишечнике птиц и животных. Поэтому, даже если животное съело плод, семена вместе с фекалиями неповреждёнными выйдут наружу, попадут в землю и прорастут через время.

Грызуны часто закапывают плоды дуба, ореха и прочих деревьев в землю, тем самым помогая растениям рассеиваться на новых территориях.

У таких растений, как череда и лопух, поверхность у плодов имеет острые зубчики и крючки, при помощи которых они могут прикрепляться к одежде людей или шерсти животных и тем самым переноситься на дальние расстояния. Также семена некоторых растений могут цепляться к мешкам, которые перевозят из страны в страну. Например, подорожник таким образом был когда-то завезен из Европы в Америку.

№ 4. Какие растения разбрасывают свои семена?

Распространение семян способом разбрасывания можно наблюдать у таких растений, как фасоль, горох, мак, акация, виола. Как правило, расстояние, на которое растение может разбрасывать свои семена, не превышает 20 см. именно поэтому такой способ распространения малоэффективен.

Стр. 108

Каково значение в природе распространения плодов и семян?

Благодаря распространению своих плодов и семян растения могут разрастаться на разных территориях, расширяя тем самым ареал своего обитания, приспосабливаясь к новым условиям окружающей среды.

Стр. 108

№ 1. Выясните, как распространяются плоды и семена растений, растущих около вашего дома.

У моего дома растут: рябина, одуванчики, клен, подорожник, репейник. Семена рябины распространяются при помощи птиц, которые поедают спелые ягоды. Семена подорожника и репейника распространяются благодаря животным и людям. А вот одуванчики и клен распространяют свои плоды при помощи ветра.

№ 2. Соберите семена деревьев и кустарников. Часть их посейте на школьном участке, а остальные сдайте в ближайший питомник или лесничество.

Для выращивания были собраны семена березы, тополя, клена и рябины. Далее мы высадили семена в почву и стали выращивать саженцы, которые потом пересадим в землю около своей школы.

№ 3. Соберите семена декоративных культурных и дикорастущих растений, а также семена лекарственных и редких растений для посева на учебно-опытном участке.

Для выращивания на учебно-опытном участке были собраны семена лекарственных растений: пустырника, шлемника байкальского, боярышника, алтея, шалфея и эвкалипта. Из редких растений удалось собрать семена подснежника, ятрышника, ландыша, мака прицветникового.

Живые организмы постоянно взаимодействуют между собой и влияют на окружающую среду. Такие взаимодействия являются биотическими факторами среды обитания.


(\(+\)) — вид получает преимущество (положительное воздействие);
(\(–\)) — вид испытывает отрицательное воздействие;
(\(0\)) — для вида нет ни вреда, ни пользы.

(\(+\) \(0\)) Комменсализм — один вид использует другой вид без нанесения ему вреда (разновидности — нахлебничество, сотрапезничество, квартирантство ).

(\(+\) \(+\)) Симбиотические отношения — взаимовыгодные полезные связи между организмами (разновидности — протокооперация, мутуализм, симбиоз ).

(\(+\) \(–\)) Паразитизм — организмы вида-паразита живут определённое время в организме вида-хозяина и питаются его тканями.

moose-gbc4b71419_640.jpg

Рис. \(1\). Лось

wildlife-g24c364a6e_640.jpg


Рис. \(2\). Белка

Нейтрализм в природе встречается редко, так как виды могут влиять друг на друга косвенно, изменяя среду обитания. Мы не всегда замечаем такие взаимодействия из-за ограниченности наших знаний.

Один из видов, обитающих на одной территории, может оказывать отрицательное влияние на другой, не получая от этого никакой пользы.

светолюбивые травянистые растения в лесу угнетаются из-за недостатка света, а для деревьев такое взаимодействие не имеет значения.

forest-g213019aaf_640.jpg

Комменсализм (\(+\) \(0\)) — один вид (комменсал) получает пользу, а другому виду отношения безразличны.

Наблюдается использование одного организма другим без нанесения ему ущерба. Это взаимосвязи, выгодные для одного из взаимодействующих видов и нейтральные для другого (переходная форма от нейтрализма к мутуализму).

некоторые млекопитающие (волки, лисы, лоси, олени и др.) переносят на своей шерсти плоды и семена с различными крючками и зазубринами (вроде череды и репейника). Такое взаимодействие полезно растениям, а на животных оно никак не влияет.

galloway-g4aca9f316_640.jpg

рыбы-прилипалы — частые спутники акул. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет им удерживаться на теле акулы, постоянно следуя за ней. Такое сожительство нейтрально для акулы, но приносит выгоду рыбе-прилипале (обеспечение пищей и облегчение передвижения).

взаимоотношения между видами насекомых, а также взрослыми насекомыми и их личинками, питающимися разными частями одного растения: бабочкам нужен нектар, а их гусеницы и жуки объедают листья.

Квартирантство — использование организмами одного вида жилища или организма другого вида в качестве убежища.

взаимоотношения между растениями и дуплогнёздниками (на фото сова в дупле). Те из птиц и зверей, которые заселяют уже существующие дупла, тем самым не наносят деревьям вреда, но и не приносят пользы.

ural-owl-g035664e3b_640.jpg

такой тип взаимоотношений широко распространён у растений. В тропических лесах распространены эпифиты — растения, поселяющиеся на стволах и ветвях других растений. Переместившись на деревья, они поднялись от сумерек к свету. Никакого урона деревьям они не наносят, а воду и питательные вещества получают из атмосферы.

rasprostraneniye-semyan

В течение эволюции у растений выработались различные приспособления к распространению семян и плодов. Одни плоды и семена разносятся ветром, другие переносятся водой, животными или человеком, а также встречаются растения, у которых выработались специальные приспособления к саморазбрасыванию (автохория) семян.

В летние месяцы с восходом солнца в садах и лесах, на полях и лугах созревшие плоды начинают трескаться, разбиваться при падении, распространяя свои семена. Например, если у желтой акации и растения недотроги задеть кончик плода, то створки плода разрываются, затем скручиваются и с силой разбрасывают семена. Таким интересным образом растения сами распространяют свои семена на другие территории (рис.1).

саморазбрасывание семян

Рис. 1 Саморазбрасывание семян

Многие растения распространяют свои семена и плоды с помощью ветра (анемогеохория). На плодах многих деревьев (береза, клен, ясень, ель, сосна и др.) образуются крылышки (рис. 2). Но не только деревья, а и некоторые травянистые растения (чертополох, ковыль, осот, рогоз и др.) распространяют свои семена так же.


У одуванчиков на плодах образуются пушистые парашютики, которые подхватывает ветер и уносит на другую территорию. Благодаря этим приспособлениям ветер разносит семена и плоды на большие расстояния.

распространение семян ветром

Рис.2 Распространение семян ветром

Распространение плодов и семян с помощью воды (гидрохория). У растений, растущих в водоемах или по их берегам (кувшинки, стрелолисты), плоды и семена обычно распространяются по воде. Они не смачиваются водой и не тонут благодаря имеющимся выростам или воздушным полостям.

У некоторых растений плоды могут плавать несколько недель или даже месяцев (стрелолист, ольха, осока).

Орехи кокосовой пальмы путешествуют на огромные расстояния по соленой морской воде (рис.3).

Распространение семян кокоса водой

Рис.3 Распространение кокосовых орехов водой

Распространение плодов и семян животными (зоохория) и человеком (антропохория). Сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и звери. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу и рассеиваются в окружающем пространстве. Некоторые птицы (сойка) и звери (белки, мыши, бурундуки, белки) питаются крупными сухими плодами (орехами и желудями) и запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды в кладовые, животные часто теряют их по дороге и нередко потом не находят свои запасы.

распространение-семян-животными

Рис.4 Распространение семян животными (зоохория): 1-кедровка, 2-сойка, 3-бурундук, 4-белка

У некоторых растений плоды и семена имеют разнообразные прицепки. Они цепляются к шерсти животных и те поневоле переносят их на различные расстояния. Таким способом распространяются плоды череды, колючие соплодия лопуха. Мелкие семена подорожника способны прилипать к подошвам ног животных и человека. Семена некоторых растений распространяются вместе с илом, частицами сырой почвы, прилипающими к телу животных.

Часто невольным переносчиком плодов и семян становится человек.Человек в результате хозяйственной деятельности вместе с культурными растениями нередко высеивает и сорные.Кроме того, некоторые плоды и семена могут путешествовать на транспорте.


От того, насколько успешно распространяться семена, зависит и распространение взрослых растений. Поэтому разные виды приспособились по-разному распространять свои семена на большие расстояния. Распространяются ветром береза, клен, одуванчик, осот. Водой распространяются семена кувшинки, стрелолиста, осоки. Распространяются животными и человеком либо съедобные плоды и семена (рябина, малина, орехи), либо цепляющиеся к шерсти и одежде (череда, лопух). Есть саморазбрасывающиеся семена.

Читайте также: