Многообразие сортов растений и пород животных экскурсия

Обновлено: 05.10.2024

1. Ответьте на вопросы.
1. На какие достижения сельского хозяйства Англии в XIX веке Чарлз Дарвин обратил особое внимание?
Английскими фермерами к тому времени было выведено много пород собак, голубей, крупного рогатого скота и кур, интенсивно велась селекция новых сортов культурных растений.
2. Какие его научные интересы были тому причиной?
Сторонники постоянства видов утверждали, что каждый сорт и порода имеют своего дикого предка, а Дарвин считал, что это не так. Например, он доказал, что все породы кур происходят от одной дикой банкивской курицы, породы крупного рогатого скота – от двух видов диких туров и так далее.

2. Заполните пропуски в таблице.

Предковые формы

Одомашненные формы

Дикая банкивская курица

Крупный рогатый скот

3. Ответьте, чем объясняется многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений. Приведите по два примера пород животных и сортов растений, являющихся результатами усилий.
Селекционеры ставили перед собой задачу получить породу либо сорт с желаемым признаком. Разводя животных или растения, они оставляли только те организмы, у которых этот признак имел наиболее выраженную степень (молочность коров, яйценоскость кур и др.). Так как для человека необходимо большое количество подобных качеств, то пород и сортов выводилось много.
Яблоня домашняя, смородина черная – растения.
Кролик, домашняя утка – животные.

4. Допишите предложение.
Традиционный способ выведения новых сортов растений и пород животных сводится к искусственному систематическому отбору и размножению особей с наиболее ценными для человека признаками и свойствами.

Презентация на тему: " Основы селекции Центры происхождения и многообразия культурных растений." — Транскрипт:

1 Основы селекции Центры происхождения и многообразия культурных растений

3 Предмет селекции Селекция – это наука о создании новых и улучшении старых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

4 Сорт, порода, штамм – это однородная группа особей с полезными для человека наследственными признаками, выведенная искусственно. выведенная искусственно.

5 Задачи селекции: Увеличение продуктивности сортов растений и пород животных Увеличение продуктивности сортов растений и пород животных Невосприимчивость к болезням Невосприимчивость к болезням Адаптация к климатическим условиям Адаптация к климатическим условиям

6 Происхождение культурных растений и домашних животных I этап селекции – одомашнивание (доместикация)

7 Предки домашних животных Дикие банкивские куры Дикие банкивские куры Лошадь Пржевальского Лошадь Пржевальского Тарпан Тарпан Дикий кабан Дикий кабан Динго Динго Тур Тур Муфлон Муфлон Дикий кролик Дикий кролик

8 Центры происхождения домашних животных

9 Одомашниваются сейчас… Песец Песец Черно-бурая лисица Черно-бурая лисица Лама Лама Страусы Страусы и др.

10 Предковые формы культурных растений Плевел опьяняющий Плевел опьяняющий Паслён клубненосный Паслён клубненосный Капуста дикая Капуста дикая Яблоня дикая Яблоня дикая Терновник Терновник

11 Центры происхождения культурных растений по Н.И.Вавилову

12 Заслуги Н.И. Вавилова Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений Коллекция плодов и семян культурных растений Коллекция плодов и семян культурных растений Закон гомологических рядов: Закон гомологических рядов: роды и виды роды и виды обладают сходными рядами наследственной изменчивости. обладают сходными рядами наследственной изменчивости.

Цель: продолжить у учащихся формирование знаний о селекции животных и растений.

  • Обучающие:
    • продолжить формирование у учащихся знаний о селекции животных и растений.
    • познакомить учащихся с методами селекции животных и растений.
    • продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при устном развернутом ответе.
    • способствовать развитию речи учащихся путем постановки вопроса, требующих развернутого и связного ответа.
    • создание условий для развития устной и письменной речи при индивидуальном устном и письменном опросе.
    • создать условия для развития произвольного внимания при объяснении нового материала
    • способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.
    • создать условия для воспитания у учащихся правильной научной картины мира
    • способствовать воспитанию у учащихся ответственного отношения к труду, за результаты труда.
    • создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.

    Демонстрационное оборудование: мультемедийный проектор, презентация PowerPoint, фотографии животных, распечатанные на бумаге формата А4 эпиграфы.

    План урока:

    I. Организационный момент
    II. Этап проверки домашнего задания
    III. Объяснение нового материала
    IV. Закрепление полученных знаний
    V. Домашнее задание
    VI. Подведение итогов урока

    I. Организационный момент

    II. Этап проверки домашнего задания

    – Итак, скажите пожалуйста, какая основная задача селекции как науки? (Выведение новых и совершенствование старых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов.)
    – Хорошо. А скажите, какая наука является теоретической базой селекции? (Генетика)
    – А теперь подумайте, почему именно генетические знания играют большую роль в развитии селекции? (Потому что основой успеха селекционной работы в значительной степени является генетическое разнообразие исходного материала. В своей работе селекционеры стараются использовать все многообразие диких и культурных растений.)
    – Правильно. На необходимость использовать в селекции растений все видовое многообразие флоры нашей планеты указывал еще академик Николай Иванович Вавилов (слайд 2) – выдающийся генетик и селекционер. Именно Николаем Ивановичем были выделены 8 центров происхождения культурных центров растений. Давайте вспомним, какие это центры. Обратите внимание, на слайде перечислены культурные растения, такое же задание и на карточках на ваших столах. Ваша задача записать на карточках центры их происхождения. (Слайд 3, Приложение 2)

    Учащиеся записывают в тетрадь центры происхождения растений.

    Учащиеся называют количество ошибок.

    – Для того чтобы дальше продолжать изучение темы нам нужно повторить основные термины. Мы будем с вами разгадывать кроссворд. У меня к вам просьба, не выкрикивайте ответы с места а поднимайте руки, если знаете правильный ответ т.к. самые активные получать за урок оценки. (Слайды 5-12)

    Вопросы:

    • Так называется популяция растений искусственно созданная человеком? (Сорт)
    • Как называется метод при котором проводят различные скрещивания организмов? (Гибридизация)
    • В основе этого метода, который используется до сих пор лежит концепция разработанная еще Ч.Дарвиным.
    • Так называется популяция животных искусственно созданная человеком?
    • Так называется популяция микроорганизмов искусственно созданная человеком?

    III. Объяснение нового материала

    • Сельскохозяйственные животные размножаются только половым путем
    • Потомство, полученное от одной пары производителей невелико
    • Высока селекционная ценность каждой особи
    • Одомашнивание
    • Гибридизация
    • Отбор

    – Одомашнивание началось более 10 тыс. лет назад. Его центры в основном совпадают с центрами многообразия и происхождения культурных растений. Одомашнивание способствовало резкому повышению уровня изменчивости у животных.
    Гибридизация и индивидуальный отбор являются основными методами в селекции животных. Массовый отбор практически не применяется из-за небольшого количества особей в потомстве.
    В селекции животных применяют 2 вида гибридизации.

    Инбридинг – родственная гибридизация. Скрещивание между братьями и сестрами или между родителями и потомство ведет к гомозиготности и часто сопровождается ослаблением животных, уменьшению их устойчивости к неблагоприятным условиям, снижению плодовитости. Тем не менее инбридинг применяют с целью закрепления в породе характерных хозяйственно ценных признаков.

    Аутбридинг – неродственная гибридизация. Это скрещивание сопровождается строгим отбором, что позволяет усиливать и поддерживать ценные качества породы.
    Сочетание – родственной и неродственной гибридизации широко применяется селекционерами для выведения новых пород животных.
    Важным направлением в селекции животных является направление гетерозиса. Особенно широко явление гетерозиса применяется например в птицеводстве, например при получении бройлерных цыплят.
    О новых видах животных мы узнаем б этом из доклада Красовской Анны.

    Материал для виртуальной экскурсии

    1. Аутбридингом получены например, собаковолк


    Собаки и волки скрещиваются довольно свободно. Волк – это пугливое животное с особенным поведение и развитым охотничьим инстинктом. Челюсти у него гораздо мощнее, чем у собаки. Поведение гибридов волка и собаки непредсказуемо.
    Для того, чтобы приручить животное, обязательно нужна дрессировка

    2. Инбридингом получены:

    Тигролев – это помесь самца тигра и самки льва. Они имеют склонность к карликовости и обычно по размерам меньше своих родителей. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.


    Лигр – это помесь самца льва и самки тигра. Они являются самыми крупными из семейства кошачьих в мире. Самцы бесплодны, в то время как самки порой могут приносить потомство.


    Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.


    3. У домашних животных наблюдается явление гетерозиса: при межпородных или межвидовых скрещиваниях у гибридов первого поколения происходит особенно мощное развитие и повышение жизнеспособности. Классическим примером проявления гетерозиса является мул – гибрид кобылы и осла. Это сильное, выносливое животное, которое может использоваться в значительно более трудных условиях, чем родительские формы.


    IV. Закрепление полученных знаний

    V. Домашнее задание (Слайд 22)

    1) Параграфы 65-66
    2) Заполнить таблицу, используя текст параграфа 66

    Вопрос 1. Как разрешил Ч. Дарвин вопрос о предках домашних животных?
    Ч. Дарвин доказал, что группы домашних животных имеют своими предками небольшое количество диких форм. Так, все породы домашних кур произошли от дикой банкивской курицы, все утки — от дикой кряковой утки, голуби - от дикого скалистого голубя, породы кроликов — от дикого европейского кролика. Предками крупного рогатого скота были два вида диких туров, а собаки — волк.

    Вопрос 2. Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие?
    Существует множество примеров многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Так, например, из одного дикого вида капусты человеком выведены капуста белокочанная, цветная, кольраби, брокколи, брюссельская, кормовая (капуста со стеблем выше человеческого роста).
    Известно много пород голубей, общим предком которых был дикий скалистый голубь. Множество сортов риса создано из нескольких диких видов - предков культурных растений риса. Такое многообразие объясняется тем, что внутри вида присутствует широкий спектр мутационной изменчивости, а человек, отбирая для своих специальных нужд особи, у которых сила проявления необходимого признака наиболее выражена, закрепляет и усиливает его, получая устойчивые формы различных генотипов в пределах вида.

    Вопрос 3. В чем состоит основной метод выведения новых сортов и пород?
    Основной движущей силой в возникновении сортов и пород является искусственный отбор. Под искусственным отбором понимается процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем систематического сохранения и размножения особей в ряду поколений с определенными, ценными для человека признаками и свойствами. Дарвин выделял две формы искусственного отбора: сознательный, или методический, когда селекционером ставится конкретная задача и ведется отбор по одному-двум признакам, полезным для человека, и бессознательный (когда для размножения оставляют особи, лучшие по многим признакам). Первый является методом быстрого выведения пород. Например, для получения высокоурожайного картофеля на семена оставляли тот картофель, который давал высокий урожай. Коров, дающих мало молока, или неяйценосных кур съедали, а продуктивных животных сохраняли и получали от них потомство.

    Вопрос 4. Как меняется строение и поведение животных в процессе одомашнивания? Приведите примеры.
    При одомашнивании животные, с одной стороны, приобретают новые признаки и свойства, полезные человеку, а с другой стороны, теряют признаки и свойства, необходимые им для жизни в дикой природе. Например, домашние свиньи имеют большой слой подкожного жира, тучное тело, у них исчезла агрессивность и устойчивость к естественным врагам. Можно привести эксперимент академика Д. К. Беляева, поставленный на серебристо-черных лисах. Проводя отбор по поведенческим реакциям и оставляя для скрещивания животных спокойных, с выраженным исследовательским инстинктом, он отметил, что у животных в ряду поколений исчезают агрессивность и страх по отношению к человеку. Внешний вид лис также изменился, приблизившись к фенотипу (внешнему виду) домашних собак, — опустились уши, хвост завился крючком, на лбу появилась звездочка.

    Читайте также: