На мшарах растет много клюквы

Обновлено: 19.09.2024

МША́РА, сфагновые торфяные болота (см. БОЛОТО (в географии)) на севере европейской части Российской Федерации и Зап. Сибири.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "мшара" в других словарях:

МШАРА — сфагновые торфяные болота на севере европейской части Российской Федерации и Зап. Сибири … Большой Энциклопедический словарь

мшара — сущ., кол во синонимов: 1 • болото (59) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Мшара — небольшое болото, Смоленской губ., Бельского у., между дер. Клецевой и Аксюниной: из него вытекает р. Днепр … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

МШАРА — сфагновые торфяные болота на С. Ев роп. части России и Зап. Сибири … Естествознание. Энциклопедический словарь

мшара — мш ара, ы … Русский орфографический словарь

мшара — рамша шамра шмара … Краткий словарь анаграмм

мшара — ы; ж.; нар. разг. Мшистое болото. Пойти на мшару за клюквой … Словарь многих выражений

мшара — [1/0] Диалект, который означает – болото. Диалектизм … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

Паника (приток Дона) — У этого термина существуют и другие значения, см. Паника (значения). Паника (Мшара) Характеристика Длина 49 км Площадь бассейна 299 км² Бассейн Азовское море Водоток … Википедия

болото — Топь, топкое место, трясина, грязь, лужа. Не ходи по мокру. .. как черт в болоте. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. болото топь, топкое место, трясина, грязь, лужа,… … Словарь синонимов

Тест - самостоятельная работа после изучения темы. 2 варианта.

ВложениеРазмер
test_po_teme_leksika_6klass.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. горячий пирожок – жаркий день

Б. теплый чай – холодный вечер

В. иголка ели – иголка для шитья

2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. громадный дом – большой зверь

Б. зеленый лук – лук для стрельбы

В. труд к радости – безделье к несчастью

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. родниковый ключ – ключ от двери

Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша

В. давай смеяться – стали хохотать

4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. железный гвоздь

Б. железная воля

В. железная труба

5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

Б. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.

6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.

Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

В. Эспланада – это широкая улица с аллеями.

7. Укажите верное утверждение

А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.

Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

8. Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.

Б. На юноше был надет праздничный кафтан.

В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

9. Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Леса стоят в жемчужном инее.

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Принцесса отвернулась и заплакала.

10. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

А. По радио передали штормовое предупреждение.

Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.

В. Лодка всплыла у самого берега.

11.Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

А. Во поле березонька стояла.

Б. Туристы зашли в дремучий бор.

В. Бригада работала засучив рукава.

12. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. Фотограф приготовил фиксаж.

Б. Солдаты атаковали форт.

В. Маляр размешал палитру в ведре.

1 .Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами

А. резвый конь – старая лошадь

Б. близкий человек – далекий друг

В. ключ от замка – родниковый ключ

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами

А. пришло тепло – сильный холод

Б. груша в саду – боксерская груша

В. большой бегемот – смешной гиппопотам

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами

А. сосновый бор – зубоврачебный бор

Б. угрюмый человек – радостный день

В. красный шарф – алый флаг

4.Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении

А. твердое яблоко

Б. твердое решение

В. твердая земля

5 .Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово

А. Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

Б. Вяленую обувь в Сибири называют пимами.

В. Употребление синонимов делает нашу речь более выразительной.

6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм

А. В углу террасы стоял старый шкаф.

Б. Дом был деревянный.

В. Суффикс – это морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

7. Укажите верное утверждение

А. Жаргонизмы – это слова, ограниченные в употреблении определенной социальной или возрастной средой.

Б. Жаргонизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.

В. Жаргонизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.

8. Укажите предложение, в котором есть историзм

А. Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

Б. На голове его была новая треуголка.

В. Некоторые термины употребляются только специалистами в определенной области.

9. Укажите предложение, в котором есть архаизм

А. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.

Б. Рыцари были в кольчугах.

В. Князь оказался человеком великодушным.

10. Укажите предложение, в котором есть неологизм

А. Вдоль берега плавали парусники.

Б. Этот доклад я прочитал в Интернете.

В. В доме зажглись огни.

11.Укажите предложение, в котором есть фразеологизм

А. До моего дома рукой подать.

Б. Цыплят по осени считают.

В. Над лесом взошла луна.

12. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.

А. На мшарах растет много клюквы.

Б. Стрелы лежали в колчане.

В. Хирург сделал надрез скальпом.

Тест по русскому языку. Лексика и фразеология. 6 класс. Ответы.

1. Определите значение слова РУКАВ.

2. Выпишите из словаря три устаревших слова, три диалектных слова, три заимствованных слова.

3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.

Поднялся сильный ветер и, и началась метель. С каждым новым порывом ветра метель усиливалась, и вот поднялась настоящая метель. Проходило время, ветер не стихал, а только усиливался. Вместе с ветром усиливалась и метель, превращаясь в настоящую метель.

4. Подберите антонимы к прилагательным:

2) свежий журнал

5. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Говорит бело, а думает …

2) Кто много говорит, тот мало …

3) Ученье – свет, а неученье – …

6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

7. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

4) мягкий климат

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

9. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

10. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный

2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много

4) яблоку негде упасть – тесно

11. Объясните значение фразеологизмов:

1) Готов сквозь землю провалиться

2) Язык без костей

3) Волосы встали дыбом

12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

1. Определите значение слова ЗАЯЦ.

2. Выпишите из словаря три неологизма, три жаргонизма (разговорных слова), три профессионализма.

3. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.

У нас большой двор. В детстве он казался большим, но сейчас я вырос – то, что казалось большим, стало просто большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.

4. Подберите антонимы к прилагательным:

1) лёгкий вопрос

2) лёгкий рюкзак

3) лёгкий характер

5. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.

1) Добрая слава лежит, а худая …

2) Маленькое дело лучше большого …

3) Где умному горе, там дураку …

6. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:

А. Как снег на голову

Б. Держать язык за зубами

Г. Хоть глаз выколи

Д. Не в бровь, а в глаз

Е. Яблоку негде упасть

Ж. Возносить до небес

З. Стреляный воробей

И. Водить вокруг пальца

К. Рассеиваться как дым

7. Какие пары слов не являются антонимами?

1) угрюмый – весёлый

2) гигант – карлик

3) робкий – смелый

4) скромный – хитрый

8. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо

2) язык проглотить – вредно, тихо

3) под шумок – громко, открыто

4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

1) между двух огней

2) ни два ни полтора

3) как звёзд на небе

4) лежать мёртвым грузом

10. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.

4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.

11. Объясните значение фразеологизмов:

1) Семь пятниц на неделе

2) Фома неверующий

3) Тише воды, ниже травы

12. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела:

Срочно!
Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:
1) На мшарах растёт много клквы
2) Стрелы лежали в колчане
3) Хирург сделал надрез скальпом
Объясните свой ответ

Этоже легко и проста вот ответ

Моросил холодный осенНий дождь. Мы ехали по шосСе. СПРАВА от нас был лес. ВПЕРЕДИ вИднелся силуэт только что оТбитого у фашистов города. Водитель остАновил машину, чтобы набрать в канаве воды. И тут мы увидЕли вышеДшую из леса групПу людей. По мере их прИблИжении мы поняли, что это дети, которые тащили НЕБОЛЬШУЮтелегу. С ними были две сОбаки, коза.Выйдя на шосСе ВПЕРЕДИ нас, ребята стали ЧТО-ТО вытаскивать из кОрзинки. Затем двое мальчишЕк встали рядом с поднятыми ВВЕРХ руками. И по команде выпустили голубей. СНАЧАЛА птицЫ НЕрешительно кружИлись над детьми, но те подняли такой свист, что пернатые стали набИрать высоту и полЕтели к разрушенному городу.Каждый раз, когда я вижу мальчишЕк, мастЕрящих что-то голубям, я вспомИнаю хмурое военНое утро и прЕдрогших ребят,выпускающих НАвстречу солнцу своих весТников мира.

Придумайте и запишите сложносочинённые предложения, используя следующие слова и словосочетания. 1) Журчание ручья; стрекотание к

Членораздельная звуковая речь,Язык с большой буквы-специфическая способность человека, средство мышления и общения. Можно сказат

Найдите все словосочитания 67 балов не обрашайте на: чем о чем и тд найдите все словосочитания например подл и сказ нельзя приме

Урок-игра в 6-м классе закрепляет понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка, формирует умение различать слова русского языка по сфере употребления, учит определять лексическое значение фразеологизмов.

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  5. Прививать интерес к изучению русского языка.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

  1. высказывания о русском языке;
  2. жетоны (Приложение 1, Приложение 2 – у автора);
  3. кроссворды;
  4. карточки с фразеологическими оборотами;
  5. изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  6. картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;
  7. ребусы;
  8. дипломы, грамоты.

План урока с указанием временных параметров:

Прогнозируемые результаты:

  1. Возможность учащихся проявить свои знания.
  2. Развитие устной речи учащихся.
  3. Интерес к изучению русского языка.
  4. Желание самостоятельно заниматься языком.
  5. Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарно-орфографическая работа.

Лексикология, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеологический оборот, неологизмы.


Задание 1

Замени буквы цифрами:

а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.

Составь слова из цифр:

13, 6, 12, 19, 10, 12, 16, 13, 16, 4, 10, 33.
л е к с и к о л о г и я

Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)

Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)

Задание 4. Что такое диалект? (Говор.)

Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.

Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?

Акваланг, аквариум, акварель, аквамарин и т.д.

Задание 9. Замените устаревшие слова синонимами:

брадобрей – парикмахер;очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:

  1. одно заимствованное слово;
  2. одно устаревшее слово.

Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:

  • Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
  • Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
  • Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
  • Очень большой. (Огромный, гигантский.)
  • Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
  • Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
  • Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)

Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:

  • алфавит (азбука)
  • абзац (красная строка)
  • абсурд (чепуха)
  • прогресс (развитие)
  • космос (Вселенная)
  • мираж (видения)
  • диалог (беседа)
  • На все руки (мастер).
  • Смотреть правде (в лицо).
  • Выносить сор (из избы).
  • Держать язык (за зубами).
  • Как корова (языком слизала).
  • Куда глаза (глядят).
  • Как ветром (сдуло).

Задание 14. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)





  1. Ползет, как черепаха.
  2. За двумя зайцами. ; Трусливый, как заяц.
  3. Топает, как слон.
  4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Задание 15. (Ответить фразеологизмом.) Как можно:

  • Сильно краснеть? (До корней волос.)
  • Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
  • быстро бежать? (Сломя голову.)
  • Промокнуть? (До костей.)
  • Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
  • Громко кричать? (Во все горло.)

Задание 16. Вопросы-шутки:

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

Задание 18. Назови фразеологизм, изображенный на картинке.


Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)


Спустя рукава (небрежно, кое-как)


Как курица лапой (небрежный почерк)


Море по колено (ничего не страшно)


Как с гуся вода (все нипочем, безразлично)


Волчий аппетит (очень сильный аппетит)


Класть зубы на полку (нуждаться)


Носом к носу (близко столкнуться)


Как пить дать (наверняка)

По 3 участника от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм. Задания на карточках:

Стоять на задних лапках. Не находить места.
Прикусить язык. Намылить шею.
Попасть не в бровь, а в глаз. Зарубить на носу.
Ломать голову. В рот воды набрал.

V. Разгадай кроссворд


  1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
  2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
  3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
  4. Диалектное слово.
  5. Яма, наполненная водой.
  6. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
  7. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
  8. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
  9. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
  10. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
  11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
  12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.

VI. Подведение итогов урока. Награждение

Заключительное слово учителя:

Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.

Читайте также: