На посадочную полосу аэродрома совершает посадку самолет массой 60 т

Обновлено: 12.09.2024

Никогда такого не было и вот опять - SuperJet 100 авиакомпании RedWings выкатился с ВПП при посадке в Белгороде. Никто, к счастью, не пострадал. Однако, за зимний сезон таких случаев набирается несколько (да и летом они бывают - вспомним Ютэйр в Сочи), поэтому давайте разберемся почему так происходит.

Итак, что такое выкатывание в принципе? Это выезд самолета за пределы ВПП, неважно за торец или вбок. Да-да, выкатывания вбок тоже случаются, иногда пилотам не удается удержать самолет в пределах ВПП. Но об этом мы говорить пока не будем, гораздо чаще все-таки выкатывания бывают именно вдоль ВПП. И происходит эта петрушка обычно на пробеге после посадки или при прерванном взлете. Непосредственная причина таких выкатываний очевидна любому - не смогли затормозить. Но вот почему? И рассматривать будем только посадку, со взлетом все проще - после скорости V1 тормозить нельзя - выкатишься. А скорость V1 определяется с учетом тех же факторов, что и требуемая длина ВПП на посадке.

Давайте рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на тормозной путь самолета. Их немного:

1. Техническое состояние шин и тормозов ВС.

2. Наличие реверса.

3. Скорость начала торможения.

4. Состояние ВПП.

Теперь каждый пункт подробнее:

1. Начнем с шин. Легко заметить, что авиационная шина не имеет такого рисунка протектора как автомобильная и, по большому счету, ее износ существенно на тормозной путь не влияет. На прочность - да. Но именно поэтому все нормальные авиакомпании предпочитают менять шины в строгом соответствии с регламентом. Это оказывается дешевле, чем искать варианты замены где-то во внебазовом аэропорту. То же самое относится и к тормозным механизмам - проще все делать по правилам. К тому же, сходу вспомнить случаи выкатывания связанные с отказом тормозов я не могу. Напротив, выкатываются обычно совершенно исправные самолеты. Поэтому этот фактор отбросим как несущественный.

2. Реверс. Реверс тяги двигателей имеется ввиду. Вот тут все просто - работоспособность реверса при расчете посадочной дистанции вообще не учитывается. Всегда считаем, что его нет. Есть он - да, он вносит свой вклад в торможение, нет его - ну и ладно. Поэтому и разрешены полеты с деактивированным реверсом. То есть фактор тоже ни на что не влияющий.

3. Скорость начала торможения. Это та скорость, с которой самолет касается ВПП. Зависит от двух факторов - текущей посадочной массы (чем она больше, тем больше скорость захода) и направления и силы ветра. Летим то мы по воздушной скорости, а вот касаемся ВПП уже на путевой. То есть попутный ветер может нашу скорость относительно ВПП очень сильно увеличить. Впрочем, в документах любого самолета есть священный раздел LIMITATIONS - ОГРАНИЧЕНИЯ, в котором указана максимально дупустимая скорость попутной составляющей ветра. И цифры приведенные в этом разделе превышать нельзя. А если все в допуске, то, разумеется, ветер и посадочная скорость будут учтены в расчетах.

4. Состояние поверхности ВПП. И это - самый важный фактор. Любой водитель, да и пешеход тоже, прекрасно знает, что одно дело - сухой и теплый асфальт и совсем другое - гололед. Разница в тормозном пути может быть в несколько раз.

Тем более, что шины авиатехники ни шипов ни даже ламелей не имеют, то есть для торможения на льду не очень-то и предназначены. И вообще они всесезонные. Собственно, есть два пути учета состояния поверхности ВПП: первый, старинный, это замер коэффициента сцепления. Это некая цифра, получаемая путем таскания специальной тележки по ВПП. Зависит эта цифра как от покрытия ВПП (сухо, мокрая, обледеневшая) так и от температуры (покрытая льдом ВПП в тридцатиградусный мороз обеспечит лучший коэффициент сцепления, чем она же при околонулевой температуре). Проблема тут в том, что в разновидностях этого коэффициента черт ногу сломит - есть и "нормативный" и "измеренный" и разница между ними довольно существенна. Второй путь - это когда экипажу в словесной форме сообщают фактическую эффективность торможения - хорошая, средняя, плохая, ненадежная. При этом коэффициент сцепления меряют точно так же, но вот перевод этой цифры в понятное слово (или код) происходит в теплом кабинете, а не в кабине, где при заходе и других дел полно.

И вот этот вот коэффициент сцепления на ВПП и есть основная причина большинства выкатываний. Казалось бы, все же просто - намеряли 0,29 вместо допустимых 0,31 - закрываемся на очистку ВПП! Но. "0,29 и 0,31 вроде невелика разница. Ой, нам всего один борт принять нужно перед окном в 4 часа. Давайте уж посадим, а потом закроемся.." Или еще проще - напортачили с замером, все иногда ошибаются. Тем более там немного и надо. И сидят потом пилоты в холодном поту - педали обжаты, а торможение. отсутствует. И держат максимальный реверс до остановки (хотя положено убирать на минимальный примерно на 60-80 узлах). И не всегда это помогает.

А первое, что делает экипаж выкатившегося самолета - требует контрольный замер сцепления! Дополнительный! А аэропорт - ой как не хочет этого делать и тянет резину. Ведь от этого замера и зависит, кто виноват. Уложилась цифра в допуск - облегченно выдыхает аэропорт, не уложилась - пилоты невиновны, ремонт за счет принимающей стороны.

Впрочем, есть и еще одна банальная до ужаса причина выкатывания - посадка с перелетом. Одно дело, когда ты сел на знаки и у тебя 2 километра впереди на торможение и другое - перелет и 800 метров. Ладно летом, там шансы есть, а зимой, да на лед. Без вариантов. Поэтому правило простое - не коснулся у знаков - уходи! Причины разные, может сам ошибся, а может и поддуло. Лучше уйти и зайти еще раз, уже принимая в расчет текущие условия.

55 лет назад 13 февраля 1967 года случился воздушный инцидент, который мог нанести большой ущерб ВВС СССР. Но советский пилот не растерялся и все закончилось благополучно.

В те дни четверку истребителей новейшей и тогда еще секретной модификации МиГ-21 ПФМ должны были перегнать с советского завода на аэродром в ГДР - для пополнения авиации союзников по Варшавскому договору. Команду перегонщиков возглавил опытный пилот капитан Федор Григорьев, служивший в 16-й авиадивизии 24-й Воздушной армии Группы советских войск в Германии (ГСВГ). По заданию самолеты планировали доставить на военный аэродром армии ГДР Коттбус. К слову, Григорьев ранее летал на другой аэродром (Темплин), и этот маршрут ему был не знаком. Что вскоре и сказалось самым неожиданным образом.

Берлин в то время делился на две зоны: Восточный контролировался советскими войсками, а Западный - войсками НАТО. С воздуха невидимую границу определить было трудно, поэтому четверка МиГов (по другим данным их было пять) случайно залетела в западную часть города. Увидев под собой аэродром, который он принял за Коттбус, Федор Григорьев сообщил другим пилотам, что совершит посадку. Подчиненным при этом приказал оставаться в воздухе до его особого распоряжения. Дело в том, что попытка связаться с "башней" аэродрома закончилась безрезультатно, и Григорьев решил, что там вышла из строя связь. Он принял решение садиться на свой страх и риск.

Приземлившись, капитан быстро осознал свою ошибку: он увидел натовскую технику - французскую и американскую, и персонал в "чужой" форме. Оказалось, что это аэродром Тегель французской зоны оккупации. Григорьев экстренно выбросил тормозной парашют и стал разворачиваться для взлета. Но натовцы тоже разглядели, что за "птичка" к ним залетела, и собирались захватить самолет. Для этого они выгнали на взлетно-посадочную полосу (ВПП) весь автотранспорт авиабазы. Григорьев заметил этот маневр и развернул Миг на рулежную дорожку. Она, вообще-то, была не пригодна для взлета - слишком была коротка. Но советский пилот не растерялся: на разбеге он включил форсаж и сумел уйти почти вертикальной "свечкой".

Остальные пилоты поняли в чем дело и сменили курс. Вскоре они благополучно долетели до аэродрома Коттбус. Туда же прибыл и их командир.

Естественно, началось следствие. Дело ведь могло закончиться плохо: на МиГ-21 ПФМ были установлены новейший электронный прицел, новая система управления огнем, катапультное кресло последней модификации. Все это было бы досконально изучено натовскими специалистами - как в поисках достоинств, так и возможных уязвимостей. Капитану Григорьеву грозило серьезное наказание.

Фото: U.S. Navy / wikimedia.org

Но все закончилось хорошо: командование дивизии решило не наказывать пилота, который имел немало заслуг. В конце концов он сам выпутался из ситуации, да еще проявил при этом мужество и мастерство.

Кстати, сейчас выдвигаются версии, что Григорьев мог принять сигнал радиомаяка аэродрома Тегель за сигнал маяка Коттбуса. Утверждают, что они звучали очень похоже.

Самолет касается посадочной полосы при скорости V0 = 60 м / с и останавливается пробежав путь L = 1800 м.

Какова скорость V самолета когда он пробежал по полосе расстояние S = 450 м?


A = (v - v0) / t найдем a = 60 / t

найдем время остановки S = V0t - at ^ 2 / 2

1800 = 60t - 60t / 2 = 60t / 2 = 30t откуда t = 1800 / 30 = 60 c

ускорение a = 60 / 60 = 1м / c ^ 2

S = (V0 ^ 2 - V ^ 2) / 2a

450 = (3600 - V ^ 2) / 2 * 1

900 = 3600 - V ^ 2

V ^ 2 = 3600 - 900 = 2500


При какой скорости самолет может приземлиться на посадочной полосе аэродрома длинной 800м при торможении с ускорением 5 м / с2?

При какой скорости самолет может приземлиться на посадочной полосе аэродрома длинной 800м при торможении с ускорением 5 м / с2?


Колеса самолета коснулись посадочной полосы аэродрома со скоростью 200 км / ч?

Колеса самолета коснулись посадочной полосы аэродрома со скоростью 200 км / ч.

Через 15 с скорость самолета стала равной 5 м / с.

Каково было среднее ускорение самолета при приземлении?


Самолет при посадке коснулся посадочной полосы при скорости 70 м / с?

Самолет при посадке коснулся посадочной полосы при скорости 70 м / с.

Через 20 с он остановился.

Определить ускорение самолета.


При какой скорости самолет может может приземлится на посадочной полосе аэродрома длинной 800 метров при торможение 5м / с2?

При какой скорости самолет может может приземлится на посадочной полосе аэродрома длинной 800 метров при торможение 5м / с2?


Самолет при посадке коснулся посадочной полосы аэродрома при скорости 252 км / ч?

Самолет при посадке коснулся посадочной полосы аэродрома при скорости 252 км / ч.

Через 30 секунд он остановился.

Определить путь , пройденный самолетом при посадке.


На взлетной полосе длиной 900 м самолет разгоняется до скорости 40 м / с ?

На взлетной полосе длиной 900 м самолет разгоняется до скорости 40 м / с .

Какова скорость самолета на расстоянии 225 м от начала полосы ?


Самолет касается посадочной полосы со скоростью при скорости 60 км \ ч и останавливается, пробежав 1800 км?

Самолет касается посадочной полосы со скоростью при скорости 60 км \ ч и останавливается, пробежав 1800 км.

Какова скорость самолета когда он пробежал по полосе 450 м ?


При какой скорости самолет может приземлиться на посадочной полосе аэродрома длиной 800м при торможении с ускорением 5 м / с2 ?

При какой скорости самолет может приземлиться на посадочной полосе аэродрома длиной 800м при торможении с ускорением 5 м / с2 ?


Самолет при посадке коснулся посадочной полосы аэродрома при скорости 252 км / ч?

Самолет при посадке коснулся посадочной полосы аэродрома при скорости 252 км / ч.

Через 30 секунд он остановился.

Определить путь , пройденный самолетом при посадке.


Пробежав по взлетной полосе 2, 4 км?

Пробежав по взлетной полосе 2, 4 км.

Самолет приобрел скорость 80 м / с.

Сколько времени длился разбег?

Вопрос Самолет касается посадочной полосы при скорости V0 = 60 м / с и останавливается пробежав путь L = 1800 м?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Физика и соответствует программе для 10 - 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Решение на прикрепленном скрине .


Процесс изотермический. Для данной массы газа произведения давления на объем есть величина постоянная. P * V = const или P1 * V1 = P2 * V2.


Ответ : Объяснение : Дано : t = 20 мин = 120 cS = 6 000 см = 60 м_________________V - ? V = S / t = 60 / 120 = 0, 5 м / с.


Фото: пресс-служба аэропорта Домодедово

13 декабря 1961 года на взлетно-посадочную полосу (ВПП) аэродрома Домодедово впервые приземлился самолет. За 60 лет воздушная гавань приняла около 3,5 млн рейсов.

Посадку на ВПП-1 еще в строящемся Домодедово совершил Ли-2. На борту самолета вместе с экипажем находился начальник Московского управления транспортной авиации ГВФ Вартан Семенович Симонянц. Полет был техническим – для проверки состояния взлетно-посадочной полосы.

Читайте также: