На пригорке растет дуб с раскидистыми скрюченными

Обновлено: 05.10.2024

5. Выбрать из текста 3 слова, в которых все согласные звуки твердые.
_
6. Выбрать из текста 2 слова, в которых все согласные звуки мягкие.
_
7. Выбрать из текста 3 слова, в которых все согласные звуки звонкие.
_
8. Сделайте фонетический разбор слов: листья, его.
листья
его
Л [ ]
И [ ]
С [ ]
Т [ ]
Ь [ ]
Я [ ]

в белом воздушном платье,с фатой на голове,стояла счастливая невеста.

вдохновленный поэт,с блеском в глазах,выразительно читал свои стихи.

мимо нас прошёл высокий,седой человек,в тёмном костюме.

сегодня ясный,солнечный зимний день,с лёгким морозцем.

1.сверкали стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.(повеств,невоскл,прост,двусостав,распростр,сложное(так как две основы),осложнено причастным оборотом)

2.в глазах ее стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море, и где начиналось небо, где кончалось море — она не различала(повеств,невоскл,простое,распр,двусостав,сложное,осложнено

3.трудно сказать, почему горы произвели на меня такое неизгладимое впечатление, но я постоянно вспоминал их, не теряя надежды вдохнуть еще раз тот горный воздух, который так сладко, холодит гортань, в то время как губы жжет горячее высокогорное солнце.(повеств,невоскл,двусостав,распр,сложное,осложнено обобщенными словами? )

запятые 100% правильно)) прости,но схему не знаю,как написать( если будут идеи-пиши

разница - сущ., нач.ф. - разница, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., и.п., ед.ч., (что? ) разница (подлежащее).

Художественный стиль, повествование.

Растёт дуб. Он впился. Дуб почувствовал, Листья не поддавались и продолжали зеленеть. Ударил морозец. Подул ветерок, листья стали опадать. Пригорок покрылся.

Задачи: учить составлять связный рассказ на лингвистическую тему; повторить значение слов из области экономики, орфоэпические нормы, побеседовать о разделах лингвистики; закрепить навык комплексного анализа текста, учить создавать пейзажную зарисовку

Тип урока: обобщение изученного

I. Проверка домашнего задания

2. Проверить у доски задания 1, 3, 4 к упр. 7.

3. Комментирование и толкование непонятных слов из упражнения:

плетень - изгородь из сплетённых прутьев и ветвей;

плахта - кустарная украинская ткань, полосатая или клет­чатая, а также её четырёхугольный отрез, носимый в каче­стве юбки;

шаровары - широкие штаны, заправляемые в голенища, во­обще штаны широкого, свободного покроя.

4. Три человека выполняют индивидуальное задание:

- Опишите дуб поздней осенью. Покажите особенности этого дерева.

Пример текста:

На пригорке растёт дуб с раскидистыми, скрюченными, словно старые натруженные пальцы, ветками. Он крепко впился в землю тол­стыми корнями. Дуб не сразу почувствовал приход осени. Его плот­ные листья долго не поддавались прохладным ночам и продолжали зеленеть. Но неожиданно ударил морозец. Листья дуба пожелтели, взялись изморозью. Подул ветерок, и листья постепенно стали опа­дать. Дзинь-дзинь! Зазвенели, словно золотые колокольчики, ударяясь о застывшие ветки. Весь пригорок покрылся шуршащим ковром.

5. Во время подготовки учащихся к ответу и выполнения индиви­дуальных занятий класс пишет словарный диктант:

Мэр, префектура, пейджер, брокер, шоумен, продюсер, контракт, актив, гарантия, демпинг, квота, негоция, реквизиты, рента, ссуда, таможня, тариф, цент, бартер, концессионер, маклер, номинал, швейцар, экспортёр, электорат.

- Дайте толкование слова электорат. (Избиратели, участвующие в выборах в государственные или другие крупные общественные структуры)

П. Работа по теме урока

1. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).

ядрица, феномен, еретик, знамение, досуг, невролог, рефлексия, астролог, астроном, инструмент, ходатайство, обеспечение, укра­инский, фетиш, искра, дремота, зевота, бюрократия, возвеличенье, озвучение, донельзя, задолго, сосредоточение, упрочение

- Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)

2. План-конспект теоретического материала.

Слово учителя (Поурочные разработки, с.39-40)

3. Понятие об орфоэпической норме. (Поурочные разработки, с.39-40)

Следует правильно выделять ударные слоги в словах: Автобус, агент, арбуз, аргумент, арест, аристократия, балло­тироваться, баловать, библиотека, буржуазия, верба, гектар, де­мократия, деятельность, диагноз, диспансер, договор, дозвониться, документ, завидно, заём, заржаветь, звонит, звонишь, злоба, издавна, изобретение, изредка, индустрия, каталог, каучук, квартал, кило­метр, коклюш, колосс, комбайнёр, комбайнер, крапива, красивее, кре­мень, лыжня, магазин, медикаменты, молодёжь, монолог, наме­рение, недоимка, некролог, ненависть, обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти, паралич, партер, пепелище, портфель, премировать, принудить, приобретение, простыня, процент, псевдоним, револьвер, ремень, ржаветь, русло, санти­метр, случай, соболезнование, средства, статуя, столяр, таможня, усугубить, фарфор, формировать, форум, ханжество, харак­терный (танец, поступок), характерный (человек), хлопок, хода­тайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофёр, щавель.

- В чём особенности русского ударения? (Русское ударение сво­бодное, разнообразное, оно может падать на любой слог, дик­тор, магнитофон. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой, сто­рона - сторонка - стороны.)

^ III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Анализ текста.

Трудно переоценить роль литературного произношения - одного из важных показателей общего культурного уровня современного че­ловека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К.С. Горбачевич.)

- В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

- Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.

2. Орфоэпический анализ слов.

Упр. 10 (выполнить все задания к упражнению).

^ Ответы к упражнению под цифрой 2:

Яи[шн]ица, коне[шн]о, Фомини[шн]а, ску[шн]о, наро[шн]о, булоч­ная и було[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а.

Упр. 12 (написать диктант по памяти). Выполнить задания к уп­ражнению.

- Что хотел сказать писатель? (Учащиеся пишут небольшое сочи­нение-размышление, 5-7 предложений.)

3. В это время один ученик работает по карточке у доски. Задание:

- Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции слож­ные случаи произношения согласных:

Свит.,р, спринт..р, компьютер, инт..рьер, инт..рвью, аст.,роид, (т..нд..нция, гофрированный, жизнеобеспечение, завсегдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский.

^ Ответы к заданию:

Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ],[дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н'э], завсегдатай [с'э], экзальтированный [за], мягче [хч'], лёгкий [х'к], детский [цк].

IV. Итоги урока

- Что такое ударение?

- Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?

- В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. (Золото - позолота - зо­лочёный.)

- Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?

- Какие произносительные нормы существуют для согласных зву­ков?

Домашнее задание

1. Упр. 25 (выполнить все задания к упражнению).

2. Используя записи в тетради, подготовить связный ответ по теме урока.

5. Выбрать из текста 3 слова, в которых все согласные звуки твердые.
_______________________________________________________________________________________
6. Выбрать из текста 2 слова, в которых все согласные звуки мягкие.
_______________________________________________________________________________________
7. Выбрать из текста 3 слова, в которых все согласные звуки звонкие.
_______________________________________________________________________________________
8. Сделайте фонетический разбор слов: листья, его.
листья
его
Л [ ]
И [ ]
С [ ]
Т [ ]
Ь [ ]
Я [ ]

5. Выбрать из текста 3 слова, в которых все согласные звуки твердые.

6. Выбрать из текста 2 слова, в которых все согласные звуки мягкие.

7. Выбрать из текста 3 слова, в которых все согласные звуки звонкие.

8. Сделайте фонетический разбор слов: листья, его.
листья
его
Л [ ]
И [ ]
С [ ]
Т [ ]
Ь [ ]
Я [ ]

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Художественный стиль, повествование.

Растёт дуб. Он впился. Дуб почувствовал, Листья не поддавались и продолжали зеленеть. Ударил морозец. Подул ветерок, листья стали опадать. Пригорок покрылся.

Ответ

+

л-(л")- согласный, непарный звонкий. и- (и) гласный,парный мягкий. с-(с)-согласный, парный глухой,парный мягкий. т-(т)-согласный , парный глухой,парный мягкий. ь-- . я-(й) согласный,непарный звонкий,непарный мягкий. (а) - гласный.

Ответ

+

Ответ

+

Ли\стья - два слога
Л(л`) - согласный, звонкий, мягкий.
И(и) - гласный,ударный.
С(с) - согласный, глухой, твердый.
Т(т`) - согласный,глухой, мягкий.
Мягкий знак не записывается в транскрипцию.
Я(йа) - гласный, безударный.

6 букв 6 звуков

Зо\ло\той - 3 слога
З(з) - согласный, звонкий, твердый.
О(а) - гласный, безударный.
Л(л) - согласный, звонкий, твердый.
О(а) - гласный, безударный.
Т(т) - согласный, глухой, твердый.
О(о) - гласный, ударный.
Й(j) - согласный, звонкий, мягкий.

7 букв 7 звуков

Ответ

+

Ли´стья – слово из 2 слогов, 1-й ударный

л — [л’] — согл., зв. непарн., мягк.
и — [и´] — гл., ударн.
с — [с’] — согл., глух., мягк.
т — [т’] — согл., глух., мягк.
ь — [–]
я

[й’] — согл., глух., мягк.
[а] — гл., безуд.
6 б., 6 з.
Шурша´т — слово из 2 слогов, 2-й ударный

ш — [ш] —согл., глух., тв. непарн.
у — [у] —гл., безуд.
р — [р] —согл., зв. непарн., тв.
ш — [ш] —согл., глух., тв. непарн.
а — [а´] —гл., ударн.
т — [т] —согл., глух., тв.
6 б., 6 з.

Ответ

+

л→[л']:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкийи→[и]:гласныйс→[с']:согласный, парный глухой, парный мягкийт→[т']:согласный, парный глухой, парный мягкийь→—е→[й']:согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий[и]:гласныйв→[ф]:согласный, парный глухой, парный твёрдый.

Росы-существ. Р.п.; Мн.ч. Ж.р. 1 скл. Окончание -ы.

главныечлены предложения :капли ( подлежащее, выраж. сущ) ( Что сделали? ) повисли (сказукмое ,выраж. глаголом)

(повествоват;. невосклицат.; простое;распростран.; двусост)

Ответ

+

л→[л']:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкийи→[и]:гласныйс→[с']:согласный, парный глухой, парный мягкийт→[т']:согласный, парный глухой, парный мягкийь→—е→[й']:согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий[и]:гласныйв→[ф]:согласный, парный глухой, парный твёрдый

Ответ

+

Листьев - [л' и с т' й э ф]
л - [л'] - согл., мягк., звон.
и - [и] - глас., удар.
с - [с] - согл., глух., тверд.
т - [т'] - согл., мягк., глух.
ь - [нет звука]
е (разделяется на два звука - Й и Э)
й - [й'] - согл., мягк., звон.
э - [э] - глас., безудар.
в - [ф] - согл., тверд., глух.

Ответ

+

Листья - льисьтьйьа
л -согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и -гласный
с -согласный, ПАРНЫЙ ГЛУХОЙ, ПАРНЫЙ МЯГКИЙ
т - согласный, парный глухой, парный мягкий
ь -не обозначает звука
й - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
а - гласный

МОРОЗ - марос
м - согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а - гласный
р - согласый, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о - гласный
с - согласный, парный глухой, парный твёрдый

МОРКОВЬ - маркофь
м -согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а - гласный
р -согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
к -согласный, парный глухой, парный твёрдый
о - гласный
фь -согласный, парный глухой, парный мягкий

ДРУЗЬЯ -друзьйьа
д -согласный, парный звонкий, парный твёрдый
р - согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
у - гласный
зь - согласный, парный звонкий, парный мягкий
ь- нет такого звука
й - согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
а - гласный
Извините, вместо ь знака не смог поставить апостроф

Читайте также: