Наблюдение за елью зимой в старшей группе

Обновлено: 05.10.2024

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характер­ным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. Узнать о еловом лесе ряд интересных особенностей.

ВложениеРазмер
progulka_12.docx 13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сапунова И.А 42 ДЗ.

Наблюдения на прогулке. Подготовительная группа.

Наблюдение за елью

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. Узнать о еловом лесе ряд интересных особенностей.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка.),

Ель-высокое могучее дерево, которое растет медленно, но живет долго-500-600 лет. Ветви и ствол-замшелые, смолистые, зеленовато-серого цвета. Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. Как в народе про елку говорят? Правильно, зимой и летом одним цветом. А вы знаете, что зимой в густом еловом лесу теплей, чем в любом другом. Дети, а какие мы знаем леса? Правильно, смешанный лес, березовая роща, сосновый бор. В еловом лесу теплее, потому что сюда не проникает ветер. Высоченные деревья-ели, мохнатые ветви до земли, густой еловый подлесок, как мощный заслон встают на пути даже самого злого ураганного ветра. Знаете, как интересно еще, что в глуши под старой елью, где сухая подстилка из хвои, устраивает в марте уютное гнездышко сообразительная кабаниха. У такой умницы-мамы Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли все 5 или даже 7 новорожденных кабанят не замерзнут, не изрежут свои ножки о колючий, острый, как бритва, наст. А еще в чащобе, в гуще еловых ветвей строят зимой гнезда клесты и выкармливают птенцов еловыми семенами.

Укрывание стволов деревьев на участке снегом, чтобы они не вымерзли.

Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.
Подвижные игры

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Наблюдение за елью, систематизация знаний детей о живой природе, формирование ценностного отношения к объектам живой природы на примере дерева – ель.

Содержимое публикации

Цикл наблюдений за елью, растущей на территории детского сада.

Воспитатель: Клюева Любовь Александровна

ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ МОШКОВСКОГО РАЙОНА

Цикл наблюдений за елью, растущей на территории детского сада.

Участники:дети старшей группы, воспитатель.

Цель:формирование ценностного отношения к объектам живой природы на примере дерева – ель.

Образовательные:

Углублять и систематизировать знания детей о живой природе.

Формировать представления о внешнем виде хвойных деревьев на примере ели.

Развивающие:

Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы.

Развивать и обогащать словарный запас детей (загадки, стихи, пословицы, поговорки).

Воспитательные:

Воспитывать у детей основы экологической культуры: желание защищать и оберегать природу; эмоционально, бережно относиться к окружающему миру.

Цель:Уточнить представления о настоящей ели, назвать характерные особенности строения, признаки, отличающие от других деревьев. Учить любоваться живой елью.

Ход наблюдения:

Вокруг нашего садика посажено много разных растений и деревьев. Ребята, а что мы сегодня будем рассматривать, вы отгадаете.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

– Что это за дерево? Кто знает? (Ель).

– Почему вы думаете, что это ель?

– Какая она: большая или маленькая?

– Что есть у ели? (Ствол, веточки, иголочки).

– Какого цвета веточки? (Зеленые).

– А это что на веточках? (Шишки).

– Какие у ели иголки? (Маленькие, острые, колючие).

– Нравится вам наша ель? Давайте на неё посмотрим, полюбуемся.

Наша красивая ель!

Вывод.Ель — дерево высокое, стройное, у него прямой ствол, покрытый шершаво-коричневой корой. Ель похожа на пирамидку, у неё много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев. Это вечнозелёное дерево.

Цель: Продолжать знакомить с елью: ствол, ветки с колючими иголками ( иголок много, они зеленые, маленькие, ветки растут по всему стволу).

Ход наблюдения:

Мягко светятся иголки

Хвойный дух идет от… (ёлки)

Вспомните, какое дерево мы с вами рассматривали в прошлый раз? (Ель). Давайте найдем ель. Полюбуйтесь елью , её красотой. Вот она какая, красавица лесная. Наша ель большая или маленькая? Покажите, какая она. Да, она очень высокая, стройная. У ели есть ствол. Вот он. На стволе растут ветки. Веток много. Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у ели? Потрогайте веточки. Какие они? ( Колючие) . Почему веточки колючие? (Колючие иголки).

Посмотрите, сколько на веточках иголочек? (Много). Какого цвета иголочки? (Зеленые). Потрогайте осторожно иголочки. Какие они? (Маленькие, острые, колючие). Иголочек у ели много. Они очень острые и колючие,называются хвоинки. Могут уколоть руку, будьте аккуратны. Вспомним скороговорку :

Ель на ежика похожа

Еж в иголках, елка тоже.

А теперь отгадайте загадку:

Не похожи на иголки

А упали тоже с ёлки. (Шишки).

У ели есть шишки. Когда они падают с дерева, мы можем собирать их для поделок.

Давайте еще раз полюбуемся нашей елью и её красотой. В круг вставайте, за руки беритесь, вокруг деревца пройдитесь, ласковые слова скажите.(Лесная красавица, чудесная, великолепная, стройная).

До небес макушки —

Смотрят на внучат.

Водят хоровод. (Токмакова И.)

Иголочки у ели.

Вывод.Все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев. Иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, не опадают, если дотрагиваться.

Цель: Воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки).

Ход наблюдения:

Давайте найдем нашу ель. Посмотрите, какая она красивая. Вспомните, какие добрые, ласковые слова мы ей говорим. Ель наша, мы любим тебя и никому в обиду не дадим. Наша ель живая, как и мы с вами. Если дерево обижать, то ей, так же, как и нам, будет больно. А ведь мы не хотим причинить ей боль? (Не хотим). Скажите, можем мы поднять ель и перенести в другое место? (Нет). Почему нет? Правильно, она живая, растет в земле, держится корнями, которые питают её. Посмотрите, что лежит на ветках у ели? (Снег). Как вы думаете, легко ли деревьям держать столько снега? Мы можем помочь и стряхнуть снег с веток. Посмотрите, как это делается. Стряхивать снег нужно осторожно, чтобы не повредить ветки у ели, чтобы не сделать ей больно. Если зимой мало снега, у дерева могут промёрзнуть корни. Мы можем прикопать к стволу снег с участка и сохранить там тепло, спасти ель. Нельзя ломать ветви у ели, какими бы они не были пушистыми и красивыми.

Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель издаёт чудесный хвойный аромат.

Давайте вспомним пословицы о ели:

– Если хлеба край, так и под елью рай.

– Ель не сосна, шумит неспроста.

Помогаем ели – отряхнули с веток снег.

Вывод. Ель – это очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогая всем быть здоровыми! Она живая, зеленая зимой и летом, её надо беречь и охранять. Не обижать и не портить растущие деревья самим, и не позволять это делать другим.

Цель: Закреплять представление о живой ели. Показать отличие живой ели от искусственной. Формировать чувство восхищения живым деревом.

Ход наблюдения:

Мне елку купили! Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите, скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,

Задень - и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке, макушкой кивая.

Кому? Никому! Просто ветру, метели,

Такой же красивой неспиленной ели!

Посмотрите, что это за ёлочка? (Мы её принесли из группы, она неживая). Похожи ли настоящая ель и искусственная? Чем живая ель отличается от неживой ёлочки? (Может быть любого цвета, сделана из искусственного материала, у неё нет корней, её можно наряжать к празднику, она не растёт). Где растет живая ель? (В лесу, около детского сада, в земле). А растет ли неживая ёлка? (Нет). Почему вы так думаете? А если мы её посадим в землю, будет ли она расти, у неё появятся корни? Правильно, не будет. Она неживая. Потрогайте иголочки игрушечной ёлки? Какие они? А теперь потрогайте иголочки у живой ели? Какие они? Вырастут шишки у неживой ёлки? А у живой ели? (Да). Когда вырастают шишки у живой ели? (Когда она становится большая). Зачем нужна искусственная ёлка? (Наряжать её новогодними игрушками, водить вокруг хороводы) . Когда мы наряжаем ёлочку, на какой праздник? (На Новый год). Надо ли беречь живую ель? Давайте полюбуемся живой елью, а в группе украсим нашу маленькую ёлочку к празднику. Стихотворение:

Ах! Такую ёлочку вижу в первый раз!

Не могу от ёлочки отвести я глаз

Пышная красавица серебром блестит,

И в мороз, на солнце – искрами горит!

Дети вместе с воспитателем украшают ёлочку. Новогодний праздник проводят вокруг большой, красиво украшенной искусственной ёлки.

Новогодний хоровод вокруг искусственной ёлки. Ёлочка в группе.

Вывод. Натуральная ель отличается от искусственной ёлки. Очень красивое, зелёное, стройное дерево с иголочками. Но для праздника лучше искусственная ёлочка, которую мы украсили. Наша ёлочка красива в помещении. А на улице пусть растёт прекрасная живая ель!

Список литературы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель : развивать эстетическое восприятие природы .

1. Расширять представление детей о ели, растущее на участке, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.

2.Развивать наблюдательность, умение обобщать и делать выводы.

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Создание развивающей предметно-пространственной среды: осмотр территории детского сада, определение места и объекта наблюдения (ель).

Предварительная работа :

воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта трудовой деятельности.

с детьми: рассматривание иллюстраций ели.

Методические приемы: коллективное и индивидуальное наблюдение, напоминание, вопросы воспитателя, беседа, объяснение, показ.

Ход наблюдения

1. Вводная часть. Предлагаю детям отгадать загадку:

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Воспитатель: А на нашем участке есть где-нибудь ель, найдите её.

2. Основная часть.

Воспитатель: Да, это елка, а по-научному её называют ель. Эти ели растут у нас в детском саду давно, когда их посадили, они были маленькими, как вы. А теперь они выросли. Посмотрите на ель, какая она по высоте?

Дети: Высокая.

Воспитатель: Ель, это что? Кустарник?

Дети: Нет, это дерево.

Воспитатель: А почему вы решили, что это дерево?

Дети: Потому что у него один ствол, а от него растут ветви.

Воспитатель: А какой ствол по толщине?

Дети: Толстый.

Воспитатель: Какого цвета у ели ствол?

Дети: Серый, зеленый, черный.

Воспитатель: Ребята, ствол у ели зеленовато-серый. А какой он на ощупь?

Дети: Шершавый, липкий.

Воспитатель: Да. Ствол ели покрыт смолой, поэтому он липкий. А что ещё есть у ели?

Дети: Ветви, корень, иголки.

Воспитатель: Молодцы. Куда смотрят ветви ели?

Дети: Ветви смотрят вниз, как будто лапки.

Воспитатель: Ребята, а саму ветку мы можем потрогать?

Дети: Нет. Не можем, потому что уколемся. Иголки мешают и колются.

Воспитатель: Дети, вы сказали, что ель это дерево. Значит, у неё должны быть листья, но их не видно. Где же они?

Дети: У ели вместо листьев иголки.

Воспитатель: Правильно. У ели необычные листья – иголки. Их называют – хвоинки. Поэтому ель – это хвойное дерево. А вы какие-нибудь хвойные деревья ещё знаете?

Дети: Сосна.

Воспитатель: Каждая иголка у ели живёт 5-7 лет, а потом опадает. Но они опадают не все сразу, а постепенно. А на их месте весной вырастают новые иголки. Поэтому ель всегда покрыта зелеными иголками и считается вечнозеленым деревом. (Предлагаю аккуратно потрогать, понюхать иголки). Какие иголки на ощупь?

Дети: Жесткие, твердые, колючие. Острые, ими можно стильно уколоться.

Воспитатель: А чем пахнут иголки?

Дети: (улыбаясь) Новым годом. Елью.

Воспитатель: Иголки пахнут хвоей. Кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте.

А теперь посмотрите наверх ели, что вы видите?

Дети: (хором) Шишки.

Прошу детей поднять с земли несколько шишек и рассмотреть их.

Воспитатель: Опишите шишки у ели?

Дети: Длинные, вытянутые, тонкие.

Воспитатель : Посмотрите, а что есть внутри шишки?

Дети: Семена.

Воспитатель: Эти семена имеют крылышко. Их любят есть белки, мыши, клесты и другие животные и птицы.

- Ребята, сейчас мы с вами наблюдали за елью. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда все деревья голые, а она зеленая. Красиво выглядит ель и когда на ее ветках иней. Елью можно постоянно любоваться, ведь она украшает участок, двор и парки. Ель очень полезное дерево, так как издает хороший запах и очищает воздух от бактерий. Ель помогает нам быть здоровыми.

Дети самостоятельно наблюдают за елью, воспитатель отвечает на вопросы детей.

3. Рефлексия .

- Дети для чего нам нужны деревья? ( Деревья дают воздух, кислород, на деревьях растут фрукты, есть деревья, из которых делают лекарства, из деревьев делают бумагу, деревья дают сок, на деревьях есть гнезда для птиц)

- Нужно ли нам беречь деревья? (Да)

- Как мы можем их беречь? Что мы должны для этого делать? (не ломать ветки, не рубить деревья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Формировать представление о ели. (У нее есть ствол, ветки, хвоя).

• Формировать представление о том, что у ели имеется ствол, ветви, и хвоя. Стволы бывают толстые и тонкие, также и ветви бывают толстые и длинные, тонкие и короткие. У дерева один ствол.

• Развивать у детей интерес к природе, эмоциональную отзывчивость на созерцание красоты деревьев, развивать слуховое и зрительное внимание.

• Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, любовь к стихам.

- Я слышала, что в лесу как-то по-особенному надо себя вести. А как надо вести себя в лесу? (Тихо, не шуметь, ничего не рвать и не ломать, идти рядом с взрослым, не мусорить).

Здравствуй, ЛЕС, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Все открой, не утаи.

Ты же знаешь – мы свои!

- Кто летом и зимой в рубашке одной? (Ель).

Если вам нужны иголки,

Попросите их у елки.

Больше всех иголок

У кого? У елок!

– Давайте подойдем к ели.

Посмотрите, у каждой ели есть ствол, он только один. Ствол бывает толстым и тонким. У молодого, маленького дерева ствол тонкий, его можно обхватить одной рукой или двумя руками. А у старого дерева ствол толстый, его трудно обхватить одному.

У ели есть много, много веток. Они растут от ствола в разные стороны – это большие ветки. У ели ветки растут почти от земли, по всему стволу и до самой макушки. Ветки наклоняются вниз, потому что на них растут еще и маленькие веточки, их много.

А на маленьких веточках растут маленькие, острые, колючие иголки. Как называются эти иголочки? (Хвоя, хвоинки) Внизу ветки длинные, а выше ветки короче. На макушке ветки самые короткие.

- Какую геометрическую фигуру напоминает образ елки? (треугольника).

По цвету ствол и ветки у елки коричневые. А иголки и зимой и летом зеленого цвета.

Еще на елке растут шишки. Они продолговатой формы, а по цвету коричневые у старой елки, но светлей чем ствол. А молодые шишки зеленые. Созревая, шишки падают на землю. Посмотрите под ноги, сколько шишек еловых упало на землю!

Давайте поиграем. Я буду давать задание. Надо найти дерево, подбегите к нему и коснитесь его рукой.

– Ребята, найдите елочку с тонким стволом. (Дети подбегают к нужному дереву).

- Найдите ель с толстым стволом.

- Сейчас найдите старую ель.

- Найдите молодую ель.

Мама и дочка

На лесной опушке

У старой мамы елки

Коричневые шишки,

Колючие иголки.

А у ее дочурки,

Ее малютки елочки,

Зеленые шишки

И мягкие иголочки.

Ель стоит под небом синим,

На котором звёзды спят.

Всю её раскрасил иней

От макушки и до пят.

Чистым жемчугом сверкая

В колкой, звонкой тишине,

(Изображаем пальчиками обеих рук жемчужины — большой и указательный пальцы каждой руки соединяем в маленькие круги. Делаем отрывистые движения руками в разные стороны, сгибая и выпрямляя руки, — показываем, как ярко сверкает наше дерево.)

Ель нарядная такая —

Будто сказка при луне.

(Возвращаемся в исходное положение, изображая ёлочку: ноги слегка на ширине плеч, вытянутые руки немного разведены в стороны, раскрытые ладошки обращены к полу. Делаем небольшие приседания и одновременно поворачиваем тело вправо и влево, немного поднимая и опуская вытянутые руки, — вот такая нарядная наша ёлочка!)

Облаков плечом касаясь,

Ловит снег она густой.

Даже встал на лапки заяц

Перед этой красотой!

(Изображаем стоящего на лапках зайчика: присаживаемся на корточки, руки держим на уровне груди. Находясь в таком положении, смотрим вверх и наклоняем поочерёдно голову в одну и другую сторону — показываем, как зайчик восхищается красивой ёлочкой.)

– Что же мы сегодня узнали, с каким деревом познакомились? (Ответы детей).

- Давайте вспомним, какими красивыми словами можно назвать ель?

- Вам понравилась экскурсия?

- Что нового узнали? Что запомнили?

- Ребята, я хочу вам дать задание на дом. Спросите у своих родителей, почему на новогодние праздники люди чаще стали покупать домой искусственные елки, а не живые?

- Перед уходом, давайте поблагодарим лес и попрощаемся с ним. Спасибо тебе, лес, за чудесные знания, за чистый воздух, за радость и пользу, которую ты нам приносишь.

Читайте также: