Насекомые почвообразователи перемешивают разрыхляют и удобряют почву повышая ее плодородие

Обновлено: 08.07.2024

В качестве примера рассмотрим обитателей и полноправных хозяев почвы, которые своим неутомимым трудом постоянно приводят ее в порядок. Это – почвообразователи и санитары природы. Они служат для очистки земной поверхности от растительных и животных остатков, взрыхления, обновления и увеличения плодородия почвы.

Соревнование между бактериями и насекомыми. Насекомые – незаменимые труженики в процессе уничтожения мертвой растительности для поддержания круговорота веществ в природе.

Экспериментально установлено, что они быстрее бактерий способны перерабатывать опавшую листву в полезные удобрения. Листья под воздействием микроорганизмов не перегнивают в долгое время. А так же грибной комарик, отложив на них свои яйца, справляется с этой задачей несравненно скорее. Из комариных яичек очень быстро появляются белые личинки и принимаются за еду. И тогда листьям во влажной почве превратиться в удобрение достаточно трех дней.

Потомство грибного комарика питается не только листьями, но и грибами, что способствует очищению леса от перезрелых плодов.

Неутомимые термиты. В тропических лесах важными почвообразователями являются влаголюбивые термиты. Они перерабатывают в лесах всю отмирающую древесину и растительные остатки.

Кроме того, термиты пронизывают почву многочисленными ходами и перемешивают слои, перемещая землю в различных направлениях. К тому же, пропуская растительную пищу и почву через кишечник, эти насекомые активно влияют на происходящие в почве процессы. Да и сами термиты представляют собой достаточно калорийный источник питания для многих животных.

Хотя деятельность термитов порой противоречит интересам человека, разрушая его деревянные постройки, их положительная роль в жизни тропической природы неоценима.

Жуки-навозники. Важную роль для оздоровления окружающего мира играют жуки-навозники, представители которых, как уже говорилось выше, спасли выпасные угодья в Австралии. Они быстро разрушают помет скота, очищая и сельские загоны и пастбища, что создает условия для нормального развития растений. Переработанный жуками навоз служит к тому же прекрасным удобрением.


Для того чтобы постоянно заделывать навоз в почву и столько же земли выносить на поверхность, эти естественные санитары природы наделены огромной подъемной силой и специальными органами. Передние ноги у них предназначены для копания, как у крота, а рога работают подобно плугу.

Жуки-могильщики. Огромную пользу приносят природе и жуки-могильщики. Взрослые насекомые и личинки быстро справляются с телами погибших животных. Их целенаправленные действия полностью соответствуют врожденной программе, полученной от таких же неутомимых в работе родителей.

Благодаря прекрасному обонянию эти жуки мгновенно собираются с больших расстояний вокруг тела мертвого животного. Затем они определенным образом подрывают грунт под трупом зверька или птицы и, предав тем самым тело животного земле, роют рядом или вокруг него ямки, куда откладывают яйца. В результате получается двойной эффект: происходит очищение поверхности, а вышедшие из яиц личинки получают необходимое питание для дальнейшего развития и роста.

Сам факт, что на Земле имеются живые существа, которые призваны выполнять, как нам кажется, неприятную, однако весьма необходимую работу по очистке планеты, свидетельствует о том, насколько предусмотрительно создан наш мир.

Черви – почвообразователи. Дождевых (земляных) червей не случайно называют хозяевами почвы. Ведь они, так же как насекомые и другие почвообразователи, служат незаменимыми союзниками растений, способствующими их росту и развитию.

Неутомимые черви проделывают в земле множество ходов, взрыхляя почву, и тогда воздух, вода и питательные вещества легко проникают к корням растений. К тому же дождевые черви затаскивают в свои норки пищу – опавшие листья и траву. А остатки от их трапезы служат удобрением, повышая плодородие почвы.

Дождевой червь наделен для своей жизнедеятельности достаточно сложными, а главное, целесообразно устроенными частями тела, анализирующими органами и живыми приборами.

Очень сильные мышцы позволяют ему легко изменять форму тела. Они работают без устали, и при движении в определенном направлении животное может попеременно вытягиваться, сокращаться, изгибаться.

Прочные и послушные щетинки, покрывающие тело червя, всегда готовы, повернувшись нужным для животного образом, зацепиться за неровности почвы. Благодаря этому при попытке вытащить дождевого червя из земли, вы ощутите серьезное сопротивление.

На коже червя имеются клетки, которые вырабатывают смазку, что облегчает продвижение животного в земле.


Дождевой червь не имеет глаз, но он прекрасно отличает свет от тьмы благодаря присутствию в теле множества чувствительных к свету клеток. Червя пугает очень яркий свет, поэтому животное сразу же стремится спрятаться от него в своей родной среде – почве.

Удивительно, но дождевые черви способны чувствовать запах и вкус пищи. Если червю предложить на выбор самую различную еду, то в первую очередь он станет лакомиться морковью, жареным мясом и жиром.

А испытывают ли черви боль? Рыбаки, которые насаживают червяка на крючок, полагают, что он не ощущает боли. Однако это не так.

Исследования доказали, что червь способен испытывать болевые ощущения. При боли тело червя быстро покрывается дополнительной смазкой. А если животное взять в руки, оно начинает изо всех сил упираться щетинками о пальцы, чтобы поскорее выбраться из плена.

Шведские ученые установили, что в это время у земляных червей в ганглиях (нервных узлах) вырабатываются особые вещества, схожие с теми, которые образуются и в мозгу человека, когда ему приходится испытывать боль.

Трудолюбивые кроты. Наделенные способностью рыть землю кроты тоже являются хозяевами почвы. Они живут во влажной земле и почти без отдыха прокладывают ходы во всех направлениях.

Сложно переплетенные кротовые коридоры тянутся под самой поверхностью земли. Благодаря таким разветвленным лабиринтам происходит дополнительное рыхление и перемешивание слоев почвы. А корням деревьев достается больше воздуха и влаги.

Прокладка коридоров имеет свою технологию, которую определяют запрограммированные действия. Так, если крот натыкается на участок плотной почвы у тропинки или дороги, то он прокладывает под ней глубокий и короткий переход, которым пользуются все кроты, обитающие на ближнем участке леса (как тут не вспомнить наши подземные переходы). В случае повреждения такого постоянно действующего перехода кроты его ремонтируют – ведь прокладка нового требует большего труда.

А откуда крот берет воздух для дыхания и воду для питья? С воздухом у него проблем нет, ведь им заполнены все его коридоры. А вот воду в лужах или ручьях крот чувствует издалека и упорно роет к ним технический коридор. Если же водоемов поблизости нет, то он специально устраивает в земле углубления. Они постепенно наполняются водой и служат ему так же, как колодец служит человеку.

Форма тела у крота позволяет ему рыть грунт с удивительной быстротой. А его бег по подземным владениям сравнивают с лошадиной рысью.


ловко отгребает землю этими передними лапами и как штопор ввинчивается в грунт.

Для быстроты передвижения это животное имеет и особый коротковорсый мех. Он не уложен в каком-то одном направлении, так что крота с одинаковым успехом можно гладить как от головы к хвосту, так и наоборот. Такой мех в сочетании с коротким хвостом позволяет зверьку бегать в своих узких коридорах, как головой, так и хвостом вперед. Причем зверек делает это почти с одинаковой скоростью.

Даже такая, казалось бы, мелочь предусмотрена при создании этого замечательного подземного труженика.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Духи-хозяева

Духи-хозяева Карелы и финны верили также в духов-хозяев воды и земли, лесов и гор, хозяев очага и хозяев бани.Хозяин очага обычно принимает облик того, кто первым зажег огонь в этом очаге. Иногда домовые хозяин (и хозяйка) имеют странный облик: один глаз во лбу, например.

10. Хозяева и работники

10. Хозяева и работники В качестве образчика добродетелей просвещенного хозяина мы можем взять Рамараи, верховного жреца Амона.«О жрецы, писцы дома Амона, достойные служители божественных жертвоприношений, пекари, пивовары, кондитеры, все, входящие в эту мастерскую в

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЧВЫ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЧВЫ В притче о сеятеле Христос представляет различные результаты сеяния в зависимости от почвы. В каждом случае сеятель и семя — те же самые. Этим Он учит, что если Слово Божие не достигает осуществления своей работы в наших сердцах и жизнях, то причина

18 Подготовка почвы

18 Подготовка почвы Прибыв в США, Свами Бхактиведанта вскоре оказался в Идеальной Духовной Общине — другими словами, в нью-йоркском Нижнем Ист-Сайде —и в неприкосновенности перенес туда частичку атмосферы уличной Индии. Он превратил бывший магазин в ашрам, где

Глава 1 Вопросы, касающиеся рабов, хозяева которых

Глава 1 Вопросы, касающиеся рабов, хозяева которых 1431.Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что один из ансаров объявил своему молодому рабу, что после его смерти тот получит свободу. Когда весть об этом дошла до Пророка, мир ему и

Иисус объясняет притчу о четырех видах почвы

Иисус объясняет притчу о четырех видах почвы (Мат. 13:10–23; Лк. 8:9-15)10 Позже, когда Иисус был один, Его постоянные спутники вместе с двенадцатью спросили Его о притчах. 11 Иисус ответил:— Вам открыта тайна Божьего Царства, а тем, внешним, все дается в притчах, 12 чтобы«они

От всех вредителей почвы

От всех вредителей почвы Читают на первого попавшегося в вашем саду или огороде вредителя; будь то червь, тля или мушка. Но только не на куколку и не на личинку. Начинайте заговор и раздавите вредителя правой ногой.Иди, земляной червяк, грызи свой чиряк, ешь земляную порчь,

СИОНСКИЕ МУДРЕЦЫ И ХОЗЯЕВА ДИСКУРСА

1.Ученые утверждают, что из всех известных видов насекомых настоящие вредители составляют всего один процент. 2. Правда, эти немногие виды обладают великолепной способностью размножаться, и человек много сил тратит на борьбу с ними. 3. Остальных насекомых рекомендуется охранять.

4.Восемьдесят процентов всех цветковых растений образуют семена и плоды только при помощи насекомых опылителей. 5. Если исчезнут опылители, исчезнут и эти растения. 6. Насекомые-почвообразователи перемешивают разрыхляют и удобряют почву таким образом увеличивая ее плодородие. 7. Насекомые-санитары очищают поля леса пастбища. 8. Для многих зверей и птиц насекомые представляют основную пищу.

9.Так пусть же бабочки и пчелы пьют нектар на цветах. 10. Пусть несут свою вахту на земле жуки жужелицы. 11. Пусть кипит жизнь в муравейниках. 12. Пусть шмель летит к своему гнезду. 13. От нас с вами во многом зависит, жить или не жить на земле полезным насекомым.

1.Из предложения 9 выписать словосочетания со связью управления.
2.Из предложения 10 выписать словосочетания со связью согласование.
3.Из предложения 13 выписать словосочетания со связью примыкание.
4.Среди предложений 3-7 найдите предложение с составным глагольным сказуемым. Укажите номер предложения, выпишите сказуемое.
5.Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение, укажите их номера.
6.Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. укажите его номер.
7.Среди предложений 7-8 найдите предложение с определяемым словом. Укажите, где приложение, где определяемое слово.
8.Дайте грамматический синоним со связью согласование к словосочетанию "нектар на цветах".
9.Среди предложений 1 выпишите несогласованное определение.
10.Из предложения 9-11 выпишите обстоятельства. Укажите их разряд.
11.Сделайте полный синтаксический разбор предложения №8.
12.Из предложения №4 выпишите слово с орфограммой "Корень с чередованием гласных".
13.Укажите каким членом предложения является инфинитив в предложении 2.

1. пьют нектар
нектар на цветах
2. свою вахту
3
нет
4. рекомендуется охранять
5. 125
6 6
7 насекомых-санитаров (прил)
8. цветочный нектар
9. насекомых
10
на цветах
на земле
в муравейниках
11.
12
13. определение

Для многих зверей и птиц насекомые представляют основную пищу.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено ОДНОРОДН ДОП. Грамматическая основа — насекомые представляют пищу.. Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — СОСТ ИМЕННОЕ, выражено глаголом-СВЯЗКОЙ +СУЩ. К подлежащему относится согласованное определение МНОГИХ, выраженное КАЧЕСТВ ПРИЛ.
Схема предложения [ ]. В конце данного повествовательного предложения ставится точка.

Янкан – самая высокая точка строящейся магистрали. В течение нескольких месяцев здесь возводились насыпи высотой с пятиэтажный дом. Здесь энтузиасты-строители по-новому стали производить взрывные работы. Они должны были учитывать вечную мерзлоту, болота и бездорожье. Много сюрпризов несёт бамовцам светлая и торжественная вековая тишина.

И всё-таки большинство строителей очень скоро освоилось с трудной местностью, с новыми для многих профессиями. Их главная задача – построить дорогу вовремя.

Мы улетаем из Тынды солнечным днём. Под крылом самолёта двумя серебряными струнами пробивает трасса тайгу. Звучит над тайгой музыка добра и мужества, творимого на земле руками рабочего человека.

Грамматическое задание


  1. Произвести повариантно синтаксический разбор 5-го и 6-го предложений.

  2. Выписать все словосочетания из своего предложения, одно из них разобрать.

  3. Выделенные слова разобрать по составу и как часть речи.

Промежуточный (рубежный) контроль

Однородные члены предложения

Вариант 1
Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.


  1. Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.

  2. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.

  3. В лесу и на полях всё было занесено снегом.

  4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

  1. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах — истребители вредных насекомых.

  2. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух. (Л. Толстой.)

  3. Боры и дубравы, березняки с живописными озерами всё больше
    привлекают горожан.

  4. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги, — всё радовало глаз.

  5. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.

Однородные члены предложения

Вариант 2
Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.


  1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

  2. Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.

  3. Лоси и медведи, волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.

  4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

  5. Гимнастика, обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.

  6. Буран, и вьюга, и холода задерживали наше продвижение.

  7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев — всё было ново, необычно.

  8. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.

  9. И кажется, что всё: железо, камни, вода — полно протеста против жизни без солнца.

Один процент среди всех известных видов насекомых – настоящие вредители. Но эти немногие виды могут размножаться в огромном количестве, и человек всегда боролся и будет с ними бороться. Остальных же насекомых необходимо сохранять.

Восемьдесят процентов всех цветковых растений, образующих семена и плоды, делают это только при помощи насекомых-опылителей. Если исчезнут эти опылители, счезнут и эти растения. Насекомые-почвообразователи перемешивают, разрыхляют и удобряют почву, повышая её плодородие. Некоторые насекомые как санитары. Они очищают леса, поля, пастбища. Питаясь насекомыми, живут большинство зверей, птиц, рыб.

Так пусть же бабочки-красавицы, как и прежде, пьют нектар цветов. Пусть снуют по земле жуки-жужелицы. Пусть кипит жизнь в муравейниках. Пусть шмель летит к своему гнезду. Жить или не жить на земле полезным насекомым – проблема, решение которой зависит от нас.


    1. Выпишите предложение, в котором союз КАК

    (Некоторые насекомые как насекомые.)


      1. Составьте, указав графически подлежащее и сказуемое, схему сложного предложения.

      Из первого абзаца.

      Из второго абзаца

      3. Выпишите одиночные приложения, которые пишутся через дефис.

      Из второго абзаца.

      (Насекомых-опылителей, насекомые-почвообразователи.)

      Из последнего абзаца

      (Бабочки-красавицы, мухи-жужелицы.)

      4.Составьте схему простого предложения с тире между подлежащим и сказуемым, указав, чем выражены его главные члены.

      Из последнего абзаца

      Из первого абзаца

      5.Сделайте полный синтаксический разбор предложения.

      Питаясь насекомыми, живут большинство зверей, птиц, рыб

      Пусть снуют по земле жуки-жужелицы.

      Зайдёшь в такую избушку зимой – жилым духом не пахнет. Но затрещали в камельке поленья… потянуло густым волглым запахом оттаивающей глины: со стен каплет. Угарно. Лучше набить полный камелёк и выйти пока на улицу, нарубить загодя дровишек… Через полчаса в избушке теплее и не тяжко. Можно скинуть полушубок. Стены слегка парят, от камелька пышет жаром. И охватывает человека некое новое блаженство, радость…

      В камельке целая огненная рыжая горка углей. Поленья сразу вспыхивают, как береста. Тут же, перед камельком, чурбачок. Можно сесть на него и – думать. Одному хорошо думается. Темно. Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке…

      Совсем тепло. Можно чайку заварить. Он травой пахнет, лето вспоминается.


        1. Выпишите из текста 3 односоставных предложения, определите их тип, подчеркните грамматические основы.

        В камельке целая огненная рыжая горка углей.

        Поленья сразу вспыхивают, как береста.

        3. Составьте, указав графически подлежащее и сказуемое, схему сложного предложения.

        Стены слегка парят, от камелька пышет жаром.

        Он травой пахнет, лето вспоминается.

        Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Однажды, гуляя по лугу, Эвридика нечаянно наступила на змею. Вскрикнула Эвридика и уала. Лицо девушки побледнело. Ясный лоб покрылся испариной, закатились светлые очи.

        На крик прибежал Орфей и увидел свою невесту мёртвой. Долго оплакивал Орфей любимую. И решил он спуститься в подземный мир, чтобы вернуть Эвридику и соединиться с нею. Ничего Орфей не взял с собой, кроме кифары.

        Спустился он к берегам священного Стикса, за которым лежал мир мёртвых. Вот и Харон. Но когда Орфей сделал шаг к ладье, то натолкнулся на весло, поставленное поперёк. Старый лодочник знал своё дело.

        Рванул певец струны кифары, и над царством вечного безмолвия зазвучала песня. Опустил Харон своё весло и, опершись на него, прислушался к неведомым звукам. Не прекращая петь, вступил Орфей в ладью и очутился на другом берегу.

        Вот и трон великих владык подземного мира Аида и Персефоны. Остановившись перед ними, запел Орфей лучшую из своих песен – песню о любви. Слёзы навернулись на глаза Персефоны.

        Замерла песня, и наступило глубокое молчание. И прозвучал в нём голос Аида:

        - Что ты просишь, пришелец?

        - я пришёл ради моей возлюбленной Эвридики, пребывающей в мире теней. Танат (Смерть) похитил её у меня на заре любви. Тебе ли не знать, что все мы сюда придём. Вернётся она под твою власть, и я явлюсь вместе с нею. На время прошу её у тебя. Дай испытать Эвридике радость жизни.

        _ Пусть будет по-твоему. Эвридика пойдёт за тобой, а ты за Гермесом. Только помни: оглянешься – дар будет отнят, - молвил Аид.

        Привёл Гермес тень Эвридики. Бросился к ней певец, но Гермес остановил его:

        И двинулись они в путь. Гермес шёл впереди. Орфей за ним. Потом тень Эвридики. Уже забрезжил рассвет. Волнение охватило Орфея. Не отстала ли Эвридика? Не осталась ли в царстве мёртвых? Замедлил движение герой. Прислушался. Но тени ходят беззвучно. Не выдержал Орфей и оглянулся. Он ничего не увидел, но уловил лёгкое дуновение. Аид отнял свой дар. И сам Орфей был тому виной.

        Лингвистический анализ текста с однородными членами предложения.

        В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами. Пользовались ею и как средством от угара, от головной боли.

        В Подмосковье я собирал рябину больше из любви к этим своим воспоминаниям о детстве да ещё потому. Что в прошлом году уродилось её на редкость много, и жалко было смотреть, как сочные, красные ягоды расклёвывают дрозды.

        На тёмном чердаке под самой крышей связки рябины висели, словно берёзовые веники. Листья на гроздьях посохли, пожухли и свернулись, и сами ягоды, перемёрзшие за зиму, тоже чуть сморщились, вроде изюма, зато были вкусны. Свежая рябина – та и горьковата, и чересчур кисла, есть её трудно, так же как раннюю клюкву. Но и клюква, и рябина, прихваченные морозом, приобретают ни с чем не сравнимые качества: и от горечи что-то осталось, а всё-таки сладко, и, главное, никакой оскомины во рту.

        Цвет рябиновых ягод тоже за зиму изменился, он стал мягче и богаче по тонам: от коричневого, почти орехового, до янтарного и ярко-0жёлтого, как цвет лимона…

        (А.Яшин)
        Грамматическое задание

        2. Выполните морфемный разбор слов:


          1. Выполните синтаксический разбор предложений:

          1. В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами.

          Контрольный диктант

          В лесу леший ведёт себя как хозяин. Со зверями. Особенно с волками, он тесно связан. Как и святого Георгия, его называют волчьим пастырем.

          Попадая в лес, человек должен быть предельно осторожен, потому что леший коварен. Он может испугать, завести в глухую чащобу, лишить охотничьей добычи. Несмотря на проложенные лешим многочисленные тропы, в лесу легко заблудиться.

          Когда лешего узнавали, он, бросаясь в кусты, с криком исчезал.

          В силу особенного уважения к лешему, охотники, находившиеся в лесу, старались не шуметь и оставляли ему в укромных местах подарки.


          1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

          Леший, языческий персонаж, встречается во многих сказках.

          Внешне он похож на человека, одетого в звериную шкуру.

          2. Из второго абзаца текста выпишите предложение

          Со сравнительным оборотом.

          3.Составьте схему предложения, указывая обособленные члены предложения.

          Попадая в лес, человек должен быть предельно осторожен, потому что леший коварен.

          Когда лешего узнавали, он, бросаясь в кусты, с криком исчезал.

          4.Выпишите предложение. В котором есть обособленное обстоятельство с предлогом.

          Из второго абзаца.

          Из третьего абзаца.

          Из второго предложения.

          Из последнего предложения.

          Вообразим, что мы на балу и слышим такой диалог:

          - Ой, матушка, смотрите, у стены сидит прабабушка Полины. Неужелиона тоже училась у Иогеля?

          - Да, она была его лучшей ученицей.

          Для проведения балов Иогель, живший в маленьком доме, нанимал залы в домах московских вельмож. В 20 – 30-е годы 19 века это мог быть, еапример, зал в доме Кологривовых (он стоял там, где сейчас находится МХАТ имени Гоького) на Тверском бульваре.

          С междометием и обращением.

          Со словом ДА, грамматически не связанным с членами предложения.

          2. Выпишите вводное слово.

          Из первого абзаца текста.

          Из предпоследнего абзаца текста.

          3.Укажите, в каком абзаце встречается

          4. Выпишите обособленный член предложения вместе с определяемым словом.

          5. Сделайте морфемный разбор слова.

          увидел
          Итоговый контрольный диктант за курс 8 класса

          ЖЕЛЕЗЯКА
          Безоблачной ночью плавает над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне.

          С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. За вербами темнеет на берегу кузница – дощатый сарай, древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. Отсюда слышны удары.

          Рано я выхожу на рыбалку. Темно ещё, темно, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике.

          Вдруг открывается дверь, а там – огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. Такого цвета бывает калина, когда её ударит мороз. Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли.

          Из неё выскакивает на берег маленький человек. В руках – длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость. Он суёт её в воду – раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего. Облако пара вырывается из воды.

          - Здравствуй, Волошин, - говорю я.

          В полдень, возвращаясь, я снова прохожу мимо. Вокруг кузницы теперь полно народу: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать.

          Внутри пылает горн. Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает меха – выдыхает воздух в горн, на уголья. В самом пекле лежит железная болванка. Она так раскалилась, что не отличишь её от огня.

          Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. Шурка бьёт по ней молотком, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её по ударами. Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. Он силач, а Волошин – мастер.

          I. 1. Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. (Л.) 2. Мой брат учится в институте и станет инженером-строителем. 3. Письмо принесла девушка-почтальон. 4. Пара вспугнутых куличков-перевозчиков низко проносится над водой. (Ф.) 5. Ветерок-баловень, шумя и шелестя, бросает в лицо приятную прохладу. (Ф.) 6. Из пернатых в этот день мы видели сокола сапсана. (Арс.) 7. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники перелески. 8. Зиму и лето в наших лесах живут барабанщики-дятлы. 9. Вот проковылял, хрустнул сучком, отправляясь на промысел, заяц-беляк. 10. Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. (С.-М.) 11. Заросла повиликой-травой полевая дорога в хлебах. (Бун.)

          II. 1. Василиса и Лукерья видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько минут перед пожаром. (П.) 2. И славит сладостный певец Людмилу-прелесть и Руслана. (П.) 3. Мороз воевода дозором обходит владенья свои. (Н.) 4. Вернулся Иван-царевич домой па коне златогривом. 5. Река Ока — приток Волги-реки.

          III. 1. И вот сама идет волшебница зима. (П.) 2. И смуглянка молдаванка по тропинке в лес ушла. (Я. Шведов.) 3. Старик горец возвращался в аул поздним вечером. 4. Красавцы лебеди каждое лето прилетают на озеро. 5. В городе Глухове собрался народ около старца бандуриста. (Г.) 6. Птицы снегири зимуют в наших местах.

          Среди всех известных видов насекомых настоящие вредители составляют всего один процент. Правда, эти немногие виды обладают способностью размножаться в огромном количестве, и человек всегда боролся и будет с ними бороться. Остальных же необходимо охранять.

          Восемьдесят процентов всех цветковых растении образуют семена и плоды только при помощи насекомых-опылителей. Исчезнут опылители — исчезнут и эти растения. Насекомые-почвообразователи перемешивают, разрыхляют и удобряют почву, повышал ее плодородие. Насекомые санитары очищают леса, поля, пастбища. Наконец, питаясь насекомыми, живут многие звери, птицы, рыбы.

          Так пусть же бабочки пьют нектар на цветах. Пусть снуют по земле жуки-жужелицы. Пусть кипит жизнь в муравейниках. Пусть шмель летит к своему гнезду. От нас с вами во многом зависит, жить или не жить на земле полезным насекомым. (А Плешаков.) (120 сл.)

          1. Правописание непроизносимых согласных, числительных, глаголов.

          2. Пунктуация при приложениях, однородных членах, деепричастных оборотах.

          А.С. Замотайлов, И.Б. Попов, А.И. Белый
          Экология насекомых
          Краткий курс лекций. – Краснодар: КубГАУ, 2009. – 184 с.

          4.3. Значение насекомых в почвообразовании

          Роль насекомых в почвообразовании проявляется различными способами – путем разложения растительных остатков, вовлечением в почву органического вещества, прокладыванием в почве ходов и путем заглатывания частиц почвы и пропускания их через кишечник. Передвижениями в почве насекомые оказывают воздействие на ее аэрацию, структуру. Насекомые могут перемешивать почву, выносить ее частицы из более глубоких слоев в верхние горизонты и, наоборот, заносить ее частицы вглубь.

          Установлено, например, что в пустынных районах термиты выносят к поверхности такое большое количество соленосного грунта, что вокруг термитников может расти только специфическая, свойственная солончакам растительность, или почва здесь совсем остается без растений. По имеющимся подсчетам, вместе с другими беспозвоночными, насекомые перемешивают верхние слои почвы на целинных участках на глубину до 10 см полностью за 5 – 6 лет.

          Разложение растительных остатков осуществляется насекомыми — сапрофагами, которые питаются этими остатками и таким образом вовлекают их в круговорот веществ. Особенно заметна роль насекомых-сапрофагов в разложении поверхностного растительного опада и растительной подстилки. Среди насекомых, перерабатывающих растительные остатки, большое значение принадлежит подурам из первичнобескрылых и личинкам мух и жуков из крылатых насекомых, используя в пищу растительные остатки, насекомые-сапрофаги способствуют разложению их своими ферментами, которые способны расщеплять даже такие стойкие соединения как клетчатка. При питании растительные остатки измельчаются или проедаются ходами, что приводит к усилению грибного и бактериального разложения. При этом преобладают аэробные процессы разложения, что обеспечивает более полную минерализацию органических остатков и способствует более быстрому обогащению почвы необходимыми для растений питательными солями.

          Важна также роль насекомых в создании зернистой водостойкой структуры почвы. Питание насекомых-сапрофагов, особенно при пропускании частиц почвы через кишечник, приводит к образованию копролитов – экскрементов в виде органо-минеральных комочков, обогащенных гумусом и минеральными солями. Зернистая структура многих плодородных почв, как оказалось, в значительной степени образуется в результате деятельности насекомых, а сами зернистые отдельности являются экскрементами.

          Читайте также: