Наука и технологии в детском саду оформление

Обновлено: 04.10.2024

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.

Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями.

В центре науки решаются следующие задачи:

• Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;

• Развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

Формирование элементарных математических представлений: размерах, объеме, величинах, времени, о причинно – следственной связи;

• Развитие восприятия вкусов, цветов, запахов;

• Развитие речи и других коммуникативных навыков;

• Развитие умения размышлять, сопоставлять, формировать вопросы, делать выводы;

• Обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия;

• Формировать умение видеть разнообразие растительного и животного мира;

• Развивать навыки ухода за объектами природы и бережного отношения к ним.

Компоненты центра науки в разных возрастных группах.

Требования к разнообразию растений.

Детям в младшем возрасте можно продемонстрировать для сравнения растения:

1. с разной листовой пластинкой (например, с крупными и гладкими листьями, с мелкими листьями, с опушенными листьями). Напоминать детям о том, что листья с широкой и гладкой пластинкой протираются тряпочкой, а в мелкие листья – обрабатываются из пульверизатора.

2. С различным способом полива.

3. С разной формой и величиной стебля (стебель тонкий и толстый).

Необходимо обязательно иметь в группе цветущие растение (фиалка, герань).

В старшем возрасте детям можно продемонстрировать растения:

1. Из разных экологических условий (растения пустыни - кактусы, из влажных тропических лесов – традесканции, папоротники)

2. С разными стеблями (стелющиеся, лазающие, древовидные)

3. С различным расположением листьев (очередное, супротивно – парное, мутовчатое)

В подготовительной группе :

1. По приспособлению к разным условиям (светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, засухоустойчивые)

2. По способу размножения (семенами, луковицами, клубнями, делением куста, усами и др.)

3. Лекарственные растения

Все растения в группе необходимо подписать и на каждом обозначить символами особенности ухода (например, если растение любит влагу – нарисовать на горшке 3 капельки, если растение не нуждается в ежедневном поливе, можно нарисовать 1 капельку; если растению необходимо много света, можно обозначить символом – солнышко и т. д.)

Также в центре необходимо разместить алгоритм ухода за растениями в доступной для детей форме (символы, значки, рисунки). Для ухода за растениями должно быть оборудование: лейки, губки, пульверизатор, палочка для рыхления.

В младшей группе необходимо разместить календарь погоды с кармашками – для наблюдения за погодой и размещения в кармашках нужной картинки с соответствующим символом.

В старшем возрасте должны быть календари природы с обозначением месяцев, времени суток и дней недели. Можно разместить, например, наглядно – схематическую модель наблюдения за птицами.

3. Макеты – плоскостные и объемные

Организация центра науки в группах детского сада

В макетах в старшем возрасте можно отразить жизнь и быт людей разных регионов Земли (например, их жилища: дома, хижины, юрты, иглу, чумы и др.)

4. Модели и схемы (например, Схема проведения опыта или наблюдения, Правила ухода за растениями, плакат "Бережем природу")

5. Экологические дидактические игры - сменяемые компоненты в зависимости от темы и решаемых задач в данный момент. К ним относится такие игры как, например, "Душистые коробочки", "Шумящие коробочки", "Звонкие бутылочки", а также "Игры с вкладышами ", "Домино", "Лото", "Пазлы", Лепбуки и т. д.


6. Альбомы, наборы картин, иллюстраций, открыток по разным темам: животные, растения, насекомые, птицы, времена года и т. д.

7. Коллекции (коллекции предметов, семян, камней, ракушек, листьев, плодов, шишек и др.)

8. Природный материал (глина, мел, песок, почва, кора деревьев, также плоды и семена разных растений, дополнительное оборудование: клей, пластилин, ткань, бумага.

В центре науки для детей необходимо организовать уголок "Мастерилка", где дети, знакомясь с природным материалом, могут создавать из него какие - то поделки. То, что создано детьми (поделки, рисунки) также должны быть представлены в центре науки.


10. Книги, энциклопедии

11. Детские проекты

12. Лабораторный материал для экспериментирования.

С помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли бумажный кораблик? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Дети в младшей группе узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень, о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.

Материалы для экспериментирования в младшем дошкольном возрасте - резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, сосуды для воды; песок, бумага разного цвета и плотности, предметы для игр с тенью, зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

На 5-м - 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например, "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на батарее); " Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Дети учатся сравнивать свойства песка, и глины, узнают и расширяют свои представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.

Материалы для экспериментирования старшем дошкольном возрасте - глина, пластик, дерево, ткань. Стаканчики разного объема, безопасные красители, оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, светом и др.

Приборы и приспособления: лупы, песочные часы, весы, микроскоп, термометры, компас, магниты, часы, фонарики и др.

13. Методический материал: картотеки опытов, дидактических игр, бесед, НОД.

Все материалы в центре науки должны соответствовать требованиям безопасности, должны быть доступны детям. Все должно быть эстетично оформлено. Некоторые материалы могут быть использованы только совместно со взрослым.

Сценарий Линейки Дня здоровья для детского сада на вторых младших и средних группах Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, через занятия физкультурой и спортом. Задачи: - сохранять и укреплять физическое и психическое.

Требования к уголку книги в группах детского сада В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Опытно – исследовательский проект

hello_html_m6c3645a8.jpg

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Время реализации проекта: вторая неделя ноября

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители

Возраст детей: 4-5 лет

Актуальность проекта:

Детская любознательность,

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования , который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

Цель - развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Главное достоинство опытно - экспериментальной деятельности заключается в том, что она даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Ожидаемый результат:

Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы : воздухе, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов : логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.

Основное оборудование мини- лаборатории :

• Приборы : емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.

• Природный материал : песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.

• Утилизированный материал : проволока, ткани, пробки,

• Разные виды бумаги : бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.

• Красители : акварельные краски, цветные карандаши, пищевые красители;

• Прочие материалы : зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, вата.

Этапы работы над проектом:

I Подготовительный этап.

1. Определение цели и задач проекта .

2. Подбор основного оборудования и материала для оснащения экспериментальной деятельности .

3. Изучение литературы по теме проекта .

II Основной этап

Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта

III Заключительный этап

Анализ полученных результатов и формулирование выводов. Праздник мыльных пузырей.

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Ответственные

1 этап - подготовительный

Беседа с родителями:
исследовательская деятельность детей в детском саду. Реализация проекта «Дети и наука

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы.

Создать условия для реализации проекта.

2 этап - основной

Первая половина дня

Вторая половина дня

Ответственные

Закрепить навыки работы с клеем. Развивать внимание, аккуратность. Воспитывать интерес к различным видам деятельности

Игры детей с лентами, флюгерами, вертушками с целью выявления ветра.

Закрепить знания детей о свойствах песка

Праздник мыльных пузырей

Цель: Создание радостного настроения у детей.

Мастер класс для родителей

Экспериментирование в домашних условиях

Цель: привлечение родителей к реализации проекта

3 этап - заключительный

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ результатов

В своей работе я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Опыты подбирали простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные, интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование . Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

6. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет : из опыта работы. — Волгоград : Учитель, 2009.

Средней продолжительности (с марта по апрель, 2018 г.).

• самостоятельность и независимость;

• творчество и способность к инновациям;

Для воспитания поколения XXI века необходимо использовать новые педагогические методики. Среди них такие как:

• личностно ориентированное обучение

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Применение ИКТ в образовательной деятельности позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Исходя из вышесказанного, использование современных информационных

Следовательно, считаю данную проблему актуальной для данного проекта.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с применением ИКТ – технологий (интерактивной доски).

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях с применение ИКТ - технологий.

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.
  6. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  10. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
  11. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

  1. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
  2. Развитие у детей умений пользоваться интерактивной доской.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками с использованием ИКТ - технологий;
  • личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • построением развивающей среды в группе;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.

А так же соблюдением принципов:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения:

  • ведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений, значительно повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Формы работы по проекту:

По знавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, учебно-игровая деятельность, коммуникативно-диалоговая деятельность.

Материалы и оборудование для исследования и проведения эксперимента .

Дополнительная литература, энциклопедии, уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий, интерактивная лаборатория "Юный химик" из серии "Увлекательная химия" от бренда "Висма", в которую входят инструкция, перчатки, пипетка Пастера, подставка под пробирки (штатив), ершик для пробирок, пробирки химические, трубка стеклянная Г-образная, трубка стеклянная прямая, фильтровальная бумага, чашка для выпаривания, чашка Петри, стакан мерный, шпатель, сухое горючее, кальций хлористый, 10% раствор соляной кислоты, пробиркодержатель, 10% раствор азотной кислоты, 10% раствор фенолфталеина, кальция гидроокись, бумага индикаторная лакмусовая нейтральная, компакт-диск с видео, опытами, экспериментами и интерактивными играми.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, интерактивная доска, ноутбук, музыкальные колонки, презентации Power Point, картотека опытов и экспериментов по теме проекта.

Связь с другими видами деятельности.

Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).

Проблема исследования: Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

В ходе реализации проекта мы поставили перед собой следующие вопросы:

Читайте также: