Не улетай лебедушка не отцветай черемуха

Обновлено: 05.10.2024

1. Я вам скажу, подруги дорогие,
Как хорошо нам жить в родном краю!
Споёмте все, расскажем в нашей песне,—
За что мы любим Родину свою.

2. Родимый край мы с детства полюбили
За шум лесов и тишину долин;
За то, что в нашем поле на просторе
Всё выше рожь, всё громче гул машин.

З.Ещё за то страну свою мы любим,
Что в ней живём мы дружною семьёй,
За то, что нам открыты все дороги
К большому счастью в жизни трудовой!

4. За то, подруги, Родину мы любим,
Что нет нигде другой страны такой,
За то, что в ней живёт великий Сталин —
Учитель, друг и наш отец родной!

Звезда моих полей
Музыка Н. Богословского, слова Л. Давидович и В. Драгунского

1. Легла роса, спустился вечер синий,
Доносит ветер через ширь лугов
И свежий запах скошенной полыни,
И эхо дальнее девичьих голосов.

Легла роса, спустился вечер синий,
А надо мной сияет, как всегда,
Звезда моих полей, звезда моей России,
Страны единственной прекрасная звезда!

2. И в день, когда нашёл я на чужбине
Простой букет из полевых цветов,
Я вспомнил запах скошенной полыни
И эхо дальнее девичьих голосов.

И где б меня сраженья ни носили,
В душе моей со мной была всегда
Звезда моих полей, звезда моей России,
Страны единственной прекрасная звезда!

Душою всех моложе мы
Музыка С. Каца, слова В. Малкова

1. По веем московским улицам
Шумит поток людской.
Идёт народ, любуется
Красавицей - Москвой.
И каждый удивляется:
Как в сказке, как во сне,
Всё на глазах у нас меняется
В столице Родины—Москве.

Припев: Душою всех моложе мы,
Всех моложе мы и сердцем горячей;
Мы люди, не похожие,
Не похожие на прежних москвичей.

2. Недавно стройку начали,
Сегодня входим в дом,
И с каждым днём богаче мы
В родной Москве живём.
Где старый дом сутулился.
Там площадь широка!
Идёт вперёд прямая улица,
Светла, как путь большевика!
Припев.

3. Идём мы, взявшись за руки,
На площадь у Кремля,
Где с берега Москва -реки
Видна нам вся земля.
Идём, поём, любуемся
Красавицей -Москвой
И знаем мы, что завтра сбудется
Все то, что кажется мечтой.

Припев: Душою всех моложе мы,
Всех моложе мы и сердцем горячей;
Мы люди, не похожие,
Не похожие на прежних москвичей.

На катке
Музыка Анатолия Новикова, слова Л. Ошанина

1. Вьётся лёгкий вечерний снежок,
Голубые мерцают огни,
И звенит под ногами каток,
Словно в давние школьные дни.

Вот ты мчишься туда, где огни,
Я зову, но тебя уже нет!
„Догони, догони!"—
Ты лукаво кричишь мне в ответ.

2. Так же вился вечерний снежок,
Я робел, заходя за тобой.
Мы бежали вдвоём на каток,
На сверкающий лед голубой.

Но туда, где искрятся огни,
Ты с другим убегала вперёд.
„Догони, догони!"—
Только сердце ревниво замрёт.

3. Много дальних и трудных дорог
Я прошел за любовью своей.
Пусть огнями сверкает каток,
Пусть снежок завивает сильней!

Мы несёмся навстречу огню,
И коньки подпевают, звеня:
„Догоню, догоню! —
Ты теперь не уйдёшь от меня!

Тема: Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами.

Цели: повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; отработать умение

выделять их на письме; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок-практикум.

Оборудование : таблицы, карточки, тесты.

I . Проверочная работа.

Списать текст упражнения 452, расставить знаки препинания, указать вводные конструкции и их значение, выполнить синтаксический разбор первого предложения.

II . Повторение по теме "Обращение".

1. Беседа с классом.

- Что называется обращением?

- Что такое риторическое обращение?

- Какие стилистические разновидности обращений вы еще знаете? (Обращения-тропы: метафоры, метонимия, ирония.)

- Определите вид тропа в следующих обращениях.

1. Послушайте, кладбище законов, как вас еще называет генерал.

2. Смерть, а Смерть, еще мне дашь сказать одно словечко? (А. Твардовский)

3. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов)

- Какими знаками препинания выделяются обращения?

- Место обращения в предложении.

- Из скольких слов может состоять обращение?

2. Чтение §91. выполнение упражнений 444 (устно), 446 (письменно).

Чтение §93, Задание: составить предложения с междометиями, словами-предложениями, с вопросительными и восклицательными словами.

Выполнить упражнение 461. Один из учащихся комментирует постановку знаков препинания на оценку.

IV. Закрепление.

Тест.

1. Укажите неверное утверждение.

а) обращения произносятся с особой звательной интонацией;

б) обращения имеют форму именительного падежа;

в) обращения могут быть выражены только одушевленными существительными;

г) обращения могут выделяться запятыми и восклицательным знаком.

2. Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Жизнь моя ничуть не стала тише.

б) Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

в) Тополи скорей идите во поле.

г) Ясени родную степь украсили.

д) Дорога нас в дальние дали зовет.

е) Куда меня знакомая дороженька ведет?

ж) Пожелай мне доброго пути.

3. Укажите предложения с распространенным обращением (знаки препинания не расставлены).

а) О жизнь моя как ты мне дорога!

б) Сыпь ты черемуха снегом.

в) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

г) Мы старые друзья с тобою ветер.

д) Пой гармоника вьюге назло.

е) Откуда ж приятель песня твоя?

ж) Про родимый край баян сыграй.

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Люди мира, на минуту встаньте!

б) Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

в) Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

г) Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

д) Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали?

е) Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира.

5. Укажите неверное утверждение.

а) вводные слова не являются членами предложения;

б) вводные слова могут выделяться скобками или тире;

в) вводные предложения могут выделяться запятыми;

г) междометия могут выделяться запятыми с двух сторон.

6. Найдите примеры, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).

а) Ночью весь мир огромный кажется проще.

б) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

в) К счастью на берегу никого не было.

г) Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!

д) Одни только звезды как будто радовались первому морозу.

7. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.

б) Мы простимся с тобой у порога, и быть может навсегда.

в) Здесь возможны, а может быть, и неизбежны всякие чудеса.

г) Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.

д) В сущности, я так мало написал в своей жизни.

е) Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхлённую

8. Найдите предложения, в которых есть междометия.

а) О камни плещется зеленая вода.

б) О как в предвиденье разлуки взор обостряется у нас.

в) О дорожные камни изранены ноги босые.

г) О какая суровая, какая длинная зима,

д) О я хочу безумно жить.

е) О людях говорить при жизни надо.

ж) О нашей любви говорить мы не будем.

9. Укажите примеры, в которых слова да и нет являются самостоятельными предложениями и требуют обособления.

Читайте также: