Одно растение одуванчика занимает площадь 100 см2 и дает в год 100 семян

Обновлено: 12.09.2024

1) Далеко не все семена прорастают и дают начало новому растению. Чем меньше семян дает растение, тем больше вероятность, что почти все прорастут, и наоборот. Семена одуванчика переносятся с помощью ветра, и не факт, что он занесет их в почву, где они смогут прорасти.

2) Между растениями существует конкуренция за свет, идет постоянная борьба за выживание.

3) Одуванчики - пища для многих травоядных животных. Они выедают цветы, таким образом регулируя их численность.

4) Не во всех регионах нашей планеты оптимальные условия для одуванчика. Он не сможет расти в слишком холодном или жарком климате, это один из лимитирующих факторов.

1. Какое значение в эволюции галапагосских вьюрков имело появление у них клювов разной формы?

Клювы разной формы позволили вьюркам потреблять разную пищу, занять разные экологические ниши, образовалось множество видов вьюрков.

2. Ареалы трех видов современных двоякодышащих рыб, обитающих в пресных водоёмах, находятся в Австралии, Южной Америке и Африке. Какая форма изоляции лежит в основе данного видообразования? Знание какой теории в области геологии позволило учёным описать наиболее вероятный механизм формирования трех современных видов двоякодышащих рыб? Опишите, как с учетом этой теории происходило видообразование.

1. географическая (пространственная) изоляция;
2. теория дрейфа континентов (материков);
3. установлено, что Австралия, Южной Америка и Африка представляли собой единый континент, на котором обитали предки современных двоякодышащих рыб;
4. в результате расхождения материков в каждой изолированной популяции накопились различные мутации (изменился генофонд);
5. в каждой изолированной популяции на рыб оказывали воздействие разные условия (отбор работал в разных направлениях);
6. репродуктивная изоляция (действие отбора) привела к возникновению разных видов рыб.

3. Одно растение одуванчика занимает площадь 10 квадратных сантиметров и дает в год более 100 семян. Через 10 лет потомство одной особи могло бы занять всю поверхность земного шара. Объясните, почему этого не происходит. Приведите не менее трех аргументов.

1) Многие семена одуванчика попадают в неблагоприятные условия (отсутствие почвы, воды и т.п.) и не прорастают.
2) В благоприятных условиях одуванчики конкурируют с другими растениями за свет и воду, из-за этого не вырастают.
3) Семена и растения одуванчика поедаются растительноядными животными, грибами и бактериями.

4. Объясните, что такое популяционные волны и дрейф генов. В каких популяциях дрейф генов наиболее действенен?

1) Популяционные волны – периодические колебания численности популяции.
2) Случайное (независимое от полезности) изменение доли гена в популяции.
3) Дрейф генов наиболее действенен в маленьких популяциях.

5. Найдите три ошибки при приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. (1) Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость. (2) Минимальной единицей эволюции является организм. (3) Направляющий фактор эволюции – борьба за существование. (4) В результате эволюционного процесса формируется биоразнообразие планеты. (5) Географическое видообразование связано с изменениями экологической ниши вида. (6) Географическое видообразование происходит путем расселения особей на новые территории или разделения исходного ареала на фрагменты. (7) Процесс превращения генетически изолированных популяций в новые виды называют видообразованием.

2 – минимальной единицей эволюции является популяция;
3 – направляющий фактор эволюции – естественный отбор;
5 – географическое видообразование связано с изменениями ареала обитания вида; экологическое видообразование связано с изменением экологической ниши вида.

6. Объясните, как сформировались в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у почвенных животных слепышей.

1) За счет мутаций глаза у слепышей уменьшились (недоразвились).
2) Слепыши с недоразвитыми глазами получили преимущество в борьбе за существование (поскольку не стали тратить ресурсы на ненужные под землей органы).
3) В процессе естественного отбора они дали больше потомства, количество слепышей с уменьшенными (недоразвитыми) глазами возросло.

7. Объясните с точки зрения микроэволюции этапы появления расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.

1) появление в исходной популяции различных мутаций, которые обусловили расчленяющую окраску тела;
2) увеличение числа особей с расчленяющей окраской тела за счет большей выживаемости таких особей в процессе борьбы за существование (меньшей заметности для хищников);
3) закрепление естественным отбором полезной мутации, формирование адаптации и образование новой популяции

8. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у животных.

1) в результате мутаций появляются особи с новым проявлением признака, который в изменившихся условиях среды имеет адаптивный характер;
2) особи с новым признаком обладают преимуществом в борьбе за существование;
3) в процессе естественного отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, это привело к закреплению нового адаптивного признака

9. Чем характеризуется географический способ видообразования? Укажите не менее трех элементов.

1) расширением ареала вида, популяции попадают в разные условия;
2) возникновением физических преград рельефа;
3) изоляцией популяций вида в связи с разрывом ареала, что приводит к изменению их генофонда в результате приспособления к разным условиям

10. Лечение антибиотиками болезней человека, вызванных болезнетворными микроорганизмами, со временем становится малоэффективным. Необходимо вести поиски новых лекарственных препаратов. Объясните почему.

1) в результате мутаций возникают особи с измененными свойствами;
2) устойчивость к антибиотикам является полезным признаком для микроорганизмов и поддерживается естественным отбором;
3) микроорганизмы обладают высокой скоростью размножения, и возникшие полезные мутации быстро распространяются; вскоре возникает новая популяция, невосприимчивая к антибиотику

11. Как (с позиций Ч. Дарвина) возникла зеленая покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелеными листьями? Ответ поясните.

1) коричневые гусеницы перешли на питание зелеными листьями; в популяции постоянно возникали мутации, среди множества мутантов по окраске появлялись особи с зеленой окраской;
2) в борьбе за существование зеленые гусеницы обладали преимуществом, они в меньшей степени склевывались птицами;
3) под действием естественного отбора выживали те гусеницы, которые обладали полезными признаками – зеленой окраской, они давали потомство, их число постепенно росло;
4) в последующих поколениях этот процесс продолжался, и окраска тела гусениц всё более соответствовала основному фону окружающей среды

12. Что является результатом борьбы за существование?

Результатом борьбы за существование является естественный отбор (выживание и размножение наиболее приспособленных организмов).

13. Какова роль движущих сил эволюции, неизвестных во времена Дарвина, в формировании приспособленности организмов?

Популяционные волны и дрейф генов случайно меняют концентрацию генов в популяции.

14. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов? Объясните, какие факторы эволюции этому способствуют.

1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд;
2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;
3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

15. В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ–ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

1) в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и тёмные особи;
2) в загрязнённых копотью промышленных районах с потемневших стволов птицы склёвывают светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с тёмной окраской;
3) изменение окраски в популяциях бабочек – проявление движущей формы отбора

16. Численность особей в популяциях мышевидных грызунов в природе периодически резко увеличивается, а потом сокращается. Какие биотические факторы влияют на сокращение их численности? Укажите не менее четырех факторов.

1) увеличение численности хищников;
2) увеличение численности паразитов;
3) сокращение кормовой базы;
4) усиление внутривидовой конкуренции;
5) усиление межвидовой конкуренции

17. При каких условиях генетически разнообразная популяция организмов может со временем образовать два вида? Укажите возможные причины разделения популяции с образованием двух видов. Ответ поясните.

1) Для того, чтобы образовались два вида, должна возникнуть изоляция:
2) географическая изоляция возникает в результате появления физической преграды между частями популяции;
3) экологическая изоляция возникает при смене экологической ниши частью популяции;
4) изоляция может привести к образованию двух видов в случае невозможности скрещивания и обмена генами между новыми популяциями (репродуктивная изоляция).

18. Объясните, как переселение человеком собак в Австралию привело к образованию нового вида (Дикая собака динго). Для объяснения используйте знания о факторах эволюции.

1) популяция собак, переселённых в Австралию, оказалась пространственно
изолированной от популяций собак (волков) других континентов;
2) в изолированной популяции собак появились новые мутации (признаки,
аллели), которые оказались полезными в новых условиях жизни;
3) длительный естественный отбор сохранил полезные признаки (мутации)
и привёл к изменению генофонда;
4) репродуктивная изоляция привела к формированию нового вида.



19. Определите по рисунку вид изоляции севанской форели, приведший к образованию различных популяций. Ответ обоснуйте. Почему учёные относят эти популяции к одному виду? Почему севанская форель требует пристального внимания со стороны природоохранных организаций?

1) экологическая изоляция;
2) в исходном виде сформировались популяции с разными местами нереста;
3) в исходном виде сформировались популяции с разными сроками нереста;
4) между популяциями нет репродуктивной изоляции, поэтому это один вид;
5) этот вид-эндемик обитает только в озере Севан

20. Многие расовые признаки человека не имеют адаптивного значения. Назовите эволюционные факторы, под влиянием которых сформировались такие признаки, и объясните механизм их действия.

1) дрейф генов приводит к изменению частот аллелей в малочисленных изолированных популяциях;
2) миграция за пределы ареала исходной популяции приводит к тому, что случайные признаки немногочисленных основателей новых семей становятся признаками всей новой малой расы;
3) в малочисленных изолированных популяциях возрастает процент близкородственных браков, приводящий к закреплению признаков членов-основателей расы, не носящих адаптивный характер

21. Как с позиции современного эволюционного учения объясняется появление собачьих блох, устойчивых к противоблошиному шампуню?

1) в популяции блох присутствуют особи с различной степенью устойчивости к ядовитым веществам (разными мутациями);
2) при обработке шампунем (в ходе борьбы за существование) неустойчивые к яду шампуня блохи погибают, а устойчивые выживают;
3) выжившие блохи передают гены устойчивости к яду (мутацию) своим потомкам (получим преимущество в размножении);
4) в результате естественного отбора формируется новая популяция, устойчивая к яду шампуня

Ilya, "Рвите розы, пока не поздно. На латинском эта фраза звучит как carpe diem. Дословный перевод — лови мгновение." ^_^

Ilya Nikitin


Ilya Nikitin ответил Жене

Галина Решетникова

1)результат саморегуляции.
2)межвидовая борьба.
3)антропогенные факторы.
4)внутривидовая борьба за существование.
5)действие абиотических факторов.
6)мутации,вызывающие гибель генетического материала, то есть мутации происходящие в половых клетках.
7)недостаточное количество насекомых переносящих пфльцу.

Естественный отбор и его математическая характеристика Выполнили:Захарова В. и С

№ слайда 1

Естественный отбор и его математическая характеристика Выполнили:Захарова В. и Сарафанова А.При участии Серовой Е.П. - учителя биологии 1 категории

1.Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии

№ слайда 2

1.Все организмы в природе размножаются в геометрической прогрессии

Скорость возможного заселения организмами всей поверхности планеты ( по В.И. Вер

№ слайда 3

Скорость возможного заселения организмами всей поверхности планеты ( по В.И. Вернадскому)

Самое плодовитое животное самка капустной тли.За год её потомство может составит

№ слайда 4

Самое плодовитое животное самка капустной тли.За год её потомство может составить 822 млн. тонн


№ слайда 5

Потомство одной самки мухи к концу лета составит 5 598 720 000 000 особей!

№ слайда 6

Потомство одной самки мухи к концу лета составит 5 598 720 000 000 особей!

Одно растение одуванчика занимает площадь 10 см2 и даёт в год 100 летучих семян.

№ слайда 7

Одно растение одуванчика занимает площадь 10 см2 и даёт в год 100 летучих семян. Сколько км2 площади покроет потомство одной особи одуванчика за 10 лет, при условии, если он размножается беспрепятственно в геометрической прогрессии. Хватит ли этим растениям на 11 год места на планете Земля. Примечание: площадь всей поверхности земного шара, включая океаны составляет 510 млн. км2, а площадь суши – 148 млн. км2

Расчет: потомство одной особи за 10 лет составит – 1020 Вывод: на поверхности су

№ слайда 8

Расчет: потомство одной особи за 10 лет составит – 1020 Вывод: на поверхности суши места этим растениям не хватит.

В природе существует противоречие между интенсивностью размножения и ограниченно

№ слайда 9

В природе существует противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью средств жизни, что приводит к борьбе за существование.


№ слайда 10

Математическое моделирование естественного отбора.

№ слайда 11

Математическое моделирование естественного отбора.

На дарвиновской площадке провели эксперимент. На зеленый покров выпустили 1200 о

№ слайда 12

На дарвиновской площадке провели эксперимент. На зеленый покров выпустили 1200 особей обыкновенного богомола, имеющих 2 разновидности окраски: бурую и зеленую. Опыт показал, что птицы поедают 75% бурых богомолов и 45% зеленых. Произведите расчет и определите, какое количество особей зеленой и бурой окраски погибает, т.е определите коэффициент отбора (S)

РАСЧЕТ.Интенсивность гибели определяется по формуле:Где m – начальное число особ

№ слайда 13

РАСЧЕТ.Интенсивность гибели определяется по формуле:Где m – начальное число особей n – число особей, выживших до следующего размножения. - интенсивность гибели.

Решение задачи.1.Определить число погибших бурых особей:2.Определить число погиб

№ слайда 14

Решение задачи.1.Определить число погибших бурых особей:2.Определить число погибших зеленых особей:3.Определить число особей, выживших до следующего размножения: бурых зеленых4.Определяем интенсивность гибели бурых и зеленых.Ответ: ,т.е интенсивность гибели бурых особей больше, чем зеленых, следовательно зеленые оказались более приспособленными.

Чтобы определить коэффициент естественного отбора (S), надо сравнить особей разн

№ слайда 15

Чтобы определить коэффициент естественного отбора (S), надо сравнить особей разной окраски по их относительной приспособленности при одинаковом исходном числе особей и одинаковых условиях существования.

О чем говорит эта цифра? Величина коэффициента отбора может меняться от нуля, ко

№ слайда 16

О чем говорит эта цифра? Величина коэффициента отбора может меняться от нуля, когда ценность обоих вариантов равноценна, до единицы и выше, когда один вариант полностью вытесняет другой. В нашем примере S=1,2, т.е в ходе естественного отбора зеленые особи полностью вытесняют бурых.

Эффективность отбора показывает, какой вариант особей лучше приспособлен по срав

№ слайда 17

Эффективность отбора показывает, какой вариант особей лучше приспособлен по сравнению с другими.

Вывод: особи с зеленой окраской лучше приспособлены к данной среде.

№ слайда 18

Читайте также: