Он поглощает необходимые растению воду и минеральные вещества

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 6 класс Пасечник, многообразие покрытосеменных растений - ГДЗ к учебнику биологии 6 класс Пасечник, ответы к § 15 Минеральное питание растений

Глава 2. Жизнь растений

Ответы к § 15. Минеральное питание растений

Вопросы в начале параграфа

1. Какие функции выполняет корень?

Основные функции корня — это закрепление растения в почве и поглощение из почвы воды и растворённых в ней минеральных веществ, необходимых для питания и развития растения.

2. Что такое корневой волосок? Какую функцию он выполняет?

Корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня, расположенный в зоне всасывания корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.

Корневые волоски способны значительно увеличить всасывающую поверхность корня растения, а значит и улучшить обеспечение растения водой и минеральными веществами.

3. Какие минеральные вещества вам известны?

Фосфор, калий, сера, магний, азот.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие вещества необходимы для минерального питания растения?

Больше всего растению необходимы калий, азот и фосфор:

- калий способствует быстрому оттоку органических веществ из листьев к корням;
- азот необходим для роста растений;
- фосфор способствует быстрому созреванию плодов.

Кроме того, растениям для роста и развития необходимы и другие минеральные вещества, но уже в небольших количествах.

2. Как растения поглощают питательные вещества?

Различные виды растений поглощают питательные вещества разными способами. Например у водорослей питательные вещества усваиваются всей поверхностью тела.

У высших растений, например для покрытосемянных растений, которые изучаются в ходе этого курса, функцию поглощения питательных веществ из почвы выполняет корень.

Процесс поглощения воды и растворённых в ней минеральных веществ происходит в зоне всасывания корня. Именно в этой зоня на наружной поверхности корня вырастают корневые волоски — специальные вытянутые клетки, способные проникать сквозь частицы почвы и всасывать воду.

Число корневых волосков у различных растений разное, но их всегда очень много. Чем больше у растения корневых волосков, тем большую поверхность всасывания имеет растение и тем больше питательных веществ оно получит.

Далее из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а потом в сосуды корня. По сосудам вода и питательные вещества поднимаются в другие органы растения. Подняться вверх по сосудам воде помогает корневое давление растения.

3. Что такое корневое давление?

Корневое давление — это давление, которое создается в сосудах корней и благодаря которому обеспечивается движение воды и растворённых в ней минеральных веществ из корня вверх в другие части растения.

4. Почему растения не рекомендуется поливать холодной водой?

При поливе холодной водой происходит снижение поглощающей способности корня. Холодная ода хуже впитывается корневыми волосками и растение не получает всех необходимых ему веществ.

5. Какие виды удобрений вы знаете?

Существуют органические, минеральные и микроудобрения удобрения:

- органические удобрения — это отходы от жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (торф, перегной);
- минеральные удобрения — это удобрения, содержащие необходимые для жизни растений минеральные вещества, различают азотные минеральные удобрения, калийные и фосфорные;
- микроудобрения — это удобрения, которые содержат различные химические вещества, помогающие росту растений, например бор, медь, цинк, кобальт и прочие.

6. Какое влияние на рост и развитие растений оказывают азот, калий, фосфор?

Азот способствует росту растений. Калий обеспечивает быстрый отток органических веществ от листьев в корням. Фосфор необходим для скорейшего созревания плодов.

7. Что такое подкормка?

Подкормка — это внесение в почву удобрений, необходимых растению в данный период жизни. В разные сроки вносятся разные удобрения, всё зависит от конкретных потребностей и вида растений.

Подумайте

1. Правильно ли поступают люди, убирая осенью опавшую листву с газонов в скверах и парках населённых пунктов?

В природе опавшая листва перегнивает и обогащает почву минеральными веществами. Убирая опавшую листву с газонов и в скверах люди лишают городские растения естественной подкормки. Это неправильною

2. С чем связаны особенности строения клетки корневого волоска?

По своему строению корневой волосок — это длинный вырост наружной клетки корня. Длина корневых волосков в среднем 10 мм. Поверхность их покрыта слизью, которая помогает корневому волоску как можно более тесно соприкасаться с частицами почвы и эффективно всасывать воду и растворённые в ней минеральные и органические вещества.

Задания

1. Возьмите два одинаковых растения колеуса средних размеров. Поставьте их в светлое тёплое место и три дня не поливайте. Затем регулярно поливайте: первое растение — ежедневно утром и вечером, расходуя на каждый полив по 50 мл воды, второе растение — три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), расходуя на каждый полив по 200 мл воды. Опыт проводите в течение месяца. Результаты наблюдений записывайте в тетрадь. Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

Результаты эксперимента будут сильно зависит от времени года, в который будет проводиться эксперимент. Так, в зимний период у колеуса наступает период покоя. На протяжении всех зимних месяцев необходимо максимально ограничить полив и не удобрять это растение. Если же этого не сделать, то растение не зацветёт.

Поливать колеус нужно в зависимости от состояния грунта — на ощупь он должен быть слегка подсохшим. Летом к поливу можно добавить и опрыскивание.

Если эксперимент будет проводиться летом, то лучше себя будут чувствовать растения поливаемые первым способом (каждый день) Если же провести эксперимент осенью или зимой, то наиболее комфортно будет растению поливаемому три раза в неделю.

2. Для подготовки к изучению прорастания семян в стакан из тонкого прозрачного стекла поместите промокательную бумагу так, чтобы она плотно прилегла к стенкам стакана. На дно стакана налейте немного воды. Между стеклом и промокательной бумагой поместите зерновки пшеницы, ржи, ячменя или овса и наблюдайте за их прорастанием. В другой стакан положите семена фасоли или гороха также для наблюдения за прорастанием. В третий стакан поместите семена фасоли или гороха, отделив у них одну семядолю. Следите, чтобы семена не высохли. Установите, когда они набухнут. Проследите, когда у проростков появятся корни, сколько их разовьётся через некоторое время, как происходят рост и дальнейшее развитие проростков. Свои наблюдения запишите.


Растение

Срок набухания Срок прорастания Появление корешка

Появление стебелька

Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень)

Бобовые (горох фасоль) с двумя семядолями

Также в процессе развития проростков можно наблюдать, что у гороха и фасоли развивается стержневая корневая система, а у злаков — мочковатая корневая система.


Задания для любознательных

С марта—апреля по июль применяйте жидкую подкормку комнатных растений, которыми озеленена школа. Для этого берите куриный или голубиный помёт. Готовьте подкормку следующим образом: четверть объёма литровой банки заполните птичьим помётом, затем до верха банки налейте горячей воды. Полученный раствор размешайте деревянной палочкой и дайте ему остыть. Один стакан приготовленной таким способом жидкой подкормки перед удобрением растений надо разбавить десятью стаканами воды. Можно также подкармливать растения раствором минеральных веществ. Применять подкормку следует один раз в неделю.

Растения стали развиваться быстрее и выглядеть более здоровыми.

Словарик

Минеральное питание — это процесс поглощения, передвижения и усвоения растениями из почвы воды и растворённых в ней минеральных солей.

Корневое давление — это свойство сосудов корней растения поднимать воду и минеральные вещества вверх в другие части растения.

Почва — это верхний плодородный слой земли.

Плодородие — это свойство почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности.

Органические удобрения — это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помёт) или отмершие части организмов животных и растений (перегной, торф).

Минеральные удобрения — это удобрения, содержащие минеральные вещества необходимые для жизнедеятельности растений. Различают фосфорные, калийные и азотные минеральные удобрения.


Организм цветкового растения – это система корней и побегов. Данный видеофрагмент подробно знакомит учащихся со строением растений, рассказывает, какие бывают корни, листья, почки, стебли, цветки и плоды. Ребята узнают, что самой важной частью цветковых растений является цветок, т. к. именно он является органом семенного размножения. Данный урок поможет учащимся расширить кругозор и знания о самой многочисленной группе растений.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Строение растений"

Мы продолжаем знакомство с растениями, и сегодня на уроке рассмотрим их строение.

Все живые организмы состоят из сходных веществ: неорганических и органических. Неорганические вещества — это вода и минеральные соли. Органические вещества — это сахар и крахмал.


Вы уже знаете, что среди растений есть деревья, кустарники и травы. Как бы ни различались растения по внешнему виду, большинство из них имеет сходное строение. Все растения состоят из органов. У них есть корень, побег, цветок и плод с семенами.

Корень – находится в почве, поэтому его называют подземным органом растения. А побег, цветок, плод с семенами – это надземные органы. Сейчас мы познакомимся с ними поближе. Корень растёт вниз и закрепляет растение в почве. Из почвы он поглощает необходимые растению воду и минеральные вещества. Корни различных растений могут отличаться по внешнему виду.

Иногда в корнях могут откладываться в запас питательные вещества, и тогда у них изменяется внешний вид. Редис, морковь, свёкла запасают питательные вещества в корнях, которые правильно называть корнеплодами.

Часть растения, которая находится над землёй, называется побегом. Побег развивается из почки. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Стебель — орган растения, который несёт на себе листья, цветки и плоды. Стебли выносят листья вверх к солнечному свету и соединяют их с корнями. У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх.

Стебли также могут обвиваться вокруг опоры, например у вьюнка, или стелиться по земле, например у живучки.


Рассмотрим строение почки. Снаружи они покрыты плотными кожистыми чешуйками. Чешуйки защищают внутренние части почек от повреждений и неблагоприятных условий внешней среды. Почки у растений бывают двух видов: листовые и цветочные. У листовых и цветочных почек под чешуйками находятся маленькие зелёные листья. Они расположены на очень коротком стебле. Внутри цветочных почек, кроме листьев, находятся маленькие цветочные бутоны. Цветочные почки крупнее листовых, и имеют более округлую форму.

У разных видов растений почки располагаются по-разному на побегах, они имеют разную форму, величину и окраску. По этим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

Лист также является частью побега. Листья различных видов растений очень отличаются друг от друга. Они могут иметь различную форму, например округлую, овальную, линейную, сердцевидную и лопастную. У одних растений листья очень крупные, у других – совсем мелкие. Например, в оранжереях ботанических садов выращивают тропическое водное растение Викторию амазонскую, которая родственна нашим кувшинкам. Лист виктории так велик, что на него, как на плот, может сесть маленький ребенок, и лист удержит его на воде.

У большинства растений лист состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Листовая пластинка – это расширенная часть листа, в большинстве случаев она имеет зелёную окраску. Снизу она переходит в черешок – зауженную часть листа. С его помощью листовая пластинка прикрепляется к стеблю. У листьев некоторых растений, например алоэ, черешка нет. Они прикрепляются к стеблю нижней частью листовой пластинки.


Листья разделяют на простые и сложные. Простые листья состоят из одной листовой пластинки. Они характерны, например, для липы, клёна, дуба.

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками. Такие листья характерны для каштана, рябины и других растений.


Цветок – самый красивый орган. Цветок, так же как и побег, развивается из почки. Крупные цветки обычно развиваются по одному на побеге. Мелкие цветки чаще всего расположены группами, т. е. собраны в соцветия. Соцветия характерны, например, для ромашки, груши, укропа и сирени.

Вы, конечно, обращали внимание на разнообразие форм, красок и ароматов цветков растений. Но все они имеют общие черты строения. Внизу цветка находятся чашелистики. Чаще всего они зелёные и напоминают листья растений. Выше чашелистиков расположены лепестки. В середине цветка находится пестик, а вокруг него тычинки. В них находится пыльца. Для того чтобы образовался плод, пыльца из тычинок должна попасть на пестик. К концу лета почти все растения отцветают.


На месте цветов образуются плоды. Они развиваются из цветков, прежде всего из нижней части пестика. Плод – это орган цветковых растений, содержащий в себе семена. Они постепенно растут и созревают. Разные растения имеют разные плоды. Это яркие с сочной мякотью ягоды рябины, винограда и малины, сочные плоды абрикоса, персика и апельсина, совсем сухие крылатки клёна, одетые в крепкую скорлупу орехи лещины, и плод гороха.


У одних растений внутри плода находится одно семя, у других – много. Плоды защищают семена от повреждений. Жизнь растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. У орхидей семена насколько малы, что их можно рассмотреть только под микроскопом. А у некоторых пальм масса семян достигает нескольких килограммов.

Познакомимся со строением семени фасоли. У фасоли семена крупные. Одна из сторон семени выпуклая, другая вогнутая. Снаружи семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой. Она защищает семя от высыхания и повреждений. Под семенной кожурой находится зародыш. Зародыш — это маленький новый организм. В крупных семядолях содержится запас питательных веществ, которые нужен для роста зародыша.

Семя фасоли


Подведём итог. Все растения состоят из органов. У них есть подземный орган - корень, и надземные органы - стебель, листья, цветок и плод с семенами.

pogloshcheniye-vody

Поглощение воды и значение минеральных веществ

Для полноценного роста и развития растительного организма требуется вода и находящиеся в ней минеральные вещества. Процесс поглощения этих веществ осуществляет корень — орган минерального питания. Благодаря корневым волоскам корень поглощает необходимые растворы. Выделяемая корневыми волосками влага способна растворить находящиеся рядом соединения, обеспечивая поглощение необходимых элементов из почвы.

Значение минеральных веществ. Самые важные элементы — это азот, фосфор и калий.

Азот в питании растений занимает особое место. При его нехватке растение отстает в развитии, листья желтеют и опадают раньше времени, боковые побеги не разветвляются. Пшеница, например, кустится медленно, меняется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Фосфор играет особую роль в образовании клеточной оболочки. Фосфорные удобрения увеличивают сахаристость плодов и накопление масла в семенах. При нехватке фосфора замедляется образование плодов, уменьшается их масса, отодвигаются сроки созревания.

Калий необходим растению для нормального развития корней и корнеплодов, а также для формирования опорных тканей, при недостатке калийных удобрений пшеница полегает.

Кроме этих трех элементов, растениям необходим магний. При его нехватке листья светлеют. Недостаток кальция ведет к повреждению и отмиранию верхушечных почек и корней. В обмене веществ принимают также участие сера, железо, медь, цинк и другие элементы. Все они выполняют определенную роль. И хотя потребляются в ничтожных количествах, они очень важны для растений.


Необходимые для роста растений минеральные вещества не всегда встречаются в почве в достаточном количестве.

Причиной этого могут быть:
1. Ежегодная вырубка деревьев и уменьшение лесных насаждений. Ведь остатки обломленных веток, хвоя, опавшие листья, ягоды и фрукты служат естественным источником минеральных веществ и обогащают почву.

2. Много питательных веществ, поглощенных из почвы, выносится с полей при уборке урожая вместе со стеблевой массой и зерном. Потерянные пашней минеральные вещества необходимо своевременно возмещать путем внесения удобрений.

Виды удобрений. Под воздействием различных факторов состав почвы постоянно меняется. Особенно влияет на почву хозяйственная деятельность людей. Плодородие почвы создавалось тысячелетиями. Одно из условий повышения плодородия почвы — внесение удобрений.

Удобрения делятся на органические и неорганические (минеральные). Выделяют также бактериальные удобрения, которые содержат полезные для растений почвенные микроорганизмы.

Органические удобрения — это вещества растительного и животного происхождения: навоз, торф, перегной, птичий помет, компост и др., содержащие элементы питания растений. Эти удобрения легко усваиваются растениями после их переработки микроорганизмами. Поэтому их обычно вносят осенью, и тогда к весне они будут готовы к использованию растениями.

Навоз — самое эффективное удобрение. Его получают на животноводческих фермах, конюшнях, птицефабриках. Он содержит большое количество нужных элементов в легкоусвояемой форме.

К минеральным удобрениям относятся азотные, фосфорные, калийные, комплексные и др. Их вносят в определенные сроки, на разных фазах роста и развития растений.

Действие азотных, фосфорных и калийных солей, входящих в состав минеральных удобрений

Название растения Удобрение Какому органу необходимо Срок внесения Способ внесения
Капуста азотное стеблям первый месяц лета в виде раствора
Томаты фосфорное, калийное плодам вторая половина лета в сухом и жидком виде
Картофель фосфорное, калийное клубням вторая половина лета в сухом и жидком виде
Озимые культуры калийные стеблям и корням (для придания морозоустойчивости) осенью, перед посевом в сухом виде

Растениям необходимо минеральное питание — поглощение из почвы различных веществ. Наличие в почве необходимых веществ определяет ее плодородие. Почва не всегда плодородна, поэтому чтобы растения росли эффективно, необходимо вносить удобрения. Они бывают органические (навоз — самое эффективное, торф, перегной и др.) и минеральные (азотные, фосфорные калийные и др.). Без азота листья желтеют и опадают, боковые побеги не развиваются, пшеница не кустится. Без фосфора снижается сахаристость и масличность плодов и семян, их созревание замедляется, масса уменьшается. Без калия не формируется опорная ткань, не развиваются корни и корнеплоды, пшеница полегает.

Корень – орган минерального питания. Видоизменения корня

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пасечник Дрофа

В процессе фотосинтеза растениями поглощается углекислый газ и энергия солнца, а выделяется кислород. Он происходит исключительно при условии достаточного света. Также растения дышат, поглощая кислород, но в меньших количествах, чем выделяют при фотосинтезе.

Во время дыхания участвуют все клетки растения, в процессе которого расходуются только органические вещества, а высвобождается энергия. Происходит постоянно и непрерывно.

Стр. 96

Признаки процесса Фотосинтез Дыхание
Где происходит? В клетках, в которых содержатся хлоропласты Во всех клетках растения
Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
Что происходит с органическими веществами? Образование Расщепление
Для протекания процесса световая энергия… Жизненно необходима Не обязательна
Энергия Затрачивается Образуется

№ 2. Рассмотрите рисунок 74. Объясните, почему растение во второй банке погибло.

Растение во второй банке погибло, потому что из-за слоя масла не было доступа воздуха к его корням.

Читайте также: