Опавшие осенние листья фотография в гиппенрейтера описание

Обновлено: 19.09.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Класс: 5. Урок: русский язык

Цель: подготовка к сочинению по фотографии В. Гиппенрейтера.

Задачи:
образовательные: научить детей передавать своё впечатление от фотографии, выражать своё отношение;
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эмоционального отношения к урокам; приобщать детей к искусству, формировать тонкий эстетический вкус;
Воспитательные: воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней.

Тип урока: урок развития речи.

Приветствие.

Актуализация знаний

 Какие три типа речи мы знаем?

(Описание, повествование, рассуждение)

 Сегодня на уроке мы будем описывать, как вы думаете, каким типом речи мы воспользуемся?

 Что можно описать?

(Описывать можно место, предметы (вещи, животных, людей), состояние (природы, человека). Поэтому среди описаний выделяют описание места, состояния, описание предмета)

 Послушайте стихотворение Александра Твардовского. Подумайте, о каком времени года говорит автор .

(Учитель читает стихотворение)

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко – жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней -
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень .

 Что описано в стихотворении ?

Работа по теме урока

Сегодня мы будем описывать фотографию известного фотографа Вадима Гиппенрейтера.

 В. Гиппенрейтер – удивительный фотограф. Смотря на его снимки, замечаешь всю красоту и многообразие окружающей действительности.

Обратимся к учебнику, откроем страницу с иллюстрациями. Какие фотографии В. Гиппенрейтера представлены?

-Что изображено на фотографии?

( Осенний ковер )

 Нравится ли вам снимок? Что вы почувствовали, увидев его впервые?

 Мы знаем, что текст имеет тему и основную мысль. Эти две составляющие есть и у любого снимка. Подумаем, какова тема и основная мысль фотографии.

( Тема фотографии – осенние листья, её мы легко вычленяем из названия. Основная мысль – о величии природы, ее неповторимости ).

 Снимок доказывает, что природа прекрасна не только в момент цветения. Мы видим, как красивы опавшие листья.

Сочинение - описание фотографий В.Гиппенрейтера "Сухие листья " , "Опавшие осенние листья", "Сухие стволы сосен" как сделать? 5 класс.

Составьте план сочинения - описания по фотографиям В.Гиппенрейтера "Сухие листья " , "Опавшие осенние листья", "Сухие стволы сосен" и напишите его.

Какое название можно придумать сочинению.

Какие вопросы можно задать к фотографиям?


Мой пример описания фото Гиппенрейтера "Сухие опавшие листья":

Само фото внизу.:

Это фотография - типичный пример осени, причем поздней осени. На ней мы видим только листву, что плотным ковром лежит под ногами. Но именно поэтому можно сделать вывод, что листва уже облетела.

Ковер из нее и правда цветистый. Здесь виднеются красноватые округлые листочки осины, коричневые резные листики дуба. Также есть листва с тополя. Светло-желтые, зеленоватые, оранжевые с розовым. Многих из них уже стали темно-коричневыми, блеклыми, болотного цвета. Они давно лежат, поливаемые осенними дождями, укрываемые осенними туманами.

Сквозь них еще пробивается ярко-зеленая трава, ведь листья прячут ее от ночного заморозка. Также виднеются опавшие желуди. Белки и птицы еще не успели их собрать для запасов на зиму. Многие так и останутся лежать в листве, чтобы прорасти весной. Влажный запах листьев - яркий признак этого времени года. Его невозможно спутать с чем-то другим.

Фотография красивая и пестрая, но немного унылая, ведь золотая осень уже закончилась. Скоро пойдет первый снег. Он спрячем разноцветный ковер, перекрасит его белым.

Гиппенрейтер Сухие опавшие листья сочинение описание 5 класс

Примеры сочинений по фото Гиппенрейтера "Сухие стволы сосен" можно посмотреть здесь на БВ, мое сочинение там тоже есть.

Посмотрите на фотографию опавших осенних листьев (см. цветную вклейку, с. 10 ). С чем можно сравнить эту картину? Из чего состоит осенний ковер? Какие предметы будете описывать, чтобы передать содержание фотографии? Сколько абзацев вы построите? Найдите точные слова для передачи признаков предметов. Какие из данных прилагательных можно использовать при описании листьев, желудей, веточек: сухие, пожухлые, бурые, желтоватые, красные, зеленоватые, коричневые, засохшие? Какие словосочетания вам, возможно, понадобятся? Дайте описание осеннего ковра.

Решение

Перед нами фотография В.Гиппенрейтера, на которой запечатлены опавшие осенние листья. Открывающуюся нашему взору картину можно сравнить с разноцветным ковром.
Осенний ковёр поражает своей красотой и разнообразием красок. Осенняя листва предстаёт перед нами не засохшей и пожухлой, а влажной и пёстрой, что говорит о том, что осенние деньки радуют своей теплотой и дождями.
Опавшие листья удивляют нас своим обилием цветов: бурые, желтоватые, красные, зеленоватые, коричневые − все они сплелись в волшебной ковёр, ласково шуршащий под ногами прохожих.

5 класс. Русский язык. Тип урока: урок развития речи.

Опыт работы в школе показывает, что пятиклассники на уроках русского языка не умеют грамотно описывать фотографии. Ученики в основном в 5-7 предложениях говорят о том, что они видят на фотографиях в общем, не выражая при этом ни чувств, ни мыслей, не имея представления о строении текста и грамотном высказывании своих мыслей. В связи с этим хочется поделиться опытом работы и представить урок развития речи по описанию фотографии в 5 классе.

Задача урока. Дать представление обучающимся, что значит описывать фотографию, учить составлять связное устное и письменное высказывание по фотографии, чётко определять строение высказывания(вступление, основная часть, заключение, абзацы, граница предложений), определять стиль и тип речи.

2) развивать связную речь, образное мышление;

3) обогатить словарный запас обучающихся;

4) Воспитывать любовь к родному языку.

I . Мотивация темы. Беседа с классом. Вопросы.

- Какое время года вам нравится больше всего?

- Как можно описать природу? При помощи чего?(с помощью красок, сфотографировать, словесное описание).


Вадим Евгеньевич Гиппенрейтер

Советский и российский фотограф-пейзажист; многократный чемпион СССР по горным лыжам и слалому. Впоследствии тренер по горным лыжам.

Родился: 22 апреля 1917 г., Москва , Российскаяреспублика

Умер: 16 июля 2016 г. (99 лет), Москва , Россия

В. Е. Гиппенрейтер очень любил природу, много путешествовал, одно из любимых его занятий – запечатлевать красоты природы: пейзажи, животных, птиц, растений.

- Как вы думаете, что изображено на фотографии? (Природа). Как ещё можно назвать изображение природы? (Пейзаж).

2. Описание фотографии.(Ответы даны из беседы с учениками, а также из их работ)


- Что вы видите на фотографии? (Опавшие разноцветные листья, зелёная трава, веточки от разных деревьев)

- С чем можно сравнить эту картину? (Настоящий ковёр из листьев, осенний ковёр)

- Из чего состоит осенний ковёр? Откуда видно, что листья осенние? (Из листьев осины, дуба, жёлудей, разных веточек), (все листья разного цвета: красный, жёлтый, красно – жёлтый, коричневый, они яркие, такие краски характерны для осени)

- В каком осеннем месяце бывают такие листья? (Где –то конец сентября, может, начало октября, когда осень вступает в свои права)

- Как вы думаете, с какого дерева упали эти листья? (Здесь много осиновых листьев, есть дубовые листочки, но их меньше)

Опишем листья осины.

- На что они похожи по форме? (У них круглая форма с красивыми краями, они похожи на маленькие лоскутки, осиновые листочки такие яркие, что картина наполняется жизнью, они похожи на маленькие сердечки)

Обратим внимание на листья дуба.

- На что они похожи по форме? А по цвету? (Дубовые листочки свернулись и пожухли, стали коричневыми)

- Чем они отличаются от листьев осины?(Они пожухлые, коричневые, не яркие)

Листья упали на траву. Давайте найдём выразительные эпитеты для определения цвета травы. (Она яркая, зелёная, весёлая, как летом. Трава своим цветом добавляет радость и веселье фотографии)

- Что ещё можно увидеть на траве? (Желтовато – бурые жёлуди, они похожи на маленьких смешных человечков. Жёлуди висели в густой листве дуба в своих шапочках – беретиках)

- Что напоминает вся эта картина? (Прощальную красоту осени, самое красивое время года. Художник запечатлел осень в своей красоте и нашёл в ней не дождливый день, а показал нам, что в каждом предмете можно найти свою красоту).

Ребята, давайте с вами проведём словарную работу, которая поможет вам в описании фотографии (на проекторе показана словарная работа)

III . Первичное закрепление знаний.

1. Словарная работа.

1. Художница - осень раскрасила листья осины в яркие цвета. Они напоминают разноцветные лоскутки.

Совсем не похожи на них листья дуба. Их блеклые резные лапки сиротливо темнеют среди нарядных листьев осины.

Желтовато-бурые желуди выглядывают из-под листьев.

По-летнему свежая трава украшает этот великолепный ковер из листьев.

2. Выразительное чтение стихотворений и нахождение средств художественной выразительности.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Как А.С.Пушкин описывает осень? Какие он использует слова?

3. Составление плана сочинения на черновике (примерный план).

2. Основная часть. ( Самая большая часть, в которой ученики описывают всё, что видят на фотографии). Описание осеннего ковра:

а) листья осины и дуба;

в) трава и веточки.

3. Заключение. (Небольшое по объёму, в котором ученики делают вывод из всего написанного). Какое впечатление произвела на меня фотография В.Е. Гиппенрейтера?

IV . Закрепление знаний. Самостоятельная работа обучающихся. Работа с черновиком.

V . Рефлексия урока.

- Ребята, как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно дома описать письменно фотографию?

- Какие сложности у вас могут возникнуть? (Некоторые ученики обратили внимание на построение сочинения, на соблюдение абзацев (ещё раз объясняем, что соблюдение абзацев примерное, главное, чтобы были вступление, основная часть и заключение – вывод; возникли затруднения, что писать во вступлении и заключении (это всё зависит от творчества, воображения учеников, но примерные вступления и заключения ученики могут зачитать по желанию, кто уже справился).

VI . Домашнее задание: написать сочинение на черновике. На следующем уроке несколько учеников по желанию читают свои сочинения, затем переписывают сочинения в тетрадь.

Как результат работы приведём в пример некоторые сочинения учеников.

Сочинение ученицы 5а класса Оленинской средней школы Брицкой Алины.

Осень очень любит рисовать, и каждый раз, когда весна и лето уходят, она берётся за свои краски и разрисовывает каждый бережно выращенный листок в свои особенные цвета.

Листья похожи на маленькие лоскутки, и все эти лоскутки составляют большой ковёр. Листья осины такие яркие, что картина наполняется жизнью, они похожи на маленькие сердечки. А дубовые листочки свернулись и пожухли, стали коричневыми.

Рядом лежат жёлуди, так что, наверно, фотография сделана в парке, там, где много всяких деревьев. И с них падаютмаленькие веточки, которые тоже есть на ней.

Среди листьев виднеется зелёная трава, наверно, фотография сделана в середине осени. Трава добавляет радость и веселье.

Мне очень понравилась эта картина осени на фотографии, она такая яркая, что настроение сразу поднимается.

Сочинение ( отрывок) ученицы 5 а класса Оленинской средней школы Алиевой Софьи.

Смотрю на фотографию В.Е. Гиппенрейтера, и на память приходят строки стихов Аполлона Майкова:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать.

Совсем недавно эти пожухлые осиновые листочки трепетно дрожали на ветру. А вот эти жёлуди висели в густой листве дуба в своих шапочках – беретиках.

Не только листья, но и веточки сорвал с деревьев злой осенний ветер и разбросал пёстрым ковром по ещё зелёной траве.

Эта фотография вызвала у меня желание сходить в лес и полюбоваться прощальной красотой осени.

Сочинение ученика 5а класса Оленинской средней школы Лаврентьева Дениса.

На осеннем ковре из листьев и зелёной травы больше всего я вижу листья осины. У них круглая форма с красивыми краями. Художница – осень раскрасила листья осины в яркие цвета: красный, жёлтый, зелёный, красно – жёлтый и коричневый.

Этого не скажешь о листьях дуба. Они отличаются от осиновых листиков цветом и формой. У листочков дуба коричневый и тёмно – зелёный цвет. Видимо, недавно прошёл дождь, потому что на листьях виднеются капли дождя и они не такие яркие, как на деревьях.

Ещё на фотографии желтовато – бурые жёлуди выглядывают из–под листьев. Они похожи на маленьких смешных человечков. Зелёная травка и веточки дополняют эту осеннюю фотографию.

Читайте также: