Описание дачи в рассказе андреева петька на даче
Обновлено: 05.10.2024
Кто такой Петька
Петька — худенький веснушчатый мальчик, который работает в парикмахерской уже три года. Из всех работников он там самый маленький — ему всего десять лет.
Как относятся к Петьке другие персонажи
Николка, который на три года старше Петьки, относится к нему хорошо: беседует с ним, учит разным стрижкам.
Жизнь в парикмахерской
Район, где работал Петька, был неблагополучный. На скамейках сидели усталые люди в грязной одежде. Многие из них были пьяны и вели себя развратно, ругались и дрались.
Когда мальчика навещала мама, кухарка Надежда, он просил её взять его из парикмахерской в другое место.
Путешествие на дачу
Как-то раз парикмахер Осип Абрамович разрешил Петькиной маме забрать сына на дачу тех господ, у которых она работала. Мальчик очень обрадовался и стал торопить маму поскорее завершить разговор с парикмахером.
Ехать в поезде Петьке было очень интересно. Он с радостью смотрел в окно на лес, который был так далеко, что казался травкой, на удивительно ясное и широкое небо, на зеркальную гладь реки и кочковатую равнину, на краю которой виднелись серенькие домики. Мальчик стал бодрым и весёлым, с его лица исчезли морщинки, и он стал выглядеть здоровым.
Петькина жизнь на даче была полна эмоций. Гуляя по опушке и лесистому берегу пруда, он чутко ощущал природу — то улыбался ей, то немножко боялся с непривычки. Петьке было хорошо. Через два дня он подружился с гимназистом Митей. Мальчики стали купаться в пруду, исследовать развалины дворца, лазать на его заросшую деревьями крышу и играть в разные игры.
Жить на даче Петьке очень нравилось. Он поправился и совсем забыл о прежней тяжёлой жизни в парикмахерской.
Возвращение на работу
Однажды Петькиной маме пришло письмо. В нём Осип Абрамович требовал вернуть Петьку в парикмахерскую, потому что заболел подмастерье Прокопий и парикмахеру теперь не хватает работника.
Осознав, что ему предстоит снова надолго погрузиться в тяжёлое и унылое существование в парикмахерской, Петька громко закричал и стал кататься по земле. Ему было очень плохо.
По пути в город мальчик уже не интересовался пейзажами за окном, а был грустный и тихий. На его лице снова появились морщинки и глаза стали сонливыми и апатичными.
И началась у Петьки та же тяжёлая жизнь, что была до путешествия на дачу. От счастливой жизни у мальчика остались одни воспоминания.
Характер Петьки
Когда мальчик занимался однообразной и изнуряющей работой в парикмахерской, он был сонным, невнимательным и безразличным ко всему. Даже когда его мама приносила сласти, он ел их без охоты.
Но как только Петька очутился на воле, он стал весёлым, общительным и любознательным. Мир становится ему очень интересным. Он наблюдает за лесом, небом, рекой, легко сходится с гимназистом Митей, купается с ним в пруду, лазает по развалинам дворца, играет.
Известие о том, что нужно возвращаться на работу в парикмахерскую Петька перенёс тяжело. У него случился нервный срыв, он кричал и катался по земле. Но потом он стал сонливым и апатичным и оживлялся только тогда, когда рассказывал о своей счастливой жизни на даче Николке.
Заключение
На дачу Петька ехал с матерью поездом. Это была его первая поездка по железной дороге, поэтому Петьке было очень интересно наблюдать и за меняющейся за окном поезда природой, и за плывущими по небу радостными белыми облачками, которые представлялись мальчику ангелочками. Петьке было так интересно, что он смотрел то в своё окно, то перебегал на другую сторону вагона и заглядывал в другие окна. В первые дни пребывания на даче мальчик чувствовал себя сначала неуверенно, он боялся даже леса. Но потом Петька полюбил и лес, и поляны с яркими цветами. Ему понравилось гулять на опушке леса и по берегу пруда, лежать в густой траве. Вскоре он познакомился с гимназистом Митей и ему стало ещё интересней на даче- мальчики удили рыбу, купались в пруду, исследовали развалины дворца.
После парикмахерской, где Петька проводил все свои скучные дни, выезд на природу был для него как выход в другой мир.
Впервые он ехал на поезде. Удивительным для него оказалось видеть через окно убегающие поля, лес, облака. Он бегал от одного окна к другому, пытаясь видеть все как можно дольше. Так что матери пришлось извиняться за его беготню и любопытство. А у Петьки от впечатлений даже пропал сонный взгляд и глазки заблестели.
Петька вел себя на даче сначала настороженно. Природа будто пугала его, но после, когда он отдался ей, он преобразился. Теперь он бегал босиком, лежал в траве, любовался цветами. Потом он познакомился с гимназистом Митей, который научил его рыбачить и купаться. Мальчик стал жить так, будто парикмахерской с Осипом Абрамовичем просто не существует, да он забыл про него.
Непосредственно описанию дачи в рассказе Л. Н. Андреева " Петька на даче " , автор не уделяет внимание. Есть лишь поверхностное воссоздание писателем облика Царицыно конца XIX века ( бугристая равнина изумрудного цвета с небольшими серенькими домиками, рядом с высоким холмом, где располагалась церковь, а внизу - серебристая полоска реки ).
Другое дело - природа. Леонид Николаевич подробно останавливается на лесе, какой, привыкшему к каменным джунглям Петьку, в первые два дня здорово пугал своей грозной бесконечностью и задумчивой темнотой. Боялся вначале мальчик и воды. Достаточно вспомнить момент, когда гимназист Митя предложил ему искупаться в речке, а он долго не решался последовать за ним, но осмелившись, битый час барахтался и не хотел выходить на берег. После этого Петька окончательно превращается из апатичного не по годам взрослого человечка, в самого, что ни на есть заурядного мальчугана, увлечённо исследующего руины старого замка, самолично вырезавшего из орешника удочку и мечтающего её утром испытать, купающегося по пять раз на день в зеркальных водах реки. Мальчонке стало невероятно легко на душе, он почувствовал себя свободным от тягостных повседневных обязанностей слуги и радость от того разнообразия, важных исключительно для него, детских дел.
И ещё одно, на мой взгляд, заслуживающее внимания наблюдение. Как мало же оказалось надо для изменения характера и внешности ребёнка, прожившего всю свою десятилетнюю жизнь в городе, и в течение трёх лет работающего слугой. Ведь уже по дороге на дачу Петька стал не в меру любознательным, всё теперь ему было интересно в вагоне поезда да за его пределами, и тонкие морщинки, какие образовались у его носа и глаз исчезли, а глаза, из сонных превратились в блестящие - живые.
Иван Андреев добился успеха в зрелые годы, но для достижения цели пожертвовал беззаботным детством. Еще мальчишкой он пошел в ученики к цирюльнику и стал трудиться наравне со взрослыми. Его история не была уникальной, ведь в то время дети из бедных семей часто начинали работать рано, чтобы помочь родителям. Но по силам ли ребенку работать без выходных и праздников? Писатель считал не справедливым забирать у детей их беззаботную пору. Тем более, дети не должны входить в жестокий мир взрослых, ведь их психика еще очень ранима.
Главный герой рассказа Петька в свои малые 10 лет уже работает учеником парикмахера. Ни работа, ни обстановка, ни окружение не соответствуют восприятию маленького ребенка. Поэтому у него есть мечта – найти другое место.
В рассказе присутствуют два мира: мир города и дачи. Вначале автор описывает мир города на примере парикмахерской и пейзажа за окном.
Парикмахерская была жутким заведением, грязным и вульгарным. Хозяин представлял собой типичного капиталиста, который заботиться только о собственной выгоде, а не комфорте клиентов. Хотя публика, приходившая сюда, была отнюдь не требовательной. В помещении летали мухи и облепляли все стены и непристойные картины. Антисанитария царила везде: грязные руки работников, грязные простынки. От этого грязными становились и мысли большинства людей.
Символом перевернутого восприятия мира являются зеркала, одно из которых было треснутым, а другое сильно искажало отображение. Горожане, которых видел Петька, давно потеряли правильный ориентир в жизни.
За окном был непривлекательный пейзаж: посеревшая от пыли трава. А люди не стыдились громко ругаться и даже устраивали драки. Пьянство и насилие – вот что видел Петька за окном в своем городе. Как же в таком месте стать счастливым? И хоть ребенок и не видел ничего другого, но инстинктивно понимал, что где-то должно быть лучшее место. И он был прав, таким местом оказалась дача.
Однажды Надежда взяла сына с собой на дачу к богатому барину. Мальчик не видел раньше никаких дач, но очень радовался возможности уехать из пыльного города.
Мир дачи удивил героя своей чистотой и тишиной. Прекрасная природа, голубое небо, белые облака, манящая к себе речка – все это так понравилось Петьке, что он быстро забыл о городе.
У героя разгладились на лице морщинки, в глазах появился огонек – он был счастлив! Петька каждый день старался как можно быстрее покушать, потому что у него было много дел: искупаться в реке, поиграть с приятелем Митей, порыбачить на берегу реки.
Сравнив два мира, можно смело утверждать, что мир дачи подходит для ребенка намного больше, чем мир города.
Мир города в рассказе равнодушен к детям, ведь там зарабатывают деньги, а потом пропивают их и прогуливают. А мир дачи – то лучшее место, тихое и беззаботное, безопасное для ребенка.
В конце побеждает мир города, куда возвращается Петька. Город снова поглотил его, как маленькую жертву.
Писатель показывает, что проблема детей, лишенных детства, появляется из-за равнодушия общества и государства.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Малая Родина У каждого найдется уголок, Куда уставшим сердцем он стремится. Где он не будет больше одинок. В ключах там сможет досыта напиться Воды студеной, полной чудных сил, Там слаще яблоки, и звонче песни.. Там живы те, кто нас давно простил. Ты в мире места не найдешь чудесней! (Надежда Сергеева)
Безысходность. Серый город. Серый город, безликие лица, Голос ангела тает в дожде: Оглянитесь! Увидьте! Услышьте! - Незамеченный зов в тишине. Нет у них ни капли сочувствия, Не идёт уже речь о вере, Ночью ангел плачет без устали: Он за них платит в высшей мере. (Сафонова Мария)
- Вспомните, с каким рассказом мы с вами познакомились на прошлом занятии? - Посмотрите на картинки, подумайте и скажите, как звучит тема сегодняшнего урока?
Цели: -выявить смысл противопоставления жестокой жизни города и одухотворённого бытия природы; - развивать навыки исследовательской работы с текстом; -внимательно относиться к художественной детали произведения и понимать её роль в тексте;
-Какие смысловые части вы выделили в рассказе ? (3 части)
1.Тяжелые дни в парикмахерской. 2.Счастливые дни на даче. 3.Возвращение в город.
Описание художественного портрета героя. Описание внешности Внутреннее состояние(эмоции, чувства) Поведение Отношение окружающих Iгруппа IIгруппа IIIгруппа IVгруппа Впарикма-херской В поезде На даче Возвращение в город
Описание внешности Внутреннее состояние (эмоции,чувства) Поведение Отношение окружающих Iгруппа IIгруппа IIIгруппа IVгруппа В парик-махерс-кой Худенький,сострупьями наголове,веснушчатыймальчик 10 лет, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, делали его похожим на состарившегося карлика. Былпогружен не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место. Он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал Николке Брезгливое,неуважительное,на него всегда кричали, никогда он не слышал похвалы. В поезде Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Радостноеожидание, предвкушение . Он очень хотел прибыть поскорее на новое место-дачу. Домики по дороге казались ему игрушечными, а облака похожими на ангелочков. Прилип к окну, боясьпотерять малейшую подробностьпути.Петькато вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками. Пассажиры улыбались Петьке,видяего неуёмное детское желание не выпустить ничего из виду и неподдельный живойинтерес.Толькоодин пассажир посмотрел злыми глазами и снова уткнулся в газету.
Десятилетнего мальчика Петю отдают в ученики местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Мальчика нещадно эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу и грозя наказанием, не дают высыпаться. Он худ и слаб, возле глаз просматриваются тонкие морщинки, постоянно недоедает, ходит грязный. Петьке вся жизнь кажется какой-то не реальной, словно сон. Несмотря на постоянную апатию, мальчик чувствует, что его тянет в другое место, только он сам понять не может куда. Когда Петьку навещает Мать, он просил забрать его, но потом вяло прощался с матерью и снова начинается обыденная жизнь.
Однажды мать забирает мальчика на дачу к господам в Царицыно, где работала кухаркой. В поезде Петька то и дело вертелся у окна – как удивительно менялись картинки за окном. Он никогда не был в деревне, поэтому леса, полянки и речка кажутся ему странными, но интересными. Со временем Петька привыкает к новой жизни. Он уверен, дача – это именно то место, которое хочет его рвущаяся в неизвестность душа.
В деревне мальчик находит друга – гимназиста Митю. Вдвоем они хорошо проводят время, гуляют и рыбачат. У Пети с лица исчезли морщинки, он прибавил в весе и стал по-детски игривым мальчиком. Природа и свобода от обязанностей оживили ребенка.
Но все закончилось внезапно – ему сказали, что пора ехать домой. Сначала Петя устраивает истерику, потом смиряется, покорно и уныло смотря на проплывающие мимо картинки в окне поезда. Оказавшись в парикмахерской, он снова слышит крики Осипа Абрамовича, и, вздрагивая, бежит на зов. А ночью, шепотом рассказывает напарнику Николке про дачу.
Главные герои и их характеристика:
- Петька – грустный, меланхоличный и постоянно сонный ученик парикмахера, главный герой рассказа. Не видя в своей жизни радости, ребенок, часто сутулясь, прижимается к окну и наблюдает за улицей. Он отчужден и погружен в себя.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Барин – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
- Прокопий и Михайла – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
- Митя – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
- Надежда – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
- Осип Абрамович – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
- Николка – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.
Автор: Леонид Николаевич Андреев
Петька – самый младший из прислужников Осипа Абрамовича. На него чаше всех кричат. Вместе с ним, в парикмахерской служит Николка – ученик, который скоро станет подмастерье. Мальчик на три года старше, курит папиросы, ругается матом, врет, что пробовал водку, и старается казаться взрослым. Ему подмастерья Михайла и Прокопий доверяют стрижку простаков. Наедине с Петей, Николка становился добрым и учил мальчика азам парикмахерского мастерства.
Часто они вдвоем сидят окна, рядом с восковым женским бюстом, и наблюдают за утренней жизнью бульвара. Николка рассказывает пошлые истории о знакомых ему обитателях улицы, и, скалясь, смеется над ними. Петьке кажется, что друг очень умный и жутко хочется быть таким же. Но сейчас мальчик мечтает о другом месте.
Происходящее вокруг Пете казалось длинным сном. Мальчик худел, часто не слышал крика или разливал воду. Его неопрятный вид вызывал у посетителей лишь брезгливость. Да и он сам не знал, как назвать свое состояние. Ему хотелось в другое место, но он не понимал куда именно.
Петю иногда навещает мать – кухарка Надежда. Он лениво ест ее сладости и просит забрать его из парикмахерской. Но потом он забывает о просьбе и равнодушно уходит от матери, не интересуясь, когда она еще придет. А Надежда воспринимала сына как дурачка, с горем думая, что у него не все ладно с головой.
Долго ли так живет он, Петя не задумывался. Но однажды приехала мать. Поговорив с Осипом Абрамовичем, она сказала мальчику, что он едет в Царицыно, на дачу к ее господам. Петька понял, что дача – это есть то место, о котором он мечтал и стал торопить мать, не обращая внимания на Николку, стоявшего рядом. Дерзкий ученик парикмахера зло смотрел на Надежду, но в глазах его заметна тоска – у него не было матери, которая бы отвезла на дачу.
Вокзал встретил их разноголосым откликом и грохотом поездов. Когда Петька с мамой сели в вагон, он прилип к окну, рассматривая город. Через стекло поле казалось странным, лес – травою, а небо – широким и ясным. Мальчик метался из одной на другую сторону вагона, доверчиво прикасаясь грязными руками к улыбающимся ему вслед пассажирам. Один из попутчиков, читающий газету, неприязненно посмотрел на мальчика. Надежда поспешила оправдаться:
– Первый раз едет, интересно ему…
В ответ пассажир пробурчал согласие и уткнулся в газету. Мать Пети еще хотела объяснить угрюмому дядьке, что сын три года служит в подмастерьях, потому как она, слабая и одинокая женщина, не сможет его поднять сама. Но взглянув на злое лицо господина, она оставила эту мысль при себе.
Поезд промчался мимо кочковатой темно-зеленой равнины с серыми домиками по краю, затем взлетел на мост и повис над голубой гладью реки. Петька вздрогнул от неожиданности, но сразу же прильнул к окну, словно боясь потерять волшебство мгновения. Лицо мальчика изменилось – теперь он не казался сонным и растрепанным, под глазами исчезли морщинки, а взгляд сиял озорными блестками.
Первые два дня на даче буквально сбили с ног богатством впечатлений, смяв робкую маленькую душонку Петьки. Современный дикарь, воспитанный каменными объятиями города, почувствовал себя бессильным перед живой природой. Он боялся бесконечного, темного, шумного леса и светлых, зеленых полянок. Мальчик волновался и радовался, бледнел и вздрагивал, прогуливаясь по лесистым берегам пруда.
Первое время он возвращался к матери. Барин спрашивал, нравится ли ему на даче. Конфузливо улыбаясь, мальчик отвечал:
Через пару дней Петька уже был в полном соглашении с природой. И содействовал ему в этом гимназист Митя из Старого Царицына. Он рыбачил на речке, когда увидел Петьку. Мальчики быстро нашли общий язык и подружились. Сначала они рыбачили, затем пошли купаться. Петька не умел плавать, боялся заходить в воду. А когда зашел, не хотел вылезать. Он смешно бил поводе руками, делая вид что плавает, захлебывался, поднимая брызги, и был похож на щенка, попавшего в воду впервые.
По задумке неистощимого на приключения Мити, мальчики исследовали руины старого замка – сидели на разрушенной деревьями крыше или бродили среди обломков какого-то здания. Промеж каменистых груд росла молодая рябина, а в оконных амбразурах чудились страшные рожи. Петька чувствовал себя на господской даче как дома, совсем позабыл о существовании Осипа Абрамовича и его парикмахерской.
Надежда радовалась. Ей казалось, что сын растолстел, потому что она его много кормит. Но Петька ел мало – ему просто некогда было жевать, нужно успеть выкупаться, нарезать удочки из орешника, выкопать червей. Мальчик бегал босой, что в тысячу раз приятнее, чем тянуть на себе сапоги с толстыми подошвами. Свою поддержанную курточку он снял, и сразу внешне помолодел. Надевал он ее вечером, когда ходил на плотину наблюдать за катающимися в лодках господами.
Из дома вышел барин, подошел к мальчику и положил ему руку на плечо:
– Ехать надо, братец – повторился он.
Мальчик продолжал улыбаться. Подошла Надежда и подтвердила слова барина:
– Надобно ехать, сынок, к хозяину твоему – Осипу Абрамовичу.
У Петьки во рту разом все пересохло, и язык двигался с трудом. Он забыл про город, а место, куда так хотелось уже найдено.
– А рыбу на завтра ловить? Вон и удочка здесь…..
– Требует приехать. Говорит, Прокопий заболел, народ не ходит. Ты не горюй – он добрый, может опять отпустит.
Но Петька не плакал, он просто не понимал. Вот реальная удочка и призрачный Осип Абрамович. Постепенно мысли стали проясняться. Наступило перемещение, и невысохшая удочка превращалась в призрак, а Осип Абрамович становился осязаемым.
Вдруг Петька закричал так громко, как не кричал самый горластый мужик. Мальчик упал и стал кататься телом на земле. Его крик и поступок удивил мать и расстроил барина. Чуть позже, когда он успокоился, барин сказал барыне:
– Я тебе говорил, детское горе непродолжительное.
– Но так жалко мальчонку… – ответила она.
– Ты права, они ужасно живут. Но есть те, кто живет еще хуже.
На следующее утро поездом Петька ехал в город. Мимо проплывали седые от росы зеленые поля, но он не бегал по окнам, пытаясь разглядеть пейзажи. Мальчик тихо и спокойно сидел, смиренно сложив руки на коленях. Его старая поношенная куртка облегла худое тело, а в глазах появилась все та же сонливость и апатия. Вот мелькнула платформа и поезд остановился. Надежда с сыном вышли на перрон, и жадный город приготовился поглотить очередную жертву.
Кратко об истории создания произведения
Проза Леонида Николаевича Андреева, создаваемая им на границе XIX-XX веков, буквально пронизана чувственной остротой, заставляя читателя сопереживать литературным персонажам.
Читайте также: