Описание дачи в рассказе андреева петька на даче

Обновлено: 05.10.2024

Кто такой Петька

Петька — худенький веснушчатый мальчик, который работает в парикмахерской уже три года. Из всех работников он там самый маленький — ему всего десять лет.

Как относятся к Петьке другие персонажи

Николка, который на три года старше Петьки, относится к нему хорошо: беседует с ним, учит разным стрижкам.

Жизнь в парикмахерской

Район, где работал Петька, был неблагополучный. На скамейках сидели усталые люди в грязной одежде. Многие из них были пьяны и вели себя развратно, ругались и дрались.

Когда мальчика навещала мама, кухарка Надежда, он просил её взять его из парикмахерской в другое место.

Путешествие на дачу


Как-то раз парикмахер Осип Абрамович разрешил Петькиной маме забрать сына на дачу тех господ, у которых она работала. Мальчик очень обрадовался и стал торопить маму поскорее завершить разговор с парикмахером.

Ехать в поезде Петьке было очень интересно. Он с радостью смотрел в окно на лес, который был так далеко, что казался травкой, на удивительно ясное и широкое небо, на зеркальную гладь реки и кочковатую равнину, на краю которой виднелись серенькие домики. Мальчик стал бодрым и весёлым, с его лица исчезли морщинки, и он стал выглядеть здоровым.

Петькина жизнь на даче была полна эмоций. Гуляя по опушке и лесистому берегу пруда, он чутко ощущал природу — то улыбался ей, то немножко боялся с непривычки. Петьке было хорошо. Через два дня он подружился с гимназистом Митей. Мальчики стали купаться в пруду, исследовать развалины дворца, лазать на его заросшую деревьями крышу и играть в разные игры.

Жить на даче Петьке очень нравилось. Он поправился и совсем забыл о прежней тяжёлой жизни в парикмахерской.

Возвращение на работу

Однажды Петькиной маме пришло письмо. В нём Осип Абрамович требовал вернуть Петьку в парикмахерскую, потому что заболел подмастерье Прокопий и парикмахеру теперь не хватает работника.

Осознав, что ему предстоит снова надолго погрузиться в тяжёлое и унылое существование в парикмахерской, Петька громко закричал и стал кататься по земле. Ему было очень плохо.

По пути в город мальчик уже не интересовался пейзажами за окном, а был грустный и тихий. На его лице снова появились морщинки и глаза стали сонливыми и апатичными.

И началась у Петьки та же тяжёлая жизнь, что была до путешествия на дачу. От счастливой жизни у мальчика остались одни воспоминания.

Характер Петьки


Когда мальчик занимался однообразной и изнуряющей работой в парикмахерской, он был сонным, невнимательным и безразличным ко всему. Даже когда его мама приносила сласти, он ел их без охоты.

Но как только Петька очутился на воле, он стал весёлым, общительным и любознательным. Мир становится ему очень интересным. Он наблюдает за лесом, небом, рекой, легко сходится с гимназистом Митей, купается с ним в пруду, лазает по развалинам дворца, играет.

Известие о том, что нужно возвращаться на работу в парикмахерскую Петька перенёс тяжело. У него случился нервный срыв, он кричал и катался по земле. Но потом он стал сонливым и апатичным и оживлялся только тогда, когда рассказывал о своей счастливой жизни на даче Николке.

Заключение

На дачу Петька ехал с матерью поездом. Это была его первая поездка по железной дороге, поэтому Петьке было очень интересно наблюдать и за меняющейся за окном поезда природой, и за плывущими по небу радостными белыми облачками, которые представлялись мальчику ангелочками. Петьке было так интересно, что он смотрел то в своё окно, то перебегал на другую сторону вагона и заглядывал в другие окна. В первые дни пребывания на даче мальчик чувствовал себя сначала неуверенно, он боялся даже леса. Но потом Петька полюбил и лес, и поляны с яркими цветами. Ему понравилось гулять на опушке леса и по берегу пруда, лежать в густой траве. Вскоре он познакомился с гимназистом Митей и ему стало ещё интересней на даче- мальчики удили рыбу, купались в пруду, исследовали развалины дворца.

После парикмахерской, где Петька проводил все свои скучные дни, выезд на природу был для него как выход в другой мир.

Впервые он ехал на поезде. Удивительным для него оказалось видеть через окно убегающие поля, лес, облака. Он бегал от одного окна к другому, пытаясь видеть все как можно дольше. Так что матери пришлось извиняться за его беготню и любопытство. А у Петьки от впечатлений даже пропал сонный взгляд и глазки заблестели.

Петька вел себя на даче сначала настороженно. Природа будто пугала его, но после, когда он отдался ей, он преобразился. Теперь он бегал босиком, лежал в траве, любовался цветами. Потом он познакомился с гимназистом Митей, который научил его рыбачить и купаться. Мальчик стал жить так, будто парикмахерской с Осипом Абрамовичем просто не существует, да он забыл про него.

Непосредственно описанию дачи в рассказе Л. Н. Андреева " Петька на даче " , автор не уделяет внимание. Есть лишь поверхностное воссоздание писателем облика Царицыно конца XIX века ( бугристая равнина изумрудного цвета с небольшими серенькими домиками, рядом с высоким холмом, где располагалась церковь, а внизу - серебристая полоска реки ).

Другое дело - природа. Леонид Николаевич подробно останавливается на лесе, какой, привыкшему к каменным джунглям Петьку, в первые два дня здорово пугал своей грозной бесконечностью и задумчивой темнотой. Боялся вначале мальчик и воды. Достаточно вспомнить момент, когда гимназист Митя предложил ему искупаться в речке, а он долго не решался последовать за ним, но осмелившись, битый час барахтался и не хотел выходить на берег. После этого Петька окончательно превращается из апатичного не по годам взрослого человечка, в самого, что ни на есть заурядного мальчугана, увлечённо исследующего руины старого замка, самолично вырезавшего из орешника удочку и мечтающего её утром испытать, купающегося по пять раз на день в зеркальных водах реки. Мальчонке стало невероятно легко на душе, он почувствовал себя свободным от тягостных повседневных обязанностей слуги и радость от того разнообразия, важных исключительно для него, детских дел.

И ещё одно, на мой взгляд, заслуживающее внимания наблюдение. Как мало же оказалось надо для изменения характера и внешности ребёнка, прожившего всю свою десятилетнюю жизнь в городе, и в течение трёх лет работающего слугой. Ведь уже по дороге на дачу Петька стал не в меру любознательным, всё теперь ему было интересно в вагоне поезда да за его пределами, и тонкие морщинки, какие образовались у его носа и глаз исчезли, а глаза, из сонных превратились в блестящие - живые.

Иван Андреев добился успеха в зрелые годы, но для достижения цели пожертвовал беззаботным детством. Еще мальчишкой он пошел в ученики к цирюльнику и стал трудиться наравне со взрослыми. Его история не была уникальной, ведь в то время дети из бедных семей часто начинали работать рано, чтобы помочь родителям. Но по силам ли ребенку работать без выходных и праздников? Писатель считал не справедливым забирать у детей их беззаботную пору. Тем более, дети не должны входить в жестокий мир взрослых, ведь их психика еще очень ранима.

Главный герой рассказа Петька в свои малые 10 лет уже работает учеником парикмахера. Ни работа, ни обстановка, ни окружение не соответствуют восприятию маленького ребенка. Поэтому у него есть мечта – найти другое место.

В рассказе присутствуют два мира: мир города и дачи. Вначале автор описывает мир города на примере парикмахерской и пейзажа за окном.

Парикмахерская была жутким заведением, грязным и вульгарным. Хозяин представлял собой типичного капиталиста, который заботиться только о собственной выгоде, а не комфорте клиентов. Хотя публика, приходившая сюда, была отнюдь не требовательной. В помещении летали мухи и облепляли все стены и непристойные картины. Антисанитария царила везде: грязные руки работников, грязные простынки. От этого грязными становились и мысли большинства людей.

Символом перевернутого восприятия мира являются зеркала, одно из которых было треснутым, а другое сильно искажало отображение. Горожане, которых видел Петька, давно потеряли правильный ориентир в жизни.

За окном был непривлекательный пейзаж: посеревшая от пыли трава. А люди не стыдились громко ругаться и даже устраивали драки. Пьянство и насилие – вот что видел Петька за окном в своем городе. Как же в таком месте стать счастливым? И хоть ребенок и не видел ничего другого, но инстинктивно понимал, что где-то должно быть лучшее место. И он был прав, таким местом оказалась дача.

Однажды Надежда взяла сына с собой на дачу к богатому барину. Мальчик не видел раньше никаких дач, но очень радовался возможности уехать из пыльного города.

Мир дачи удивил героя своей чистотой и тишиной. Прекрасная природа, голубое небо, белые облака, манящая к себе речка – все это так понравилось Петьке, что он быстро забыл о городе.

У героя разгладились на лице морщинки, в глазах появился огонек – он был счастлив! Петька каждый день старался как можно быстрее покушать, потому что у него было много дел: искупаться в реке, поиграть с приятелем Митей, порыбачить на берегу реки.

Сравнив два мира, можно смело утверждать, что мир дачи подходит для ребенка намного больше, чем мир города.

Мир города в рассказе равнодушен к детям, ведь там зарабатывают деньги, а потом пропивают их и прогуливают. А мир дачи – то лучшее место, тихое и беззаботное, безопасное для ребенка.

В конце побеждает мир города, куда возвращается Петька. Город снова поглотил его, как маленькую жертву.

Писатель показывает, что проблема детей, лишенных детства, появляется из-за равнодушия общества и государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Второе февраля.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Второе февраля.

Малая Родина У каждого найдется уголок, Куда уставшим сердцем он стремится.

Малая Родина У каждого найдется уголок, Куда уставшим сердцем он стремится. Где он не будет больше одинок. В ключах там сможет досыта напиться Воды студеной, полной чудных сил, Там слаще яблоки, и звонче песни.. Там живы те, кто нас давно простил. Ты в мире места не найдешь чудесней! (Надежда Сергеева)

Безысходность. Серый город. Серый город, безликие лица, Голос ангела тает в.

Безысходность. Серый город. Серый город, безликие лица, Голос ангела тает в дожде: Оглянитесь! Увидьте! Услышьте! - Незамеченный зов в тишине. Нет у них ни капли сочувствия, Не идёт уже речь о вере, Ночью ангел плачет без устали: Он за них платит в высшей мере. (Сафонова Мария)

- Вспомните, с каким рассказом мы с вами познакомились на прошлом занятии? -.

- Вспомните, с каким рассказом мы с вами познакомились на прошлом занятии? - Посмотрите на картинки, подумайте и скажите, как звучит тема сегодняшнего урока?

Противопоставление мира города и дачи в рассказе Леонида Андреева «Петька на.

Цели: -выявить смысл противопоставления жестокой жизни города и одухотворённо.

Цели: -выявить смысл противопоставления жестокой жизни города и одухотворённого бытия природы; - развивать навыки исследовательской работы с текстом; -внимательно относиться к художественной детали произведения и понимать её роль в тексте;

-Какие смысловые части вы выделили в рассказе ? (3 части)

-Какие смысловые части вы выделили в рассказе ? (3 части)

1.Тяжелые дни в парикмахерской. 2.Счастливые дни на даче. 3.Возвращение в гор.

1.Тяжелые дни в парикмахерской. 2.Счастливые дни на даче. 3.Возвращение в город.

-Кто является главным героем рассказа? -Почему автор назвал рассказ «Петька н.

Описание художественного портрета героя. Описание внешности Внутреннее состоя.

Описание художественного портрета героя. Описание внешности Внутреннее состояние(эмоции, чувства) Поведение Отношение окружающих Iгруппа IIгруппа IIIгруппа IVгруппа Впарикма-херской В поезде На даче Возвращение в город

Описание внешности Внутреннее состояние (эмоции,чувства) Поведение Отношение.

Описание внешности Внутреннее состояние (эмоции,чувства) Поведение Отношение окружающих Iгруппа IIгруппа IIIгруппа IVгруппа В парик-махерс-кой Худенький,сострупьями наголове,веснушчатыймальчик 10 лет, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, делали его похожим на состарившегося карлика. Былпогружен не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место. Он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал Николке Брезгливое,неуважительное,на него всегда кричали, никогда он не слышал похвалы. В поезде Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Радостноеожидание, предвкушение . Он очень хотел прибыть поскорее на новое место-дачу. Домики по дороге казались ему игрушечными, а облака похожими на ангелочков. Прилип к окну, боясьпотерять малейшую подробностьпути.Петькато вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками. Пассажиры улыбались Петьке,видяего неуёмное детское желание не выпустить ничего из виду и неподдельный живойинтерес.Толькоодин пассажир посмотрел злыми глазами и снова уткнулся в газету.

Описание внешности Внутреннее состояние (эмоции,чувства) Поведение Отношение.

-Как меняется Петька после поездки на дачу? -Почему автор назвал рассказ «Пе.

Десятилетнего мальчика Петю отдают в ученики местному парикмахеру Осипу Абрамовичу. Мальчика нещадно эксплуатируют, заставляя делать тяжелую работу и грозя наказанием, не дают высыпаться. Он худ и слаб, возле глаз просматриваются тонкие морщинки, постоянно недоедает, ходит грязный. Петьке вся жизнь кажется какой-то не реальной, словно сон. Несмотря на постоянную апатию, мальчик чувствует, что его тянет в другое место, только он сам понять не может куда. Когда Петьку навещает Мать, он просил забрать его, но потом вяло прощался с матерью и снова начинается обыденная жизнь.

Однажды мать забирает мальчика на дачу к господам в Царицыно, где работала кухаркой. В поезде Петька то и дело вертелся у окна – как удивительно менялись картинки за окном. Он никогда не был в деревне, поэтому леса, полянки и речка кажутся ему странными, но интересными. Со временем Петька привыкает к новой жизни. Он уверен, дача – это именно то место, которое хочет его рвущаяся в неизвестность душа.

В деревне мальчик находит друга – гимназиста Митю. Вдвоем они хорошо проводят время, гуляют и рыбачат. У Пети с лица исчезли морщинки, он прибавил в весе и стал по-детски игривым мальчиком. Природа и свобода от обязанностей оживили ребенка.

Но все закончилось внезапно – ему сказали, что пора ехать домой. Сначала Петя устраивает истерику, потом смиряется, покорно и уныло смотря на проплывающие мимо картинки в окне поезда. Оказавшись в парикмахерской, он снова слышит крики Осипа Абрамовича, и, вздрагивая, бежит на зов. А ночью, шепотом рассказывает напарнику Николке про дачу.

Главные герои и их характеристика:

  • Петька – грустный, меланхоличный и постоянно сонный ученик парикмахера, главный герой рассказа. Не видя в своей жизни радости, ребенок, часто сутулясь, прижимается к окну и наблюдает за улицей. Он отчужден и погружен в себя.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Барин – хозяин кухарки Надежды, Петькиной матери. Сердобольный и добрый человек, жалеющий мальчика.
  • Прокопий и Михайла – ленивые подмастерья Осипа Абрамовича. В отсутствие хозяина они посылают Николку принимать посетителя и смеются над мальчиком за неудачную стрижку. Прокопий часто пропадает ночью, а днем спит за перегородкой. Михайло читает газеты в поисках знакомых посетителей среди криминальных хроник.
  • Митя – гимназист из деревни Царицыно, дружелюбный и веселый мальчик, который показал Пете свои игры.
  • Надежда – Петина мама. Добрая, бедная и одинокая кухарка. Она искренне любит сына, и пытается заботиться о его благополучии. Отдает Петю на службу Осипу Абрамовичу в надежде, что он поставит его на ноги.
  • Осип Абрамович – строгий попечитель Пети, равнодушный и черствый человек, требующий от мальчика мгновенного выполнения приказаний и часто наказывающий его без повода.
  • Николка – дерзкий подросток с плохими манерами поведения. Он давно работает у Осипа Абрамовича, и вот-вот должен стать подмастерьем. Николка хвастается Пете пошлыми историями о посетителях парикмахерской, курит и пьет водку. Слушая его, Петя делает вывод, что Николка разочарованный в жизни человек, в душе которого живет больной ребенок. Когда к мальчику приходит мама, Николка чувствует обиду и тоску, потому что у него нет матери.

Леонид Николаевич Андреев

Автор: Леонид Николаевич Андреев

Петька – самый младший из прислужников Осипа Абрамовича. На него чаше всех кричат. Вместе с ним, в парикмахерской служит Николка – ученик, который скоро станет подмастерье. Мальчик на три года старше, курит папиросы, ругается матом, врет, что пробовал водку, и старается казаться взрослым. Ему подмастерья Михайла и Прокопий доверяют стрижку простаков. Наедине с Петей, Николка становился добрым и учил мальчика азам парикмахерского мастерства.

Часто они вдвоем сидят окна, рядом с восковым женским бюстом, и наблюдают за утренней жизнью бульвара. Николка рассказывает пошлые истории о знакомых ему обитателях улицы, и, скалясь, смеется над ними. Петьке кажется, что друг очень умный и жутко хочется быть таким же. Но сейчас мальчик мечтает о другом месте.

Происходящее вокруг Пете казалось длинным сном. Мальчик худел, часто не слышал крика или разливал воду. Его неопрятный вид вызывал у посетителей лишь брезгливость. Да и он сам не знал, как назвать свое состояние. Ему хотелось в другое место, но он не понимал куда именно.

Петю иногда навещает мать – кухарка Надежда. Он лениво ест ее сладости и просит забрать его из парикмахерской. Но потом он забывает о просьбе и равнодушно уходит от матери, не интересуясь, когда она еще придет. А Надежда воспринимала сына как дурачка, с горем думая, что у него не все ладно с головой.

Долго ли так живет он, Петя не задумывался. Но однажды приехала мать. Поговорив с Осипом Абрамовичем, она сказала мальчику, что он едет в Царицыно, на дачу к ее господам. Петька понял, что дача – это есть то место, о котором он мечтал и стал торопить мать, не обращая внимания на Николку, стоявшего рядом. Дерзкий ученик парикмахера зло смотрел на Надежду, но в глазах его заметна тоска – у него не было матери, которая бы отвезла на дачу.

Вокзал встретил их разноголосым откликом и грохотом поездов. Когда Петька с мамой сели в вагон, он прилип к окну, рассматривая город. Через стекло поле казалось странным, лес – травою, а небо – широким и ясным. Мальчик метался из одной на другую сторону вагона, доверчиво прикасаясь грязными руками к улыбающимся ему вслед пассажирам. Один из попутчиков, читающий газету, неприязненно посмотрел на мальчика. Надежда поспешила оправдаться:

– Первый раз едет, интересно ему…

В ответ пассажир пробурчал согласие и уткнулся в газету. Мать Пети еще хотела объяснить угрюмому дядьке, что сын три года служит в подмастерьях, потому как она, слабая и одинокая женщина, не сможет его поднять сама. Но взглянув на злое лицо господина, она оставила эту мысль при себе.

Поезд промчался мимо кочковатой темно-зеленой равнины с серыми домиками по краю, затем взлетел на мост и повис над голубой гладью реки. Петька вздрогнул от неожиданности, но сразу же прильнул к окну, словно боясь потерять волшебство мгновения. Лицо мальчика изменилось – теперь он не казался сонным и растрепанным, под глазами исчезли морщинки, а взгляд сиял озорными блестками.

Первые два дня на даче буквально сбили с ног богатством впечатлений, смяв робкую маленькую душонку Петьки. Современный дикарь, воспитанный каменными объятиями города, почувствовал себя бессильным перед живой природой. Он боялся бесконечного, темного, шумного леса и светлых, зеленых полянок. Мальчик волновался и радовался, бледнел и вздрагивал, прогуливаясь по лесистым берегам пруда.

Первое время он возвращался к матери. Барин спрашивал, нравится ли ему на даче. Конфузливо улыбаясь, мальчик отвечал:

Через пару дней Петька уже был в полном соглашении с природой. И содействовал ему в этом гимназист Митя из Старого Царицына. Он рыбачил на речке, когда увидел Петьку. Мальчики быстро нашли общий язык и подружились. Сначала они рыбачили, затем пошли купаться. Петька не умел плавать, боялся заходить в воду. А когда зашел, не хотел вылезать. Он смешно бил поводе руками, делая вид что плавает, захлебывался, поднимая брызги, и был похож на щенка, попавшего в воду впервые.

По задумке неистощимого на приключения Мити, мальчики исследовали руины старого замка – сидели на разрушенной деревьями крыше или бродили среди обломков какого-то здания. Промеж каменистых груд росла молодая рябина, а в оконных амбразурах чудились страшные рожи. Петька чувствовал себя на господской даче как дома, совсем позабыл о существовании Осипа Абрамовича и его парикмахерской.

Надежда радовалась. Ей казалось, что сын растолстел, потому что она его много кормит. Но Петька ел мало – ему просто некогда было жевать, нужно успеть выкупаться, нарезать удочки из орешника, выкопать червей. Мальчик бегал босой, что в тысячу раз приятнее, чем тянуть на себе сапоги с толстыми подошвами. Свою поддержанную курточку он снял, и сразу внешне помолодел. Надевал он ее вечером, когда ходил на плотину наблюдать за катающимися в лодках господами.

Из дома вышел барин, подошел к мальчику и положил ему руку на плечо:

– Ехать надо, братец – повторился он.

Мальчик продолжал улыбаться. Подошла Надежда и подтвердила слова барина:

– Надобно ехать, сынок, к хозяину твоему – Осипу Абрамовичу.

У Петьки во рту разом все пересохло, и язык двигался с трудом. Он забыл про город, а место, куда так хотелось уже найдено.

– А рыбу на завтра ловить? Вон и удочка здесь…..

– Требует приехать. Говорит, Прокопий заболел, народ не ходит. Ты не горюй – он добрый, может опять отпустит.

Но Петька не плакал, он просто не понимал. Вот реальная удочка и призрачный Осип Абрамович. Постепенно мысли стали проясняться. Наступило перемещение, и невысохшая удочка превращалась в призрак, а Осип Абрамович становился осязаемым.

Вдруг Петька закричал так громко, как не кричал самый горластый мужик. Мальчик упал и стал кататься телом на земле. Его крик и поступок удивил мать и расстроил барина. Чуть позже, когда он успокоился, барин сказал барыне:

– Я тебе говорил, детское горе непродолжительное.

– Но так жалко мальчонку… – ответила она.

– Ты права, они ужасно живут. Но есть те, кто живет еще хуже.

На следующее утро поездом Петька ехал в город. Мимо проплывали седые от росы зеленые поля, но он не бегал по окнам, пытаясь разглядеть пейзажи. Мальчик тихо и спокойно сидел, смиренно сложив руки на коленях. Его старая поношенная куртка облегла худое тело, а в глазах появилась все та же сонливость и апатия. Вот мелькнула платформа и поезд остановился. Надежда с сыном вышли на перрон, и жадный город приготовился поглотить очередную жертву.

Кратко об истории создания произведения

Проза Леонида Николаевича Андреева, создаваемая им на границе XIX-XX веков, буквально пронизана чувственной остротой, заставляя читателя сопереживать литературным персонажам.

Читайте также: