Технология кюизенера в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Цель: Развивать у детей приемы логического мышления через авторскую игру - палочки Кюизенера.

Задачи:

  1. Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера как с игровым материалом, помочь детям с ориентироваться в данном материале.
  2. Продолжить знакомство детей с эталонами цвета (различать цвет, классифицировать по цвету), формировать представления о различных параметрах величины – длине, ширине, высоте, научить сравнивать и сопоставлять палочки по цвету, длине, ширине, высоте.
  3. Научить создавать логические последовательности от самых простых до самых сложных.
  4. Формировать умение называть и различать в процессе моделирования геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник. Конструировать по схеме и выполнять словесные инструкции.
  5. Включать детей в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать, смоделировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.
  6. Развивать: творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию, конструированию, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.
  7. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
  8. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Методическое обеспечение.

Виды и формы занятий:

Игры и упражнения, игры – конструирования.

Методы и приемы обучения.

3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение заданий).

4.Игровые (создание игровой ситуации).

Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.

Игровой - это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными. Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.

На первом этапе, использовался как сугубо игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками и палочками, создавая различные конфигурации.

На втором этапе палочки выступают уже как средство формирования простейших логических структур мышления и элементарных и математических представлений.

Разнообразим игры маленьких детей с цветными палочками следующими приемами: для матрешки в красном сарафане выложим красную дорожку, а для матрешки в желтом сарафане – желтую. Для большого медведя строим широкую бордовую дорожку, а для маленького мишутки – узкую голубую.

Таким образом мы вовлекаем детей в совместную деятельность, что важно на первых порах обучения.

Строя песочницы для кукол, дети приобщаются к моделированию. Дети с интересом строят гаражи для машин, песочницы для кукол, которые могут быть разного цвета, размера, формы.

Палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это даёт возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Игры с палочками Кюизенера специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Предполагаемый результат:

  1. Развивается логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.
  2. Учатся использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.
  3. Формируются сенсорные эталоны и учатся сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте.
  4. Развиваются способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Перечень игр.

Ковер для куклы

Лесенка для белочки

Найди свой домик

Разложи по цвету

Ленточки для кукол

Город геометрических фигур

Построим домик для матрешки

Большой и маленький домик

Читайте также: