Описание картины женщина держащая плод

Обновлено: 04.07.2024

На очереди у нас "Женщина, держащая плод" французского живописца Поля Гогена.

Полотно написано в 1893 г. во время первой поездки Поля Гогена на Таити. Маорийское название картины - "Eu haere ia oe", что переводится как "Куда ты идёшь?". Присвоение полотнам "вопрошающих" названий было одной из особенностей художника.

Картина была приобретена купцом И.А. Морозовым в 1908 г. и до 1918 г. находилась в его частной коллекции, а затем была национализирована большевиками. В 1948 г. полотно попало в собрание Государственного Эрмитажа, где и представлено по сей день.

У картины есть двойник. Изначальная версия была написана в 1892 г. и сейчас находится в Государственной галерее Штутгарта. Полотна имеют заметные отличия: в первой версии у таитянки нет в руках плода, вместо него она держит в руках волчонка, а также детали одежды девушек более подробно изображены именно на основной версии.

Есть свидетельства, что моделью для образа стала первая таитянская жена Поля Гогена - Техура.

Искусствоведы предполагают, что в руках у девушки находится сосуд, вырезанный из тыквы, а значит, что героиня собирается идти за водой. Отсюда и такое название.

В 1970 г. репродукция картины стала маркой номиналом 30 копеек. Она была выпущена Почтой СССР в серии "Зарубежная живопись в музеях СССР".

В основе сюжета картины лежит бытовое описание заурядного селения острова Таити, которое представляется европейцу диковинным и экзотичным.

На переднем плане изображена молодая девушка, бёдра которой опоясала красная повязка-парео. В руках таитянки некий экзотичный плод, отдалённо напоминающий сосуд, который она бережно держит. Иные искусствоведы утверждают, что в руках у девушки действительно сосуд, вырезанный из тыквы, а значит, героиня собирается идти за водой.

Сама героиня изображено достаточно плоскостно, в стиле Гогена. У неё красивый цвет кожи, крепкое тело. Есть свидетельства, что изображённая на картине никто иная, как Техура – молоденькая жена Гогена.

Фоном для статной таитянки служат две хижины с её обитательницами, лица и фигуры которых развёрнуты к зрителю. Вся природа изображена статично, так как живописец никогда не стремился передать в своих картинах едва уловимые солнечные блики и движения воздуха – своей целью он видел запечатление сиюминутного фрагмента – кадра.

Полотно было приобретено известным российским купцом и меценатом Иваном Морозовым и отправилось в Россию, чтобы дополнить его замечательную частную коллекцию. Как водится, картина Гогена вместе с другими шедеврами были национализированы после революции.

Картину “Женщина, держащая плод” написал французский художник Поль Гоген приблизительно в 1893 году.

Цикличность жизни и Ева из Таити

Полотно было написано во время первой поездки Гогена на Таити, став у истоков экзотического периода творчества. На первом плане, в центре полотна изображена полуодетая таитянка, держащая в руках то ли фрукт, предположительно манго, то ли специальный сосуд для воды, вырезанный из плода. Она стоит на фоне своей деревни и других девушек.

Удивительным образом художнику удается передать тепло, не прибегая к свойственным тому времени приемам. Здесь нет движения воздуха характеризующего его вибрацию во время зноя, нет и солнечных лучей. Атмосфера жаркой экзотической страны передана исключительно яркими, сочными цветами. Интенсивно синее, практически безоблачное небо, яркая зелень и золотисто-коричневый оттенок кожи девушек дарят атмосферу Таити зрителям.

Искажение пропорций человеческого тела Гоген допускал намеренно, чтобы придать героине полотна большей монументальности. Практически прямые линии без изгибов и намеренная плоскость изображения отлично вписываются в общую статичность картины. Узор на юбке таитянки перекликается с ветвями в верхней части полотна, напоминая, что человек является частью природы.

На первый взгляд сюжет картины довольно прост, однако биографы Гогена и искусствоведы видят в нем и некий тайный смысл. Некоторые из них считают, что на картине изображена юная жена Гогена Техура. Плод в руках девушки заставляет вспомнить о библейском сюжете грехопадения. Зная любовь художника к религиозной тематике, можно утверждать, что так он изобразил свое видение Евы. Именно такой она представляется, практически первобытной, близкой к природе.

Интересна и другая теория. В левой части картины изображены две юные девушки. Справа же женщина с ребенком. Этот факт наводит искусствоведов на мысль, что Техура на тот момент была беременна. Таким образом Поль Гоген мог высказаться о течении времени и цикле человеческой жизни.

В начале ХХ века картина была приобретена русским меценатом, в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Женщина держащая плод.jpg

"Женщина, держащая плод" (маорийское название картины - Eu haere ia oe - переводится как "Куда (ты) идёшь?") - картина Поля Гогена, написанная им в 1893 году, в период своего первого приезда на Таити. Первоначально приобретённое московским купцом И. А. Морозовым до 1948 года это полотно входило в его собрание живописи. С 1948 года по настоящее время картина постоянно находится в собрании Государственного Эрмитажа.


Таитянские и маорийские названия Поль Гоген давал большинству своих полотен, написанных в Полинезии. "Женщина, держащая плод" не стала исключением - художник подписал её словами "Eu haere ia oe" (Куда (ты) идёшь?). Присвоение полотнам вопрошающих названий было одной из особенностей художника.

1893 год, подписанный самим Гогеном в нижнем левом углу холста, оспаривается некоторыми исследователями творчества живописца. Так, Бернард Доривал и Чарльз Стерлинг полагали, что Гоген написал картину в 1892 году, а подпись просто поставил позднее. Своё мнение они аргументировали тем, что женские фигуры в фоновой части полотна были "перенесены" скорее с полотен Гогена 1891-1892 годов, нежели последующего периода.

Московский купец Иван Абрамович Морозов - представитель крупной династии промышленников и видный коллекционер живописи - впервые приобрёл три полотна кисти Гогена ("Беседа", "Пейзаж с павлинами" и "Сладкие грёзы"), в 1907 году. Следующая крупная покупка работ этого художника - у арт-дилера Амбруаза Воллара, - состоялась в 1908 году и принесла Морозову пять картин, среди которых была и "Женщина, держащая плод". Полотна Гогена, выставлявшиеся в особняке коллекционера, вызывали у гостей дома неоднозначную реакцию: некоторые из них восхищались творчеством художника, у других оно вызывало возмущение.

В декабре 1918 года коллекция Морозова была национализирована и спустя несколько месяцев реорганизована в собрание "Второго музея новой западной живописи" (в "Первом музее" экспонировалась коллекция Щукина). В 1923 году, уже после эмиграции Морозова, оба музея западной живописи объединились в Государственный музей новой западной живописи (ГМНЗИ). Здесь "Женщина, держащая плод" находилась вплоть до 1948 года.

Поль Гоген - Автопортрет с палитрой - 1894.jpg

Поль Гоген - Автопортрет с палитрой - 1894

Эжен Анри Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin), (1848, Париж - 1903, Атуона, остров Хива-Оа, Маркизские острова, Французская Полинезия), - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден.

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма "Луна и грош". В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.
О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм "Волк на пороге".

Волк на пороге - художественный фильм производства Франции и Дании (1986)
В главной роли Дональд Сазерленд



Сейчас, в связи с карантином, Государственный Эрмитаж работает в особом режиме, а его сотрудники выпускают видео, посвященные знаменитым полотнам коллекции этого музея.

Так Эрмитаж работает. Интеллигентная изоляция

Жемчужины коллекции "Эрмитажа". Поль Гоген - "Женщина, держащая плод"

Почтовая марка СССР 1970 - поль Гоген - Женщина держащая плод.jpg

Почтовая марка СССР (1970) - Поль Гоген - Женщина держащая плод

Женщина держащая плод - первый вариант.jpg

Поль Гоген - Женщина, держащая плод - первый вариант картины - Германия - Государственная галерея Штутгарта



В отличие от версии "Женщины, держащей плод" 1893 года, вариант, хранящийся в Государственной галерее Штутгарта, практически не пользуется известностью и считается одной из ранних "таитянских" картин Гогена. Кроме того, холст 1892 года несколько выше и уже окончательного варианта. В руках у "первой" таитянки нет плода - вместо него на картине присутствует молодой волчонок. Туземка, изображённая на полотне 1892 года, находится ближе к краю полотна, тогда как таитянка с картины 1893 года расположена ближе к центру, за счёт чего её фигура кажется более монументальной. Детали одежды и украшений женщины с поздней версии картины выписаны более тщательно, что позволяет зрителю понять символическое значение композиции.

В штутгартском варианте символизм практически отсутствует, и запечатлённая художником сцена носит скорее бытовой характер. Работа 1893 года, в свою очередь, рассматривается как более зрелая версия "Женщины, держащей плод" - с её появлением первая картина утратила свою актуальность.

Читайте также: