Описание растений с таблицами

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВ РАСТЕНИЙ

стебель, форма жизни

формула цветка

представители

Древесные, кустарники травянистые,

Листовка, многоорешек, коробочка, яблоко костянка и др.

Простые сложные с прилистниками, сетчатое

Яблоня, груша, вишня, шиповник черёмуха, лапчатка, манжетка и др.

Без прилистников, опушённые, простые, сетчатое

Капуста, редис, редька, пастушья сумка, сурепка, ярутка, хрен

Травы, полукустарники, кустарник, вьющиеся, лазящие

Простые и сложные, сетчатое

Картофель, табак, томат, перец, дурман, белена, паслён, белладонна

Стержневой есть клубеньки с азотофикси

Деревья, кустарники, травы, лианы

Сложные: пальчатые, перистые, тройчатые часто с прилистниками, сетчатое

Горох, фасоль, соя, чечевица, акация, клевер, люцерна, солодка

Простые, сложные, сетчатое

Подсолнух, василёк, ромашка, астра, полынь, календула, хризантема

Стебель, форма

Формула цветка

представители

Сложный колос, метёлка, початок

Простые, влагалищные, параллельное жилкование

Пшеница, овёс, рожь, кукуруза, мятлик, ежа

Надземный и подземный: корневище, луковица

Кисть или одиночные цветки

Цельные, жилкование параллельное, дуговое

Лилия, лук, чеснок, тюльпан, гиацинт

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 562 309 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.03.2016 1907
  • DOCX 37.5 кбайт
  • 25 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Каплунова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 3 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Петербургская учительница уволилась после чтения на уроке Введенского и Хармса

Время чтения: 3 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вы здесь: Главная В помощь ученикам ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАСТЕНИЙ

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАСТЕНИЙ

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ РАСТЕНИЙ

Таблица 1. Группы растений по продолжительности жизни

Многолетнее растение с одревесневшими частями, с хорошо выраженным главным стволом, превышающим 2 м в высоту

Древесное растение без главного ствола с ветвлением у самой поверхности почвы, его высота меньше 3 м

Отличается от кустарника низкорослостью, высота не больше 50-60 см

Растение в нижней части деревянистое, в верхней - травянистое. Надземные органы на зиму отмирают, перезимовывают лишь одревесневшие основания надземных побегов

Растения с корневищами, луковицами, многолетними корнями. Они перезимовывают в виде луковиц, корневищ, вегетируют, цветут и плодоносят ряд лет

Цветут и плодоносят, чаще всего, на второй год жизни

Успевают пройти весь цикл развития за один вегетационный период

Многолетние травянистые растения, которые вегетируют и плодоносят за короткий, благоприятный период года

Однолетние растения, проходящие весь цикл развития за короткий, влажный период года

Таблица 2. Жизненные формы по Раункиеру

Однолетние растения, не имеющие зимующих почек и перезимовывающие в виде семян

Многолетние и двулетние растения, у которых почки возобновления находятся в почве

Многолетние травянистые растения и полукустарники, у которых почки возобновления находятся на самой поверхности почвы

Кустарнички и полукустарники, у которых почки возобновления находятся низко над поверхностью почвы

Древесные и кустарниковые породы, у которых почки возобновления расположены высоко над поверхностью почвы.

Таблица 3.Экологические группы растений по отношению к воде

Местообитание и биологические особенности

Водные растения, которые полностью или частично погружены в воду. Они плавают в воде свободно или прикреплены ко дну водоема

Растения избыточно увлаженных местообитаний (болото, сырые луга)

Растения среднеувлажненных мест (лиственничные, березовые леса, луга)

Растения сухих местообитаний (степные участки, каменистые склоны и сухие сосновые леса).

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ
Определить растение — значит узнать, к какому семейству, роду и виду оно относится. Для определения необходимо иметь перед собой растение целиком, т. е. с корнем и другими подземными органами, стеблем, низовыми и верховыми листьями, цветками и плодами.
Сначала определяется семейство, к которому относится данное растение; для этого дана таблица определения семейств. Найдя семейство, определяют род по таблице определения родов, которая дается после описания семейства. Если в данном роде указывается только один вид, то после названия рода сразу дается указание для перехода к названию и описанию вида. Если же в данном роде указано несколько видов, то по таблице определения видов отыскивается вид, к которому относится определяемое растение. Следовательно, путь определения таков: от семейства — к роду, от рода — к виду.
В таблице определения семейств перед текстом слева стоят жирные цифры 1, 2, 3 … и между этими цифрами значки 0. Следует внимательно прочитать признаки растения за цифрой 1 и другие признаки за следующим значком 0. Сравнивая те и другие признаки с признаками определяемого растения, следует решить, какое описание признаков совпадает с признаками взятого растения. Если совпадут признаки за цифрой 1, то надо перейти к той цифре таблицы, которая указана за этими признаками (в таблице определения семейств это будет цифра 2); если совпадут признаки за значком 0, то переходят к той цифре, которая указана за этим описанием (в таблице определения семейств это будет цифра 3).
Перейдя, таким образом, к новой цифре таблицы, следует так же внимательно прочитать признаки за цифрой и за соответствующим значком 0 и тщательно сравнить эти описания с определяемым растением; затем переходить
к следующей цифре таблицы, смотря по тому, какое описание совпадает с признаками растения.
Сравнивая описания в таблице с признаками растения и переходя от цифры к цифре по указаниям таблицы, приходят в конце концов к названию семейства. Вместе с названием семейства дано указание, на какой странице приводится описание семейства, которое следует прочесть полностью, чтобы иметь представление о всем семействе и, вместе с тем, проверить по этому описанию правильность определения семейства. Если обнаружится ошибка, следует вернуться обратно к таблице определения семейств и проверить определение. Чаще всего ошибка происходит от невнимательного чтения описания признаков или цифр.
За описанием семейства дается таблица определения родов этого семейства. Чтобы определить род, следует таким же образом сравнивать признаки за каждой цифрой и за значком 0 с признаками определяемого растения; после названия рода дается указание на номер, под которым описываются виды этого рода. Если видов в этом роде несколько, то таким же путем определяют вид. Род и вид проверяются по краткому описанию. Описание вида служит такой же проверкой определения, как ответ в математических задачниках: если все признаки совпадают, значит, определение произведено правильно. В описании видов даются, кроме признаков, краткие сведения о данном виде (о его местообитании, распространении, хозяйственном значении и т. п.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь выпускникам, с трудом вспоминающим ботанику, публикую эту таблицу. Таблица помогает систематизировать знания. Данные запоминаются гораздо легче, кроме того, в запоминании табличных данных очень помогает зрительная память, ведь вы запоминаете не только седержание, но и образ.

Таблица "Семейства растений"

Таблица 11. Основные признаки семейств цветковых растений

Название семейства, число видов

Формула цветка

Особенности строения вегетативных органов

Представители и их практическое применение

Крестоцветные (капустные), 3 тыс

Стебли часто укороченные (розеточные), листья простые цельные или рассечённые; видоизменения корней – корнеплоды (редис, редька)

Овощные: капуста, редис, редька, хрен, репа. Масличные: рапс, горчица. Лекарственные: икотник, пастушья сумка. Декоративные: левкой, луннария. Сорные: дикая редька, ярутка полевая

Розоцветные (розовые), 3 тыс.

Кисть, простой зонтик, щиток

Костянка, яблоко или яблочко, многоорешек, фрага

Стебли часто с шипами, побеговыми колючками, листья простые и сложные с прилистниками

Плодово-ягодные: яблоня, груша, слива, вишня, миндаль, малина, клубника. Лекарственные: лапчатка, манжетка, шиповник, рябина. Декоративные: донник, спирея, боярышник

Стебли часто травянистые лианы, листья перисто-сложные с крупными прилистниками, тройчатосложные; листья могут быть видоизменены в усики

Пищевые: горох, бобы, фасоль, чечевица, соя, арахис. Кормовые: клевер, люпин, люцерна, вика. Лекарственные: донник, дрок, термопсис

Паслёновые, 2,5 тыс.

Кисть, завиток, метёлка

Стебли вильчатого ветвления, листья простые; некоторые имеют клубни – видоизменённые побеги

Овощные: картофель, перец, баклажан, помидор. Технические: табак, махорка. Лекарственные: белена, дурман, паслён, беладонна. Декоративные: петунья, душистый табак

Сложноцветные
(астровые),
25 тыс.

Цветки 4 типов: вместо чашечки – плёнки или хохолки.
Л(5)Т(5)П1 – трубчатые, язычковые, Л(3)Т(5)П1 – ложноязыч-ковые; воронковидные (стерильные)

Кисть, завиток, метёлка. Корзинка

Семянка, часто с хохолком, парусом или с шипиками

Стебли часто укороченные (розеточные), листья простые и сложные

Масличные и овощные: подсолнечник, топинамбур. Лекарственные: пижма, тысячелистник, календула, череда, ромашка

Злаковые (мятликовые), 10 тыс.

Сложный колос, султан, метёлка, початок

Зерновка с крахмалистым эндоспермом

Стебель соломина, полый внутри междоузлий, со вздутыми узлами; листья сидячие с влагалищем, цельнокрайние, простые, линейные с параллельным жилкованием

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, овёс, рис, просо, сорго. Технические: сахарный тростник. Кормовые: тимофеевка, костёр, мятлик. Сорные: пырей, щетинник, плевел.

Лилейные 1 , 3 тыс.

Зонтик, кисть, метёлка

Практически все представители имеют видоизменённые побеги: корневище или луковицу. На поверхности почвы появляются только цветоносы: листья простые, цельные, линейные или овальные, с параллельным или дуговым жилкованием

Овощные: лук, чеснок, спаржа. Лекарственные: ландыш, купена, чемерица, алоэ. Декоративные: лилия, тюльпан

Читайте также: