Описание территории детского сада

Обновлено: 05.10.2024

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка, прогнозирование и учет состояния окружающей среды. В настоящее время многие дошкольные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях, территории на которых они расположены слабо озеленены и в большей степени подвержены загрязнению воздуха, в связи с высокими автотранспортными нагрузками, а так же выбросами промышленных предприятий. Эти и многие другие факторы имеют огромное влияние на здоровье детей.

Целью создания экологического паспорта стало желание узнать, какие факторы окружающей среды детского сада воздействуют на современного дошкольника.

ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ПАСПОРТА

1.Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которо­го расположено ДОУ.

3.Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

4. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.

5. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

6. Привлечь, внимание родителей к проблеме экологического воспитания,

7. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1. ДОУ находится по адресу:

Свердловская область, г. Волчанск, ул. Волчанская, 39.

Источником загрязнения окружающей среды является подъездная дорога к детскому саду и к ближайшим домам, т.к. по ней ездит много частных машин.

Источником питьевой воды служат подземные источники питьевого водоснабжения. По санитарно-химическим показателям отмечается стабильность качества питьевой воды. Неудовлетворительных показателей по бактериологическим параметрам не отмечено.

Уровень шумового фона, по данным СЭС соответствует нормативным показателям.

Радиационный фон в норме, радиационных аварий не происходило.

В ДОУ выполняются нормы питания, в меню используются экологически чистые продукты. Ежемесячно ведётся мониторинг по питанию. Средний набор продуктов соответствует нормам питания в соответствии с СаН ПиН. Всё это благоприятно сказывается на здоровье наших воспитанников.

1.3.В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, магазины, а также подъездная дорога к детскому саду и жилым домам.

Главными загрязняющими объектами являются:

Ø по шуму – подъездные дороги к жилым домам,

Ø по выбросам газов в атмосферу – стоянки у подъездов домов, особенно в зимний период, когда водители разогревают моторы своих машин.

Недалеко от детского сада есть парк, который можно использовать при изучении экосистемы. Этот парк мы используем для экскурсий и наблюдений.

1.4. В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, если рассматривать их с позиции видеоэкологии, то рядом с домами очень мало насаждений, цветовых пятен почти нет.

Вывод:В связи с тем, что в сложившейся экологической обстановке следует уделять больше внимания оздоровлению детей и учить этому родителей. На территории детского сада необходимо разбить новые цветники. Высадить саженцы деревьев.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Детский сад сдан в эксплуатацию в 1956 году. На территории есть спортивная зона, защитная зелёная зона из деревьев и кустарников, зоны для игр детей, площадки для игр, цветники, огород.

Общая площадь территории детского сада –

Площадь хозяйственной территории –

Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, но недостаточно укомплектованы. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка. По периметру здания разбиты цветочные клумбы. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками выполняют роль цветников. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в центральной части высажены деревья лиственных пород. Но за последние два года, удалены с участков старые аварийно- опасные деревья, поэтому требуется насаждение молодых саженцев.

На участке детского сада есть огород, где дети средней и старших групп высаживают различные растения , получают практические навыки ухода за ними и наблюдают за их ростом.

Вся территория детского сада огорожена забором высотой 1,5 метра. В тёмное время года близлежащая к зданию территория освещена лампами.

В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений. При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.

Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.

Территория ДОУ засажена зелёными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 3 до 30 лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежание травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния.

2.2. СПИСОК РАСТЕНИЙ ТЕРРИТОРИИ ДОУ

Культурные Морковь Кабачки Салат Укроп Календула Настурция Георгины Космея Сорные и дикорастущие Подорожник Вьюнок Одуванчик Пырей ползучий Клевер ползучий Ромашка Травы Тимофеевка луговая Мышиный горошек Мятлик луговой Спорыш Деревья Акация Берёза Рябина Платан Боярышник Ель Туя Ива

Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изу­чения.

Почвы на территории естественные.

Животный мир.

Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны - весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнообразными её представителями: насекомыми - бабочками, жуками, пчёлами, шмелями, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее время и мир пернатых: грачи, скворцы, вороны, сороки, голуби, синицы. Некоторые виды птиц выводят потомство в искусственных домиках. Для изучения пернатых в зимнее время на участке вывешиваются кормушки самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: воробьи, синицы, голуби.

Территорию детского сада посещают кошки из близлежащих домов. Перечень животных не полный и требует дополнительных исследований.

ОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Увлажнённых участков нет, так как местность твёрдая. Освещённые зоны: спортивная площадка, все игровые площадки.

К вытоптанным участкам относится: игровые площадки, тропинки, большая часть спортивного участка.

Степень вытоптанности: игровые участки - от 35 до 50%, спортивная – до 75%.

Территории под растительностью составляют - 60 % площади, участки, покрытые асфальтом - 20 %.

Вдоль забора по территории детского сада растёт девичий виноград. Он защищает территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли.

Территория детского сада закрытая, в вечернее время вход на территорию запрещён.

Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада один раз в день, машины для вывоза мусора – 1 раза в неделю. На территории имеется два контейнера для сбора мусора.

Вывод: Дополнительно изучить состав растений и насекомых, разнообразить состав лекарственных растений на огороде. Дополнить территорию детского сада зеленными насаждениями.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗДАНИЯ

3.1. ДОУ представляет собой два одноэтажных здания, общей площадью -.

Для строительства использованы: кирпич, бетон, дерево, стекло, ДВП, кафельная плитка, стальные трубы, известь, шпатлёвка, песок, цемент.

Помещения ДОУ: 5 групп, методический кабинет, музыкальный зал, логопедический кабинет, медицинский кабинет, кухня с кладовой, кладовая для чистого белья, прачечная, кабинет музыкального руководителя, кабинет заведующего.

3.2. Для оформления коридоров используются масляная краска, побелка, обои; в группах – побелка, водоэмульсионная краска; в туалетах – плитка, покраска, побелка. Полы в группах, спальнях, коридорах покрыты линолеумом; в туалетах – плиточные. Живые цветы украшают группы, спальни и холл около центрального входа.


Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы , вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, ведут записи детских сочинений ,рассказов об увиденном. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, укроп, салат. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.


3.4. Комнатные растения: хлорофитум, бегонии, фиалки, бальзамин, сансевьера, плющ, циперус, виноград комнатный, зефирантес, папоротник, аспидистра др. Чаше всего встречаются хлорофитум, сансевьера, циперус, виды бегонии. В группах имеются аквариумы.


3.5. При оформлении групп мы стараемся реализовать теоретические разработки видеоэкологии, так как среда и ее состояние – это не менее важный фактор, влияющий на здоровье детей.

При побелке групповых комнат используем желтый цвет, сочетание желтого и зеленого, голубой, бежевый, персиковый.

В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки детей, фотографии природы родного края, живые растения, картины и т.д.




Вывод:Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Описание и оформление участков детского сада

Детство… Для каждого из нас – чудесный период жизни. А благодаря людям любящим, добросердечным, и, несомненно, талантливым путь к познанию мира для наших детей проложен через добрую сказку, которую ежедневно творят педагоги нашего сада.

И взрослые, и дети любят свой детский сад и занимаются его


Вот под деревом ежик с грибочками. В пруду плавают горделивые лебеди, дети с мостика любуются ими.



На фоне березовой рощи на полянке резвятся веселые зайчата.


Необыкновенно красивый, редкий в природе белый павлин и пара прекрасных лебедей обитают на одном участке.



Родители с удовольствием принимают участие в благоустройстве территории нашего сада. Многие поделки изготовлены ими их различных оригинальных материалов. Дети с гордостью показывают их друг другу и, как могут, оберегают и заботятся о них.


Очень много на участках всевозможных пенечков, на которых разместились улитка, кузнечик, стрекоза, бабочки, божья коровка. И как важно, что их всех можно потрогать и даже погладить. И это совсем не страшно!



Аккуратно подстриженные кустарники, яркие, ухоженные клумбы радуют глаз. Здесь можно увидеть и тюльпаны, и огромные ромашки, и совсем необычные цветы, которые детки делали не только с воспитателями, но и с родителями дома.



Воспитатели с большим удовольствием проявили творчество. Оказывается, как здорово хоть на минуточку снова вернуться в детство и увлекательно смастерить из простого Киндера яркие цветочки.


На другом участке нашего сада есть небольшой прудик с разнообразными фонтанчиками. В нем плавают не только рыбки, цветут кувшинки, но и живет добрая мудрая черепаха. А рядом стоит маленькая мельница, которая, кажется, только и ждет хоть легкого дуновения ветерка.


Забавные Смешарики: Крош, Лосяш и Бараш внимательно наблюдают за тем, как наши детки изучают правила дорожного движения и учатся переходить дорогу по светофору.


А еще на участках есть и машины, и кораблик, где можно отдохнуть в тенечке, а если что, то и помечтать о дальних путешествиях…


Дети с удовольствием катаются верхом на жирафе и отдыхают рядом с лягушкой.



Яркие кашпо с цветами нарушают монотонность стены, а красивые скамейки с утятами придают территории неповторимость и уют.



И все это сделано для детей умелыми и заботливыми руками и педагогов, и родителей, а душой и вдохновителем, автором доброй сказки стала наша заведующая Людмила Владимировна Хабалонова.


И взрослые, и дети любят свой детский сад. Многие выпускники приходят в гости не только на праздники, но и просто так. Ведь так здорово снова побывать в доброй сказке. Может быть поэтому, наша выпускница…Эвелина Аветисова,чуть повзрослев, без колебаний подарила любимому садку всю коллекцию кукол, которую она собирала с самого детства.

Саяпина Е. И. музработник МБДОУ №22 г. Владикавказ

Оформление детского сада к Дню Победы

Оформление детского сада к Дню Победы Праздник "День Победы", радостный и горький одновременно. В этом году "Дню победы" юбилей-70лет. 70 лет прошло уже с этой знаменательной.

Оформление детского сада

Оформление детского сада Детский сад – это заведение, которое посещают не только дети и их родители, но и многочисленные гости: комиссии, проверяющие, инспектора.

Оформление веранды детского сада №28.

Оформление веранды детского сада №28. На участке нашего детского сада "Мишутка", как и во всех детских садах есть веранды. Когда пришло время подготовки к летнему-оздоровительному.

Интересные идеи по созданию уютных участков детского сада

Интересные идеи по созданию уютных участков детского сада Наступает жаркое лето. Но, многие воспитанники остаются в детском саду. Известно, что воспитывает все, что окружает. Уютно ли нашим детям.

Общее количество детей, посещающих детский сад, — 175. Общее количество персонала — 46 человек. Количество групп — 7, из них одна группа круглосуточная.

Кадровый состав ДОУ: заведующая, методист, воспитатели — 14 человек, помощники воспитателей, младшие воспитатели — 3 человека, ночной младший воспитатель, помощник воспитателя по уходу за животными и растениями, музыкальные работники — 2 человека, преподаватель по изобразительной деятельности, преподаватель физкультуры, преподаватель ручного художественного труда, медработники — 2 человека.

В детском саду отсутствует ставка эколога. С педагогическим коллективом проводились семинары по экологическому образованию, и занятия по экологии проводят сами воспитатели.

1. Экологическая ситуация района

1.1. Общая характеристика района

Состояние здоровья населения

Для Восточного округа характерен высокий уровень распространенности заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы среди детей. Также высока распространенность врожденных аномалий у детей до одного года. В целом состояние здоровья детей в округе крайне неблагоприятное.

На территории округа расположены Измайловский и Кусковский лесопарки, Перовский парк.

Приведенные данные взяты из официальных материалов о состоянии окружающей природной среды г. Москвы.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада

ДОУ находится на пересечении двух улиц, характеризующихся большими транспортными потоками.
Недалеко от детского сада находится несколько крупных промышленных предприятий, являющихся источниками экологической опасности.
В непосредственной близости от ДОУ расположен Измайловский лесопарк, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются следующие интересные объекты: липовая аллея, сосновый массив, дубовая аллея, поляны, берег пруда и др.
В связи с тем, что сложившаяся экологическая обстановка в районе крайне неблагоприятная, следует уделять большее внимание оздоровлению детей. Необходимо чаще выводить детей в Измайловский лесопарк, учитывать неблагоприятную погоду (безветренные дни, когда происходит скопление всех вредных выбросов в приземленных слоях атмосферы) и уводить детей в самый дальний от автомагистралей и самый зеленый угол сада.
Рекомендуется познакомить родителей с экологической обстановкой в районе и с результатами данных исследований и провести разъяснительную работу. Желательно провести описание участка Измайловского лесопарка, предназначенного для проведения экскурсий с детьми, выделить наиболее интересные природные объекты и оценить возможность их использования с точки зрения экологического образования.

2. Характеристика территории детского сада

2.1. Общие данные:

Год строительства — 1967-й.
На месте детского сада раньше располагался жилой массив (каменные дома).
Общая площадь земельного участка — 9425 кв. метров.
Общая площадь здания — 1947 кв. метров.
Территория детского сада ровная, со слабым уклоном к зданию, которое находится в центре. Газоны занимают 70—75% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площадки, дорожки.
Затененность территории достаточно высока, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые площадки, а также отдельные песочницы (песок утрамбован, загрязнен) и резиновые протекторы (шины), использующиеся как игровой инвентарь. Кроме того, есть спортивная площадка с турником, лабиринтом и качелями.
Территория детского сада огорожена решетчатым забором высотой 1 метр и в темное время суток освещается мощными фонарями дневного света.

2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров

На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, лианы, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.
Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (липа, клен, тополь).
Видовой состав деревьев: тополь бальзамический, береза бородавчатая, рябина обыкновенная, липа сердцелистная, клен платанолистный, ива остролистная (верба), туя западная, вяз гладкий.
Фруктовые деревья: яблоня, вишня, слива, грецкий орех, груша — всего 12 видов. Среди деревьев преобладают экземпляры средней и пониженной (вплоть до низкой) жизненности.
Кустарники: жимолость обыкновенная, малина обыкновенная, клен американский, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, снежноягодник белый, желтая акация (карагана древовидная). В отдельных местах кустарники образуют заросли и живую изгородь (в частности — карагана).
Газоны занимают 70—75% территории, однако они недостаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами. Сорные же растения распространены практически по всей территории участка.
Сорные травянистые растения: крапива двудомная, яснотка белая, полынь обыкновенная, ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, ярутка полевая, пырей ползучий, райграс пастбищный, лопух паутинный, осот розовый, лебеда раскидистая, бодяк полевой, пастушья сумка, чертополох курчавый, клоповник сорный, щавель конский, сурепица обыкновенная, щирица запрокинутая, гравилат городской.

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

На территории детского сада преобладают искусственные грунты со щебнем и другими строительными остатками. Удобрения не используются, но привозится песок, торф, есть участки насыпных почв. На территории разбросаны отдельные кирпичи, камни.
На игровых площадках вытоптанность достигает 100%; грунт очень плотный, песчаный. Такая же степень вытоптанности наблюдается и на наиболее крупных тропинках. Вытоптанность газонов небольшая, как правило, покрытие растений составляет 70—80%. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев — тех, возле которых часто играют дети. У некоторых из таких деревьев обнажены и отполированы корни.

2.3. Зонирование территории

Различные зоны территории детского сада, тропинки, муравейник, отдельно стоящие пни и вся растительность отмечены на картосхеме.
Территория регулярно посещается посторонними; вход на участок свободный; через него осуществляется транзитный проход (по главной асфальтовой дороге). Кроме того, забор во многих местах поломан, сделаны проходы, которыми часто пользуются родители, ведущие детей в сад. На территории часто гуляют подростки и мамы с маленькими детьми, приходящие сюда из соседних домов; производится выгул собак. Все это осложняет оформление участка.

2.4. Загрязнение территории

Запыленность территории средняя, так как автодороги отделены от нее несколькими рядами деревьев и кустарников, но возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Решетчатый забор пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок с трех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра. С четвертой, восточной, стороны оживленная автомагистраль отделена от участка тремя рядами деревьев.
Шумовой фон умеренный (для Москвы), с расстояния три — пять метров свободно слышен тихий разговор и даже шепот. Основным источником шума являются автомагистрали. Шум проезжающих машин слышен в восточной части участка, прилегающей к забору.
Территория посещается легковыми машинами и грузовиками, привозящими продукты. В результате асфальт загрязняется бензиновыми пятнами.
Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником, но отмечаются небольшие временные свалки в угловых участках (в основном упаковочный мусор). Иногда встречаются отдельные жестяные банки, бумага, оставляемые посторонними прохожими. На территории детского сада мусоросборника нет.

3. Оформление помещения

3.1. Характеристика здания и помещений

Здание блочное. Этажность здания: 3. Общая площадь здания — 1947 кв. м.
Помещения для занятий: экологический класс, живой уголок, физкультурный зал, музыкальный зал, кабинет рисования, кабинет ручного труда.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зона игр, учебная зона и зона сна, зона живого уголка.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются пластик под дерево, деревянные спилы, аквариумы, искусственные, живые и засушенные растения, картины, панно.
При оформлении внутренних помещений использованы в основном синтетические материалы: пластик, моющиеся обои, синтетические ковры. Из природных материалов использованы деревянные спилы, сухие ветки и натуральные камни.

3.2. Живой уголок и экологический класс

Обитатели живого уголка: волнистые попугайчики, попугаи нимфа-карелла, морские свинки, петух, курица, хомяки, черепахи.
Обитатели аквариума: морские черепахи, лягушки, гуппи, скалярии, гурами, золотые рыбки, сомики, улитки.
Во многих группах находятся аквариумы с рыбками и специальные уголки, где живут хомяки, черепахи и морские свинки. Животные для живого уголка были подарены родителями детей и сотрудниками детского сада.
Наиболее распространенные растения, которые находятся в помещениях групп: хлорофитум, традесканция, фиалки, бальзамин, герань, бегонии. Алоэ, кактусы и др. колющиеся растения в групповых помещениях не держат во избежание несчастных случаев.
Площадь экологического класса — 70 кв. метров.
Оформление: фотообои, спилы деревьев, фонтан, камни, аквариум, стеллажи с наглядными пособиями и поделками детей.
Состав растений: амариллис, кливия, папоротник, сансевиерия, папирусная пальма, бегония, олеандр, фикус.
Оборудование и учебные материалы: ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней, дидактические пособия.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Отходы: за день выбрасывается приблизительно 25 кг отходов (в основном пищевых). Практикуется использование отходов для изготовления поделок детьми.
Отопление центральное. На зиму производится утепление окон и дверей во всех помещениях.
Используемые химические вещества: хлорамин — используется для дезинфекции. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода, горчица. Вся дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией.

5. Программы и методики

5.1. Используемая методическая литература:

5.2. Дидактические материалы:

3) Экологические кубики.

5.3. Основные направления работы

В течение года в детском саду проходят экологические праздники и театральные экологические представления. Совместно с другими детскими садами проводятся викторины. С ребятами проводятся занятия по экологии на территории детского сада и в находящемся рядом Измайловском парке.
В подготовке экологических праздников участвуют родители.

5.4. Связь с другими организациями

6. Дополнительные сведения

Заболеваемость детей (данные на 1. 09. 96 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) — 157; бронхит — 8; ангина — 6; скарлатина — 1; отит — 5; гастроэнтерит — 4; гастрит — 3; коклюш — 1; в/о — 12; прочие случаи — 9. Общее количество случаев: 206. В среднем пропущено одним ребенком по болезни — 10,7 дней. Пропущено одним ребенком из-за ОРЗ — 7,5 дней.
С 1 сентября 1996 года детский сад является окружной экспериментальной площадкой по экологическому образованию дошкольников.

7. Выводы и рекомендации

7.1. Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе.

7.2. Благоустройство и использование территории ДОУ

Территория детского сада недостаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Однако следует окультурить значительную часть газонов, заменив сорные виды на газонные злаки. Отдельные группы сорных растений должны быть оставлены для проведения занятий. При подборе видов для озеленения территории следует учитывать освещенные и увлажненные зоны (они отражены на картосхеме).
Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, разбить цветники и огород, посадить лекарственные, пищевые и декоративные растения. Возможна организация альпийской горки на территории участка.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить по всему периметру участка (вдоль забора) кустарники. Вдоль сторон участка, обращенных к автомагистралям, рекомендуется посадить карагану (желтую акацию), которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах.
Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, так как во многих местах наблюдается сильное вытаптывание, и огородить ствол деревьев в наиболее посещаемых детьми местах.
Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях. Кормушки рекомендуется сделать из использованных пакетов из-под молочных продуктов или подобного материала.
Убрать мусорные свалки из углов территории. В целях соблюдения санитарно-гигиенических норм запретить выгул собак и кошек на территории.
Все вышеперечисленные рекомендации выполнимы только в случае прекращения транзитного прохода через территорию и ее закрытия для посещения посторонними. Поэтому необходимо отремонтировать забор и, по возможности, заменить на более прочный, препятствующий проникновению посторонних.
Все прогулки с детьми проводить в глубине участка, избегая зон влияния транспортных магистралей.
Заменить песок в песочницах.
На основе проведенных исследований была разработана схема экологической тропинки с рекомендациями по ее использованию.

7.3. Оформление помещений

Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия и оборудование для экологического образования детей. Однако сильно увлечение искусственными материалами. Поэтому рекомендуется применять при оформлении помещений как можно больше природных материалов. По возможности не использовать обои с полимерным покрытием, так как обои с пленочным покрытием не впитывают влагу и не пропускают воздух, что может привести к нарушению воздушно-влажностного режима помещений. Также стараться не использовать и ковры из полимерных материалов, недостатком которых является образование на их поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к ковру и существенно ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и могут попадать в верхние дыхательные пути. Следует учесть, что организм ребенка гораздо более чувствителен к неблагоприятным воздействиям, чем организм взрослого человека.
Составить списки имеющихся комнатных растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях экологического образования.
Добавить вьющиеся формы растений и кактусы.
Луговые растения: полевица тонкая, ежа сборная, кульбаба осенняя, клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек.
Вдоль тропинок преобладают горец птичий, подорожник большой, лапчатка гусиная. На одном из участков отмечены лесные растения: сныть обыкновенная, будра плющевидная. Влажные места выделяются присутствием лютика ползучего, ситника, горца землеводного, зеленых мхов.
В одном из угловых участков территории находятся заросли крупных сорных растений (крапивы, лопуха и других) высотой до 1,5 метров. В целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.

7.4. Влияние на окружающую среду

Нужно отметить, что работниками детского сада совершенно не учитывается использование ресурсов. Необходимо провести более детальный анализ использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью сокращения их объема. Возможно использование органических отходов (например, яичной скорлупы) в качестве удобрения.

7.5. Профессиональная и методическая база

Паспорт составлен в 1996 г. в самом начале экспериментальной работы. С тех пор большинство рекомендаций, отмеченных в последнем разделе, коллективом детского сада выполнены.

Читайте также: