Описание вишневого сада цитаты

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

  • анализ текста
  • беседа
  • составление таблицы
  • компьютер
  • проектор
  • мультимедийная презентация
  • тексты

Эпиграф:

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Новый материал.

1. Вступительное слово учителя.

Вишневый сад - образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ - символ.

Символ - (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Вишневый сад в комедии А.П.Чехова символизирует не только красоту русской природы, но главное - красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни.

2. Обратимся к главным героям комедии.

Вопрос к классу:

- Какие видения возникли в вашем сознании при упоминании фамилии Гаев?

(Через "поиск ассоциаций" учащиеся должны увидеть картины зеленого "гая", или леса, и сделать вывод, что все предки Гаевых (а Любовь Андреевна и Аня тоже являются представительницами этого рода) жили в зелени лесов. Фамилия Раневской ассоциируется с осенними яблоками "ранет", следовательно, с садом, с растительным началом. А имя ее - Любовь - оказалось связанным с "любовью к саду". Также могут возникнуть ассоциации этого имени с "раной", с "раненым садом".

Фамилия Лопахин может быть ассоциирована с "лопатой", кидающей землю, с сильными руками, которые ничего не боятся, а имя Ермолай связывает героя с низким сословием, с простонародным образом жизни.

Аня , хотя и имеет фамилию Раневская, но имя другое, поэтому у нее нет любви к саду.)

Как и в любом высокохудожественном произведении, в пьесе Чехова все мотивировано. Имена главных героев соотносятся с садом.

(Благодаря поиску ассоциаций можно приблизить учащихся верному пониманию образов.)

3. Вопросы к классу:

- Какое отношение к саду героев пьесы?

Слайд 4, 5, 6, 7, 8

Учащиеся составляют и заполняют таблицу. Работают с текстом произведения.

Отношение к саду героев комедии
Раневская Гаев Аня Лопахин
Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.

"Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше".

Сад - надежды на будущее.

Лопахин: "Если вишневый сад. отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода".

4. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

(Для Фирса сад - барское благополучие.

"В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили. Денег было!"

Для Трофимова: вишневый сад символизирует крепостническое прошлое.

"Неужели. с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа. ".

"Вся Россия наш сад" - это его мечта о преображенной родине, но непонятно, чьими силами это будет сделано. )

5. Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

6. Вопрос к классу:

- Символом чего является вишневый сад в пьесе А.П.Чехова?

(Сад - символ родного дома, символ красоты, символ прошлого, символ настоящего, символ будущего)

7. Авторское отношение к саду.

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук. должен быть короче и чувствоваться совсем издалека".

8. Учащиеся комментируют эпиграф к уроку: "Вся Россия - наш сад". А.П.Чехов

Слайды 13, 14, 15

III. Итог урока.

Сад - это символ родины, ее прошлого и будущего.

Пьеса "Вишневый сад" - это пьеса о России, о ее судьбе. Россия на перепутье - в пьесе аукцион. Кто же будет хозяином страны? Чехов переживает за свою страну, пьеса - это его завещание, но в то же время он понимает, что нужно ломать старое, уходить от него.

Домашнее задание: Ответить на вопрос: "Какое будущее ждет Россию?"

Любовь Андреевна. Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Лопахин. До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным.. .

Любовь Андреевна (глядит в окно на сад) . О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости. ) Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя.. . Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

Любовь Андреевна. Никого нет, мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину.. .
Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо.. .

Источник: вот и все цитаты.. . а найти их очень легко: открываете текст пьесы и в поиске по странице вводите слово САД.

В русской драматургии двадцатого века последнее произведение Антона Павловича Чехова произвело настоящий фурор. Читатель воспринимает творение, опираясь на собственное мировоззрение. Некоторые видят в нем глубокий психологический смысл. Периодически его расценивают как социально ориентированное произведение. То, как относятся герои к вишневому саду, с разных сторон характеризует жизнь в России.

Пьеса была написана в 1903 году. Антон Павлович постарался максимально передать эмоции и чувства героев. Он не понаслышке знал о материальных трудностях того времени. Отец писателя продал свое имение. Ему нужно было расплатиться с долгами. Это помогло автору четко передать отношение к саду героев комедии.

Отношение к вишневому саду персонажей пьесы

Отношение героев к вишневому саду – таблица

В таблице кратко описано отношение героев к вишневому саду. Персонажи испытывали определенные чувства, эмоции от продажи имения.

Отношение Раневской к вишневому саду

Отношение Раневской к вишневому саду цитаты из пьесы передают максимально точно. Всех персонажей автор наделил определенной историей, которая связана с усадьбой. Для героини это:

  • Безмятежность;
  • Чистота ароматов, дурманящих сознание;
  • Детство;
  • Искренность;
  • Семейное счастье;
  • Легкость бытия.

Она готова остаться с садом навсегда, даже если он будет продан с аукциона. Образ немолодой, привлекательной женщины вызывает положительные эмоции у читателя. У нее есть приемная дочка Варвара, родная – Анна. Писатель характеризует персонажа Раневской отрицательно. Из произведения можно сделать вывод, что для Чехова эта женщина:

  • Отличается инфантильностью;
  • Любит страдать, переживать, вызывая жалость к себе;
  • Не ценит добро окружающих людей;
  • Не способна на искреннюю любовь, преданность.

Она уехала в Париж, когда судьба в родовом гнезде не сложилась. Здесь она находит спутника, но это не приносит ей счастья. Изначально любимый сильно заболел, а после разорил некогда обеспеченную даму. Это снова возвращает ее в родной гай, но участок уже продается на торгах. В истории Чехова Раневская представлена:

  • Любящей матерью для своих дочерей;
  • Образованной женщиной, привыкшей к жизни в достатке;
  • Щедрой, доброй дамой, не приспособленной к жизни.

Несмотря на свою привязанность к имению, героиня быстро оправляется от потери, получив достаточную сумму денег для привычной жизни.

Как Гаев относится к вишневому саду

Второй главный герой пьесы – Гаев. Он родной брат Раневской, старше ее на несколько лет. Писатель характеризует мужчину как образованного, но безответственного человека. Он много времени и денег тратит в игорных заведениях, не имеет семьи. В приоритете мужчины – его личные интересы. Он привык наслаждаться жизнью, не задумываясь об источниках дохода. Ему помогает племянница и пожилой лакей. Особенности героя:

  • Он не осознает проблемы, искренне не понимает причины продажи сада;
  • Мужчина не привык к экономии, ответственности;
  • Для молодого человека, любящего азартные игры, чужда забота о близких.

Отношение Гаева к вишневому саду аналогично чувствам Раневской. Он переживает потерю родового гнезда значительно тяжелее сестры. До последнего брат надеялся, что справится с проблемой, выкупит усадьбу. Однако ему не удалось этого сделать. Персонаж чувствует свою вину, борется с тоской. Большая часть информации об аукционе подается от восхищенного Ермолая, который купил имущество. Гаев отказывается комментировать ситуацию, предпочитая остаться в тени.

Отношение героев к вишневому саду – цитаты

Отношение к вишневому саду персонажей пьесы четко передано в приведенных цитатах:


Полное имя героя — Леонид Андреевич Гаев:
«. Гаев Леонид Андреевич. «

Гаев — брат Раневской:
«. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. «

Гаев много пьет и много ест:
«. Зачем так много пить, Леня? Зачем так много есть. «

Гаев — легкомысленный и неделовой человек:
«. Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. «

Гаев — непрактичный человек. Он считает, что продавать вишневый сад — это пошло:
«. Любовь Андреевна. Дачи и дачники – это так пошло, простите.
Гаев. Совершенно с тобой согласен. «

Гаев ничего не делает, чтобы спасти вишневый сад:
«. Хорошо бы получить от кого‑нибудь наследство, хорошо бы выдать нашу Аню за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попытать счастья у тетушки‑графини. Тетка ведь очень, очень богата. «

Гаев клянется, что имение не будет продано, но не выполняет свое обещание:
«. Проценты мы заплатим, я убежден… (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбужденно.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь. «

Характеристика Гаева: комментарии Чехова

Дойду, или укажу другим путь, как дойти.

Да. Это вещь. (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания.

Есть только грязь, пошлость, азиатчина…

Ты очень умный человек и очень страшный; тебя должны безумно любить женщины.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! Баба вы!

Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим, что судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю. Если, допустим, я ошибаюсь, тогда зачем же сегодня утром я просыпаюсь, к примеру сказать, гляжу, а у меня на груди страшной величины паук. Вот такой. (Показывает обеими руками.) И тоже квасу возьмешь, чтобы напиться, а там, глядишь, что-нибудь в высшей степени неприличное, вроде таракана.

До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились еще дачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можно сказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности.

Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает.

По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная.

Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык и даже улыбаюсь.

. нет поворота назад, заросла дорожка.

— Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены. — Дачи и дачники — это так пошло, простите.

Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь. Музыка, играй!

Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я больше всего не люблю, ежели девушка дурного поведения.

Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами.

Это правда. Надо прямо говорить, жизнь у нас дурацкая.

У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное количество той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало.

Если позволить вам поцеловать руку, то вы потом пожелаете в локоть, потом в плечо.

Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!

Читайте также: