Опишите раздаточный гербарный материал по плану лабораторная работа тип жилкования

Обновлено: 05.10.2024

  • образовательные - сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега; познакомить с особенностями внешнего строения и основными функциями листа; научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования;
  • развивающие - развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания; расширять кругозор; развивать активную познавательную деятельности через работу с инструктивными карточками и гербарным материалом; формировать интеллектуальные способности (умение анализировать обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы), поддерживать здоровье учащихся с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • воспитательные - прививать навыки коллективного труда, умения провести оценку и самооценку; воспитывать экологическую грамотность учащихся, бережное отношение к растениям.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры);

- проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).

Приемы:

- словесные методы (беседа, объяснение);

- практический метод (самостоятельная работа, лабораторная работа);

- наглядный метод ( демонстрация презентаций).

Средства обучения: учебник по биологии для 6 класса под ред. В.В. Пасечник, учебные таблицы “Простые и сложные листья”, гербарии простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками, типами жилкования и листорасположения, комнатные растения, презентация “Внешнее строение листа”

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный.

Тип урока: комбинированный, лабораторная работа "Внешнее строение листа"

Ход урока

I. Организационный момент (Приветствие, настрой на урок)

II. Актуализация знаний.

В начале урока мы вспомним о том, что изучали на предыдущих уроках.

Давайте разгадаем небольшой кроссворд по понятиям:

- Вспомним, что представляют собой побег и почка. Для этого выполним работу по вариантам.

А) I вариант учащихся получает карточки (с последующей проверкой).

1. Допишите фразу:

- Лист дышит через .

- Корневище, клубень, луковица – это .

- В центре стебля находится .

- Вода с минеральными веществами передвигается по .

- Осенью листья опадают, этот процесс называют .

Б) II вариант получает тест по теме “Побег” (с последующей проверкой на мультимедийном проекторе).

2. Тест (использование мультимедийного проектора): /СЛАЙД 3-5/

1. Побег развивается из.

2. Места прикрепления листьев к побегу называют.

3. После опадания листа на его месте на побеге остается.

в) листовой рубец.

4. Почки, из которых образуются побеги с листьями, называют.

5. Почки растений умеренной зоны, как правило, .

а) не имеют почечных чешуй;

б) имеют почечные чешуи.

6. Из почки на побеге появляются.

7. Промежутки между листьями на побеге называются.

Учащиеся выставляют друг другу оценки.

III. Изучение нового материала

“Но не все одинаковые листья: различия много
Можешь ты в них отыскать , если рассмотришь ты их. ”
И.В. Гете
немецкий поэт, философ, естествоиспытатель[2]

1. Рассказ учителя:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева. О чём в нем говорится?

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим. [3].

Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!

Тема нашего урока сегодня – “Лист. Внешнее строение листа”. /СЛАЙД 2/

Сегодня на уроке, мы:

- познакомимся с внешним строением листа;

- научимся отличать простые листья от сложных;

- какие функции выполняет лист;

- рассмотрим типы жилкования.

Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. Примерный ответ: Корень, стебель, лист, цветок (Рисунок 1).


А на каком органе цветкового растения расположены листья?

Примерный ответ: На стебле.

Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Примерный ответ: Нет, они все разные (Рисунок 2).




Скажите, какое листорасположение вы знаете?

Примерный ответ: очередное, супротивное, мутовчатое (Рисунок 3).

3.jpg (93398 bytes)

Древнегреческий ученый Теофраст, друг Аристотеля, задался вопросом: “Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы. ” Именно с Теофраста началось изучение листа.

Учитель: что такое лист, и какие три основные функции он выполняет? Откройте страницу 105 учебника и обратите внимание на 1 абзац, где дано понятие, что такое лист и перечислены три основные функции.

Примерный ответ: Лист – часть побега /СЛАЙД 6/

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о функциях листьев. Каковы же они? /СЛАЙД 7/

1. Фотосинтез (образование органических веществ из неорганических);

2. Газообмен (листья выделяют кислород, используют углекислый газ);

3. Испарение влаги, участвуют в круговороте воды в природе (умеряет жару летом);

4. Копят вредные вещества и пыль (защита от вредных примесей) (Запись тетради).

Итак: лист-часть побега, всегда занимающее боковое положение.

Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки.

У некоторых растений черешка нет. Листья прикреплены к стеблю основанием листовой пластинки. Такие листья называют сидячими (алоэ (Рисунок 4), пшеница (Рисунок 5), лён (Рисунок 6)). /СЛАЙД 10/

4.jpg (49913 bytes)


Листья черешковые имеются в основном у двудольных растений.

Листья сидячие у однодольных растений.

Мы поговорили о строении листа и способах прикрепления листьев к стеблю.

Обращали вы внимание на форму листа, скажите, какие по форме бывают листья? (Что они напоминают по форме?) (Ответы детей: круг, овал. ) Сегодня наука знает множество форм листа. Мы рассмотрим только некоторые.

По форме листья бывают /СЛАЙД 11-12/:


По форме края пластинки листья также очень разнообразны. Рассмотрите рисунок 79 на странице 106. Назовите формы края листьев. /СЛАЙД 13/

- городчатые. (Рисунок 8)


Из предложенных гербарных листьев (сирень, дуб, подорожник, манжетка, клен, крапива, вяз, береза, осина, береза драцена, фикус, осина яблоня,) правильно подобрать и занести в таблицу

Формы края листьев Примеры
Цельный сирень, подорожник, драцена, фикус
Зубчатый яблоня, манжетка, клен
Пильчатый осина, крапива, береза
Городчатый дуб, вяз

Проверка правильности заполнения таблицы с помощью слайда. /СЛАЙД 14/

Ребята, а теперь посмотрим видеоролик: что такое “простой лист” и “сложный лист” (Приложение1).

Обратите внимание на слайд. (Учитель делает выводы по слайду) /СЛАЙД 15/

- простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для сирени, клена, одуванчика, ромашки и др. растений;

- сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком. Такие листья у земляники, конского каштана, шиповника, желтой акации и т.д.

- Работая с гербарными экземплярами растений, отберите все сложные листья.

Они похожи друг на друга?

Выясняем, что сложные листья бывают нескольких видов /СЛАЙД 16/:

- тройчатосложные - имеют три листовых пластинки (клевер, земляника);

- пальчатосложные - состоят из нескольких листовых пластинок, выходящих из одной точки (люпин, конский каштан);

- перистосложные - имеют листочки, прикрепляющиеся по всей длине черешка в два ряда;

- непарноперистые - заканчиваются одним листочком (рябина, малина, шиповник);

- парноперистые - оканчиваются парой листочков (горох, жёлтая акация).

Работа с листьями комнатных растений.

Ребята, внимательно рассмотрите листовую пластинку. Что вы видите?

(Четко выраженные жилки.)

Жилки – проводящие пучки листьев. Они придают листьям эластичность, прочность, предохраняя от разрывов. Нередко в лесной подстилке можно обнаружить “листья-сеточки”. Это прошлогодние листья, у которых сгнили мягкие ткани, но чаще сохраняются жилки благодаря их большой прочности.

Расположение жилок на листе называется жилкованием.

Подводит итог учитель: жилкование листьев бывает трех типов: сетчатое, параллельное и дуговое. Закрепляется материал на комнатных растениях и гербарных листьях.

Ребята, перед вами комнатные и гербарные растения (драцена, фиалка, герань, монстера, клен, дуб, ландыш), определите тип жилкования, составьте схему.

Проверка правильности составление схемы с использованием тренажера (Приложение2) /СЛАЙД 17/

Затем учитель вспоминает вместе с учениками пройденный материал по классам однодольных и двудольных растениях.

- О чем может сказать тип жилкования?

Жилкование – признак однодольных и двудольных растений, но бывают исключения (вороний глаз).

Учащиеся самостоятельно выписывают в тетради признаки однодольных и двудольных растений по плану:

Строение семени, количество семядолей;

Тип корневой системы;



II. Физминутка (Комплекс упражнений гимнастики для глаз) /СЛАЙД №18 /

III. Лабораторная работа “Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение” (Инструкция на стр. 106 учебника). (Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11). /СЛАЙД №19 /




Название растения Листья простые или сложные Жилкование Листорасположение
Липа.
  1. Учащиеся делают выводы по результатам лабораторной работы: /СЛАЙД №20/
  2. Лист состоит из листовых пластин, черешка, прилистника.
  3. Лист с черешком называют черешковым. Лист без черешка сидячим; охватывающий стебель под углом – вставочным.
  4. Лист с одной листовой пластиной – простой, с несколькими, расположенным на общем черенке сложным.
  5. Сложные листья могут быть тройчатыми, пальчато-сложными, перисто-сложными, парноперистыми и непарноперистыми.
  6. Жилкование листьев может быть сетчатым, дуговым и параллельным.

IV. Закрепление знаний. /СЛАЙД №21 /

Рассказ с ошибками. Учащиеся находят ошибки и объясняют их.

“Я люблю собирать листья. Красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например, у березы оно дуговое, у ландыша параллельное, у листьев яблони – сетчатое”.

Используя детали данного набора, выполните модели (по заданиям учителя). (Приложение 4)

V. Рефлексия /СЛАЙД №22 /

Сегодня на уроке:

- мне было трудно.

- сегодня я научился.

- самым интересным было.

VI. Составление учащимися синквейна “Листья”: /СЛАЙД №23 /

1. – одно существительное

2. – два прилагательных

4. –фраза из четырех слов

Слово – ассоциация к первой строке

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Выставление и комментирование отметок

IX. Домашнее задание /СЛАЙД №24 /:

1. Пересказ п.23 стр.105, выполнить в рабочей тетради задания № 76-79 стр. 34-35.

2. Подготовить кроссворды, ребусы по теме "Лист".

3. По желанию (на дополнительную отметку) составить рассказ с ошибками на тему: “Внешнее строение листа”.

лепестков); в) чашечка (окраска и количество чашелистиков); г) тычинки и пестики (количество).

Ответ или решение 1

а) Яблоня
б) бледно-зеленый, 5 листьев
в) зеленый, 5 чашелистиков
г) тычинок и пестиков много

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Внешнее строение и форма листьев

Листья растений различаются по нескольким признакам: 1) жилкованию; 2) степени сложности; 3) способу прикрепления к стеблю; 4) общему очертанию листовой пластинки; 5) изрезанности края: 6) опушению и его характеру; 7) окраске верхней и нижней стороны листа. Следует учесть, что у одного и того же растения верхние и нижние листья часто отличаются от листьев в средней части стебля, которые являются более типичными для растения.

Цель работы: познакомиться с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования, распознавать листья по морфологическим признакам.

Материалы и оборудование: живые/гербарные образцы листьев (березы, тополя, дуба, липы, клена, пшеницы), комнатные растения – алоэ, элодея, традесканция, скелеты листьев с разными типами жилкования, таблицы, учебник, лупа, иголка.

1. Рассмотрите листья осины, тополя, березы, дуба, клена. Сколько частей можно выделить в листе? Как они называются, какой частью прикрепляется лист к стеблю? Какой черешок имеет лист?

2. Рассмотрите гербарий пшеницы. Установите, как прикреплены листья к стеблю.

3. Рассмотрите комнатные растения и установите, как прикреплены листья к стеблю у разных растений. Рассмотрите скелет листьев березы, осины, дуба, тополя, пшеницы, кливии, ландыша. Рассмотрите с обеих сторон расположение жилок на листьях.

4. Рассмотрите листья других растений, распределите их по типам жилкования. Зарисуйте, подпишите в тетради части листа и тип жилкования. Заполните таблицу.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

+

в световой фазе синтезируется о2 и атф, а в теневой - глюкоза

Другие вопросы по Биологии

Категория

Категория

Категория

Парасимпатические нервы: а)увеличивают частоту и силу сердечных сокращений б)усиливают в печени и мышцах расщепление гликогена с образованием молекул глюкозы в)увеличивают секрецию.

Лабораторные работы по курсу

Цель: научиться определять тип расположения листьев на стебле, особенности жилкования листьев, различать простые и сложные листья.

Оборудование: гербарий растений, лупа, приложение 1.

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Примерный перечень растений: тополь бальзамический, черёмуха обыкновенная, карагана древовидная, берёза повислая, боярышник даурский, яблоня ягодная, лук стареющий, лук торчащий, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, земляника восточная, копеечник альпийский, клевер средний.

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_025.jpg

Рис. 1 Внешнее строение листа

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_026.jpg

Рис. 2 Прикрепление листьев к стеблю

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_027.jpg

Рис. 3 Различные формы края листьев

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_028.jpg

Рис. 4 Простые листья

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_029.jpg

Рис. 5 Сложные листья

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_030.jpg

Рис.6 Жилкование листьев

http://iknigi.net/books_files/online_html/94522/i_019.jpg

Рис.7 Листорасположение

Лабораторная работа

Цель: сформировать представление об особенностях внутреннего строения ветк дерева.

Оборудование: гербарий, лупа.

1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.

3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?

4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.

8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.

Лабораторная работа

Цель работы: убедиться, что корневище, корень, луковица являются видоизмененными подземными побегами и выполняют функции отложения запасных веществ и размножения.

Оборудование: гербарные образцы корневищ растений, клубень картофеля, луковица репчатого лука, препаровальный нож, раствор йода.

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис. 42).

4. Зарисуйте поперечный срез клубня.

5. Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

6. Докажите, что клубень – это видоизменённый подземный побег.

1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

2. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

3. Докажите, что луковица – это видоизменённый подземный побег.

Используя приложение 1 , рис 5 распределите предложенные растения на группы: корневище, луковица, колючки

Примерный перечень растений: пырей ползучий, крапива коноплёвая, красоднев малый, касатик одноцветковый, ландыш Кейске, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, лук стареющий, лук торчащий, лилия даурская, боярышник даурский, яблоня, ягодная, земляника восточная, костяника каменистая.

Читайте также: