Определите растение по описанию стебель гаметофита ветвящийся листья мелкие однослойные

Обновлено: 19.09.2024

На примере плауна булавовидного - Lycopodium clavatum мы познакомимся с морфологией и жизненным циклом плаунов.

Внешнее строение спорофита плауна. Многолетнее, травянистое растение с ползучим стеблем, дихотомически ветвящимся в верхушечной части. От ползучего побега приподнимаются зеленые ассимиляционные, часть которых в середине лета формирует спороносные колоски. На стебле спирально располагаются мелкие шиловидные листья. От ползучего стебля отходят тонкие малочисленные придаточные корни.

В анатомическом отношении стебель устроен довольно примитивно: снаружи однослойный эпидермис, затем первичная кора с эндодермой, далее – перицикл и в центре концентрический проводящий пучок, где лентовидными участками располагается ксилема, а ее окружает флоэма. Камбия в пучке нет, вследствие чего стебель не способен к вторичному росту. Аналогичное строение имеют и придаточные корни плауна.

Спороносный колосок представляет собой видоизмененный побег, выполняющий функцию спорообразования. Листья у него потеряли функцию фотосинтеза и ответственны только за формирование спор, потому и называются они спорофиллы (споролистики). Спорофилл плауна содержит на верхней стороне в нижней ее части один спорангий почковидной формы. Формируется спорангий из одной или нескольких, способных к делению клеток эпидермиса. После деления таких клеток (митозом) появляется овальный комочек (бугорок, выпуклина), состоящий из клеток образовательной ткани. Через некоторое время происходит дифференциация клеток: периферийные - специализируются в многоклеточную стенку будущего спорангия, а внутренние – превращаются в спорогенную ткань. Клетки этой ткани крупнее по размерам, с густым содержимым и большим ядром. В дальнейшем они делятся мейозом и образуются гаплоидные споры - клетки бесполого размножения. По мере созревания спор стенка спорангия вскрывается поперечной трещиной, и споры высыпаются на землю. Потоками воды споры уносятся в трещины или углубления в почве и там прорастают.

При прорастании оболочка споры - экзина разрывается, а содержимое споры многократно делится митозом, и в результате образуется группа клеток паренхимной ткани – это начальный этап формирования гаметофита (заростка). Вскоре у него образуются ризоиды, через которые внутрь клеток проникают из почвы гифа гриба. Формирование гаметофита идет очень медленно, и лишь на 12-15-м году жизни появляются половые органы, а и живет он до 20 лет. Зрелый гаметофит (заросток) небольших размеров (2 – 5 мм в поперечнике), реповидной формы, бесцветный, вегетативных органов не имеет и самостоятельно питаться не может. Снаружи заросток одет эпидермисом, затем идут 3 – 5 слоев клеток, содержащих гифы гриба, далее слой вытянутых вертикально клеток и, наконец, паренхима, часть клеток которых содержит крахмал. Если в клетки формирующегося заростка не попадает гриб, то на гаметофит погибнет на ранних фазах развития.

На верхней поверхности гаметофита образуются антеридии и архегонии. Антеридии целиком погружены в ткань заростка. В них развиваются многочисленные двужгутиковые сперматозоиды. Архегонии брюшком погружены в заросток, но шейки их возвышаются над их поверхностью. В брюшке архегония развивается яйцеклетка. Зрелый архегоний вскрывается на верхушке, и внутрь проникают сперматозоиды, один из которых сливается с яйцеклеткой. Этот процесс возможен, как и у мхов, только при наличии капельно-жидкой воды. Образовавшаяся зигота в дальнейшем делится митозом, число клеток увеличивается, постепенно идет дифференциация вегетативных органов нового молодого спорофита. Следует еще раз обратить внимание, что от прорастания споры до возникновения дочернего спорофита проходит 15 – 18 лет. Из-за столь медленного развития гаметофита плауны очень малочисленны, и потому все они подлежат охране.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы окружающий мир рабочая тетрадь 3 класс 1 часть Плешаков, Новицкая - 52-55-я страница ГДЗ окружающий мир 3 класс 1 часть Перспектива

1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.

Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ

У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ.

У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ.

У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ.

Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ.

2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так. Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?

Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).

3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.

Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся

Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).

Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.

1694. Какой хромосомный набор характерен для спор и гамет растения кукушкин лен? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Добавить в избранное

1) Споры и гаметы мха кукушкиного льна имеют гаплоидный набор хромосом - n
2) Гаметы мха (n) развиваются на взрослом растении-гаметофите (n). Путем митоза в архегониях образуются женские половые клетки - яйцеклетки (n), а в антеридиях путем митоза образуются мужские половые клетки - сперматозоиды (n)
3) Споры мха (n) образуются на бесполом поколении мха - спорофите. Из диплоидных клеток-предшественников (2n) путем мейоза образуются гаплоидные споры (n). Споры мха - гаплоидные клетки, специализированные для бесполого размножения.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1694.

2237. Установите соответствие между растением и зависимостью его оплодотворения от воды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) орляк
Б) люцерна
В) сфагнум
Г) дуб
Д) хламидомонада
Е) можжевельник

ЗАВИСИМОСТЬ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ОТ ВОДЫ

1) зависит
2) не зависит

Добавить в избранное

Верный ответ: 121212

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2237.

2629. Установите соответствие между мхами (обозначены на рисунке цифрами 1 и 2) и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание ЕГЭ по биологии

А) после оплодотворения развивается несколько округлых коробочек со спорами
Б) фотосинтез протекает во всех клетках
В) обитает на влажных участках леса
Г) стебли сильно разветвлены, покрыты мелкими листьями
Д) растение имеет ярко-зелёную окраску
Е) растение однодомное

Добавить в избранное

Верный ответ: 122121

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2629.

2870. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкин лён? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Добавить в избранное

1) Гаметы кукушкина льна имеют гаплоидный (одинарный - n) набор хромосом
2) Гаметы образуются путем митоза на гаплоидном гаметофите (n) кукушкина льна
3) Споры кукушкина льна имеют гаплоидный (одинарный - n) набор хромосом
4) Споры образуются путем мейоза на диплоидном спорофите (2n) кукушкина льна

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2870.

3618. Определите последовательность процессов, происходящих в жизненном цикле мха кукушкин лен, начиная с результата слияния гамет. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) деление клеток спорангия мейозом
2) развитие спорофита
3) формирование протонемы
4) образование гамет
5) образование зиготы


Ответ на первый вопрос будет слово Цветковые, так как растения которые имеют все перечисленное очень часто встречаются в нашей обычной жизни, когда мы идем на прогулку, гуляем в саду или просто выходим в свой огород.



Такие растения можно увидеть дома, в аквариуме либо на отдыхе у моря.

Это Водоросли.



Растения у которых нет корневой системы и никогда не будет цветочков - называются Мхи.



Наверное всем известны такие растения, у которых нет цветов, но есть шишки.

Это Хвойные растения.



Растения, у которых листья похожи на большие перья, но нет цветков и семян - называются Папоротники.


Когда то очень давно, когда наша планета была заселена динозаврами, в тропических лесах росло очень много папоротников.

Представленные здесь описания отвечают следующим группам растений:

1) цветковые (легко запомнить, единственные которые имеют цветки);

2) водоросли (вспоминаем внешний вид водорослей, никаких составных частей мы выделить в них не можем, грубо говоря "однородное тело")

3) мхи (вспоминаем, что мох растет на камнях, значит корней у него нет)

4) хвойные (шишки на елке, здесь просто запомнить)

5) папоротники (здесь легко запомнить по описанию "листья похожие на перья" - вспоминаем какой-нибудь фильм про диназавров, которые бегают среди огромных папоротников).

Для лучшего усвоения данной темы предлагаю к рассмотрению следующую картинку:


"+" означает наличие чего-либо, "-", соответственно, отсутствие.

Благодаря схемке отчетливо видно, что и листья, и цветы, и стебли, и корни, и семена есть у цветковых.

Минусы же везде у водорослей, и их тело действительно называют слоевищем.

Далее у нас идут мхи, они обладают и листьями, и стеблями, но всего остального у них нет.

Уже по шишкам можно понять, что речь идет о хвойных. Только листья у них называются несколько по-другому - хвоинками.

И, наконец, самое сложное для меня задание, я не сразу догадалась, что это папоротники.

Читайте также: