Палый лист сохнет на солнце

Обновлено: 07.07.2024

В светлых осинниках и ольшаниках снег сошёл, палый лист сохнет на солнце, скручиваясь в рулончики, свёртываясь в кулёчки, сжимаясь в кулачки. Лист сухой, а земля под ним мокрая. Идёшь и вдавливаешь сапогом сухие листья в сырую землю.
Лось ли пройдёт, человек ли − всё одно оставит следы, вдавит лист в землю. Пройдут, вдалеке стихнут, а следы их вдруг и зашепчутся. То лист примятый распрямится и соседний заденет. То стебелёк высохнет и распрямится. Развяжется тесёмочка жёлтой травы. Или встряхнётся сжатый в гармошку пучочек брусники.
Давно ушагали из лесу лось и человек, где-то они уже далеко-далеко, а следы их всё шепчутся, шепчутся. Долго-долго…

Ирис

От чего на душе светло и радостно? От весны, конечно! Весенних радостей много. Это и сосульки, и ручьи, и первая весенняя гроза, и радуга, и цветы, и птицы.

Лирические миниатюры Николая Сладкова, Эдуарда Шима, Александра Крестинского раскрывают изумительные по своей прелести мелочи весеннего преображения природы.

Остановимся вместе с ними и полюбуемся проснувшимся ручейком, который будит речку, солнечной капелькой, поющей на свой лад, кустиком, который всех причёсывает, и рогами, оставленными лосем в качестве сувенира охотникам, малахитовой ящеркой, прорастающими цветками.

Давайте понаблюдаем, как Ванюша и Николка, герои рассказов В. Бахревского и Э. Лукьяновой, ждут запропастившуюся где-то весну и наслаждаются тёплым солнышком.

Н. Сладков

Ручей

Всю зиму спал ручей под двумя тёплыми одеялами — снеговым и ледяным. А пришла весна — одеяла долой и бегом лесную речку будить. Лечь бы сейчас на воду, опустить лицо с маской вниз и вдогон за ним. Понесёт тебя ручей прямо в речку. И по пути всю его водяную до­рожку увидишь.

Сперва покажется, что не вода тебя несёт, а дно под тобой, словно пёстрая лента, назад несётся! То оно опускается в глубину, в темноту, то стремительно всплывает и приближается, и вот уже разноцветные камешки у самого носа блестят и мельтешат. За камешками светлый песок, тёмный пухлый ил, набухшие лохмотья утонувшей коры, коряги, сучья, листья. Пятнистые толстые корни кувшинок, похожие на удавов. Камень из воды высунулся, как лысина водяного, вокруг шеи кружевной воротник из пены.

А ручей уже не журчит, а вовсю шумит, булькает, гре­мит и плетёт. Сонную речку будит. Брызжет, щекочет тёплыми струями. Просыпайся, речка, весна пришла! Сбрасывай зимние одеяла — снеговое и ледяное. И дальше беги, буди озеро!

Э. Шим

Солнечная капля

С крыши, с прозрачных сосулек падают вниз капли. Они вспыхивают под солнцем, переливаются красными, синими, жёлтыми огоньками.

Кажется, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги.

Воробьи искупались в этих брызгах и затрещали, заголоси­ли по-весеннему радостно.

Белый петух напился из солнечной лужицы — тряхнул гребнем, крыльями зачертил, как лесной забияка тетерев.

Я выбежал из дому, и капля упала мне на лицо. Хотел я вытереть глаз — и вдруг замер. На какой-то миг, пока я смотрел сквозь каплю, всё кругом изменилось: засияло, за­сверкало, затрепетало радужными огнями.

И небо, и землю, и снежные поля — весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

В. Бахревский

Горячее солнце

Уже и март заканчивался, а зимы не убывало, морозы день ото дня ещё и свирепели. Снегу нападало, по мостам только и догадаешься — да ведь тут река.

Однажды за ночь затянуло небо обла­ками, да такими некрасивыми, что хоть не смотри. Будто кто изодранное ватное одеяло выбросил. Совсем стало скучно на земле, Ванюша сидел дома, сидел, да и вон за порог — сыскать запропастившуюся весну.

Па земле снег, на деревьях снег, и на небе бело. Опустил Ванюша глаза, но когда он их опускал, ему вроде бы что-то поголубело. Вскинулся, а среди небесной ваты — прореха. Всего-то с форточку. Но уж такой оттуда ясью, таким жаром голубым полыхнуло, что Ванюша зажмурился. А когда открыл глаза — в полынье стояло солнце.

— Весна! — закричал Ванюша без страха спугнуть пришелицу. Такое солнце от своего не отступится.

Э. Лукьянова

Как весна пришла

Сидел Николка на окошке и смотрел на улицу. На улице было холодно, мела метель, рыскал ветер.

Вдруг солнышко выглянуло, и всё вокруг потеплело, посветлело. Ветер стих, и метель успокоилась. Воробей сел на ветку прямо напротив окошка и стал принимать солнечные ванны. А сам во всё горло распевает:

— Жив я, жив! А я жив, жив!

Николка даже засмеялся:

— Вот так воробей! Вот так молодец!

Вдруг смотрит Николка, летит мимо что-то маленькое и блестящее, за ним ещё и ещё. Пригляделся он, а это капельки. Камелька за капелькой летит.

Капельки в снег падают и поторапливают его:

А солнышко с неба смеётся, и от этого снегу жарко становится, он тает. Капельки собираются вместе, и бегут куда глаза глядят, и кричат:

Много их, капелек, собирается — целый ручеёк. А ручеёк уже быстрее мчится, и булькает, и приговаривает:

— Льюсь! Льюсь! Льюсь!

Рядом другой ручеёк спешит, за ним третий.

Вот так, пока Николка на окне сидел, весна пришла.

А. Крестинский

На переломе

Заметь: у каждого семечка есть остриё. Се­мечко, точно наконечник копья, пронзает вес­ной землю.

. Ещё снег лежит местами в тени и даже на солнце, но там, где он уже сошёл, проколо­ли землю острые копьеца: жёлтые — нарцис­сов, тёмно-красные — тюльпанов. Им теперь всё нипочем — утренний заморозок, вечерний. И снег — тоже нипочем, если повалит вдруг ни с того ни с сего из прохожей тучки на переломе от зимы к весне.

А вчера в дальнем углу сада снег истончал, осел и тотчас пробило его что-то жгучее, не­стерпимо яркое. В считанные часы вырвался пожаром из-под земли куст ревеня: желтый, лиловый, алый.

А земля, что родила такое чудо, — земля тёмно-бурая, глинистая, комкастая, непримет­ная.

Матери всегда вот так: детей наряжают, когда из дому выводят, а сами — как-нибудь.

Н. Сладков

Лесной гребешок

Что ни куст густой, то гребешок лесной. И ни од­ного неряху линючего гребешок не пропустит, непременно причешет. Лиса ли, медведь ли, заяц — ему всё равно. Всех расчёсывает, причёсывает, пригла­живает. С зайца — белый клок, с лисы — рыжий пук, с медведя — бурые космы.

Иной куст, самый густой да колючий — шиповник или боярышник! — сам за весну станет как зверь мохнатый. Шерсть на нём звериная дыбом — даже подойти страшно!

Ящерица

Кто сказал, что ящерица противная? Как только у не­го язык повернулся! Наверное, он ящерицу никогда не видел.

Особенно хороша ящерица весной, в праздничном весеннем наряде. Щитки и чешуйки горят малахитовой зеленью, от головы до хвоста она в кружевных пятныш­ках и завитушках: стройная, быстрая, ловкая. Прямо сказочная малахитовая красавица. Уж если лягушки бывают царевнами, то ящерицы и подавно!

Известно, что ящерица от недругов хвостом отку­пается. Жалко, конечно, хвост: всё-таки свой был, а не чужой. Да и вид без хвоста не такой молодецкий. Так, бесхвостая ящерица. И всё же лучше хвоста ли­шиться, чем голову потерять. Хвост-то потом и новый вырастет.

Всю зиму ящерицы спят в земле: окоченелые, как не­живые. Но пригреет солнце, и ящерицы проснутся. Вы­ползут на припёк, отогреются, начнут шуршать в сухой прошлогодней траве и листьях. И станут малахитовы­ми красавицами — от головы до хвоста!

Шепчущие следы

В светлых осинниках и ольшаниках снег сошёл, палый лист сохнет на солнце, скручиваясь в рулончики, свёртываясь в кулёчки, сжимаясь в кулачки. Лист су­хой, а земля под ним мокрая. И проминается под но­гой, как пластилин. Идёшь и вдавливаешь сапогом сухие листья в сырую землю.

Лось ли пройдёт, человек ли — всё одно оставит следы, вдавит лист в землю. Пройдут, вдалеке стихнут, а следы их зашепчутся. То лист примятый рас­прямится и соседний заденет. То стебелёк высохнет и распрямится. Развяжется тесёмочка жёлтой тра­вы. Или встряхнётся сжатый в гармошку пучочек брусники.

Давно ушагали из лесу лось и человек, где-то они уже далеко-далеко, а следы их всё шепчутся, шепчутся. Долго-долго.

По рога

Слабеют к зиме рога. Заденет лось рожищем за де­рево — рог и отвалится, в снег упадёт. Или на корявых сучках повиснет. И вот весной, когда стает снег, но ещё не поднялась трава и на кустах не раскрылись листья, можно такой сброшенный рог увидеть. Идёшь, а он ле­жит. Свежий, коричневый, или старый уже, выбелен­ный на солнце. А то и огрызанный — порченный мыша­ми и белками.

Зато как обрадуешься, когда найдёшь целый рог! Ог­ромный, бурый, многоконцовый — как растопыренная ладонь. И тяжеленный!

Вот это рог так рог! Как его только лось на голове НОСИЛ, как шею себе не вывихнул? И не жалко было та­кой в лесу бросать? А я его ни за что не брошу! Как-нибудь, а уж донесу. И на стенку дома повешу, чтобы всем видно было.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Добрый день! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2.Вс.

Добрый день! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2.Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. 3.Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно.

Работа с сигнальными карточками: ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе.

Работа с сигнальными карточками: ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный, бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный; бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить, ра…писание, бе…численный, во…делать, ра…жимать, ра…цвет, и…гонять

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Черти.

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам глагол.

Творческая работа Боль - … (болеть) Дар - … (дарить) Стыд - … (стыдиться) См.

Творческая работа Боль - … (болеть) Дар - … (дарить) Стыд - … (стыдиться) Смех - … (смеяться) Радость - … (радоваться)

Творческая работа Болеть - заболеть Дарить - подарить Стыдиться - постыдитьс.

Творческая работа Болеть - заболеть Дарить - подарить Стыдиться - постыдиться Смеяться - рассмеяться Радоваться - нарадоваться

Добрые вести не лежат на месте. Дело мастера боится. Не сразу Москва строила.

Добрые вести не лежат на месте. Дело мастера боится. Не сразу Москва строилась. Скоро зазеленеет травка, прилетят птицы.

Вести не лежат – наст. вр., мн.ч., 3-е л.; Дело боится – наст.вр, ед.ч,3-е л.

Вести не лежат – наст. вр., мн.ч., 3-е л.; Дело боится – наст.вр, ед.ч,3-е л.; Москва строилась – прош.вр., ж.р., ед.ч.; Травка зазеленеет – буд.вр., ед.ч., 3-е л.; Птицы прилетят – буд.вр., мн.ч., 3-е л.

Глаголы изменяются по числам Единственное и множественное число глаголов

Глаголы изменяются по числам Единственное и множественное число глаголов

М.р. Что делал? Что сделал? Ж.р. Что делала? Что сделала? Ср.р. Что делало.

М.р. Что делал? Что сделал? Ж.р. Что делала? Что сделала? Ср.р. Что делало? Что сделало? а о Род глаголов прошедшего времени

ВЫВОДЫ Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает.

ВЫВОДЫ Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед. ч.) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим).

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на воп.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?. Глагол в предложении является сказуемым. Глаголы прошедшего времени в ед. числе изменяются по родам М.р. Что делал? Что сделал? Ж.р. Что делала? Что сделала? Ср.р. Что делало? Что сделало? а о Глаголы изменяются по числам Глагол как часть речи

 Работа с Толковым словарём: Сомневаться, удивляться, не понимать -… Возмущ.

 Работа с Толковым словарём: Сомневаться, удивляться, не понимать -… Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие-… Принуждать, заставлять делать что-то против воли-…

 Работа с Толковым словарём: Сомневаться, удивляться, не понимать – недоуме.

 Работа с Толковым словарём: Сомневаться, удивляться, не понимать – недоумевать. Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие- негодовать. Принуждать, заставлять делать что-то против воли- неволить.


Самостоятельная работа! Все зам…рло. Подн…мается солнце. Кругом заж…гаются о.

Самостоятельная работа! Все зам…рло. Подн…мается солнце. Кругом заж…гаются огни. Сердце зам…рает от страха. Мать выт…рла мальчику руку. По вечерам мы приб…рали мастерскую, раст…рали краски Палый лист сохн..т на солнце. По утрам зайцы выход..т из сырых зар..слей на сухие тр…пинки. Хорошо проснут…ся на зорьке и наблюдать пр…буждение дня.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Все замерло. Поднимается солнце. Кругом зажигаются огни. Сердце.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Все замерло. Поднимается солнце. Кругом зажигаются огни. Сердце замирает от страха. Мать вытерла мальчику руку. По вечерам мы прибирали мастерскую, растирали краски Палый лист сохнет на солнце. По утрам зайцы выходят из сырых зарослей на сухие тропинки. Хорошо проснуться на зорьке и наблюдать пробуждение дня.

Читаю, мою, иду, брожу, оставляю, строю, жарю, солю, сею, смотрю, зарабатыва.

Читаю, мою, иду, брожу, оставляю, строю, жарю, солю, сею, смотрю, зарабатываю. Образец: Читать – читает, читают.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 107, стр.240.(выучить правило); упр. № 607; выполнить тес.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 107, стр.240.(выучить правило); упр. № 607; выполнить тестовые задания.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 770 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.04.2016 1111
  • PPTX 1.2 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Новик Надежда Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

лила в берёзовой кадушке. 2. А потом я лучшем в мире Хоккеистом стать решил, с клюшкой бегал по квартире. и двенадцать шайб забил. ЗАДАНИЕ. укажи склонение и падежи имён существительных. Выдели безударные падежные окончания. ЗАРАНЕЕ БОЛЬШОЕ СПАСИБО)) P.S. наверника поможет тот, кто не ленивый))) даю 40 баллов, вроде


1. Если слова обозначают ПРЕДМЕТ, если они отвечают на вопросы КТО? ЧТО? - то это существительные.

2. Если слова обозначают ПРИЗНАК предмета, если они отвечают на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? - то это прилагательные.

3. Если слова обозначают ДЕЙСТВИЕ предмета, если они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? - то это глаголы.

1. боровик, груздь, подосиновик, ежевика, подберезовик, малина, крапива, дождь

2. спелый, вкусный, большой, красивый, осенний

3. ходить, собирать, носить, срезать, подбежал, посмотрел.

Белка ( подлежащее) обыкновенная (определение) - типично ( обстоятельство ) древесное ( определение) животное ( сказуемое).

Я могу только про зиму. Вот и пришла зима, выпал белый пушистый снежок. Воскресенье порадовало нас хорошей погодой. День был ясный и солнечный, с небольшим морозцем. Поэтому провести воскресенье моя семья решила на свежем воздухе. Я надел теплый красный свитер и спортивные брюки, мама нарядилась в яркий комбинезон, а папа надел лыжную куртку и джинсы. Лыжи были подготовлены заранее. С вечера мы проверили крепления и натерли поверхность лыж специальной мазью, чтобы они легче скользили. Отправились мы в парк, где есть крутые склоны и горки. Я с папой поднялся на самый высокий склон. Съехали мы так быстро, что аж свистело в ушах. Мама выбрала горку поменьше. Но потом ей стало скучно и она присоединилась к нам. Папа учил ее, как держать лыжные палки, какую выбрать позу при спуске, чтобы не упасть. А я затеял игру в снежки со знакомыми ребятами. Позже мои родители предложили построить снежный замок. Получилось очень красиво. Во второй половине дня мы перекусили в маленьком кафе и отправились на речку. По льду на лыжах мы добрались до рыбаков и наблюдали, как они ловят рыбу. Мне даже доверили просверлить лунку. Домой мы возвратились уставшие, но довольные. Мы весело и интересно провели время. Долго еще наша семья будет вспоминать эту лыжную прогулку

В этом учебном году у меня не было ни одной четвёрки и тройки.Я пойду на следующий год в 6-й класс,там меня ждет 4 четверти,35 недель и около 215 учебных дней.Но за этот год я получил(а) 155 десяток,233 девятки и более 367 восьмёрок.

Прочитай. Подчеркну слова, которые нельзя перенести со строки на строку. Остальные слова спиши, разделяя их для переноса. Ясень,

из данных слов составь словообразовательную цепочку по схеме: корень и суффикс в солове леса. потом корень суффикс и окончание в

Какова главная мысль этого стихотворения? Деревья,трава,цветок и птица Не всегда умеют защищаться. Если будут уничтожены они , Н

1 А там уж рощи,зеленые сени,где птицы щебечут,где скачут олени.2 Постели стелят,для гостей ночлег отводят.3 Царь Салата гостей

1.все ли звонкие согласные звуки имеют глухие пары? 2.Все ли мягкие согласные имеют твердые пары? 3.Как фонетически разбирается

Выделить в предложениях грамотическую основу.Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.1)Высококультурный человек отвечает за все в мир

Читайте также: