Переход от размножения спорами к размножению семенами возникновение укороченного

Обновлено: 05.10.2024

возникновение семени, цветка и плода (переход семенных растений от размножения спорами к размножению семенами). Спора – одна специализированная клетка, семя – зачаток нового растения с запасом питательных веществ. Преимущества раз множения растений семенами – уменьшение зависимости процесса размножения от окружающих условий и повышение выживаемости.6. Причина ароморфозов

– наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

У кактуса листья видоизменены в колючки. Это способствует уменьшению испарения воды. В тканях мясистого стебля запасается вода. В условиях засушливого климата выживали и оставляли потомство преимущественно растения с мелкими листьями и толстым стеблем. Возникновение наследственных изменений, естественный отбор особей с указанными признаками в течение многих поколений способствовали появлению кактуса и других засухоустойчивых растений с видоизмененными в колючки листьями, мясистым стеблем.

1. Метаболизм

– совокупность химических реакций в клетке: расщепления (энергетический обмен) и синтеза (пластический обмен). Зависимость жизни клетки от непрерывного поступления веществ из внешней среды в клетку и выделения продуктов обмена из клетки во внешнюю среду. Обмен веществ – основной признак жизни.2. Функции клеточного обмена веществ:

1) обеспечение клетки строительным материалом, необходимым для образования клеточных структур; 2) снабжение клетки энергией, которая используется на процессы жизнедеятельности (синтез веществ, их транспорт иДР.)3. Энергетический обмен

– окисление органических веществ (углеводов, жиров, белков) и синтез богатых энергией молекул АТФ за счет освобождаемой энергии.

4. Пластический обмен

– синтез молекул белков из аминокислот, полисахаридов из моносахаридов, жиров из глицерина и жирных кислот, нуклеиновых кислот из нуклеотидов, использование на эти реакции энергии, освобождаемой в процессе энергетического обмена.5. Ферментативный характер реакций обмена.

Ферменты – биологические катализаторы, ускоряющие реакции обмена в клетке. Ферменты – в основном белки, у некоторых из них есть небелковая часть (например, витамины) Молекулы ферментов значительно превышают размеры молекул вещества, на которые они действуют Активный центр фермента, его соответствие структуре молекулы вещества, на которое он действует.6. Разнообразие ферментов,

их локализация в определенном по рядке на мембранах клетки и в ци топлазме. Подобная локализация обеспечивает последовательность реакций.7. Высокая активность и специфичность действия ферментов:

ускорение в сотни и тысячи раз каждым ферментом одной или группы сходных реакций. Условия действия ферментов, определенная температура, реакция среды (рН), концентрация солей. Изменение условий среды, например рН, – причина нарушения структуры фермента, снижения его активно сти, прекращения действия

1. Идиоадаптация

– направление эволюции, в основе которого лежат мелкие изменения, способствующие формированию приспособлений у организмов к определенным условиям среды. Идиоадаптации не ведут к повышению уровня организации. Пример: приспособление одних видов птиц к полету, других – к плаванию, третьих – к быстрому бегу2. Причины возникновения идиоадаптаций –

появление на следственных изменений у особей, действие естественного отбора на популяцию и сохранение особей с изменениями, полезными для жизни в определенных условиях3. Многообразие видов птиц – результат идиоадаптаций.

Формирование у птиц различных приспособлений к жизни в разных экологических условиях без повышения уровня их организации Пример, разнообразие видов вьюрков, их приспособленность добывать разную пищу при едином общем уровне организации4. Многообразие покрытосеменных растений,

приспособленность к жизни в разных условиях среды – пример развития по пути идиоадаптаций 1) В засушливых районах – глубоко уходящие в почву корни, мелкие листья, покрытые толстой кутикулой, их опушенность; 2) в тундре – короткий вегетационный период, низко рослость, мелкие кожистые листья; 3) в водной среде – воздухоносные полости, устьица расположены на верхней стороне листа и др.5. Идиоадаптаций

– причина многообразия птиц и покрытосеменных растений, их процветания, широкого расселения на земном шаре, приспособленности к жизни в разнообразных климатических и экологических условияхбез перестройки общего уровня их организации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

I . Вставить недостающий термин

1. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

hello_html_4ac3829c.jpg

II . Выбор множественного ответа

1. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

развитие образовательных тканей у растений

наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

железистые волоски на листьях душистой герани

2. К ароморфозам относят

возникновение хорды у животных

образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

наличие у коров четырехкамерного желудка

наличие у комара колюще-сосущего ротового аппарата

появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

возникновение полового размножения

3. Укажите признаки общей дегенерации у животных.

общий подъем организации

снижение интенсивности жизнедеятельности

понижение уровня организации

исчезновение органов пищеварения при паразитизме

приспособления частного характера

упрощение нервной системы в связи с сидящим образом жизни

III . Установить соответствие

1. Установите соответствие между признаками птиц и путями эволюции, в результате которых эти признаки сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ласты у пингвинов

длинный клюв у болотных птиц

2. Установите соответствие между примером биологического прогресса и путём его достижения.

возникновение приспособлений
у придонных рыб к среде обитания

появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся

вскармливание потомства молоком у млекопитающих

появление нервной сети у кишечнополостных

формирование у вьюрков многообразных по форме клювов

преобразование передних конечностей
в ласты у китообразных

3. Установите соответствие между примером и путём эволюции органического мира, который этот путь иллюстрирует.

отсутствие органов пищеварения
у ленточных червей

редукция пальцев у лошади

отсутствие органов зрения у бычьего цепня

отсутствие конечностей у змей

редукция хорды у взрослой формы асцидии

редукция органов зрения у кротов

4. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрирует этот пример.

исчезновение некоторых органов
у животных, ведущих сидячий образ жизни

длинные тычиночные нити у цветков
ржи

утрата органов пищеварения у цепней

редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

предостерегающая окраска у божьей коровки

5. Установите соответствие между признаком пресмыкающихся и эволюционным процессом, в результате которого этот признак сформировался.

неполная перегородка в желудочке сердца

покровительственная окраска тела

яйца с яйцевыми оболочками

сухая кожа без желёз

ласты у морских черепах

редукция конечностей у змей

6. Установите соответствие между признаком и путём эволюции, в результате которого он возник.

приспособления к перекрёстному опылению у покрытосеменных растений

различия в строении ротового аппарата
у насекомых

появление семени у голосеменных растений

образование зоба у некоторых видов птиц

возникновение полового процесса

возникновение проводящей ткани
у растений

7. Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример.

переход от размножения спорами
к размножению семенами

возникновение укороченного видоизменённого побега – цветка

образование многообразных приспособлений к опылению
у покрытосеменных

формирование тканей и органов
у моховидных

появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых

преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растений

8. Установите соответствие между результатом эволюции и направлением, в ходе которого он возник.

возникновение систематических таксонов

упрощение организации при паразитизме

усложнение систем органов

появление полового процесса

упрощение организации при сидячем образе жизни

IV .Работа с текстом

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации . Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

(1)Покрытосеменные наиболее распространённая группа растений. (2)У них появились генеративные органы – цветки и плоды. (3)Цветки и плоды обеспечили опыление и распространение этих растений. (4)Цветки могут иметь яркую окраску, содержать нектар, что обеспечивает привлечение насекомых-опылителей. (5)Ветроопыляемые растения имеют невзрачный редуцированный околоцветник. (6)Их тычинки на длинных тычиночных нитях выставлены из околоцветника, что обеспечивает перенос пыльцы ветром.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы идиоадаптации . Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

(1)Паукообразные – наземные животные, тело которых состоит из головогруди и брюшка, имеют четыре пары ног. (2)К классу паукообразных относят пауков, клещей и скорпионов. (3)Некоторые паукообразные приспособились к жизни в водной среде; например, паук-серебрянка имеет длинные плавательные щетинки на задних конечностях. (4)У скорпионов на конце брюшка имеется жало для умерщвления жертвы. (5)Наличие колюще-режущего ротового аппарата у клещей позволяет им вести паразитический образ жизни. (6)Паукообразные являются частью биогеоценозов: питаясь насекомыми, они сами являются пищей для позвоночных животных.

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы ароморфозы . Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

(1)Появление новых признаков у организмов в процессе эволюции привело
к освоению новой среды обитания, например обеспечило выход организмов на сушу. (2)Другие эволюционные изменения привели к повышению приспособленности организмов к конкретным условиям среды. (3)Появление лёгких и рычажных конечностей позволило земноводным освоить наземные биоценозы. (4)У земноводных сформировались приспособления к жизни
в различных условиях: в прудах, реках, лиственных лесах. (5)Внутреннее оплодотворение, формирование яйца с запасом питательных веществ
и зародышевыми оболочками позволили пресмыкающимся размножаться на суше. (6)У черепах сформировался костный панцирь, покрытый роговыми пластинами, который служит средством защиты.

4.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания ароморфозов в эволюции животных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

(1)Популяция является элементарной единицей эволюции. (2)В генофондах предковых групп закреплялись признаки, способствующие усложнению организации. (3)Изменение генофонда популяции может быть обусловлено конвергенцией. (4)Возникновение воздушного дыхания с помощью трахей или лёгочных мешков позволило членистоногим освоить сушу. (5)Разнообразие ротовых аппаратов позволяет насекомым питаться различной пищей, что ведёт к увеличению их численности. (6)Перестройки общего уровня организации, такие как теплокровность и живорождение, дали возможность животным освоить новые природные условия жизни.

V . Работа с таблицей

Рассмотрите рисунок с изображением бабочки березовой пяденицы и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели к формированию двух форм бабочек. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Установите соответствие между примером и путём биологического прогресса, который иллюстрирует этот пример. ПРИМЕР ПУТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА А) переход от размножения спорами к размножению семенами Б) возникновение укороченного видоизменённого побега –цветка В) образование многообразных приспособлений к опылению у покрытосеменных Г) формирование тканей и органов у моховидных Д) появление многообразия сочных и сухих плодов у цветковых Е) преобразование листьев в ловчий аппарат у насекомоядных растений 1) ароморфоз 2) идиоадаптация.


В видеоуроке рассматривается эволюция растительности, главные линии эволюции. В данном уроке приводятся следующие понятия: палеонтология, палеоботаника, риниофиты, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Эволюция растительности. Направления эволюции"

Мир современных растений многообразен. Но в прошлом растительный мир был совсем иным. Картину исторического развития жизни от её начала до наших дней нам помогает проследить палеонтология ― наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве.

Одно из подразделений палеонтологии ― палеоботаника, которая изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.

Доказано, что на протяжении веков видовой состав растительных сообществ менялся. Многие виды растений вымирали, другие приходили им на смену.

Иногда растения попадали в такие условия (например, в болото, под пласт обвалившейся породы), что без доступа кислорода они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами. Так происходило их окаменение.

Иногда на твёрдых породах остаются отпечатки, по которым можно судить о внешнем виде древних ископаемых организмов.

Используя специальные методы, можно определить возраст ископаемых растений и их видовой состав.

Много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным.

В более поздних отложениях находят остатки примитивных организмов. Чем моложе слой отложений, тем чаще встречаются более сложные организмы, которые приобретают всё большее сходство с современными.

В процессе длительного развития многие растения на Земле вымерли. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учёными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.

Изучение древнейших слоёв земной коры позволило установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана.

Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа.

Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — это родоначальники царства растений.

Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну.

Из одноклеточных форм появлялись многоклеточные, части тела которых выполняли различные функции.

Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям.


Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты — отдел вымерших примитивных сосудистых растений.

Риниофиты существовали 400 млн лет назад, а потом вымерли.

Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей. У них отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см.

Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи, папоротники и, по-видимому, мхи. Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали.

В этот же период появились и первые примитивные голосеменные.

Очевидно, их предками были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники.

Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

Семена первых голосеменных развивались на листьях, шишек ещё не было.

Переход к размножению семенами имел большое преимущество, так как освободил половой процесс от необходимости водной среды (как это наблюдается ещё у современных папоротников).

Эволюция высших наземных растений шла по пути все большей редукции гаплоидного поколения (гаметофита) и преобладания диплоидного поколения (спорофита).

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали. Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.

Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами.

Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

Около 130 млн лет назад стали появляться первые покрытосеменные растения.

Первые их представители были кустарниками или низкорослыми деревьями с мелкими листьями. Затем довольно быстро цветковые достигли огромного разнообразия форм со значительными размерами и крупными листьями.

Опыление насекомыми и внутреннее оплодотворение создали значительные преимущества цветковых над голосеменными.

В настоящее время число видов покрытосеменных составляет около 250 тыс., т. е. почти половину всех известных ныне видов растений.

Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

Эволюция растительного мира осуществлялась благодаря изменениям — главным линиям эволюции.

Ароморфоз ― это существенные эволюционные изменения, которые связаны с усложнением организации и повышением жизнедеятельности.


Примером ароморфозных изменений является переход у растений от размножения спорами к размножению семенами, образование цветка.

Благодаря ароморфозам организмы приобретают новые свойства, повышающие вероятность выживания и дающие возможность перехода в новую среду обитания.

Также примерами ароморфозов является появление фотосинтеза и многоклеточности.

Благодаря появлению корней, закрепляющих растение в почве и всасывающих воду, а также проводящей системе, доставляющей воду ко всем клеткам, растения смогли расти на суше.

Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости, естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения.

Идиоадаптация — это прогрессивные, но мелкие эволюционные изменения, позволяющее виду приспособиться к специфическим особенностям среды обитания и узкой экологической нише. Это частные приспособления, не изменяющие общий уровень организации.

У покрытосеменных растений существует множество разных видов, ряд жизненных форм (деревья, кустарники, травы). Они сильно отличаются по внешнему виду, но их морфология и физиология имеют одинаковый уровень организации.

Эволюция не всегда ведёт к изменениям от простого к сложному.

Иногда в результате эволюции происходит упрощение организации. Утрата ряда систем и органов.

Такую эволюцию называют дегенеративной или регрессивной.

Примером дегенерации в мире растений является растение-паразит ― заразиха, которое благодаря присоскам, расположенным на корнях, надёжно присасывается к растению-хозяину и за счёт него питается.

Читайте также: