План описания животного в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная речь. В процессе речевого развития малыша ведущую роль играет развитие связной речи. Это способствует совершенствованию других ее сторон.

Связная речь у детей без речевой патологии происходит одновременно с развитием деятельности, мышления и общения с окружающими людьми.

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, процесс формирования связной речи нарушается. Это обусловлено недоразвитием ведущих компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому у таких детей наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Уже вторично возникают дополнительные затруднения: отклонения в развитии психических процессов (памяти, внимания, восприятия). Но благодаря системе коррекционных занятий можно наверстать упущенное.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в старшей группе (ОНР):

Цели занятия:

  • развитие связной речи;
  • мелкой моторики;
  • зрительного внимания и памяти;
  • логического мышления.
  • воспитание дисциплины,
  • умения слушать других.

Оборудование: план-схема, мяч, волшебный мешочек, картинки с изображением диких животных; звездочки.

Ход занятия:

- Сядет тот, кого назову ласково.

I. Актуализация знаний, умений и навыков:

(На доске картинки диких животных)

- Ребята, вчера Незнайка оставил для нас картинки. Давайте внимательно на них посмотрим и расскажем, кто на них изображен? (Это дикие животные). А почему же они называются дикими? (Они называются дикими, потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу и т.д.) Правильно!

- А давайте вспомним, как называются жилища диких животных. Как называется жилище медведя? Волка? Лисы? Ежа? Белки? А где живет заяц? Лось? Молодцы!

-А кто мне может рассказать, чем питаются дикие животные? Чем питается белка? Заяц? Медведь? Еж? Лось? Чем питаются волк и лиса? Как называются животные, которые питаются другими животными? (Эти животные называются хищниками) Правильно, молодцы!

Три травоядных диких животных – одно хищное;
Три взрослых диких животных – один детеныш;
Три маленьких диких животных – одно большое;
Три диких животных – одна птица.

Физминутка (имитация движений):

Дети по лесу гуляли,
Но вот сучья затрещали,
Дети, дети, не зевайте!
Волк за елкой убегайте!

II. Совершенствование умений и навыков:

- Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать о диких животных. В этом нам поможет такая схема (логопед демонстрирует детям план-схему описательного рассказа). Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (логопед указывает картинки схемы) – это название животного; вторая картинка – какого животное размера? Какого цвета? Третья картинка – жилище животного: где живет? Последняя картинка – чем питается?

- Давайте теперь встанем и отдохнем, сделаем упражнение для пальчиков:

Под высокой сосной
Скачет зайка косой,
Под другою сосной
Скачет зайка другой!

(1 строка – указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные сжать в кулак; 2 строка – шевелить указательным и средним пальцами правой руки; 3-4 строка – то же самое с левой рукой)

- Молодцы! Всех нашли!

Обобщение:

- Что мы сегодня с вами делали на занятии? Кто был у нас в гостях? В какие игры мы с ними играли? Вам понравилось сегодня играть с дикими животными? Им тоже очень понравилось. Теперь дикие животные расскажут Незнайке, как хорошо у вас в гостях, и какие вы молодцы! Давайте с ними попрощаемся, ведь они только на следующий год к нам придут в гости.

Итоги: подсчет звездочек, которые дети получали за каждый правильный полный ответ и верно выполненное задание.

Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план – схему.

Задачи:

2. Развивающие: продолжать развивать память, внимание, словесно - логическое мышление.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Материал: план-схема, картинки с изображением диких животных (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса, письмо.

Организация детей: сидя за столами.

Ход занятия:

-Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас стихотворение, хотите послушать? (Да.)

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

- Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете этих животных? (Да.)

- Я буду называть цепочку из 4 слов, а вы будете называть лишнее слово и объяснять свой выбор. (Воспитатель бросает мяч, отвечает тот ребенок, кому бросили мяч.)

- волк, белка, лиса, кошка (домашнее животное);

- ёж, комар, олень, белка (насекомое);

- лиса, медведь, заяц, дятел (птица);

- заяц, корова, собака, лошадь (дикое животное);

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок (взрослое животное).

- Молодцы, все правильно ответили!

- Ой, ребята, я совсем забыла, мне сегодня утром пришло письмо. Хотите узнать от кого оно, и что в нем написано?

- Письмо от ребят с южных стран. Читаю!

- Ребята, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу в тетрадь, а потом отправлю.

- Ребята, прежде чем составлять свои рассказы, давайте с вами немного отдохнем. Вставайте быстро в круг и повторяйте за мной.

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)

Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)

Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)

Ну а мишка косолапый, (Качаемся из стороны в сторону)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)

Начинает все сначала! Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)

- Молодцы, садимся на свои места.

Основная часть:

- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила для вас специальный план.

- Посмотрите на эти схемы и расскажите:

2. Какого цвета животное?

3. Части тела? И их особенности (лапы, ноги, копыта, рога, хвост)

4. Как подает голос, если знаете?

6. Название жилища животного?

7. Что делает зимой?

8. Почему нравится это животное?

- Ребята, я тоже составила рассказ и хочу с вами им поделиться. Слушайте внимательно. Я составила рассказ о медведе.

- Медведь – это дикое животное. Он очень большой и имеет коричневый окрас. Его тело покрыто густой длинной шерстью. У медведя есть большое туловище, голова, маленькие уши, небольшой хвост, пасть и острые зубы. Медведь умеет рычать. Он ест все: ягоды, траву, рыбу, мясо. Медведь – сладкоежка: Он забирает у пчел мед. Живет он в лесу, далеко от людей. На зиму он делает себе берлогу и спит всю зиму. Мне он нравится тем, что когда они маленькие, они похожи на забавных игрушечных медвежат.

- А теперь и вы попробуйте составить рассказ о животном.

- Сережа, выходи к доске. Какое дикое животное ты выберешь? (на доске висят изображения диких животных, ребенок выбирает то животное, о котором хочет рассказать).

Дети по очереди составляют рассказы, опираясь на план – схему.

Заключительная часть:

- Ребята, вы такие молодцы. У всех получились такие интересные рассказы. Я все рассказы записала в тетрадь и обязательно вышлю их ребятам. Я думаю, что они много интересного узнают о диких животных севера.

- О ком вы составляли рассказы? (Мы составляли рассказы о диких животных).

- Почему они называются дикими? (Потому что эти животные живут в лесу, они сами о себе заботятся и т. д.).

- Скажите, а трудно было составлять свои рассказы?

Автор: Муравьева Олеся Николаевна

Организация: МБДОУ ЦРР детский сад № 168

Населенный пункт: г. Воронеж

Развитие речи

Цель: учить составлять описательные рассказы про животных при помощи схем.

Задачи:

Обучающие: учить видеть различия между животными, уметь слова выражать свои мысли.

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевой слух, память, внимание. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любовь к животным, воспитывать чуткое отношение к животным, желание помочь.

Материалы: фетровые игрушки: белка, заяц, волк, медведь, еж, лиса, лось.

В: Ну-ка дети, встанем в круг.

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся!

Какое настроение у вас сегодня? Хорошее? Готовы вы к новому приключению?

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Давайте попробуем отгадать, кто это:

Между сосен между елок

Пробежали сто иголок.

Сто иголок не простых,

Едут яблоки на них.

В: Это ежик. А вот и он сам. И принес он вам письмо. Давайте почитаем.

Мы вас ребята просим, к нам вы приходите и нам вы помогите.

К нам волшебник прилетал, нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть. Что нам и что нам есть.

К нам ребята приходите, нам вы срочно помогите.

В:- Ребята, что случилось с лесными жителями (заколдовал волшебник)

- Поможем спасти зверей? (да)

В: Вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво вокруг. Какие красивые листья вокруг нас – красные, желтые, рыжие. А какая красивая коробочка лежит под елкой. Интересно, что в ней? А это загадки, которые мы должны отгадать, чтобы узнать каких животных заколдовал волшебник.

По снегу бежит, петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит – бродит он молчком,

Уши серые торчком.

Хвост пушистый, мех золотистый.

В деревне кур крадет.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет?

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый…

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть-

Надо грибы для зимы собирать.

В: Молодцы! Вы справились, всех животных отгадали. А где живут эти животные? (в лесу). Значит, какие это животные? (дикие)

А теперь давайте отдохнем и повесилимся.

Физкультминутка:

Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках)
Как лисы бродят по лесочку. (Движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы.

И мы головки повернем. Влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

В: А теперь давайте поможем этим животным вспомнить, кто они такие. Для этого вы должны рассказать про них. Я помогу вам. Посмотрите, какие подсказки для составления рассказа я приготовила. По этим карточкам вы и будете рассказывать.




Дети описывают животных по опорным картинкам.

В: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали и помогли расколдовать животных. Давайте, вспомним, кому мы помогли и назовем их, только назовем ласково. (Лиса-лисонька, Заяц-заинька и т.д.).

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебные слова: 1,2,3,4,5 – нужно в садик нам бежать.

Вот мы снова в нашем саду.

Где мы сегодня побывали?

Кому мы сегодня помогли?

А как мы помогли?

Ежие говорит вам большое спасибо за помощь!

Вы расколдовали всех его друзей.

Ребята, а у вас дома есть животные?

Принесите фотографию вашего животного или игрушку и придумайте про него рассказ. А мы все с удовольствием послушаем!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Образовательная область: Коммуникация

Раздел : Развитие речи

Программные задачи:

совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о диких животных, используя опорные карты и схемы-модели;

совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным);

способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;

воспитывать доброжелательные отношения к животным.

Материалы и оборудование : опорные карты с символами, схемы, маски диких животных, картинки с изображением диких животных (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), жилища животных, видеописьмо от инопланетян (ИКТ).

Предварительная работа : рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о диких животных, лепка диких животных, разгадывание загадок.

Ход образовательной деятельности

Дети входят в группу, приветствуют воспитателя и друг друга.

-Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас стихотворение, хотите послушать? (Да.)

Лесные звери.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

- Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете этих животных? (Да.)

- Я буду называть цепочку из 4 слов, а вы будете называть лишнее слово и объяснять свой выбор. (Воспитатель бросает мяч, отвечает тот ребенок, кому бросили мяч.)

- волк, белка, лиса, кошка (домашнее животное);

- ёж, комар , олень, белка (насекомое);

- лиса, медведь, заяц, дятел (птица);

- заяц, корова, собака, лошадь (дикое животное);

- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок (взрослое животное).

- Молодцы, все правильно ответили!

(Слышится какой-то звук.)

- Ой, ребята, кажется нам пришло письмо. Пойдемте, посмотрим?

- Это электронное письмо, давайте его посмотрим? (Просмотр видео на компьютере.)

- Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на видео, а видео отправим инопланетянам.

Посмотрите на эти картинки и расскажите:

Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?

Чем питается (на кого охотится)?

Чем покрыто тело?

Какое это животное?

- Теперь начинайте рассказывать о животном.

- Альбина, кто это? (ребёнок берет схему) – приложение №1.

Рассказ по цепочке:

- Это заяц, у зайца на голове длинные уши, поэтому у него хороший слух.

- У зайца быстрые ноги, передние лапы короткие, а задние длинные. У него короткий хвост.

- Тело покрыто теплой, пушистой шерстью. Заяц меняет цвет шерсти, зимой он белый, а летом серый. Питается он растениями.

- София, повтори, пожалуйста, рассказ о зайце от начала до конца.

(Воспитатель закрывает опорную карту иллюстрацией. Вот так выглядит заяц.)

- Вадим, к какому животному относятся эти изображения, расскажи? - приложение №2.

- Это волк. У волка на голове острые уши. У него длинные, сильные и быстрые ноги. Хвост прямой, длинный. Тело покрыто густой шерстью.

– Дальше продолжит Валера.

- У волка острые зубы, он питается мясом. Волк хищник. Он обитает в дремучем лесу. Волк дикое животное.

- Ребята, вы все молодцы, у вас получились очень интересные рассказы.

- Может немножко отдохнем? (да)

- Вставайте в круг и все вместе выполним физминутку:

У нас славная осанка

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках

А потом на пятках,

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый,

И как серый волк – волчище,

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.

Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.

Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.

Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.

Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.

Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.

Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.

Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.

- Молодцы, все хорошо рассказали, наигрались, пора и по домам. Давайте поможем лесным друзьям найти свое жилище.

- По моей команде отыщите нужное жилище.

- 1, 2, 3, беги! (дети подбегают к нужной схеме) – приложение №3.

Итог: - Ребята, вы сегодня составили интересные рассказы, а о ком они были? (Мы составляли рассказы о диких животных.)

- Почему они называются дикими? (Потому что эти животные живут в лесу.)

- Скажите, а что вам понравилось делать больше всего?

Дети делятся своими впечатлениями о том, чем они занимались на занятии и чем им понравилось заниматься больше всего.

Читайте также: