Почему в степях массовое цветение растений начинается очень рано

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель урока: сформировать представление о растительном мире степей;

Образовательные: - закрепить знания о взаимодействии климатических условий и растительного мира.

Коррекционно-развивающие: - учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные: - создать условия для реальной самооценки учащихся.

Тип урока: интегрированный.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

На столах у вас в порядке лежат книжки и тетрадки.

Проверка домашнего задания.

Давайте проверим, как вы подготовились к уроку. Помним о нашей системе накопительной оценки - кто правильно ответит на вопросы, ставит себе +

1.Фронтальный опрос.

- Какую природную зону мы начали изучать?

- Каким цветом на карте обозначена зона степей?

- Найдите в учебнике географическое положение степной зоны (зачитывают из учебника, один ученик показывает на карте)

- Какие бывают степи? (чернозёмные и сухие)

- А теперь вспомним, какой климат в зоне степей.

2. Составление рассказа.

Сегодня поговорим о сухих степях .

Выберите слова, которые подходят для климата сухих степей.

Для сухих степей характерен _________________________ климат.

Умеренный континентальный, арктический, тропический.

- Что значит умеренный континентальный? (жаркое лето, холодная зима, мало осадков)

Зима __________ и _____________.

Длинная, короткая, малоснежная, снежная.

Лето ____________ и ______________.

Дождливое, жаркое, сухое.

Лето жаркое, сухое,

Нет спасения от зноя.

А зимою снега мало,

Часто оттепель бывала.

Здесь суховеи любят петь,

А зовётся это…(степь)

- Что такое суховей? (Горячий сухой воздух)

Жарким воздухом не вей!

Ты поля не иссушай,

Не губи наш урожай.

- Как люди борются с засухой и суховеем? (пересказ последнего абзаца)

Суховей, суховей.

Мы посадим тополей.

Встанут тополя стеной,

Быстро справятся с тобой. (читает ученик наизусть)щеников

- Для чего сажают тополя?

- Какой же климат в зоне степей ?

(Для сухих степей характерен умеренный континентальный климат. Зима короткая и малоснежная, а лето жаркое и сухое)

- Дайте определение, что такое степь. (Степь – это безлесные, равнинные пространства, покрытые растительностью, которая приспособлена к засушливому климату)

Актуализация знаний.

-Мы продолжаем путешествие по одной из красивейших природных зон России.

А поможет нам в этом учитель биологии Галина Владимировна.

- Как вы думаете, почему учитель биологии? Что изучает наука биология? (растения и животных)

- Целеполагание . А теперь давайте поставим цель урока, что же мы должны узнать сегодня?

В тетрадях запишите тему урока: Растительный мир.

Объяснение нового материала.

Куда ни посмотришь – кругом бескрайние просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно греет солнце.

Уч. биологии . . Давайте подумаем -легко ли растениям расти в таких условиях?

- Что необходимо для жизни и роста растений? (свет, влага, тепло, питание).Какие формы растений можно чаще встретить в степи? (травы)

- Как вы думаете, много ли в зоне степей деревьев кустарников? ( деревьев мало, т.к. для них недостаточно влаги, ветры суховеи иссушают их листья)

Вывод: - В степях хорошо растут растения, которые хорошо переносят летнюю жару и зной.

Интересно, что степь, в зависимости от времени года, разная , потому что одни виды растений сменяются другими.

И мы сейчас попытаемся проследить эту смену растений.

Весна. Весной степь особенно красива.

Как будто вдруг свершилось чудо:

Кругом, куда ни бросишь взгляд, –

Цветы, цветы, цветы – повсюду

Веселым пламенем горят.

Вывод: раннецветущие растения успевают отцвести весной, в почве остается луковица с запасом питательных веществ.

Эти дикие цветы невелики, но именно они дали начало нашим крупным и пышным садовым цветам.

- В мае луковичные растения заканчивают свой рост,

Наступает жара ,влаги в почве становится меньше, начинается лето.

Ты цветёшь красой,

Степь привольная,

Пока нет ещё

Лета знойного:

Всю сожжёт тогда

Тебя солнышко,

Попалит твою

Травку-цветики!

Растительный покров изменяется. Появляются травы - ковыль, чертополох, полынь,

Во время цветения трав степь необыкновенно красива, волнуемые ветрами травы на что-то похожи На что похожи травы?.(ролик – ковыль на ветру)

Дуют ветры суховеи

Поднимая к небу пыль.

И качается сильнее,

Ходит волнами ковыль.

Он как море – серебристый,

Плещется седой волной,

Злак седой и травянистый,

Он – могучий царь степной.

- С чем можно сравнить ковыль?

Работа в группах.( с гербарием и картинками )

1. Какие листья? (жесткие стебли, узкие листья, поэтому они мало испаряют влаги, свертываются в сухое время года)

2. Какие корни? (у большинства этих растений длинные ветвистые корни, которые могут доставать воду из глубоких слоёв почвы. Корни этих растений уходят глубоко в землю. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли.)

Вывод: растения имеют жесткие стебли, узкие листья, часто опушенные,

Корни уходят глубоко в землю.

- Во время цветения трав степь необыкновенно красива, волнуемые ветрами травы на что-то похожи На что похожи травы?.(ролик – ковыль на ветру)

- С чем можно сравнить ковыль?

- К середине лета степные травы жухнут и выгорают.

В конце лета в степи распускаются нарядные цветы. Это перекати-поле.

- Как вы думаете, почему растение получило такое название?

Когда семена цветка созревают, веточки опускаются вниз, придавая растению форму шара. Оно становится лёгким, ветер срывает это растение. И оно катится по степи, как мяч, разбрасывая семена.

Вывод: назначение перекати-поля – медленное и постепенное рассеивание семян

Перекати – поле может принести много проблем жителям сёл степной зоны. (ролик)

Уч. географии. (актуализация экологической проблемы)

Но, к сожалению, хозяйственная деятельность человека привела к тому, что дикие растения степи исчезают. В настоящее время черноземная степь распахана. Очень много растений находятся под охраной и занесены в Красную книгу. Все дикие растения степи, также как и в нашей природной зоне, нельзя рвать даже для букетов. Таким образов мы поможем природе восстановиться в своём настоящем виде. О заповедниках подробнее мы узнаем на следующих уроках, а сейчас выполните такое задание.

Закрепление изученного материала.

Задание.1

Назовите растения степей и составьте коллаж.

Коллаж .(уч-ся называют растения и составляют коллаж)

Карточка каждому. На одной стороне - ДА, на другой - НЕТ

1. В степи очень засушливое лето. Да.

2. Наиболее распространённое растение – берёза. Нет.

3. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Нет.

4. Растения степей имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да.

5. Летом в степи цветут тюльпаны и гусиный лук. Нет

Теперь я знаю: (названия растений, степей, как растения приспособились к засушливому климату)

Почему в степях массовое цветение растений начинается очень рано (февраль - март) и быстро прекращается?


Тому что сонце міняє кут на хилу.


Чем первоцветы отличаются от других растений?

Чем первоцветы отличаются от других растений?

Благодаря чему возможно раннее цветение этих растений?

В каких органах этих растений сосредоточен запас питательных веществ?

Как вы думаете, почему первоцветы


Что происходит у растений в период цветения?

Что происходит у растений в период цветения.


Какие растения продолжают цветение осенью?

Какие растения продолжают цветение осенью?


Раскройте значение раннего цветения в жизни растений?

Раскройте значение раннего цветения в жизни растений?

) Помогите пожалуйста очень нужно!


Объясните какое значение для растений имеет ранее цветение?

Объясните какое значение для растений имеет ранее цветение.


Почему немногочисленны зимне - зелёный растения в степи?

Почему немногочисленны зимне - зелёный растения в степи?


Объясните, какое значение для растений имеет раннее цветение?

Объясните, какое значение для растений имеет раннее цветение.


Что обозначает раннее цветение?

Что обозначает раннее цветение?


Каковы причины раннего цветения трав кустарников деревьев?

Каковы причины раннего цветения трав кустарников деревьев.


Какое значение для растений имеет ранне цветение?

Какое значение для растений имеет ранне цветение.

На странице вопроса Почему в степях массовое цветение растений начинается очень рано (февраль - март) и быстро прекращается? из категории Биология вы найдете ответ для уровня учащихся 5 - 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.


Как ни странно, про ноги в тренажерном зале забывают практически все. Там качают руки, грудь, мышцы спины и пресса, но до ног дело доходит изредка. Возможно, потому что они реже всего бывают на виду у сильной половины человечества. У женщин дела с..


В зависимости от стадии развития и времени которое прошло с момента заражения, сифилис подразделяется на первичный, вторичный и третичный. Одна стадия развития сифилиса отделяется от другой длительным латентным периодом, когда у больного почти нет н..


1)AAiiAa 2)AB, aB, AB, Ab, aB, ab. 3)Чорне А_ белое аа p : Aa * Aa G : A, a ; A, a. F1 : AA, Aa, Aa, aa. Значит генотип родителей Аа и Аа 4)б.


Головоногие - это рак, креветка, а двустворчатые - мидия, вот и отличай)).


В цитоплазме по моему находится.


Несмотря на тот факт, что Карл фон Линей придерживался креационистских взглядов, вероятно это самый крупный и наиболее продуктивный учёный естествоиспытатель додарвинистского периода. Главный труд Линея "Система природы" увидел свет в 1735 году и сф..


Утки синицы улетают из - за наступающих холодов.


Стержневая корневая система—корневая система, у которой хорошо развитглавный кореньпо сравнению с боковыми корнями. Главный корень имеет форму стержня, отсюда и пошло название для такой корневой системы— стержневая. Мочковатая корневая система—корн..


2. проводящую ткань 3. Минеральные соли 4. Организмами.


Используют для питания растворённые в жидкости вещества.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

В наземных условиях влажность чаще других экологических факторов лимитирует рост и развитие организмов. Объясняется это тем, что вода играет огромную роль в их жизни. Она является универсальным растворителем, средой для биохимических реакций в клетке. Молекулы воды могут непосредственно участвовать в обмене веществ. Являясь основным структурным компонентом клеток, вода обусловливает поддержание их формы при отсутствии клеточной стенки. У некоторых животных (круглые и кольчатые черви) она служит гидростатическим скелетом. Обладая высоким поверхностным натяжением, вода выполняет транспортную функцию (передвижение веществ) в организме. Благодаря высокой удельной теплоемкости, теплопроводности и теплоте парообразования вода обеспечивает поддержание теплового баланса в организме и предотвращает его перегрев.

Недостаточная или избыточная увлажненность среды — главная экологическая проблема наземных обитателей. Степень увлажненности среды влияет на внешний облик и внутреннее строение организмов. В связи с этим выделяют различные экологические группы растений.

*Экологические группы растений по отношению к влаге

Растения более чувствительны к содержанию влаги в среде обитания, чем животные. Вследствие неподвижного образа жизни они не могут перемещаться в поиске воды и должны адаптироваться к водному режиму своего местообитания. В наземной среде обеспеченность местообитаний водой и ее доступность весьма нестабильны. Выработка адаптаций к дефициту влаги — ведущее направление эволюции растений при освоении суши. Все наземные растения по отношению к влаге принято делить на три экологические группы: гигрофиты, ксерофиты и мезофиты.

Гигрофиты (от греч. hygrós — влажный, phytón — растение) — растения сильно увлажненных мест с высокой влажностью воздуха. Представителями гигрофитов являются рис, осоки, росянка, пушица, сердечник, калужница болотная, папирус. Они встречаются во всех климатических зонах.


У гигрофитов слабо развиты механическая ткань, кутикула и эпидермис. В мякоти листьев имеются крупные межклетники. У некоторых видов в корнях и стеблях возможно наличие аэренхимы (от греч. aér — воздух, énchyma — ткань) — ткани, запасающей воздух (болотные гигрофиты). Слабо развита корневая система (корни тонкие, часто без корневых волосков). Гигрофиты не способны перенести даже небольшой недостаток влаги в почве и быстро увядают.

Ксерофиты (от греч. xēróx — сухой) — растения, приспособившиеся к жизни в засушливых местах (степи, пустыни, полупустыни, саванны, высокогорья, жестколистные вечнозеленые леса, песчаные дюны). Они способны длительно выдерживать недостаточное увлажнение.

У ксерофитов приспособленность к сухим местообитаниям связана с ограничением затрат воды на транспирацию. У одних представителей она сопровождается активным добыванием воды при ее недостатке в почве. А у других — способностью запасать воду в тканях и органах на время засухи. В зависимости от типа адаптаций выделяют две формы ксерофитов — суккуленты и склерофиты.

Суккуленты (от лат. succulentus — сочный) — многолетние растения, способные запасать воду в своих тканях и органах, а затем экономно ее расходовать. В зависимости от того, в каких органах запасается вода, различают три типа суккулентов: листовые, стеблевые и корневые.


Листовые суккуленты накапливают воду в мясистых листьях. Из курса географии вы знаете, что они встречаются в засушливых областях Центральной Америки (агава), Африки и Средней Азии (алоэ), а также на сухих песчаных почвах в умеренных широтах (очиток, молодило). Стеблевые суккуленты имеют сильно развитые водозапасающие ткани в коре и сердцевине стебля. Они широко представлены в американских пустынях (кактусы) и засушливых областях Африки (молочаи). Корневые суккуленты запасают воду в тканях подземных частей растений. Растущее в Мексике невысокое дерево сейба мелколистная имеет на корнях вздутия диаметром до 30 см, в которых накапливается вода.

Суккуленты интенсивно всасывают воду поверхностными корнями, и влага глубоких слоев почвы для них недоступна. Эпидермис у этих растений покрыт мощной кутикулой. Часто имеется восковой налет или густое опушение. Немногочисленные устьица погруженного типа днем чаще всего закрыты. У стеблевых суккулентов листья редуцированы до колючек (кактусы). Функция фотосинтеза перешла к стеблю, который приобрел зеленый цвет.

Склерофиты (от греч. sclēros — твердый) — растения со сниженной транспирацией и способностью активно добывать воду при ее недостатке в почве (полынь, саксаул, верблюжья колючка, бодяк, ковыль, чертополох). Они не запасают влагу на период засухи, а добывают ее и экономно расходуют. Обитают склерофиты преимущественно в степях и пустынях, засушливых местообитаниях умеренной зоны.


Склерофиты имеют сухие жесткие листья и стебли, покрытые толстой кутикулой. Из-за сильного развития механических тканей при водном дефиците у них не наблюдается увядания. Они могут переносить глубокое обезвоживание и без заметного ущерба терять 25—75 % водного запаса (гигрофиты вянут при потере 1—2 % воды).

В периоды засух транспирация уменьшается за счет ряда морфологических адаптаций. Во-первых, у склерофитов мелкие, часто в виде игл или колючек, листья. Они имеют восковой налет или опушение и устьица погруженного типа. Во-вторых, клетки склерофитов способны удерживать воду благодаря высокой вязкости цитоплазмы.

Мезофиты (от греч. mésos — средний) — растения, обитающие при среднем увлажнении, умеренном тепловом рeжиме и достаточно хорошем обеспечении минеральным питанием. Это наиболее многочисленная экологическая группа, объединяющая растения, которые могут переносить непродолжительную и не очень сильную засуху. К ним относится большинство лиственных древесных растений лесов умеренного пояса, кустарники подлеска, травянистые растения дубрав, растения заливных лугов, степные и пустынные эфемеры и эфемероиды, многие сорные и большинство культурных растений. Из приведенного перечня видно, что группа мезофитов очень обширна и неоднородна.

По способности регулировать свой водный обмен одни из этих растений больше похожи на гигрофитов, другие — на засухоустойчивые формы. По сравнению с гигрофитами и ксерофитами мезофиты имеют адаптивные признаки промежуточного характера. У них умеренно развита корневая система. На корнях имеются корневые волоски, в листьях — небольшое количество устьиц. В зависимости от обеспеченности влагой устьица могут в любое время открываться или закрываться.

В семенах у мезофитов, обитающих в степях и пустынях, содержится ингибитор (замедлитель) прорастания. Он вымывается лишь при количестве осадков, достаточном для вегетации. Такое приспособление предотвращает прорастание семян и гибель проростков в период засухи.

Повторим главное. Вода влияет на скорость обмена веществ, участвует в терморегуляции, выполняет транспортную роль в организме. По отношению к содержанию воды в среде обитания выделяют следующие экологические группы растений: гигрофиты, ксерофиты (суккуленты, склерофиты), мезофиты. Они отличаются по строению органов, степени развития различных тканей, способности к транспирации, по приспособлениям к добыванию и сохранению воды в организме.

Проверим знания

Ключевые вопросы

*1. Какие экологические группы растений выделяют по отношению к влаге?
2. Охарактеризуйте адаптации гигрофитов. Назовите их представителей.
3. Какие отличительные черты строения имеют суккуленты и склерофиты?
4. Установите соответствие между экологическими группами растений по отношению к влаге и их представителями.
Экологические группы: 1 — гигрофиты. 2 — ксерофиты.
Представители: а) рис; б) полынь; в) очиток; г) ковыль; д) осока острая; е) чертополох; ж) калужница болотная; з) кактус; и) папирус.

Сложные вопросы

1. Почему букет из цветков калужницы болотной быстро увядает, а хризантемы стоят долго?
2. Почему у сосны обыкновенной, растущей на песчаной почве, корень уходит глубоко в почву, а у растущей на болоте — корневая система поверхностная?
3. Почему в степях массовое цветение растений начинается очень рано (февраль—март) и быстро прекращается? Дайте аргументированный ответ.

* Индивидуальное домашнее задание. Проанализируйте разнообразие растений вашей местности, обитающих в условиях среды с разной степенью увлажненности. Распределите их на экологические группы по отношению к влаге. Сравните два растения, обитающие в условиях среды с разной степенью увлажненности (например, прибрежная зона и засушливый луг). Охарактеризуйте их адаптации к влаге, установите различия.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Онтонио Веселко

Лучший ответ:


Мари Умняшка

тому что сонце міняє кут на хилу.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: