Положение о защите лесов от вредителей и болезней леса

Обновлено: 26.08.2024

1. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

2. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 года N 99-ФЗ "О карантине растений".

Комментарии к ст. 54 ЛК РФ

В соответствии с Положением о защите лесов от вредителей и болезней леса, утв. Рослесхозом 19 марта 1998 г., болезни леса - это патологические процессы, возникающие и развивающиеся под влиянием патогенов - возбудителей инфекционных болезней (грибов, бактерий, вирусов, нематод, высших цветковых растений и др.) и неблагоприятных факторов среды природного (засуха, наводнение, заморозки и т.д.) и антропогенного (загрязнение, рекреация и т.д.) характера, а также возбудителей неинфекционных болезней. Вредители леса - это виды растительноядных животных (насекомые, клещи, копытные, грызуны и др.), популяции которых могут наносить ущерб целевым функциям леса и лесной продукции. Для борьбы с вышеуказанными вредителями и болезнями леса необходимо руководствоваться также требованиями Санитарных правил в лесах РФ, утв. Приказом МПР России от 27 декабря 2005 г. N 350 (с изм. от 5 апреля 2006 г.) "Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации". Статья 55 настоящего Кодекса устанавливает, что правила санитарной безопасности в лесах должны быть установлены Правительством РФ, т.е. ранее утвержденные Правила должны быть отменены и разработаны новые.

Мероприятиями необходимо достигать снижение уровня численности популяций вредителей, ограничивать распространение болезней леса в очагах с целью их локализации, т.е. проводить истребительные мероприятия. Характеристики поврежденности элементов леса должны отражаться в материалах лесопатологической обстановки, для чего ведется соответствующая система наблюдения и сбора информации. "Значение этих мероприятий усиливается тем обстоятельством, что общая площадь лесов страны с неудовлетворительным санитарным состоянием в настоящее время составляет более 11%, а прогнозируемые размеры ослабления и усыхания лесов от антропогенного пресса ожидаются не менее 4% лесопокрытой площади. Ежегодно на значительных площадях происходит повреждение лесных массивов фитофагами - непарным шелкопрядом, сибирским шелкопрядом, сосновым пилильщиком, шелкопрядом монашенкой и др." .

Верхунов П.М., Моисеев Н.А., Мурахтанов Е.С. Указ. соч. С. 256.

Организацию осуществления мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса обязано осуществлять Федеральное агентство лесного хозяйства в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 283.

"На протяжении всей жизни растение тесно связано с окружающей средой и постоянно взаимодействует с ней. Его рост, развитие, продуктивность зависят от температуры и влажности, химического состава воздуха, разнообразия живых организмов и множества других факторов. Когда условия окружающей среды соответствуют требованиям растения и во взаимоотношениях растения с населяющими среду живыми организмами наблюдается равновесие, его обмен веществ протекает нормально, оно растет и развивается, не обнаруживая функциональных и морфологических нарушений. Если же какой-либо фактор среды резко отклоняется от оптимума или на растение нападают другие организмы, то происходит нарушение обмена веществ и физиологических функций, часто ведущее к изменениям анатомического строения и внешнего вида растения, т.е. возникает патологический процесс, или болезнь.

Различают инфекционные и неинфекционные болезни растений. Неинфекционные болезни возникают без участия фитопатогенных организмов, под влиянием неблагоприятных для нормального развития растений факторов окружающей среды. Таковы болезни, вызываемые недостатком влаги или избытком воды, нарушениями режима питания, недостатком кислорода, воздействием слишком высокой или низкой температуры, недостатком света, наличием в воздухе или почве токсичных для растений веществ и т.д.

Важнейшая особенность неинфекционных болезней - их неспособность передаваться от больного растения к здоровому.

Инфекционные болезни растений вызываются микроорганизмами (преимущественно грибами, бактериями, вирусами), паразитическими нематодами или цветковыми растениями-паразитами.

Инфекционные болезни растений весьма многочисленны, и многие из них причиняют большой ущерб лесному хозяйству, т.к. могут передаваться от больных растений здоровым. Они разнообразны по характеру вызываемых ими патологических процессов и внешним признакам" . Так, например, типами болезней древесных пород являются: гниль, рак, ржавчина, вилт, шютте, мучнистая роса, мумификация, парша, антракноз, некроз, ведьмина метла, деформация, пятнистость, мозаика, плесень, чернь, ожог.

Семенкова И.Г. Фитопатология: Учеб. пособие для студентов спец. 260400. 2-е изд., перераб. и доп. М.: МГУЛ, 2004. С. 5 - 7.

Очаги вредителей и болезней леса подлежат ежегодной инвентаризации. Очаги учитываются по видам вредителей, по породам. "По результатам учетных работ рассматриваются популяционные показатели, которые являются основой для планирования и назначения истребительных мероприятий против вредителей леса, а также для изучения динамики численности насекомых" . На основе специальных формул определяют среднюю плотность вредителя и массы хвои на ветви и дереве, производят учет насекомых на стволе дерева, кладки яиц, определяют вживаемость вредителей, степень усыхания насаждений и др. Для разных видов вредителей леса существуют свои периоды для осуществления надзорных функций по защите леса, учитывая период их размножения и других показателей. Существует специальная процедура по оформлению выявленных очагов поражений в рамках лесного надзора. Составляется акт проверки с наличием абриса зараженного участка леса, с указанием характера повреждений, вида вредителя или болезни, намечаются необходимые мероприятия.

Трофимов В.Н. Надзор, учет и прогноз массовых размножений вредителей лесов: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005. С. 20.

1.1. Положение о защите лесов от вредителей и болезней леса (далее - Положение) регламентирует деятельность по защите лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера, а также по осуществлению лесозащитных мероприятий (далее - защита лесов, лесозащита).

1.2. Государственное управление деятельностью по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.

1.3. Защите от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера подлежат леса, лесные культуры, питомники, постоянные лесосеменные участки, плантации и заготовленные лесоматериалы в соответствии с требованиями Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15.01.98 N 10 (далее - Санитарные правила).

1.4. Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения и представляет собой систему мероприятий, направленную на повышение устойчивости лесов, на предотвращение ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь в лесном хозяйстве от вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.

лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций;

контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.

2. Организация защиты лесов, функции органов управления лесным хозяйством по защите лесов

2.1. Деятельность по защите лесов осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации и специализированными подразделениями службы лесозащиты, в состав которой входят: структурное подразделение по защите лесов федерального органа управления лесным хозяйством, структурные подразделения по защите леса органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, специализированные лесозащитные организации, станции защиты лесов, межрайонные инженерылесопатологи и старшие летчики-наблюдатели по лесозащите баз авиационной охраны лесов. В структуру службы лесозащиты входят специализированные лесоустроительные организации и специализированные лесоустроительные экспедиции.

2.2. Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет общее руководство деятельностью по защите лесов, формирует единую научно-техническую политику и нормативно-методическую базу по лесозащите, обеспечивает контроль за исполнением Санитарных правил, санитарным состоянием лесов, лесопатологической обстановкой на основе данных лесопатологического мониторинга и специальных экспедиционных лесопатологических обследований, анализа текущей ситуации, перспективных прогнозов санитарного состояния и лесопатологической обстановки, определяет порядок планирования и реализации лесозащитных мероприятий, координирует деятельность территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством по лесозащите, заключает, в пределах своей компетенции, международные соглашения в области защиты лесов.

2.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осуществляют на соответствующей территории лесного фонда защиту лесов, контроль за санитарным состоянием лесов и лесопатологической обстановкой, исполнением требований Санитарных правил, в том числе выявление лесонарушений и привлечение виновных к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ведут учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке на основе лесопатологического мониторинга и надзора за санитарным состоянием лесов, организуют и проводят лесозащитные мероприятия против вредителей и болезней леса.

2.4. Лесхозы согласно Положению о лесопатологическом мониторинге, утвержденному Федеральной службой лесного хозяйства России 12.09.97, проводят лесопатологический надзор и ведут учет информации о санитарном состоянии лесов, лесопатологической обстановке, осуществляют лесозащитные мероприятия и, в пределах своей компетенции, контроль выполнения Санитарных правил лесопользователями.

2.5. В целях совершенствования деятельности по защите лесов федеральный орган управления лесным хозяйством создает подведомственные специализированные лесозащитные организации, на которые могут быть возложены: методическое обеспечение по защите лесов, организация и ведение лесопатологического мониторинга, проведение специальных экспедиционных лесопатологических обследований, оценка соблюдения требований Санитарных правил, ведение информационных баз данных, прогнозирование санитарного состояния и лесопатологической обстановки, материально-техническое обеспечение и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.

2.6. Для эффективного обеспечения защиты лесного фонда федеральный орган управления лесным хозяйством формирует по территориальному принципу сеть специализированных лесозащитных организаций в субъектах Российской Федерации, на которые могут быть возложены: ведение лесопатологического мониторинга и надзор за состоянием насаждений, в том числе в местах проведения рубок главного пользования, выявление лесонарушений, влекущих за собой нарушение устойчивости, повреждение, ослабление, усыхание лесов, учет информации о санитарном состоянии лесов и лесопатологической обстановке, проведение лесозащитных, в том числе и истребительных мероприятий в очагах вредителей и болезней леса.

2.7. Структура и организационные формы специализированных лесозащитных организаций, а также объем их полномочий определяются федеральным органом управления лесным хозяйством на основе научно обоснованных прогнозов развития лесного хозяйства и вероятного негативного влияния на леса природных и антропогенных факторов.

2.8. Ответственность за защиту леса от вредителей и болезней возлагается на должностных лиц федерального органа управления лесным хозяйством, главных лесничих органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, главных лесничих лесхозов и национальных парков, директоров хозрасчетных питомников.

3. Отчетность и планирование лесозащитной деятельности

3.1. Основными отчетными документами федерального органа управления лесным хозяйством по лесозащитной деятельности являются "Обзор санитарного состояния лесов" за отчетный год и "Прогноз развития вредителей, болезней леса" на следующий календарный год.

3.2. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации в установленные сроки направляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной специализированной организации формы государственного и отраслевого статистического наблюдения.

3.3. Органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации ежегодно представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной специализированной организации следующую информацию:

отчет о результатах проведения истребительных авиационных и крупных аэрозольных мерах борьбы с вредителями леса, включая сведения по объемам, затратам, эффективности, в течение месяца после завершения истребительных мероприятий против вредителей леса;

заявки в план экспедиционных лесопатологических обследований, составленные на основе результатов лесопатологического мониторинга и надзора;

технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса;

формы учета лесопатологической информации согласно Наставлению по организации и ведению лесопатологического мониторинга:

1) площади и запасы погибших насаждений, древостоев с повышенным текущим отпадом, а также причины их ослабления;

6) сведения по объемам проведения и эффективности прочих лесозащитных мероприятий (кроме профилактических и истребительных);

3.4. Все лесхозы, государственные природные заповедники, национальные и природные парки ежегодно до 1 ноября направляют в органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации:

сведения об исполнении планов (корректировок) санитарно-оздоровительных мероприятий, сведения о насаждениях, в которых в течение года проводились санитарно-оздоровительные мероприятия, их объемы по площадям и запасам;

результаты контроля санитарного состояния лесов, в том числе в местах проведения рубок главного пользования, характеристику мероприятий по защите древесины и лесоматериалов.

3.5. Специализированные лесозащитные организации в субъектах Российской Федерации, станции защиты леса ежегодно до 15 января представляют в федеральный орган управления лесным хозяйством или его подведомственной организации годовой отчет о работе и план мероприятий на следующий календарный год.

3.5. Технико-экономические обоснования (проекты) проведения истребительных и профилактических мероприятий против вредителей и болезней леса составляются в соответствии с нормативами, утвержденными федеральным органом управления лесным хозяйством.

3.6. Планирование лесозащитной деятельности осуществляется на основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, проектов лесозащитных мероприятий, учета лесопатологической информации и заявок на проведение лесозащитных мероприятий от органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.

3.7. Федеральный орган управления лесным хозяйством на основе результатов лесопатологического мониторинга, специальных экспедиционных лесопатологических обследований, проектов лесозащитных мероприятий, а также государственной и отраслевой отчетности органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации формирует бюджетные заявки на защиту лесов.

Защита лесов – это отдельное направление природоохранной деятельности.

Это работа по выявлению в лесах вредных, болезнетворных организмов, которые наносят вред лесным ресурсам и предупреждение их распространения. Если возник очаг, леса относят к карантинным объектам и проводят мероприятия по ликвидации вредоносных организмов.

Лесозащита – сфера деятельности органов управления лесным хозяйством и лесопользователей, включающая комплекс правил, методов и технологий, используемых для повышения устойчивости и защиты лесов, лесных питомников, плантаций, лесных культур, прочих объектов лесного хозяйства и лесной продукции от вредителей и болезней.

При проведении мероприятий по защите принимаются во внимание природные особенности, целевое назначение лесов. Мероприятия направлены прежде всего на повышение устойчивости лесов, а также для того, чтобы сократить ущерб от повреждения, ослабления, загрязнения лесов, сократить их потери от вредителей и болезней.

Мероприятия по лесозащите

Защита лесов включает в себя:

  • проектную деятельность и профилактику по защите;
  • санитарно-оздоровительные мероприятия;
  • очаговое истребление вредителей и болезней;
  • защита лесной продукции – древесины и лесоматериалов;
  • мониторинг лесопатологического состояния лесов, надзорные мероприятия;
  • экспедиции по лесопатологическому обследованию;
  • контролирующие мероприятия по выполнению требований по лесозащите.

Санитарная безопасность в лесах обеспечивается путем проведения районирования, лесопатологических обследований, мониторинговых мероприятий, авиационных работ по локализации и ликвидации вредоносных очаговых мест.

В Лесном кодексе РФ говорится о проведении лесозащитных мероприятий, которые включают в себя лесозащитные, лесопатологические, санитарно-оздоровительные работы. К лесозащитной деятельности относится определение зон слабой, средней и высокой лесопатологической угрозы. К санитарно-оздоровительной деятельности относятся вырубка погибших и поврежденных лесов, очистка леса.

Если лесной участок предоставлен в аренду, мероприятия по оздоровлению леса производятся арендаторами. Информация по санитарной безопасности в лесах документируется и заносится в государственный лесной реестр.

Лесозащитное районирование

Лесозащитное районирование – мероприятия по санитарной безопасности, определяющие зоны слабой, средней и высокой лесопатологической угрозы.

При районировании определяется степень повреждения лесного массива, при этом учитывается целевое назначение, экологическая и хозяйственная важность. Для каждой зоны определяются требования и устанавливаются критерии для проведения мероприятий по лесозащите.

Лесопатологический мониторинг

Лесопатологический мониторинг проводится с целью выявления текущего санитарного состояния леса. Включает в себя сбор и анализ сведений о состоянии леса: степени захламления, усыхания, загрязнения, повреждения вредоносными организмами.

Организации, осуществляющие использование лесов, при обнаружении погибших, поврежденных насаждений обязаны проинформировать органы государственной власти в пятидневный срок. Далее организуется лесопатологическое обследование и уничтожение вредоносного очага. Мониторинг основывается на информации данных лесоустройства, государственного лесного реестра, метеорологических сведений, картографических материалов. При проведении мониторинга достигаются:

  • выявление лесов в неудовлетворительном состоянии и определение причин этого состояния;
  • оценка результативности профилактики и санитарного оздоровления лесов;
  • прогнозирование патологических процессов в лесах;
  • сбор и хранение информации о состоянии лесов;
  • обзоры о состоянии лесов, подготовка рекомендаций по обеспечению их санитарной безопасности.

Мониторинг организуется в отношении ценных лесных пород, охраняемых территорий, лесов, расположенных в зонах техногенного загрязнения. Мониторинг осуществляется разными способами, это зависит от данных лесозащитного районирования. Если зона угрозы слабая применяется дистанционное наблюдение, при необходимости подключаются аэрокосмические средства наблюдения. Если угроза средняя применяются дистанционное и наземное наблюдения, а также лесопатологическая таксация. Если угроза сильная, применяются все способы мониторинга с преобладанием наземных наблюдений. Для наземных наблюдений оборудованы постоянные пункты.

Для того, чтобы локализовать и ликвидировать очаги вредоносных организмов, необходимо проведение авиационных и наземных работ с применением пестицидов, феромонов, энтомофагов.

Если численность вредных организмов угрожает существованию лесных насаждений, то это очаг поражения.

Очаг определяется на основе данных лесопатологического мониторинга. Мероприятия по локализации и ликвидации проводятся после контрольных обследований, когда соответствующими органами принимается решение о проведении работ.

Санитарно-оздоровительные мероприятия

К таким мероприятиям относятся вырубка поврежденного леса, его очистка. Вырубки бывают выборочными и сплошными. Сплошная рубка производится тогда, когда другими способами невозможно обеспечить жизнеспособность лесных насаждений.

Если выявлены леса, которые требуют проведения санитарных мероприятий, и данные мероприятия не запланированы в лесохозяйственном регламенте и проекте освоения лесов, работы планируются на основе мониторинга и обследований. Если леса повреждены ветром, снегом, водой, осуществляется их очистка.

Организации, осуществляющие использование лесов, должны неукоснительно соблюдать санитарные требования к использованию лесов. При использовании лесов запрещается:

  • загрязнение почв – чрезмерное применение пестицидов, агрохимикатов и др.;
  • невыполнение работ по очистке лесных участков, по рекультивации;
  • выпас сельскохозяйственных животных на лесных участках без ограждения;
  • уничтожение муравейников, гнезд, нор;
  • уничтожение систем мелиорации в лесах;
  • промышленное и бытовое загрязнение лесов.

В лесах запрещается разведение и использование растений и животных, которые не характерны для данной экологической системы.

При выращивании лесных насаждений необходимо постоянно следить за их состоянием, чтобы вовремя обнаружить появление вредителей и болезней и своевременно принять меры по борьбе с ними.

В период несомкнутого роста лесное насаждение может подвергаться нападению некоторых вредителей (проволочники и другие). В период сомкнутого роста появляются сначала листогрызущие — листовертки, шелкопряды, пяденицы, листоеды, пилильщики, а затем и стволовые — златки, короеды, стеклянницы и некоторые другие.

Лесозащитные мероприятия могут быть профилактические и истребительные . Наиболее эффективны первые из них. Они предусматривают создание смешанных лесных насаждений, подбор древесных растений, наиболее приспособленных к данным условиям среды и друг к другу, использование здорового посевного и посадочного материала, борьбу с сорной растительностью и с захламленностью насаждения, своевременные рубки ухода и санитарные.

Вредители в чистых насаждениях из березы


Чистые насаждения больше поражаются вредителями и болезнями, чем смешанные. Это объясняется видовой специализацией энтомофауны и микроорганизмов, которая сложилась в ходе эволюции. Каждая древесная порода имеет свою вредную энтомофауну, каждый вид которой повреждает определенные органы или зоны кормящего его дерева. В чистом насаждении из-за обилия пищи создаются условия для массового размножения вредных насекомых. В смешанных насаждениях энтомофауна разнообразнее, чем в чистых, но общее ее количество меньше. Объясняется это обилием врагов из мира насекомых и птиц, находящих лучшие условия для жизни в смешанном насаждении. Однако некоторые факты дают основание полагать, что к этому причастны и фитонциды.

Например, в Краснодарском крае наблюдалось сильное (до 90%) повреждение чистых культур ясеня зеленого древесницей въедливой, в то время как в смешении с гледичией повреждения ясеня были единичны. В Воронежской области обнаруживалось сильное повреждение чистых насаждений тополя стеклянницей, а на участках, где был подлесок из бузины красной, тополь не повреждался. Подобных примеров много не только в лесоводстве, но и в садоводстве и полеводстве.

Можно полагать, что фитонциды одних видов растений отпугивают или на какой-то стадии развития убивают энтомовредителей других видов растений. Это можно объяснить узкой специализацией вредителей определенному виду растения, поэтому фитонциды другого вида будут для них чуждыми или даже ядовитыми. Правда, есть насекомые многоядные, но и они при переходе с одного кормящего вида на другой проходят длительный период привыкания. Для них тоже можно подобрать такой вид растения, фитонциды которого будут их отпугивать.

Еще в большей степени, чем у насекомых, проявляется видовая специализация у болезнетворных микроорганизмов (бактерий и грибов). Фитонциды растения-хозяина для них привычны, а фитонциды других видов могут вызывать гибель. Поэтому растения, по выражению Б. П. Токина, своими фитонцидами предохраняют друг друга от заболевания. Таким образом, создание смешанных насаждений является одной из важнейших мер обеспечения биологической устойчивости лесного насаждения.

Истребительные меры

Истребительные меры направлены на непосредственное уничтожение вредных насекомых химическими и биологическими методами. Для борьбы с корневыми вредителями применяется затравка почвы, предпосадочная обработка сеянцев и семян (плодов). Для борьбы с хрущами, кроме перечисленных приемов, применяют опрыскивание раствором химикатов крон кормящих деревьев (береза) во время лёта жуков. Для борьбы с листо- и хвоегрызущими применяют опыление или опрыскивание растворами различных химикатов. Химические методы борьбы применяются в исключительных случаях, так как они могут приносить вред полезным насекомым и человеку.

К биологическим методам относится привлечение птиц в лесные полосы устройством скворечников, синичников, а также использование паразитов, хищных насекомых и болезнетворных для вредителей микроорганизмов. Наибольшее значение в борьбе с вредителями имеют профилактические и биологические методы.

Читайте также: