Пора битвы за урожай

Обновлено: 05.10.2024

Подготовка разворачивалась весной, отправка эшелонов — летом, а в конце октября-начале ноября опергруппы начинали возвращаться в гарнизоны. Вся эпопея занимала до шести месяцев. Места работы опергрупп были разбросаны по огромным пространствам в четырёх союзных республиках: РСФСР, УССР, КазССР и УзССР. Уборка урожая начиналась на юге страны, а потом постепенно перемещалась на север и в Сибирь, поэтому за сезон опергруппа дважды-трижды меняла место работы. На Кубани обычно работало больше десятка опергрупп из разных военных округов. В Казахстане в урожайные годы на одну область могло приходиться четыре-пять таких групп, а больше всего машин всегда выделялось для Кустанайской области (традиционно здесь работали автомобилисты из Прибалтийского военного округа, в 1964 году отмеченные Памятным красным знаменем Кустанайского обкома КПСС).

От почётной миссии борьбы за урожай в Вооружённых силах СССР не мог отказаться никто — задействовались даже ВДВ и группы войск, находившиеся в Центральной Европе на передовой борьбы с империализмом. Например, Южная группа войск в Венгрии формировала оперативную группу трёхбатальонного состава (до 1,5 тысяч автомобилей и около 5 тысяч человек) — так, в 1982 году они отправились из Венгрии в северо-западную часть Краснодарского края. Всё руководство группы было набрано из состава ВВС, один из батальонов также сформировали из авиационных частей, а два других автобата были общевойсковые.

Крупные военные округа формировали по несколько оперативных групп. Например, Киевский военный округ ежегодно формировал четыре оперативных группы для отправки на уборку урожая в Южную Сибирь (в 1971-1972 годах — в Красноярский край). В ГДР каждая советская дивизия формировала отдельный автомобильный батальон по 500 автомобилей — местом их работы обычно был Казахстан.

Ракетные войска стратегического назначения выделяли семь оперативных групп — по одной от каждой ракетной армии и одну сводную от соединений центрального подчинения. Например, 50-я ракетная армия формировала группу четырёхбатальонного состава (2 тысячи автомашин) и участвовала в уборке урожая в Пензенской, Саратовской, Брянской, Ростовской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае.

Оперативная группа ВМФ состояла из четырёх батальонов — по одному от каждого флота. Начиная с 1965 года, эти батальоны собирались из морской пехоты Тихоокеанского флота (390-й полк морской пехоты), с 1975 года к ним присоединились черноморские морпехи. Обычно морская пехота выделяла по одной автомобильной роте от каждого флота. В мае 1982 года впервые получила задачу сформировать свою автороту 336-я отдельная бригада морской пехоты Балтийского флота (около 100 машин и более 200 человек). При этом командование автобата состояло из представителей ВВС Балтийского флота, а остальные роты были сборными со всего флота.

Личный состав и машины ГАЗ-63 отдельного автомобильного батальона на вывозке сена с полей. Фото из архива автора

Личный состав и машины ГАЗ-63 отдельного автомобильного батальона на вывозке сена с полей. Фото из архива автора

Каждая воздушно-десантная дивизия выделяла по одному сельхозбатальону в составе 500 автомашин и 1300-1500 человек. Пожалуй, только реально воевавшая группировка войск в Афганистане освобождалась от участия в продовольственной программе, но у неё хватало собственных хозяйственных забот.

Формирование сельхозбатальонов, как правило, продвигалось медленно. Командиры всех степеней полагали, что этим должны заниматься хозяйственники, и выделяли им далеко не лучших людей и часто неисправные автомобили. Только постоянный контроль со стороны ответственных за опергруппы позволял улучшить ситуацию. При этом следствием их усердия стало крайнее осложнение оперативной подготовки командиров и штабов и превращение реальной боевой подготовки войск в её имитацию.

Оборона страны без солдат и автомобилей

Достоин цитирования доклад начальника автотракторной службы Киевского военного округа генерал-майора Л. Страхова №02/553 от 10 августа 1966 года. В тот год из округа направили на уборку урожая 9 отдельных автомобильных батальонов сводного состава, а всего из вооружённых сил — 50 тысяч машин. Как следствие этого, произошло обвальное падение боевой готовности. Страхов докладывал:

Жуков просил освободить вооружённые силы от работ в народном хозяйстве и даже запретить обкомам, крайкомам и ЦК компартий союзных республик подавать просьбы выделить военнослужащих и технику, кроме случаев, связанных со стихийными бедствиями. Реакция была ровно обратной: формально партия несла ответственность перед советским народом не только за оборону, но и за все аспекты жизни и строительства социализма. Вскоре Жукову пришлось покинуть пост министра обороны, а войска продолжали выполнять распоряжения центральных и местных органов партии вплоть до последних дней существования СССР. Например, 1237-й отдельный автобатальон Черноморского флота в горячие дни августа 1991 года, когда завершалась история СССР, находился на уборке урожая в Чечне и Краснодарском крае. А рота морских пехотинцев-черноморцев встретила известие о распаде Союза на уборке картофеля в Черниговской области.

Альтернативные варианты определений к слову "страда", всего найдено — 29 вариантов:

Только что искали: о т к а з е 1 секунда назад п о л у ш у б о к 2 секунды назад поворачивавшийся другой стороной 3 секунды назад г о р е а л б 4 секунды назад цумаинеч 5 секунд назад гаракот 5 секунд назад липдрак 5 секунд назад ш а р м е з ъ 5 секунд назад полк н ы е ц 5 секунд назад е р с г и б 5 секунд назад видео 5 секунд назад сотрк 6 секунд назад б а у с л ж 6 секунд назад в г е р ц о г 7 секунд назад раломе 7 секунд назад

Подготовка разворачивалась весной, отправка эшелонов — летом, а в конце октября-начале ноября опергруппы начинали возвращаться в гарнизоны. Вся эпопея занимала до шести месяцев. Места работы опергрупп были разбросаны по огромным пространствам в четырёх союзных республиках: РСФСР, УССР, КазССР и УзССР. Уборка урожая начиналась на юге страны, а потом постепенно перемещалась на север и в Сибирь, поэтому за сезон опергруппа дважды-трижды меняла место работы. На Кубани обычно работало больше десятка опергрупп из разных военных округов. В Казахстане в урожайные годы на одну область могло приходиться четыре-пять таких групп, а больше всего машин всегда выделялось для Кустанайской области (традиционно здесь работали автомобилисты из Прибалтийского военного округа, в 1964 году отмеченные Памятным красным знаменем Кустанайского обкома КПСС).

От почётной миссии борьбы за урожай в Вооружённых силах СССР не мог отказаться никто — задействовались даже ВДВ и группы войск, находившиеся в Центральной Европе на передовой борьбы с империализмом. Например, Южная группа войск в Венгрии формировала оперативную группу трёхбатальонного состава (до 1,5 тысяч автомобилей и около 5 тысяч человек) — так, в 1982 году они отправились из Венгрии в северо-западную часть Краснодарского края. Всё руководство группы было набрано из состава ВВС, один из батальонов также сформировали из авиационных частей, а два других автобата были общевойсковые.

Крупные военные округа формировали по несколько оперативных групп. Например, Киевский военный округ ежегодно формировал четыре оперативных группы для отправки на уборку урожая в Южную Сибирь (в 1971-1972 годах — в Красноярский край). В ГДР каждая советская дивизия формировала отдельный автомобильный батальон по 500 автомобилей — местом их работы обычно был Казахстан.

Ракетные войска стратегического назначения выделяли семь оперативных групп — по одной от каждой ракетной армии и одну сводную от соединений центрального подчинения. Например, 50-я ракетная армия формировала группу четырёхбатальонного состава (2 тысячи автомашин) и участвовала в уборке урожая в Пензенской, Саратовской, Брянской, Ростовской и Новосибирской областях, а также Краснодарском крае.

Оперативная группа ВМФ состояла из четырёх батальонов — по одному от каждого флота. Начиная с 1965 года, эти батальоны собирались из морской пехоты Тихоокеанского флота (390-й полк морской пехоты), с 1975 года к ним присоединились черноморские морпехи. Обычно морская пехота выделяла по одной автомобильной роте от каждого флота. В мае 1982 года впервые получила задачу сформировать свою автороту 336-я отдельная бригада морской пехоты Балтийского флота (около 100 машин и более 200 человек). При этом командование автобата состояло из представителей ВВС Балтийского флота, а остальные роты были сборными со всего флота.

Личный состав и машины ГАЗ-63 отдельного автомобильного батальона на вывозке сена с полей. Фото из архива автора

Личный состав и машины ГАЗ-63 отдельного автомобильного батальона на вывозке сена с полей. Фото из архива автора

Каждая воздушно-десантная дивизия выделяла по одному сельхозбатальону в составе 500 автомашин и 1300-1500 человек. Пожалуй, только реально воевавшая группировка войск в Афганистане освобождалась от участия в продовольственной программе, но у неё хватало собственных хозяйственных забот.

Формирование сельхозбатальонов, как правило, продвигалось медленно. Командиры всех степеней полагали, что этим должны заниматься хозяйственники, и выделяли им далеко не лучших людей и часто неисправные автомобили. Только постоянный контроль со стороны ответственных за опергруппы позволял улучшить ситуацию. При этом следствием их усердия стало крайнее осложнение оперативной подготовки командиров и штабов и превращение реальной боевой подготовки войск в её имитацию.

Оборона страны без солдат и автомобилей

Достоин цитирования доклад начальника автотракторной службы Киевского военного округа генерал-майора Л. Страхова №02/553 от 10 августа 1966 года. В тот год из округа направили на уборку урожая 9 отдельных автомобильных батальонов сводного состава, а всего из вооружённых сил — 50 тысяч машин. Как следствие этого, произошло обвальное падение боевой готовности. Страхов докладывал:

Жуков просил освободить вооружённые силы от работ в народном хозяйстве и даже запретить обкомам, крайкомам и ЦК компартий союзных республик подавать просьбы выделить военнослужащих и технику, кроме случаев, связанных со стихийными бедствиями. Реакция была ровно обратной: формально партия несла ответственность перед советским народом не только за оборону, но и за все аспекты жизни и строительства социализма. Вскоре Жукову пришлось покинуть пост министра обороны, а войска продолжали выполнять распоряжения центральных и местных органов партии вплоть до последних дней существования СССР. Например, 1237-й отдельный автобатальон Черноморского флота в горячие дни августа 1991 года, когда завершалась история СССР, находился на уборке урожая в Чечне и Краснодарском крае. А рота морских пехотинцев-черноморцев встретила известие о распаде Союза на уборке картофеля в Черниговской области.

Так раньше было принято: горожане помогают селу в уборке урожая. Не добровольно, нет! Принимались решения Обкомом КПСС и Облисполкомом, обязывающие все предприятия, организации, учебные заведения принять участие в уборочных сельхозработах согласно утверждённых графиков.

Все ждут горожан. Много работы на току - сушить и очищать зерно и грузить в машины. Накрывать высушенное зерно от осадков. Нужны помощники механизаторам в поле. Надо трясти и переворачивать валки пшеницы перед подборщиком комбайнов. Вести учёт собранного и отгруженного зерна, учёт работы автотранспорта (тонны/км). Если совхозный ток находится на территории хозяйства, то элеватор – за 100 км. Короче говоря, на уборке урожая требовались помощники.

В первую очередь посылали на село, конечно, молодёжь. Это – выпускники школ, техникумов и ПТУ, молодые рабочие, без пяти минут призывники.
Может быть, не было большого толку от таких работников, но ехали мы на сельхозработы с удовольствием. Во-первых, вырвались из дома от родителей. Во-вторых,
свобода и можно в открытую курить и гулять до утра. В-третьих, перспектива что-то
заработать, заоблачная, конечно, перспектива.

У Радиозавода, где мы с Генкой работали, был подшефный зерносовхоз под Магнито-
горском, поэтому ежегодно молодёжь с завода посылали на уборочную именно туда.
Впервые я попал в настоящий совхоз со своими бескрайними хлебными полями,
самоходной техникой, табунами лошадей, стадами коров, свинофермами и птичниками.
Токами с золотым зерном и ровными рядами заготовленных стогов сена и соломы.
Здесь я впервые попробовал чудо природы – парное молоко, натуральные домашние
сливки, сметану и творог. Самодельное сливочное масло, свой испеченный в русской печи хлеб. Прошло столько лет, а я до сих пор помню вкус этих свежих натуральных
деревенских продуктов.

Итак, затянувшаяся осень 1961 года.

А мы подружились с хозяевами и жили как одна семья. Даже праздники отмечали вместе за одним солом.
Мой друг по радиозаводу вездесущий активист Генка придумал как-то себе день
рождения. Ведь не проверишь, паспортов с собой нет. Да и кому это надо? С именинника-
водка, а закуска – с гостей.
Хозяйка посоветовала так, между делом:
- Изловите гуся. А я вам его излажу. Отварю и обжарю. Картошка у нас есть, лук и чеснок
найду.
- А где гуся ловить-то? Здесь - только ваши топчутся,- спросил Генка хозяйку.
- Нет, нет! Только не у нас. Езжайте в соседнее отделение, там у них цельна ферма. Гуси гуляют по всем дорогам и полям.
- А как ловить-то, они же кусаются.…Не унимался Генка, уже явно издеваясь над хозяйкой.
- Жахни монтировкой по ивоной длинной шее и в мешок. Только надо сразу же голову
отрезать и кровь спустить. Да чо я там говорю, вы жа городские и ничаво не умеете.
Привезите гуся в мешке сюды, а я ужо с ним сама справлюсь.

- Управляющий местным отделением Кривцов послал нас на почту за посылкой. Мне родители прислали тёплую одежду и дорогой гостинец для управляющего.
Ну, не будет же лейтенант проверять содержимое посылки… и что это там прислали
моему шефу…?

На запах пришла соседка и спрашивает хозяйку:
- Что, гуся забила? Неуж-то своего гуся горожанам скормила? Аль они гдей-то украли ентого гуся-то? Може нашего? Пойду, посчитаю.

Её гуси все, конечно, были на месте. А своего гуся мы доедали ещё два дня.

В центральном отделении совхоза высоко на горе, как храм, возвышается СЕЛЬМАГ.
Белокаменное здание с мощными коваными дверями и ставнями, белым мраморным
крыльцом и красным флагом над входом как на Сельсовете.

Вскоре отказались от такого контроля. Видимо, такой большой урожай позволял
списывать на убытки совхоза тонны ворованного зерна.

Продолжая работать в три смены, многих наших парней не покидало желание хоть раз
прокатиться за рулём автомашины или в седле верхом на лошади.
Никто из шоферов никогда никому не доверит руль своего самосвала. Машина – это
его вторая жена, его зарплата, его жизнь. И делиться ей он ни с кем не будет. А, вот
лошади – это другое дело. Но ими тоже дорожат хозяева. Лошадь - член семьи. Она
кормилица и поилица. Настоящий хозяин никогда не даст свою лошадь в чужие руки,
даже не надолго. Но ребята думали иначе. Какая разница, кто верхом на лошади.

Узнали парни, что каждый вечер всех лошадей угоняют в табун на пастбище далеко
за лес. Там самых активных и норовистых лошадей путают, чтоб не разбежались. И пасутся лошадки до утра. Рано утром приходят пастухи и освобождают лошадей. После
чего, один хлопок кнута приводит в движение весь табун. Лошади галопом несутся в
деревню, каждая к своему двору. Они никогда не перепутают дом своего хозяина. Там
их ждёт чистая вода, вкусный свежий завтрак, сладкий овёс и добрый хозяин.

Чуть не забыл о главной достопримечательности подшефного совхоза.

Сюда в совхоз мне и двум моим друзьям, в том числе и Генке, прислали из города повестки от военкомата – явиться на призывной пункт для отправки на службу в Армию.

- Правильная справка? Не поддельная?
Кладовщик внимательно поизучал справку, посмотрел на свет, кажется, даже
попробовал на зуб и сказал:
- Годная, на 300 килограмм, 6 мешков. За мешки надо платить отдельно.

Не поверите, но я не помню, сколько денег за зерно заплатил этот кучер. Не за зерно,
а за справку. Но, видимо, не мало. Я только помню, что моей радости не было предела, значит, это были - не копейки. С тех пор я никакие справки – не выбрасываю. Вдруг, за них заплатят.


Вот теперь я с совхозом, вернее, он со мной рассчитался полностью. СПАСИБО!
Очень кстати – завтра иду в Армию!

Читайте также: