Посадка модуля на луну

Обновлено: 19.09.2024

Софт и железо



Слева — компьютер, справа — дисплей и клавиатура



Постоянная память на проволоке и ферритовых сердечниках


Процедура посадки

Посадка на Луну с точки зрения компьютера проходила в три этапа:

Программа P63 отвечала за торможение с орбитальной скорости.
P64 занималась выводом лунного модуля в район посадки.
P65 отвечала за финальный этап посадки.

На участке работы программы P64 пилот лунного модуля называл число, которое показывал на дисплее компьютер. Командир мысленно отмечал это число на шкале, которая была нарисована на иллюминаторе, и получал расчетную точку посадки.


Байка первая: ошибки 1201 и 1202

Та самая посадка, видео повернуто для удобства восприятия, и добавлено много полезной информации. В видео упоминается программа P66, это альтернативный вариант одной из программ

А здесь можно посмотреть на посадку виртуально, с разных сторон.

Байка вторая, счастливая ошибочная оптимизация

Байка третья, о проблемах интерполяции




Одним из сомнений у конспирологов является отсутствие надежных доказательств нахождения лунных модулей на поверхности Луны. Те фотографии, которые имеются - якобы являются фотошопом. Да, они действительно являются не такими качественными как детальные космоснимки Земли в гугл-картах европейских или американских городов. Предлагаю их все же посмотреть.

Есть такая карта с указанием мест посадок различных космических аппаратов на поверхность Луны. В том числе и программы Аполлон.



Снимки аппарата LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), запущенного NASA – искусственного спутника Луны. На фотографиях вроде все видно, что все пилотируемые аппараты на месте. Но коспирологи требуют более детальных снимков, с большим разрешением. Способен ли на это аппарат LRO – неизвестно. Может быть это предел разрешения его камер, а может есть и более детальные данные. Но почему эти более детальные снимки не предоставят общественности – тоже вопрос.

Судя по этой информации, LRO до сих пор в работе и снимает места посадок различных аппаратов и перемещений луноходов.

Фотография с сайта NASA. LRO заснял места падения лунных модулей программы Аполлон и места падения от других отработавших свой срок аппаратов.



Источник. Место исследования Луноход-1.

Захотел перепроверить хотя бы часть этих фотографий. В интернете есть ресурс (quickmap.lroc.asu.edu), в котором можно посмотреть поверхность Луны в разрешении 0,5 метров на 1 пиксель.



Зная координаты мест посадок лунных модулей, предлагаю посмотреть их на этой карте:

Место посадки Аполлон-11. Солнце светит слева. Ссылку на это место показал читатель. Но вот с поиском остальных лунных модулей у меня не что-то получилось. По координатам, указанным в таблице выше – я ничего не нашел. Пробовал по-разному, ориентируясь на места, указанные в заглавной схеме. Может у читателей получится – сообщите ссылку в комментариях. Но не будем относить это на заговор.
Почему все в таком качестве? Неужели нельзя снять так, чтобы показать всему миру, что Аполлоны были без всяких сомнений?

Перейдем к другим интересным фактам.



Почему-то миссии Аполлона-17 и Луна-21 (Луноход-2) совпали не только по времени, но с местом высадки и исследований. Но наш Луноход не занимался сбором доказательств посадки американцев. Слишком далеко находились места. Но почему именно в одном районе и в одно время – это загадка разработчиков программ.

Луноход-2 никогда бы не выехал из этого кратера по такому маршруту. Лунный модуль Аполлон-17 был все же очень далеко. По крайней мере по официальной информации и данным от LRO. Но вот этот путь от Луноход-2 я тоже не нашел. Не смотря на разрешение карты 0,5 м на пиксель. След должен был просматриваться, но увы.

А сейчас приведу главную для себя странность лунной программы Аполлон. Всем известны качественные снимки лунного модуля:

Самая непонятная для меня фотография. Зачем чашу опоры лунного модуля оборачивать тоже в фольгу? Тоже термозащита от нагретой лунной поверхности? Но теплопередачу никто не отменял. И эта фольга не сильно поможет, т.к. опора имеет контакт с нагретым грунтом.

Но это не все. При посадке лунный модуль должен был выдувать из-под себя лунную пыль и эта пыль просто обязана была попасть в чашу. Но мы видим, что внутри чаши нет пыли от слова вообще.

Под каждым спускаемым аппаратом, под лунным модулем должна быть воронка, примерно похожая на места падений этих модулей:



Но как мы видели выше – разнесенная в стороны лунная пыль не наблюдается ни под одним из шести модулей программы Аполлон. Тоже странность.

Я думаю, что именно из-за таких ляпов и появляются конспирологические версии. И они еще появляются по причине таких постановочных съемок:

Я не буду полностью отвергать официальную версию того, что американцы были на Луне. Но факт чего-то постановочного как в кино в этом присутствует. Но зачем? Какой в этом смысл?

Почему все технологии, используемые в ракетоносителя Сатурн-5 после завершения лунной программы были забыты, утеряны – это тоже вопрос. США покупают у нас двигатели серии РД. Что выглядит странным после таких успехов в ракетостроении и освоении ближнего космоса.
***

Можете поддержать автора, пройдя по ссылке: дубликат статьи - там тоже есть комментарии.

Группы в соцсетях и другие площадки, где выкладываются ссылки на материалы журнала:
ВК-sibved
ФБ-sibved
Яндекс.Дзен
Плей-лист с озвученными статьями в youtube

В предыдущей статье мы рассмотрели основную конфигурацию космического корабля Аполлон: командный и сервисный модули. Другие конфигурации отличались тем, что кроме основного корабля в специальном отсеке ракеты-носителя находился еще один космический аппарат, к которому главный корабль пристыковывался уже в космосе. Именно эти аппараты мы рассмотрим сейчас.

27.jpg


Лунный модуль Аполлона-14

Лунный модуль был практически полноценным космическим кораблем: у него был герметичный объем для двух астронавтов, свои системы жизнеобеспечения, терморегуляции, электропитания, свой двигатель с топливными баками. Единственное, чего у него не было, - это теплозащиты и парашютов для посадки на Землю. Таким образом в ходе миссии Аполлон-9 впервые в мире люди летали на космическом корабле, не способном войти в атмосферу и приземлиться.

28.jpg

Задачей лунного модуля была посадка на поверхность Луны с селеноцентрической орбиты и взлет с выходом на эту же орбиту. Модуль был сделан настолько легким, насколько это возможно. Первоначальный его проект предусматривал вот такой несколько нелепый дизайн:

29.jpg

В результате лунный модуль приобрел вот такую, немного похожую на паука, форму:

30.jpg

Рассмотрим его поближе:

31.jpg


Лунный модуль Аполлона-11

32.jpg

Каркас с установленными топливными баками и двигателем хорошо виден на фотографии посадочной ступени в сборочном цехе:

33.jpg

34.jpg


Посадочная ступень Аполлона-13 в цехе

Это продиктовано необходимостью, насколько возможно, снизить массу лунного модуля. А поскольку ему нужно было летать только в вакууме, никакой обтекаемости и особой прочности не нужно.
А на этой фотографии виден сложенный лунный ровер перед погрузкой в отсек посадочной ступени Аполлона-15:

35.jpg

36.jpg


Лунный модуль Аполлона-16

Отдельно взлетная ступень выглядит так:

37.jpg


Взлетная ступень ЛМ Аполлона-17

Она похожа на нечто вроде положенной набок цилиндрической банки, на которую снаружи навешано много всякой всячины. На специальных кронштейнах вынесены 4 блока по 4 двигателя ориентации (на фото видны 2, остальные сзади) аналогичные таковым на сервисном модуле Аполлона. На лицевой стороне модуля видны два треугольных иллюминатора (в правом видна голова Юджина Сернана в шлеме), а между ними выступ, внутри которого проложена проводка и установлено оборудование радара сближения, антенна которого торчит сверху. Чуть ниже радара на поверхности выступа установлена антенна S-диапазона, а еще ниже – сигнальный проблесковый фонарь, предназначенный для улучшения заметности лунного модуля на поверхности Луны с большого расстояния. Остронаправленная поворотная антенна S-диапазона торчит позади и выше левого блока двигателей ориентации. Под выступом хорошо различим люк для выхода на поверхность Луны.

38.jpg


Взлетная ступень ЛМ Аполлона-9

Снизу видно сопло двигателя, а по бокам от него два выступа, похожих на мешки. Это отсеки со сферическими баками горючего и окислителя. Заметная асимметрия их расположения объясняется тем, что бак горючего меньше и легче бака окислителя, поэтому для точной установки центра масс аппарата этот бак пришлось вынести дальше от геометрического центра.

39.jpg


Лунный модуль Аполлона-9

При взгляде на верхнюю часть модуля мы видим стыковочный узел, чуть ниже него немного видна мишень, по которой астронавты выставляли ориентацию кораблей при стыковке. Чуть левее этой мишени торчит антенна метрового диапазона и еще одна справа от стыковочного узла. Между узлом и радаром виден объектив навигационного телескопа.
Для лучшего понимания конструкции взлетной ступени обратимся к фотографиям из сборочного цеха.

40.jpg

Здесь видна цилиндрическая герметичная капсула для экипажа. Она должна выдерживать внутреннее давление 0,4 атмосферы, поэтому все ее стенки снабжены большим количеством ребер жесткости. Слева на капсуле закреплены кронштейны, на которых установлены блоки двигателей ориентации, а между ними закреплен солидных размеров бак окислителя. Сверху слегка торчит бачок с водой.

41.jpg

Здесь взлетная ступень представлена нам сзади, причем на более позднем этапе сборки: бак с окислителем укутан толстым слоем теплоизоляции, над ним уже установлены два выкрашенных в черный цвет топливных бака двигателей ориентации, между которыми пристроился гелиевый баллон, а поверх всего этого на каркасе из тонких алюминиевых трубок частично смонтированы панели из нескольких слоев алюминия и майлара, образующие наружный корпус ступени и ее тепловую и противометеоритную защиту. С задней стороны расположена вся электроника, две серебряно-цинковые батареи электропитания, два шар-баллона с гелием для наддува топливных баков взлетного двигателя и два шар-баллона с кислородом для системы жизнеобеспечения.

42.jpg

43.JPG

…и перейдем в кабину.

44.jpg

Свободный объем кабины 4,6 кубометра (немного больше двух телефонных будок). На фотографии видны два иллюминатора, пульт управления кораблем между ними и люк для выхода наружу под пультом. На потолке имеется небольшое прямоугольное окошко для наблюдения за стыковкой. У каждого иллюминатора предусмотрены светофильтры для защиты от солнечного ультрафиолета (на фотографии свернуты в рулончики). Здесь не хватает бортового компьютера, точно такого же, как в командном модуле (прямоугольное отверстие внизу пульта) и части электроники на боковых стенках. Что поделать, музейный экспонат…

45.jpg

Вот так размещаются в кабине астронавты при пилотировании: стоя, пристегнувшись к полу. На этой фотографии запечатлен процесс наземной тренировки экипажа Аполлона-9 на тренажере-имитаторе лунного модуля.
Взглянем на заднюю часть кабины (на снимке музейный экспонат):

46.jpg

Сверху – люк стыковочного узла, снизу под ним пол образует выступ, похожий на колпак. Внутри него находится взлетный двигатель. В металлическом ящике на задней стенке спрятана электроника компьютера наведения. Все, что находится на левой и правой стенах – аппаратура системы жизнеобеспечения. Большой белый предмет справа – это ранцевая СЖО для скафандра, установленная на месте ее заправки. Под ней расположено ассенизационно-санитарное устройство (мочеприемник). Решетка справа от колпака двигателя – выпуск системы рециркуляции воздуха. Тонкий шланг перед ней – водораздатчик. Слева от решетки находится панель управления системой жизнеобеспечения и шланги для подключения к ней скафандров. Аппарат, находящийся позади этой панели хорошо виден на этой фотографии:

47.jpg

Здесь видны два гнезда с картриджами поглотителя углекислого газа (гидроксид лития, LiOH), а позади крышки двигателя хранится запасной картридж. Натянутые всюду сетки предназначены для хранения всякого инвентаря (камеры, инструменты, мешки для образцов и т п).
Перейдем теперь к пульту управления:

48.jpg

Сверху установлен навигационный телескоп, по бокам от него на струбцинках закреплены фонарики для освещения кабины, а возле правого иллюминатора закреплена кинокамера. Пульт демонстрирует типичный американский подход: управление всеми системами корабля доверить человеку. Даже то, чем по умолчанию рулит автоматика. Отсюда так много различных тумблеров, переключателей, ручек и показометров.

Лунный модуль был единственным космическим кораблем, который никогда не возвращался на Землю и не был для этого предназначен, а также он был единственным кораблем, на котором в пилотируемом режиме были осуществлены посадка и взлет с отличного от Земли астрономического объекта. Кроме того это был первый пилотируемый корабль, с которым стыковался другой пилотируемый корабль (Джемини стыковался с беспилотной мишенью Аджена).

49.jpg


Лунный модуль Аполлона-12

Мы разобрали уже две конфигурации Аполлона: командно-сервисный модуль, в основном летавший по низкой околоземной орбите (кроме Аполлона-8) и лунный модуль, летавший к Луне (кроме Аполлона-9). Но была еще и третья конфигурация. Она использовалась только один раз, когда был совершен последний полет Аполлона с целью практически бесполезной для науки, но бесценной для политики стыковки с советским кораблем Союз-19. Конструкция Аполлона и Союза кардинально различалась. И если со стыковочными узлами проблем не было: на оба корабля легко было поставить андрогинно-периферийные агрегаты стыковки, то вот несовместимость атмосфер обоих кораблей ставила перед инженерами серьезную задачу. На Аполлоне использовался чистый кислород при давлении 0,4 атм, что позволяло значительно упростить систему жизнеобеспечения и облегчить командный модуль, сделав его стенки тоньше. На Союзе же использовался обычный воздух при давлении 1 атм. Из-за этого для перехода экипажей между кораблями возникла необходимость в декомпрессионной камере, где при переходе из Союза в Аполлон люди должны были несколько часов дышать чистым кислородом и затем медленно сбавлять давление для выхода азота из крови и предотвращения кессонной болезни. И такая камера была изготовлена. При старте Аполлона она размещалась в адаптере позади корабля, как лунный модуль, а после выхода на орбиту корабль разворачивался и стыковался с этим отсеком точно так же, как с лунным модулем.

50.jpg

В отличие от лунного модуля стыковочный модуль не был полноценным космическим кораблем: у него не было ни двигателей ориентации, ни маршевого двигателя, ни пульта управления. По сути это просто бочка, закутанная в экранно-вакуумную теплоизоляцию с присоединенными к ней с двух сторон баллонами с кислородом и воздухом, помещенные в покрытые теплоизоляцией отсеки, которые хорошо видны на этой фотографии:

51.jpg

52.jpg

53.jpg

Фотографий стыковочного модуля Аполлона изнутри в полете мне найти не удалось. Возможно, во время декомпрессии экипажу было не до фотографирования. Зато есть фотографии с наземных тренировок в этом модуле, на которых виден его интеръер:

54.jpg

55.jpg

Больше про этот модуль сказать в принципе нечего: он совершенно прост.

56.jpg

На этом мы заканчиваем разбор одного из лучших космических кораблей, когда-либо построенных человечеством. До сих пор никто не сделал корабля с такими возможностями, какие были у Аполлона. Летать бы ему и летать, но закрытие лунной пилотируемой программы сильно ударило по этой космической системе, а ставка на систему Спейс Шаттл прибила Аполлон окончательно. Конструктор ракетно-космических систем NASA Вернер фон Браун прямо заявил: "Нам всегда было очевидно, что после титанических усилий, связанных с высадкой людей на Луну, придется сделать определенный шаг назад. Мы . стремились в своих докладах показать, что подобные программы нельзя открывать и закрывать, как водопроводный кран; что каждый раз, когда "кран закрывают", обнаруживаются огромные потери в знаниях и опыте, и вновь запустить подобную программу стоит колоссальных средств и что государству гораздо целесообразнее иметь программу, обеспеченную равномерным ежегодным финансированием".

Лунный модуль LM-11 миссии Аполлон-16. Лунный автомобиль был выгружен из отсека справа от лестницы

В каком-то смысле это был первый в мире истинно космический корабль, поскольку он был способен перемещаться только в космосе, не был конструктивно и аэродинамически приспособлен к полёту в атмосфере Земли.

Модуль состоит из двух ступеней. Посадочная ступень, оборудованная самостоятельной двигательной установкой и шасси, используется для снижения лунного корабля с орбиты Луны и мягкой посадки на лунную поверхность, и также служит стартовой площадкой для взлётной ступени. Взлётная ступень, с герметичной кабиной для экипажа и самостоятельной двигательной установкой, после завершения исследований стартует с поверхности Луны и на орбите стыкуется с командным отсеком. Разделение ступеней осуществляется при помощи пиротехнических устройств.

Для тренировки экипажа по ручному управлению модулем был разработан тренажёр, способный на Земле создать условия пребывания в поле тяготения Луны.

На Луну. Глава 7.

А испытан ли лунный модуль?

Шесть раз садились на Луну и взлетали с неё лунные модули. По мнению автора [1], это очень неожиданный пример многократного, безаварийного функционирования сложнейшей системы, которая до этого ни разу не испытывалась в тех реальных условиях, на которые она рассчитана. Вот сокращённый отрывок из его статьи с небольшой корректировкой хронологических неточностей, сделанных по данным [2]:

Как видим, мнение очень скептическое. Но есть и другие мнения.


Илл.1.

Тренировка посадки на Луну и её окончание

а) тренировка на тренажёре лунного модуля,

б) конец тренировки,

Были тренировки на Земле пишут защитники В.Яцкин и Ю.Красильников [3]:

По главному назначению не испытан

По мнению Б.Е.Чертока [6]: "Американцы совершили очень рискованный эксперимент. В случае отказа в этих системах двое космонавтов в лунной кабине были обречены". И, тем не менее, по уверению НАСА, А9 успешно испытал лунный модуль. Полёт А-10, по выражению Я. Голованова, в отношении испытаний лунного модуля представлял "одно и то же" по сравнению с программой А-9, но происходил он на окололунной орбите.

Как же тогда астронавты шесть раз успешно сели на Луну, и шесть раз взлетели с неё? Удивляет и их смелость, и потрясающее везение. Но удивление исчезнет, если предположить, что на самом деле никакие модули на Луну не летали. Тогда и настоящие испытания не нужны. Их можно сымитировать от начала до конца. Основания к таким решительным сомнениям даёт внимательное изучение некоторых киноматериалов о полёте А-9.

Имитация испытаний?


Илл.2. Корабль А-9 с пристыкованным лунным модулем,

из люка высунулся астронавт Д.Скотт; на вставке: астронавт Р. Швейкарт стоит на подножке лунного модуля

Ниже приведены кадры из киноэпизода (илл.3,4,5), который согласно описанному сюжету как раз и снял астронавт Швейкарт [8]. В этом эпизоде астронавт Скотт, высунувшись из люка, совершает какие-то действия. Нас интересуют не эти действия, а белый лоскуток, который виден недалеко от руки астронавта. (На илл.3д в поле зрения попадает и другой лоскут. Он зачёркнут, чтобы не отвлекать внимание). Проследим за перемещениями нашего лоскута.

Посмотрим илл.3. Момент, соответствующий кадру 3а, принят за начало отсчета времени. В безвоздушном пространстве ничто не мешает предметам двигаться по инерции, и поэтому любой выброшенный из корабля предмет удаляется от него по прямой линии. Но лоскут ведёт себя иначе: он быстро (за 0,36 с) движется явно по непрямой, ломаной линии 1-2-3-4-5. Впечатление такое, что он кружится в вихре воздуха.


Вот ещё одна серия кадров на эту тему (илл.4). Здесь другой лоскут всего за 0,5 секунды описывает почти замкнутую траекторию. Что его кружит, если не воздушный вихрь?



Весь эпизод с лоскутами, только частично отражённый кадрами илл.3-5, длится в фильме [8] 15 секунд. И, если все это время вокруг корабля кружат таинственные вихри, то значит этот корабль - не в космосе. Неужели НАСА способна пойти на то, чтобы показать имитацию выхода в открытый космос? И ведь похожие примеры есть.


Илл.6.

Кому нужна эта ложь?

б) М. Коллинз в самолёте во время тренировки на невесомость

Автор книги с помощью коллег достал ту книгу, о которой идёт речь. На илл.7 приведены фотоснимки оригинальных страниц из книги М.Коллинза [10]. Всё в ней именно так, как пишет Р. Рене. И зеркальное отображение, и разный масштаб снимков, и то, что один снимок находится на 5-ой странице книги, а другой - на 196-197-ой – всё служит тому, чтобы читатель не соединил в своём сознании эти два снимка воедино.


Илл.7. Что б никто не догадался: зеркальное отражение, разный масштаб и далёкие страницы

Выявившаяся способность американцев на подобные подмены плюс воздушные вихри, обнаруженный вокруг якобы космической кабины А-9 (илл.4-6), заставляют предположить, что реальная программа полёта А-9 далеко не соответствовала официально объявленной. Можно усомниться даже в том, что корабль А9 вообще выходил в космос, иначе зачем потребовалась вся эта имитация космического полёта?

И как после этого доверять информации НАСА [5] о последующих испытаниях лунного модуля, якобы проведённых астронавтами А-10 уже на лунной орбите? К тому же иллюстративные материалы об этих испытаниях настолько скудны [12], что никакому критическому разбору они не подлежат: там просто нечего изучать и нечего критиковать.

Читайте также: