Посадка самолета на дорогу

Обновлено: 04.07.2024

Далее слова автора:

Когда реактивный лайнер садится на взлетно-посадочную полосу аэродрома, то сила удара такова, что толщина бетона или асфальта должна быть не менее 70—80 сантиметров. Шоссейных дорог с таким глубоким покрытием не существует. Кроме стратегических, секретных. Туда ход был закрыт, из гражданских - ни одна автострада для посадки многотонного Ту-134 не годилась.

Обдумав все возможные варианты, создатели приняли решение: "загримировать" под шоссе аэродромную полосу. Со взлетно-посадочной дорожки удалили опознавательные знаки, прожектора и прочие авиационные обозначения. Маляры начертили на бетоне белые линии, какие обычно нарисованы на автострадах.

Вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски, бочку с квасом, а также указатель "Москва — 140 км". Но главное - нужно было приземлить самолет среди едущих автомобилей. Какой летчик решится на это?

Трюк снимали на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации. Заместитель начальника школы Иван Антонович Таращан предложил: "Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк". Но когда создатели фильма заикнулись об этом в министерстве, с ними просто не стали разговаривать. "Это смертельно опасно! Это запрещено!" - категорически заявили там. Никто не хотел рисковать. Среди руководителей гражданской авиации безумца не нашлось. Так что Рязанов и компания приехали в Ульяновск без письма министерства.

Летчик Иван Антонович Таращан сначала наотрез отказался выполнить просьбу - посадить самолет на взлетную полосу, по которой будут ездить автомобили. Но где-то в глубине души замечательному пилоту хотелось совершить трюк, какого еще никто не исполнял. Понимая огромную ответственность, которая лежит на нем, он потребовал: "Машины — только легковые, за рулями - только летчики: в этой чрезвычайной ситуации им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно".

Созвали всех летчиков, имеющих личные машины, и "мобилизовали" их на съемку. По краям взлетной полосы навстречу друг другу бежали легковые автомобили, и Таращан безупречно посадил гигантский лайнер. В прессе я встречал, что трюк снимали шесть дублей, и все шесть раз Таращан безупречно сажал машину. Но не думаю, что итальянские продюсеры, экономившие на всём, выделили средства на шесть взлётов воздушного лайнера. Да и сложность, опасность самого трюка, думаю, исключает возможность шестикратного его повтора.

Потом в фильме следовали кадры, как Ту-134 едет по шоссе, автомобили снуют у него под крыльями, обгоняют, самолет проезжает по улице городка. Эти проезды снимались на резервной полосе аэродрома, где построили декорации домов, установили светофоры. По тротуарам спешили люди, бежали дети, за квасом стояла очередь. И во всей этой натуральной уличной суете самолет-гигант выглядел независимым, добродушным и смешным великаном среди лилипутов - машин и людей.

Накануне ввода большого числа скоростных автомагистралей в России Минобороны готовит изменения в правила дорожного строительства.

На совещании у Владимира Путина по развитию Вооруженных сил 24 ноября министр обороны Сергей Шойгу сообщил президенту, что военная авиация отрабатывала посадку самолетов на автострады. Министр заявил о необходимости внести изменения в правила строительства и ремонта автомобильных дорог.

— К сожалению, в какое-то время это требование [пригодности для самолетов] было исключено из правил строительства дорог, но сейчас есть необходимость по его включению, — отметил на совещании Шойгу. — Мы восстановили систему посадки боевых самолетов на федеральные автомобильные трассы.

Генерал армии Петр Дейнекин, бывший главнокомандующий ВВС (1991–1998) считает, что вопрос поднят своевременно. В ближайшее время в России планируется строительство большого числа платных магистралей. При этом необходимо предусмотреть участки, пригодные для использования военной авиацией.

— С началом развала СССР и его Вооруженных сил было не до того, но сейчас полеты с автомагистралей стали выполняться при проведении учений и маневров, — рассказал Дейнекин. — Разумеется, что при реконструкции и строительстве новых дорог надо предусматривать участки для их использования авиацией и укрытия техники.

Дейнекин пояснил, что специализированные участки автострад могут использоваться при выходе из строя основного аэродрома в условиях военных действий.

Обычный водитель, выехавший на автомагистраль А44 на западе Германии, вряд ли заметит что-то необычное. Дорога, ведущая сквозь индустриальную местность Рурской области, принципиально не отличается от своих аналогов в любой другой части ФРГ. Лишь в одном месте на трассе отсутствует разделительная полоса, а потоки защищены лишь отбойниками. Скорее всего, на такую мелочь никто даже не обратит внимания. И совершенно напрасно, ведь на самом деле участок неподалеку от городка Бюрен предназначен не только для автомобилей, но и для самолетов.

В чем же тут дело? Еще в конце Второй Мировой войны в гитлеровской Германии начали использовать отрезки автобанов в качестве альтернативных взлетно-посадочных полос. Такое решение объяснялось тем, что нацистам просто-напросто не хватало обычных аэродромов, многие из которых разбомбили. Война закончилась, но идея использовать автомобильные дороги в качестве запасного аэродрома, понравилась многим. И уже через несколько лет после наступления мира в Европе стали появляться так называемые "аэродромные участки дороги".

Что же представляет собой аэродромный участок дороги? По сути, это – обычная автотрасса, которая, однако, имеет некоторые особенности. Во-первых, как мы уже упомянули выше, в месте, где на дорогу могут приземляться самолеты, отсутствует разделительная полоса, а отбойника либо нет, либо он легко демонтируется. Во-вторых, отрезок такой дороги не имеет поворотов. В-третьих, зачастую присутствует место для стоянки самолетов, которое, как правило, замаскировано под обычную автомобильную парковку. Ну, и стоит ли говорить, что покрытие такого "запасного аэродрома" не имеет изъянов?

Кстати, "аэродромный участок дороги" – это советский термин. В США подобные взлетно-посадочные полосы (ВПП) называли highway strip, в ФРГ – Autobahn-Behelfsflugplatz, а, скажем, в Италии - pista d'atterraggio stradale. Но их расцвет, независимо от названия, пришелся на период Холодной войны, когда соперничающие стороны искали новые тактические решения. Больше всего аэродромные участки дороги любили в Западной Германии, поскольку немецкие автобаны представляли собой прекрасную базу для подобных альтернативных ВПП. Причем на таких участках регулярно проводились маневры. Например, в 1984 году командование НАТО на двое суток перекрыло участок автобана на северо-западе Германии возле местечка Альхорн ради учений, во время которых отрабатывалась посадка транспортных самолетов Hercules и штурмовиков A-10 Thunderbolt. Впрочем, практиковалась посадка боевых самолетов на дорогу и в СССР. Да и сейчас военные стран бывшего союза нередко пользуются таким приемом. Например, в 2014 году российские военные в рамках учений посадили штурмовик Су-25 на федеральную трассу М-60. А в 2016 году в Белоруссии летчики посадили боевые самолеты на участок автодороги М-4 Минск-Могилев.

В наши дни аэродромные участки дороги имеются во многих странах. Например, в Швейцарии, Польше, Тайване, Финляндии, России, Австралии и даже Сингапуре. Любопытно, что недавно об использовании дорог в качестве ВПП заговорили в Индии. В 2016 году министр транспорта этой страны Нитин Гадкари заявил, что такие аэродромы можно использовать и для гражданской авиации. Думаете, индусы совсем сошли с ума? Не спешите с выводами. К примеру, в Австралии подобные ВПП уже используют для самолетов "скорой помощи". Поэтому не исключено, что рано или поздно дойдет и до гражданского применения таких полос. Пусть речь и идет о небольших самолетах и дорогах с низкой интенсивностью движения. Сейчас большинство аэродромных участков дорог, возникших как ВПП для боевой авиации, находится в законсервированном состоянии. Но ничто не мешает при необходимости быстро вернуть их в строй. Так что в следующий раз, когда вы вдруг поедете по дороге с хорошим покрытием, без разделительной полосы, но с большой стоянкой на прилегающей территории, задумайтесь. Вполне возможно, что вы проезжаете по запасному аэродрому для боевых самолетов, о котором большинство даже не догадывается.

Из-за чего хочется заострить на этом внимание? Да легко хотя бы, по причине того, что событие знаковое, могущее повлечь за собой важные перемены, как автодорожном постройке, так и в практике подготовки пилотов ВВС.

Посадка самолета на дорогу

Исторически, принято вычислять, что в первый раз, подобные посадки стали осуществлять летчики дивизии известного А.П. Покрышкина, каковые в 1945 году, садились и взлетали на истребителях P-39 Aircobra, с берлинских автострад.

В период СССР, подобные участки (АУД), и проектировались и строились везде еще с 1930-х годов, с целью создания разветвленной сети своевременных аэропортов. Подразумевалось, что авиация соперника нанесет первый удар конкретно по аэропортам базирования авиации, а подобные АУД, разрешат вести боевые действия с них. Так же такие АУД разрешат дозаправлять самолеты фронтовой авиации, те, каковые не имеют совокупностей дозаправки в воздухе.

Но 1991год, распад Альянса, ударил и по этому направлению. Создание таких участков было приостановлено.

Бывший главком ВВС, генерал Петр Дейнекин, считает, что при повышении строительства современных федеральных автострад, строить АУД, не просто нужно, но и вовремя. Он утвержает, что все автострады, выстроенные до 1990 года, имеют такие участки. Причем состояние их и состояние обочин для размещения запасном техники, шепетильно отслеживалось МО.

Так что же такое АУД?

Помимо этого АУД должна иметь вспомогательные рулежные дорожки (РД), параллельно главной полосе должна быть полоса запасной. РД необходимы для своевременного съезда с полосы, для очистки для взлета либо посадки. Необходимы кроме этого стоянки для техники обеспечения.

Под Санкт-Петербургом существуют 3 участка АУД. На Столичной, Мурманской автостраде, и где-то под Выборгом. Правильнее определить не удалось.

Весьма интересно, эти участки вправду смогут принять, ну, хотя бы Су-25 (масса около 12т)? Не говоря уже об МиГ-29 (обычная взлетная масса 15 т.), МиГ-31 (около 35т), Су-27 (обычная взлетная около 24т).

Кто будет нести главное бремя затрат по содержанию и строительству АУД? В случае если МО, то это им в полной мере по карману. В случае если государственный бюджет, т.е. итак всегда Дорожный фонд и дефицитный Минтранс, то станет ли это благом для страны? Вопрос не риторический.

По оценкам некоторых специалистов, подобные участки станут на 20-25% дороже простых.

Они что, уже не необходимы ВВС, со всей инфраструктурой, подъездными дорогами и пр.?

Как у нас делают дороги, знают все. Примеров масса, в то время, когда лишь сданный участок автострады, через год имеет наезженные колеи. А на федеральных (!) автострадах имеется участки, на которых возможно покинуть колеса и подвеску.

Не окажется ли так с АУДами?

Дело строительства АУД, без сомнений, весьма необходимое. Опыт посадки на автострады, для любого летчика нужен. И прекрасно, в случае если организация АУДов в стране будет не просто расходованием бюджетных средств, а послужит увеличению качества отечественных ВВС.

Смирнов Валерий специально для

Посадка самолетов МиГ-29 и Су-25 на АУД. Взлет на боевое применение

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

Если вы летали самолетом, значит прекрасно осознаёте, как некомфортно время от времени ощущаешь себя в полете! Посадка самолёта ночью, территория…

Гуам. На протяжении Второй мировой за эту местность шли бои не на жизнь а насмерть. Но уже более 50 лет тут царит покой. Данный покой смогут нарушать…

Успешное осуществление вынужденной посадки на воду зависит по большей части от следующих факторов: от состояния моря и силы ветра; от типа самолета; от…

Во всем мире из года в год возрастает число пострадавших и больных, транспортирование которых осуществляется самолетом. Значительно чаще необходимостью…

Самолет с вертикального взлетом появилися, в то время, когда началась эра реактивной авиации, это была вторая добрая половина пятидесятых годов….

Для надёжной посадки самолета очень важен исправный тормоз. Уменьшение посадочной расстоянии вероятно при эксплуатации множества приспособлений, начиная…

Читайте также: